Яичное направление
Бройлерное направление
Цех промышленного стада кур несушек
Пищевые ‘
Молодки
Экспресс-котроль пищевых яиц
Роди- тельское стадо Инку- бато- рий Ремонт- ный молод- няк
Цех воспроизводства
яйца
Яйцесклад — Экспресс-контроль инкубционных яиц V
Зооветлаборатория
Паспорта, индексы качества, предложения
Служба качества
Расчетный (плановоэкономический) отдел
Прогноз финансовых результатов ,
Центральный компьютер (директора)
Суточный
молодняк
ч § ^ || І §
ени
па
Цех выращивания (откорма)
Мясо
птицы
в живом
весе г
Убойный
цех,
цех сан
бойни
Экспресс-контроль мяса птицы в убойном весе
Паспорта, индексы качества, предложения
Схема организации информационного потока
же влиять на достоверность финансовой отчетности, отражая реально существующий потенциал организаций и конкурентную позицию в сегменте рынка.
Паспортизация без особых затрат позволяет достичь весьма высоких показателей и при этом
нормализует, формирует партнерские отношения как внутри предприятия, так и между различными предприятиями.
Для управления качеством продукции птицеводства паспортизация является наиболее достоверным, объективным, оперативным и быстрым методом повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия.
Список литературы
1. Фисинин, В.И. Итоги работы за 2011 год и перспективы развития отрасли с учетом вступления России в ВТО / В.И. Фисинин // Птица и птицепродукты. — 2012. — № 1. — С. 14-17.
2. Курова, Г.П. Экспресс-метод контроля качества инкубационных яиц: тезисы докладов национального отделения ВНАП СССР / Г.П. Курова, П.П. Царенко. — Баку, 1985.
3. Курова Г.М. Паспортизация в птицеводстве: монография / Г.М. Курова. — Кострома: КГСХА, 2008.
4. Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. — М.: Экономика, 2005. — 504 с.
УДК 338.43
Н.В. Богачёва
Российский государственный аграрный заочный университет
МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ СЕКТОРОМ АПК
Управление агропромышленным производством представляет собой единую систему, в которой ее элементы, органы управления разных уровней тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. В то же время управленческие функции как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях должны иметь определенные ограничения, которые исключили бы «разрыв» этих функций и тем самым не нарушали системности управления. Нахождение оптимума между разграничением управленческих функций и теснотой их связей — непременное условие обеспечения как частичного, так и общего равновесия в экономическом развитии.
Основным звеном в системе обеспечения стратегии развития агропромышленного комплекса должны стать органы управления на региональ-
ном уровне, деятельность которых по выполнению оперативных и стратегических задач следует разграничивать.
К функциям регионального управления аграрного сектора АПК региона можно отнести следующие:
1) анализ состояния и прогнозирование развития;
2) разработку и реализацию программы развития аграрного сектора;
3) разработка инновационной системы управления АПК региона;
4) индикативное планирование;
5) координацию научных исследований, повышение квалификации кадров;
6) привлечение инвестиций для осуществления региональной программы;
81
7) проведение земельной реформы и рационализацию землеустройства;
8) регулирование процессов экологии, сан-эпиднадзора;
9) осуществление информационно-консультативной деятельности и аудита.
Надо отметить, что вследствие сложности производственных процессов функции регионального управления не исчерпываются указанным. Такое многообразие функций связано и с тем, что нестабильность как внешней, так и внутренней организационно-экономической среды требует разработки новых инновационных подходов к региональным проблемам и региональному управлению [1].
Для достижения целей и решения задач стратегического управления должны разрабатываться три основных направления: построение рациональных структур управления, стратегическое планирование и дифференцированное распределение финансовых ресурсов.
С учетом ограниченности финансовых ресурсов в основу преобразований может быть положена стратегия поляризованного развития, суть которой заключается в том, что имеющиеся инвестиции концентрируются и направляются на формирование «точек роста», а также обеспечение мультипликативного эффекта от вложенных средств. Применимость стратегии данного типа к региональным АПК определяется тем, что в их составе имеются отрасли и сферы деятельности, вложение средств в развитие которых отражается на эффективности большинства производственных структур комплекса, обеспечивая значительный подъем общего уровня научно-технического прогресса, производительности труда и занятости населения.
Формирование точек развития региональных АПК необходимо осуществлять, основываясь на идеях Ф. Перу с учетом следующих принципиальных позиций: рост и развитие производства не могут осуществляться без концентрации и экспансии; возникшие полюса кумулятивно концентрируют в одном месте и в одной отрасли; рост и развитие других отраслей на определенное время может даже замедлиться; условия осуществления предприятий и отраслей с замедленным развитием должны быть социально терпимыми [2].
В рамках АПК инвестиции в основной капитал и финансирование формирования оборотных средств необходимо сконцентрировать в точках развития сельского хозяйства, в которых процесс производства будет осуществляться на интенсивной основе. В качестве «точек роста» могут выступать: машинно-технологические станции; племенные животноводческие и семеноводческие хозяйства; репродуктивные свиноводческие, птицеводческие предприятия, опытно-производственные и учебные хозяйства, базовые хозяйства по первоначаль-
82
ному освоению и дальнейшему распространению нововведений и т. д. [3].
В большинстве остальных предприятий производство придется вести при минимуме ресурсов, т. е. относительно экстенсивно. В настоящее время процесс экстенсификации сельского хозяйства в большинстве регионов протекает стихийно, вызывая крайне нежелательные последствия. Стихийность процесса необходимо перевести в целенаправленное русло посредством: 1) создания диверсифицированных производственных систем с относительно замкнутым циклом производства;
2) использования ресурсосберегающих технологий, в том числе основанных на применении дешевых источников энергии (ветра, воды и пр.); 3) отбора и сочетания тех видов (сортов) сельскохозяйственных культур и пород скота, которые максимально адаптированы к местным почвенно-климатическим условиям; 4) максимально возможной замены химических удобрений и средств защиты растений на органические и биологические.
Еще одной формой решения проблемы могут быть стратегические союзы. Формирование «точек роста» в АПК на базе перерабатывающих предприятий предполагает объединение их с сельскохозяйственными, торговыми и иными предприятиями в целостную систему с общими задачами и стратегией развития. Стратегические союзы позволяют более полно использовать производственные мощности, расширять ассортимент выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места, повышать качество сырья и снижать его себестоимость.
Перерабатывающие предприятия, формируемые в качестве «точек роста», фактически будут выступать головными координаторами вертикальной интеграции. Таким образом, стратегический бюджет поддержки предприятий аграрного сектора АПК региона будет предназначаться для «точек роста», кредитования приобретения основных средств и финансирования региональных программ, а оперативный — для кредитования пополнения оборотных средств, дотаций на продукцию и компенсации затрат, пополнения фонда страхования. Дотации целесообразно осуществлять в форме надбавок к ценам (прежде всего на продукцию животноводства), дифференцированных по территории регионов в зависимости от особенностей природных и экономических условий ведения сельского хозяйства.
Стоит обратить внимание на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Социально-экономический эффект от развития, отражающий результативность с точки зрения общества, заключается в увеличении производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, повышении занятости и самозанятости сельского населения, его доходов. Уже сегодня можно наблюдать
Таблица 1
Целевые индикаторы и показатели развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Показатель 2008 г. 2011 г.
Производство валовой продукции, млрд р. 1277,7 1806,1
Прирост продукции к исходному:
+, —, млрд р. X* 528,4
% X 29,3
Реализовано сельхозпродукции, млрд р. 197,6 273,7
Прирост продукции к исходному:
+, —, млрд р. X 76,1
% X 27,8
* Автор не приводит данных.
Таблица 2
Удельный вес кооперативов в агробизнесе развитых стран, %
Страны Направление деятельности — сбыт
Молоко Мясо Овощи и фрукты Зерно
Швеция 81 9 7 60 75 75
Германия 30 60 - 50.60
Канада 4 5 0 2 5 2 7 54 15.40
Нидерланды 35 70...96 - 40.50
эффект от создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов (табл. 1).
В разных странах одни и те же виды потребительских кооперативов традиционно имеют различную значимость в агробизнесе, но в целом они действуют как равноправные рыночные субъекты и существенным образом влияют на развитие аграрного сектора (табл. 2).
Подводя итог, можно выделить основные методы, наиболее способствующие созданию эффективной и гибкой системы государственного управления АПК:
1. Определение и четкое разграничение функций государственного управления на всех уровнях, включая непосредственных товаропроизводителей с учетом их организационно-правового статуса.
2. Создание системы управления в виде преимущественно ассоциаций и отраслевых союзов сельскохозяйственных производителей.
3. Рациональное сочетание всех видов управления аграрным сектором АПК: государственного, хозяйственного и местного.
Осуществление новой стратегии территориального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования всех правовых, институциональных, экономических механизмов федеральных отношений. Важнейшим звеном модернизации регионального управления АПК является процесс саморегулирования, т. е. наличие возможности регионального аграрного сектора достаточно быстро приспосабливаться к быстро меняющейся внешней среде посредством непосредственного
воздействия на эту среду путем принятия инновационных решений, способствующих комплексному взаимодействию частей системы, дающих наибольший эффект.
Список литературы
1. Гранберг, А. Стратегия территориального социально-экономического развития России / А. Гранберг // Вопросы экономики. — 2001. — № 9. — С. 18.
2. История экономической мысли / Под ред.
B.В. Крутова, Е.В. Балахоновой. — СПб.: Питер, 2008. —
C. 203.
3. Костаев, А. Стратегическое управление АПК / А. Костаев // АПК: экономика, управление. — 2000. — № 9. — С. 19.
УДК 338.12.017: 631.152.3 Д.И. Макаров
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СВЕКЛОВИЧНОГО САХАРА РЕГИОНА
В
ступление в 2012 году России в ВТО, а также хара. Отечественные производители, для того что-
таможенные союзы с Белоруссией и Казах- бы не проиграть в конкурентной борьбе как своим
станом повышают конкуренцию на сельскохозяй- соседям по таможенному союзу, так и другим экс-
ственных рынках РФ, в том числе и на рынке са- портерам, вынуждены на постоянной основе от-------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2012 ------------------------- 83