Научная статья на тему 'Методы развития творческих способностей у студентов'

Методы развития творческих способностей у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / РАЗВИТИЯ / ТРУДОВОЙ / ТВОРЧЕСКИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураев Илхом Бахриддинович

Актуальность исследования творческих способностей связана с особенностями современного этапа развития системы высшего образования, когда главной задачей является повышение качества профессиональной подготовки выпускников, обеспечивающее их эффективность в будущей трудовой деятельности. На первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации учебно воспитательного процесса, которые способствуют творческому развитию студентов, готовых нестандартно применять знания, умения в нестандартных ситуациях, находить собственный, оптимальный путь решения различных профессиональных и повседневных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы развития творческих способностей у студентов»

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ Джураев И.Б.

Джураев Илхом Бахриддинович - преподаватель, кафедра истории, факультет экономики, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: актуальность исследования творческих способностей связана с особенностями современного этапа развития системы высшего образования, когда главной задачей является повышение качества профессиональной подготовки выпускников, обеспечивающее их эффективность в будущей трудовой деятельности. На первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса, которые способствуют творческому развитию студентов, готовых нестандартно применять знания, умения в нестандартных ситуациях, находить собственный, оптимальный путь решения различных профессиональных и повседневных вопросов.

Ключевые слова: социально-экономические реформы, развития, трудовой, творческий, деятельность.

Проводимые в Республике Узбекистан социально-экономические реформы предъявляют повышенные требования к качеству подготовки кадров. Важность этих реформ значительно актуализируется в связи с принятыми «Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития страны» и Указом Президента Республики Узбекистан от 25 января 2018 года за № УП 5313 «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального, профессионального образования», а также Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.06.2018 года №ПП-3775 «О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах». Содержание выше названных и других директивных документов ориентирует исследователей на выявление и изучение факторов совершенствования сферы профессионального образования в направлении подготовки специалистов с высокими творческими способностями.

Определим соотношение понятий «творчество», и «творческие способности», а также педагогические условия, направленные на развитие творческих способностей студентов. Проблему творчества отразили в своих трудах Платон, Аристотель, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, С. Рубинштейн, Г. Уоллес и др. С точки зрения психологии, творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Д. Б. Эльконин утверждал, что творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность [1]. Как высшая форма деятельности личности, творчество требует длительной подготовки, эрудиции и является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. Творчество в педагогике - это одна из наиболее естественных форм реализации потребности поиска истинных знаний, которая выражается в проявлении способности человека к принятию альтернативных решений, генерации нестандартных идей. Возможность человека интегрировать свои умения в практическую деятельность есть проявление способностей к творчеству. Ученые-педагоги признают интуитивность и самобытность творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние педагога [2]. В первом приближении творческие способности - это индивидуальные качества личности, относящиеся к успешному выполнению какой - либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества. Развитие творческих способностей связано с выработкой у индивида стремления к проявлению собственной инициативы, таланта, готовности действовать в нестандартных ситуациях, наполнять личностными смыслами знания и умения. Развитие творческих способностей студента происходит во взаимодействии его с непосредственными участниками педагогического процесса, построенном как гуманитарная практика. Суть гуманитарной практики заключается в совместном движении «преподаватель - студент» от объяснения информации к созданию ситуаций понимания, осмысленному построению «живого» знания на уровне личностного отношения к «ставшей» культуре и к себе [4]. Именно смыслы (не столько потребности, как считают психологи) позволяют развить и проявить творческие способности высокого уровня.

Список литературы

1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.

2. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. 1993. № 4. С. 58.

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА ПРИМЕРЕ ДИНАМИЧНЫХ

МЕТОДОВ Мухитдинова С.А.

Мухитдинова Сабохат Ахмаджановна — преподаватель, кафедра иностранных языков между факультетами, факультет филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассказывается об изучение иностранных языков с использованием аутентичных методов. Подходы, приведенные в статье, полностью отвечают требованиям современной системы образования, а также очень эффективны с точки зрения овладения языками. Ключевые слова: аудио-язычный, погружение, ТПР, Язык, ESL.

Аудио-лингвистический метод - Теория аудио лингвистики заключается в том, что изучение языка требует навыков обучения. Повторение - мать всего обучения. Эта методология делает упор на тренировочную работу, чтобы сделать ответы на вопросы инстинктивными и автоматическими. Новые формы впервые прослушиваются студентами, а письменные формы появляются только после интенсивного бурения. Язык, используемый для этих упражнений, основан на том, что требуется для практики конкретной формы; это может или не может быть естественным.

Примером аудио языкового метода действия является упражнение на замену. Преподаватель может начать с основного предложения, такого как «Я вижу мяч», после чего она показывает серию рисунков, на которых учащиеся заменяют «мяч» каждым новым рисунком. Другая возможность - это упражнение на трансформацию, когда инструктор говорит: «Я читаю книгу», в которую учащиеся превращаются: «Я не читаю книгу» [1].

Погружение - Полного погружения трудно достичь в классе иностранных языков, если вы не преподаете этот иностранный язык в стране, где говорят на нем, и ваши студенты изучают все темы на целевом языке. Это означало бы, что ваши ученики действительно погружены в язык и культуру на двадцать четыре часа в сутки.

Например, студенты ESL имеют опыт погружения, если они учатся в англоязычной стране. В дополнение к изучению английского они либо работают, либо изучают другие предметы на английском языке для получения полного опыта. Попытки использовать эту методологию можно увидеть в школах с иностранным языком обучения, которые становятся популярными в определенных школьных округах в Соединенных Штатах, и в условиях двуязычного образования. Проблема с прежней структурой состоит в том, что, как только ученик покидает школьную среду, он или она снова окружается родным языком [2].

Метод физического реагирования, или ТРК, подчеркивает слуховое понимание. Например, учеников обучают реагировать на простые команды: встать, сесть, закрыть дверь, открыть свою книгу и т. д. Этот первый шаг впоследствии может быть расширен до рассказывания историй, где ученики разыгрывают действия, описанные в устном повествовании, таким образом демонстрируя свое понимание языка. Самым распространенным видом упражнений TPR, который до сих пор используется в современных классах иностранных языков, является Саймон Сэйс.

В классе учитель играет роль родителя. Она начинает с того, что произносит слово («прыжок») или фразу («посмотрите на доску») и демонстрирует действие. Затем учитель говорит, что команда и ученики все выполняют действие. Повторив несколько раз, можно расширить это, попросив студентов повторить слово, выполняя действие. Когда они почувствуют уверенность в слове или фразе, вы можете попросить студентов направить друг друга или весь класс [3].

Это более эффективно, если ученики стоят в кругу вокруг учителя, и вы можете даже побуждать их ходить по ходу дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.