Научная статья на тему 'Методы совершенствования управления региональным сектором АПК'

Методы совершенствования управления региональным сектором АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MANAGEMENT FEATURES / THE REGIONAL SECTOR / THE INSTITUTIONAL INFRA-STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богачёва Наталья Викторовна

Рассматриваются методы совершенствования управления региональным сектором АПК, с учетом основных особенностей сельскохозяйственного производства. Выявлены важнейшие факторы, определяющие эффективность управления аграрного сектора регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for improving the management of the regional agricultural sector

This article discusses methods of improving the management of the regional agricultural sec-tor, taking into account the main features of agricultural production. Identified the most important factors determining the effectiveness of management of the agricultural sector regions.

Текст научной работы на тему «Методы совершенствования управления региональным сектором АПК»

Яичное направление

Бройлерное направление

Цех промышленного стада кур несушек

Пищевые ‘

Молодки

Экспресс-котроль пищевых яиц

Роди- тельское стадо Инку- бато- рий Ремонт- ный молод- няк

Цех воспроизводства

яйца

Яйцесклад — Экспресс-контроль инкубционных яиц V

Зооветлаборатория

Паспорта, индексы качества, предложения

Служба качества

Расчетный (плановоэкономический) отдел

Прогноз финансовых результатов ,

Центральный компьютер (директора)

Суточный

молодняк

ч § ^ || І §

ени

па

Цех выращивания (откорма)

Мясо

птицы

в живом

весе г

Убойный

цех,

цех сан

бойни

Экспресс-контроль мяса птицы в убойном весе

Паспорта, индексы качества, предложения

Схема организации информационного потока

же влиять на достоверность финансовой отчетности, отражая реально существующий потенциал организаций и конкурентную позицию в сегменте рынка.

Паспортизация без особых затрат позволяет достичь весьма высоких показателей и при этом

нормализует, формирует партнерские отношения как внутри предприятия, так и между различными предприятиями.

Для управления качеством продукции птицеводства паспортизация является наиболее достоверным, объективным, оперативным и быстрым методом повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия.

Список литературы

1. Фисинин, В.И. Итоги работы за 2011 год и перспективы развития отрасли с учетом вступления России в ВТО / В.И. Фисинин // Птица и птицепродукты. — 2012. — № 1. — С. 14-17.

2. Курова, Г.П. Экспресс-метод контроля качества инкубационных яиц: тезисы докладов национального отделения ВНАП СССР / Г.П. Курова, П.П. Царенко. — Баку, 1985.

3. Курова Г.М. Паспортизация в птицеводстве: монография / Г.М. Курова. — Кострома: КГСХА, 2008.

4. Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. — М.: Экономика, 2005. — 504 с.

УДК 338.43

Н.В. Богачёва

Российский государственный аграрный заочный университет

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ СЕКТОРОМ АПК

Управление агропромышленным производством представляет собой единую систему, в которой ее элементы, органы управления разных уровней тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. В то же время управленческие функции как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях должны иметь определенные ограничения, которые исключили бы «разрыв» этих функций и тем самым не нарушали системности управления. Нахождение оптимума между разграничением управленческих функций и теснотой их связей — непременное условие обеспечения как частичного, так и общего равновесия в экономическом развитии.

Основным звеном в системе обеспечения стратегии развития агропромышленного комплекса должны стать органы управления на региональ-

ном уровне, деятельность которых по выполнению оперативных и стратегических задач следует разграничивать.

К функциям регионального управления аграрного сектора АПК региона можно отнести следующие:

1) анализ состояния и прогнозирование развития;

2) разработку и реализацию программы развития аграрного сектора;

3) разработка инновационной системы управления АПК региона;

4) индикативное планирование;

5) координацию научных исследований, повышение квалификации кадров;

6) привлечение инвестиций для осуществления региональной программы;

81

7) проведение земельной реформы и рационализацию землеустройства;

8) регулирование процессов экологии, сан-эпиднадзора;

9) осуществление информационно-консультативной деятельности и аудита.

Надо отметить, что вследствие сложности производственных процессов функции регионального управления не исчерпываются указанным. Такое многообразие функций связано и с тем, что нестабильность как внешней, так и внутренней организационно-экономической среды требует разработки новых инновационных подходов к региональным проблемам и региональному управлению [1].

Для достижения целей и решения задач стратегического управления должны разрабатываться три основных направления: построение рациональных структур управления, стратегическое планирование и дифференцированное распределение финансовых ресурсов.

С учетом ограниченности финансовых ресурсов в основу преобразований может быть положена стратегия поляризованного развития, суть которой заключается в том, что имеющиеся инвестиции концентрируются и направляются на формирование «точек роста», а также обеспечение мультипликативного эффекта от вложенных средств. Применимость стратегии данного типа к региональным АПК определяется тем, что в их составе имеются отрасли и сферы деятельности, вложение средств в развитие которых отражается на эффективности большинства производственных структур комплекса, обеспечивая значительный подъем общего уровня научно-технического прогресса, производительности труда и занятости населения.

Формирование точек развития региональных АПК необходимо осуществлять, основываясь на идеях Ф. Перу с учетом следующих принципиальных позиций: рост и развитие производства не могут осуществляться без концентрации и экспансии; возникшие полюса кумулятивно концентрируют в одном месте и в одной отрасли; рост и развитие других отраслей на определенное время может даже замедлиться; условия осуществления предприятий и отраслей с замедленным развитием должны быть социально терпимыми [2].

В рамках АПК инвестиции в основной капитал и финансирование формирования оборотных средств необходимо сконцентрировать в точках развития сельского хозяйства, в которых процесс производства будет осуществляться на интенсивной основе. В качестве «точек роста» могут выступать: машинно-технологические станции; племенные животноводческие и семеноводческие хозяйства; репродуктивные свиноводческие, птицеводческие предприятия, опытно-производственные и учебные хозяйства, базовые хозяйства по первоначаль-

82

ному освоению и дальнейшему распространению нововведений и т. д. [3].

В большинстве остальных предприятий производство придется вести при минимуме ресурсов, т. е. относительно экстенсивно. В настоящее время процесс экстенсификации сельского хозяйства в большинстве регионов протекает стихийно, вызывая крайне нежелательные последствия. Стихийность процесса необходимо перевести в целенаправленное русло посредством: 1) создания диверсифицированных производственных систем с относительно замкнутым циклом производства;

2) использования ресурсосберегающих технологий, в том числе основанных на применении дешевых источников энергии (ветра, воды и пр.); 3) отбора и сочетания тех видов (сортов) сельскохозяйственных культур и пород скота, которые максимально адаптированы к местным почвенно-климатическим условиям; 4) максимально возможной замены химических удобрений и средств защиты растений на органические и биологические.

Еще одной формой решения проблемы могут быть стратегические союзы. Формирование «точек роста» в АПК на базе перерабатывающих предприятий предполагает объединение их с сельскохозяйственными, торговыми и иными предприятиями в целостную систему с общими задачами и стратегией развития. Стратегические союзы позволяют более полно использовать производственные мощности, расширять ассортимент выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места, повышать качество сырья и снижать его себестоимость.

Перерабатывающие предприятия, формируемые в качестве «точек роста», фактически будут выступать головными координаторами вертикальной интеграции. Таким образом, стратегический бюджет поддержки предприятий аграрного сектора АПК региона будет предназначаться для «точек роста», кредитования приобретения основных средств и финансирования региональных программ, а оперативный — для кредитования пополнения оборотных средств, дотаций на продукцию и компенсации затрат, пополнения фонда страхования. Дотации целесообразно осуществлять в форме надбавок к ценам (прежде всего на продукцию животноводства), дифференцированных по территории регионов в зависимости от особенностей природных и экономических условий ведения сельского хозяйства.

Стоит обратить внимание на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Социально-экономический эффект от развития, отражающий результативность с точки зрения общества, заключается в увеличении производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, повышении занятости и самозанятости сельского населения, его доходов. Уже сегодня можно наблюдать

Таблица 1

Целевые индикаторы и показатели развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Показатель 2008 г. 2011 г.

Производство валовой продукции, млрд р. 1277,7 1806,1

Прирост продукции к исходному:

+, —, млрд р. X* 528,4

% X 29,3

Реализовано сельхозпродукции, млрд р. 197,6 273,7

Прирост продукции к исходному:

+, —, млрд р. X 76,1

% X 27,8

* Автор не приводит данных.

Таблица 2

Удельный вес кооперативов в агробизнесе развитых стран, %

Страны Направление деятельности — сбыт

Молоко Мясо Овощи и фрукты Зерно

Швеция 81 9 7 60 75 75

Германия 30 60 - 50.60

Канада 4 5 0 2 5 2 7 54 15.40

Нидерланды 35 70...96 - 40.50

эффект от создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов (табл. 1).

В разных странах одни и те же виды потребительских кооперативов традиционно имеют различную значимость в агробизнесе, но в целом они действуют как равноправные рыночные субъекты и существенным образом влияют на развитие аграрного сектора (табл. 2).

Подводя итог, можно выделить основные методы, наиболее способствующие созданию эффективной и гибкой системы государственного управления АПК:

1. Определение и четкое разграничение функций государственного управления на всех уровнях, включая непосредственных товаропроизводителей с учетом их организационно-правового статуса.

2. Создание системы управления в виде преимущественно ассоциаций и отраслевых союзов сельскохозяйственных производителей.

3. Рациональное сочетание всех видов управления аграрным сектором АПК: государственного, хозяйственного и местного.

Осуществление новой стратегии территориального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования всех правовых, институциональных, экономических механизмов федеральных отношений. Важнейшим звеном модернизации регионального управления АПК является процесс саморегулирования, т. е. наличие возможности регионального аграрного сектора достаточно быстро приспосабливаться к быстро меняющейся внешней среде посредством непосредственного

воздействия на эту среду путем принятия инновационных решений, способствующих комплексному взаимодействию частей системы, дающих наибольший эффект.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гранберг, А. Стратегия территориального социально-экономического развития России / А. Гранберг // Вопросы экономики. — 2001. — № 9. — С. 18.

2. История экономической мысли / Под ред.

B.В. Крутова, Е.В. Балахоновой. — СПб.: Питер, 2008. —

C. 203.

3. Костаев, А. Стратегическое управление АПК / А. Костаев // АПК: экономика, управление. — 2000. — № 9. — С. 19.

УДК 338.12.017: 631.152.3 Д.И. Макаров

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СВЕКЛОВИЧНОГО САХАРА РЕГИОНА

В

ступление в 2012 году России в ВТО, а также хара. Отечественные производители, для того что-

таможенные союзы с Белоруссией и Казах- бы не проиграть в конкурентной борьбе как своим

станом повышают конкуренцию на сельскохозяй- соседям по таможенному союзу, так и другим экс-

ственных рынках РФ, в том числе и на рынке са- портерам, вынуждены на постоянной основе от-------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2012 ------------------------- 83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.