Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ'

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / НАСТАВНИК / СТУДЕНТ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зияева М.

музыкальное исполнительство - это область, которая формировалась и развивалась с древних времен. Необходимо неустанно работать, чтобы научиться профессионально играть на любом инструменте. В то же время студенту нужен наставник для индивидуального обучения. И у наставника есть свой собственный стиль преподавания музыкального исполнения. Каждый наставник учит своего ученика играть музыкальные произведения, опираясь на свой собственный стиль. Так что чем больше мастера, тем больше стиля. Эта статья расскажет студенту о специфическом стиле преподавания инструментального исполнения. В то же время также дана информация о том, каким должен быть проходимый урок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF WORKING ON MUSICAL COMPOSITION

musical performance is an area that has been formed and developed since ancient times. It is necessary to work tirelessly to learn how to play any instrument professionally. At the same time, the student needs a mentor for individual training. And the mentor has his own style of teaching musical performance. Each mentor teaches his student to play musical compositions based on his own style. So the more masters, the more style. This article will tell the student about the specific style of teaching instrumental performance. At the same time, information is also given about what a passable lesson should be.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ»

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Зияева М.

Зияева Маликахон - заслуженный артист Узбекистана, и.о. профессора, кафедра макомного инструментального исполнительства, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: музыкальное исполнительство - это область, которая формировалась и развивалась с древних времен. Необходимо неустанно работать, чтобы научиться профессионально играть на любом инструменте. В то же время студенту нужен наставник для индивидуального обучения. И у наставника есть свой собственный стиль преподавания музыкального исполнения. Каждый наставник учит своего ученика играть музыкальные произведения, опираясь на свой собственный стиль. Так что чем больше мастера, тем больше стиля. Эта статья расскажет студенту о специфическом стиле преподавания инструментального исполнения. В то же время также дана информация о том, каким должен быть проходимый урок.

Ключевые слова: музыка, музыкальное исполнительство, наставник, студент, музыкальное произведение.

METHODS OF WORKING ON MUSICAL COMPOSITION

Ziyayeva M.

Ziyayeva Malikakhon - honored Artist of Uzbekistan, acting Professor, DEPARTMENT OF TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: musical performance is an area that has been formed and developed since ancient times. It is necessary to work tirelessly to learn how to play any instrument professionally. At the same time, the student needs a mentor for individual training. And the mentor has his own style of teaching musical performance. Each mentor teaches his student to play musical compositions based on his own style. So the more masters, the more style. This article will tell the student about the specific style of teaching instrumental performance. At the same time, information is also given about what a passable lesson should be.

Keywords: music, musical performance, mentor, student, musical composition.

УДК 787.8

Перед исполнением музыкального произведения на каждом музыкальном инструменте необходимо выполнить упражнения, основанные на ритме макомов. Макомы Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок, как мы знаем, отражены в музыкальных нотных записях на основе нот танбура. В таких музыкальных инструментах, как рубаб, дутор, канун, най, кушнай маком может быть исполнен в соответствии с их настройками. Это известно нам благодаря творческому поиску наших зрелых музыкантов во время их исполнительской деятельности.

Учителю стоит объяснить молодым музыкантам (по разным музыкальным специальностям), как использовать фонотеку в процессе обучения. Мы уже писали выше о том, что выгодно выполнять упражнения на основе традиционных музыкальных (макомных) аккордов. Такие упражнения в нотной книжке могут выполняться каждым преподавателем-специалистом в разных ритмических масштабах с учетом исполнительских возможностей ученика, записи в нотной книжке или рекомендации готовых письменных упражнений. После выполнения упражнений можно поработать над одним из произведений.

Прежде всего, не надо работать над оформлением музыки до тех пор, пока студент не выучит данное произведение наизусть. Потому что даже если текст мелодии будет простым в узбекском традиционном исполнении, ее национальное оформление не возможно отражать в нотном записе. Такие музыкальные декорации можно освоить только после их прослушивания или просмотра живых выступлений других музыкантов.

С самого начала обучения исполнительному процессу необходимо сформировать у студента навыки регулярной самостоятельной работы. Обычно, даже если регулярность трудно достичь, желательно, чтобы такие занятия постепенно становились привычными. В большинстве случаев причина, по которой не готовности домашнего задания, заключается не в плохом отношении ученика к уроку или лености, а в том, что он не до конца понимает задачу, не знает подход к изучению музыкального произведения. Поэтому задача, поставленная для самостоятельной работы, должна быть подробно объяснена, с учетом возможностей студента [1].

Учитель должен посоветовать своим студентам запомнить текст первой мелодии в простых штрихах. После запоминания текста произведения необходимо провести практическую работу по исполнению различных штрихов (в зависимости от возможностей студента).

В традиционном исполнении, обменах позициями, то есть в движениях пальцев левой руки по нотам, 1, 2

- пальцы выполняют основную задачу при исполнении орнаментов, уклонений и различных украшений. 3, 4

- пальцы занимают важное место в исполнении более форшлагоподобных моментов.

В таком процессе невероятно важно формирование отношений наставничества между учителем и студентом. Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции "наставник и ученик" показывает свои наилучшие результаты.

В давние времена по этой традиции узбекская традиционная музыка устно перешёл от поколения к поколению. А сегодня, мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции "наставник и ученик" приобрели современный характер [2].

Перед исполнением певческих разделов макомов на музыкальных инструментах желательно, чтобы студент пел произведение со словами. Каждое предложение мелодий на певческих фразах обязательно должно соответствовать измерениям объема газелей. Только тогда достигается полное и безупречное исполнение певческих треков на музыкальных инструментах.

В наше время существуют хорошие возможности для изучения национального наследия узбекской народной музыки. Наличие пожизненных музыкальных произведений, записанных опытными преподавателями макомов на нотах, магнитных лентах и кассетах, аудио, видео и компакт-дисках, является очевидным доказательством нашего мнения.

При обучении народным мелодиям, макомам имеющим сложный музыкальный жанр, учитель должен сначала показать живое исполнение. Изначально это представление должно быть максимально простым, плавным и понятным. Если исполнение произведения соответствует нотным записям, то студенту будет удобно его изучать.

Занятия должны быть содержательными, разнообразными, а также расширять музыкальный кругозор студента, формировать его творческий и духовный облик, повышать навыки демонстративного исполнения каждого произведения. В процессе занятий студенты должны не только сформировать исполнительские навыки и умения, но и получить знания по специальности об исторических источниках, о повествовании о каждом произведении, о виртуозных исполнителях, композиторах и мастерах исполнительства [3].

Народные мелодии и классические песни исполняются нашими музыкантами и певцами по-разному (варианты). Например, если мы поговорим о песне "Ушшок", то тот факт, что она называется путем добавления названий разных оазисов или впервые исполненных хафизов, означает их стили и способы. Например, «Самарканд Ушшоги», «Кукон Ушшоги», «Ушшоги Калон», «Хожи Абдулазиз Ушшоги», «Содирхон Ушшоги», «Ушшок» ёки «Туйчи Хофиз Ушшоги» и др.

Не только на вокальных треках, но и на некоторых мушкилотах, то есть на музыкальных треках, мы встречаем такие же термины. Например: В макоме Бузрук «Мухаммаси Насруллои», «Садили Султон», в макоме Наво «Мухаммаси Хусайний», в макоме Дугох «Мухаммаси Хужадожи», в макоме Сегох «Мухаммаси Мирза Хаким», «Садили Бастанигор», народные мелодии как «Хожиниёз», «Бегисултон», «Ражабий», «Ажам», «Наврузи Ажам», «Фаргонача», «Куконча» являются такими же.

Список литературы /References

1. Абдугаппоров А.А. Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

2. Матякубов Ш.Б. Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству. «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

3. Вахидов Ю.К. Методические указания по исполнению инструмента най., «Вестник науки и образования». № 7 (110), 2021.

4. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения., «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

5. Зияева М. Основные аспекты обучения студентов исполнению мелодию Дутор Лазги, «Проблемы педагогики». № 3 (54), 2021.

6. Зияева М. Традиции наставничества в примере профессионального ансамбля дутаристов «Шукрона». «Проблемы современной науки и образования». № 10 (143), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.