Научная статья на тему 'Методы психологической диагностики понимания противоречий'

Методы психологической диагностики понимания противоречий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
222
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ / ДИАГНОСТИКА / МЕТОДЫ / UNDERSTANDING CONTRADICTIONS / METHODS / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блинникова С. Л.

Ориентация субъекта в условиях противоречия на отвержение одной из оппозиционных интерпретаций в пользу другой или на отвержение сразу обеих и альтернативное этой тенденции изыскание возможностей полагания обеих интерпретаций истинными затрагивают многие психические процессы. Следовательно, в целях диагностики применяемого субъектом способа понимания противоречий может быть использован целый ряд методик. В статье представлен обзор существующих методик, направленных на оценку процессов категоризации, искажения нового опыта, направленности внимания при восприятии объектов и объяснении и предсказании событий, субъективного контроля, выбора, поиска выхода из ситуации, интеграции форм мышления, самосознания и гибкости стратегий действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Assessment of Contradiction Understanding

A general orientation in a contradictory situation could involve either rejection of one of the opposing interpretations in favour of the other, or rejection of both, or looking for alternative possibilities that would allow to deem both interpretations valid. This orientation involves a number of mental processes, and a number of approaches can be used to assess it. The paper presents a review of existing methods assessing categorization processes, new experience aberrations, attention direction associated with object perception and event explanation/prediction, subjective control, choice, situational solution search, integration of different forms of thinking, self-awareness, and action strategy flexibility.

Текст научной работы на тему «Методы психологической диагностики понимания противоречий»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, №4. С. 128-133.

Обзоры и рецензии

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОНИМАНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

С.Л. БЛИННИКОВА

Резюме

Ориентация субъекта в условиях противоречия на отвержение одной из оппозиционных интерпретаций в пользу другой или на отвержение сразу обеих и альтернативное этой тенденции изыскание возможностей полагания обеих интерпретаций истинными затрагивают многие психические процессы. Следовательно, в целях диагностики применяемого субъектом способа понимания противоречий может быть использован целый ряд методик. В статье представлен обзор существующих методик, направленных на оценку процессов категоризации, искажения нового опыта, направленности внимания при восприятии объектов и объяснении и предсказании событий, субъективного контроля, выбора, поиска выхода из ситуации, интеграции форм мышления, самосознания и гибкости стратегий действия.

Ключевые слова: понимание противоречий, диагностика, методы.

Сталкиваясь с противоположным, субъект может стараться отвергнуть одну из альтернатив и полностью принять другую или отвергнуть обе, а может ориентироваться на сохранение обеих как истинных (Ильенков, 1977, 2002; Franks, 2003; Johnson, 1992; Maurer, 2002; Peng, Nisbett, 1999).

Принято считать, что тенденция использовать тот или иной способ

понимания противоречий проявляется в разных психических процессах ^гепке1-Вга^,шк, 1949; Nisbett е! а1., 2001). В связи с этим используются существенно различающиеся методы диагностики.

Одно из направлений оценки касается процессов категоризации. Первый параметр оценки категоризации — переход в восприятии к другой категории при таком изменении

стимула, когда он приобретает большее соответствие новой категории. Респонденту последовательно по порядку предъявляются карточки из набора, в котором первая и последняя карточки содержат существенно различающиеся изображения (например, собака и кошка, разные цвета), а промежуточные представляют собой переходные стадии между этими двумя ^гепке1-Вгип8ш1к, 1949). В качестве изображений используются также цифры: на завершающей карточке из последовательности представлена цифра, а на первой — трудноразличимое изображение или другая цифра, остальные карточки содержат промежуточные изображения (там же). От респондента требуется назвать изображенное (животное, цвет, цифру). Показателями ригидности (затрудненности перехода к иной категории) выступают большее число картинок, квалифицированное в соответствии с первым изображением, и более медленные ответы на меняющиеся стимулы.

Второй параметр - ориентация на различие объектов или их сходство при категоризации. Этот параметр изучается в рамках когнитивных стилей «узкий — широкий диапазон эквивалентности», «узость — широта категории» (Холодная, 2002), атак-же толерантности к неопределенности ^игпЬат, ШЬеЬе81ег, 1995). Показателями ориентации на сходство считаются выделение респондентом меньшего числа более широких (включающих много объектов) категорий при свободной сортировке (Холодная, 2002; Furnham, ШЬеЬез-1ег, 1995) и более быстрая классификация, свидетельствующая о мень-

шей потребности в уверенности и определенности ^игпЬат, ШЬеЬез-1ег, 1995). Большая ориентация на различия связывается с потребностью в определенности и «черно-белым» мышлением (Холодная, 2002).

Третий параметр — возможность интеграции категорий. Низкая дифференциация и интеграция понятий (категорий) связывается со склонностью к «черно-белому» мышлению, нетерпимостью к неопределенности, неспособностью думать в режиме относительности. Высокая дифференциация и интеграция понятий предполагает учет множества альтернативных интерпретаций ситуации, открытость новому, в том числе противоречивому опыту, обобщение самой разнородной информации, способность строить интегрированный образ другого человека с учетом противоречивой информации. Первое характеризует конкретную концептуализацию, второе — абстрактную (как когнитивный стиль), или синтетичность и аналитичность, соответственно. Показатель — количество и степень выраженности «абстрактных» ответов на незавершенные предложения, в которых задана конфликтная социальная ситуация или аспект собственного поведения респондента (там же).

Четвертая особенность категоризации при диалектическом обращении с противоречием заключается в группировке объектов скорее на основе функциональных отношений или отношений часть—целое, нежели категории как перечня признаков. Задача для респондента состоит в группировке объектов и назывании ее основания. Ответы оцениваются по

применяемому основанию: функциональное, контекстуальное или по признакам, которыми обладают объекты. Для этого используются разные процедуры, например, выбор двух наиболее сходных объектов из трех, выбор одной из двух групп (каждая по 4 объекта) как более сходной с целевым объектом. Другая процедура состояла в предъявлении респондентам объектов, про которые сообщалось, что они относятся к одной из двух категорий (вымышленные животные с двух разных планет). Затем респондент определял (с обратной связью), к какой из этих категорий относится каждый новый предъявляемый объект. Показателем диалектичности служила большая степень спонтанной ориентации на сходство с примерами, чем на признаки и увеличение ошибок классификации при предварительном ориентировании на использование перечня признаков (Nisbett е! а1., 2001).

Диалектическое понимание противоречий предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он оценивает как правильные, — толерантность к ним. Нетолерантность оценивается по искажениям опыта в направлении его большего соответствия уже имеющимся знаниям. В исследованиях толерантности к неопределенности использовался пересказ истории с участием персонажа другой (в сравнении с респондентом) расы и социального статуса. Искажения содержания, ставившие данного персонажа в худшее положение, отражали следование социальным предрассудкам и свидетельствовали об интоле-

рантности (Frenke1-Brunswik, 1949). При оценке когнитивного стиля толерантности к нереалистическому опыту задавался конфликт между имплицитным или заданным в инструкции знанием и характеристиками актуальной ситуации восприятия объектов. В методике «Кажущееся движение» толерантность выражена больше, если больше временной диапазон, в котором данный испытуемый видит один движущийся объект при предшествующем опыту объяснении, что восприятие движения — это иллюзия, а на самом деле предъявляются два отдельных кадра с изображением объекта. В методике с использованием анизейконических линз, искажающих видимые пространственные отношения объектов, показателями толерантности являются меньшее количество опознанных искажений и меньшее время опознания (Холодная, 2002).

Выраженность диалектического понимания противоречий оценивается как тенденция обращать внимание скорее на контекст, чем на фокальный объект при восприятии объектов и объяснении и предсказании событий. Такие индивиды характеризуются полезависимостью по тесту Виткина «Стержень и рамка»; ответами, учитывающими все аспекты карточки в тесте Роршаха; связанными с особенностями фона первыми высказываниями по поводу предъявляемых анимированных сцен; лучшим выполнением задания по называнию слов, находящихся на фоне, по сравнению со словами, написанными без фона; переоценкой кова-риации появлений объектов на экране. При исследовании с этой точки зрения объяснения и предсказания

событий показателями выступают указание меньшего числа факторов, несущественных для разрешения запутанной ситуации; объяснение поведения человека на основе ситуационных факторов в большей степени, нежели на основе его диспозиций; уклонение оценки вероятности событий, производимой задним числом, в сторону увеличения; меньшее удивление при предъявлении двух соперничающих гипотез по сравнению с предъявлением одной. Еще одним показателем служит отсутствие ожидания большего успеха при убеждении в собственном контроле над событиями (см.: Nisbett et al., 2001).

Существуют методы оценки отношения к противоречиям посредством выбора более желательной ситуации. Диалектический способ выражается в выборе в качестве таковой неопределенной или противоречивой ситуации. В качестве материала использовалось описание урн, наполненных шарами двух цветов, для одной из которых известна пропорция шаров разного цвета (например, пополам), а для другой нет (Lauriola, Levin, 2001); сценарии с описанием лечения, в одном из которых приводилось однозначное подтверждение эффективности, в другом — противоречивые данные двух исследований, в одном из которых эффективность подтвердилась, а в другом нет (Bier, Connell, 1994); пословицы с диалектическим содержанием и без такового; диалектический и формально-логический аргументы о существовании Бога и в пользу утверждения об отсутствии увеличения скорости падения тяжелого тела при присоединении к нему легкого (Peng, Nisbett, 1999). От респондента

требуется выбрать наиболее убедительные и привлекательные, с его точки зрения аргументы. В этом случае сам респондент прямо осуществляет выбор диалектического или иного материала.

Другие процедуры позволяют отслеживать тенденцию респондента к поиску диалектического выхода из ситуации. Испытуемому предъявляется диалектическая ситуация — ситуация противоречия, содержащая отношение противоположности; и ведется наблюдение за ее диалектическим преобразованием. Показатели данной тенденции — компромиссное разрешение социальных противоречий, учитывающее интересы обеих сторон в конфликте, склонение к компромиссному выбору, включающему как важные все измерения, по которым различаются объекты, повышение оценки правдоподобия утверждения при предъявлении его в паре с оппозиционным ему по сравнению с предъявлением без пары (ШвЬей е! а1., 2001). Н.Е. Веракса, проводя исследование с детьми, использовал диалектические задачи, в которых инструкцией задавались поиск целостностей (объектов), обладающих противоположными качествами одновременно (например: что есть и живое и неживое или и то же самое и другое?); противоположные выводы об обладании объектом некоторым качеством (например: хвост ослика является подарком, так как его ему дарят, и не является, так как это хвост самого ослика); противоречие между начальным и конечным состоянием ситуации (набор картинок, которые надо правильно расположить соответственно качественным изменениям

изображенной ситуации и составить по ним рассказ). Проявлениями диалектического рассуждения считались ответы, в которых противоположные свойства входят в сущностную характеристику объекта (например, близнец и тот же самый и другой), признается правильность обоих способов рассуждения, приводящих к разным выводам, расположение картинок и его описание отражает последовательность и смысл трансформаций ситуации соответственно (Веракса, 2006).

Диалектическое понимание противоречий, выраженное в интеграции различных форм мышления, -иррационального, содержащего материал влечений, и рационального — оценивается с помощью качественного анализа ответов на карты Рор-шаха (Blatt et al., 1969).

Распространена диагностика тенденции диалектического отношения к противоречиям методом самоотчета в форме опросников — шкалы толерантности к неопределенности (Шалаев, 2004; Budner, 1962; Chan, 2004; Furnham, Ribchester, 1995; McLain, 1993; Norton, 1975; Wittenberg, Norcross, 2001) и шкала диалектического Я (Spencer-Rodgers et al., 2004).

Существуют способы диагностики этой тенденции на основе отслеживания гибкости стратегий действия в ситуации, которая проявляется как применение действий, адекватных ситуации. Показателями в этом случае служат: число случаев, в которых респондент решает задачу адекватным ей способом, несмотря на то что непосредственно перед этим решал подобные задачи другим способом (Frenkel-Brunswik, 1949); мера фокусирования на информации, свя-

занной с угрозой, при восприятии трудной жизненной ситуации как контролируемой и отвлечения внимания от этой информации в случае неконтролируемости ситуации (Cheng, Cheung, 2005).

Таким образом, тенденция диалектического понимания противоречий диагностируется с помощью широкого круга методов, включающего самоотчет, перцептивные и мыслительные задачи, анализ поведения и проективные методы. Однако показатели различных методов зачастую оказываются не связанными между собой. Например, отмечается рассогласованность у некоторых индивидов уровня толерантности к неопределенности, измеренной по клиническим данным (диагностика предубеждений) и задачам на восприятие, память, решение проблем (Frenkel-Brunswik, 1949), отсутствие корреляции или довольно умеренные корреляции между опросниками, измеряющими толерантность к неопределенности (Budner, 1962). Предположительно, рассогласованность показателей, касающихся различных психических процессов, может быть связана с применением субъектом разных способов понимания противоречий в разных областях: использование одного способа может (или даже должно) дополняться другим в других отношениях (Frenkel-Brunswik, 1949). Тем не менее исследователи склоняются к мнению, что определенное отношение к противоречиям пронизывает многие психические процессы (Blatt et al., 1969; Frenkel-Brunswik, 1949; Nisbett et al., 2001), и данное рассогласование связано с процедурами измерения.

Литература

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006.

Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Знание, 1977.

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002.

Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ, 2002.

Шалаев Н.В. Адаптация методики исследования толерантности к неопределенности (кросс-культурное исследование): Дипл. раб. М., 2004.

Bier V.M., Connell B.L. Ambiguity seeking in multi-attribute decisions: effects of optimism and message framing // Journal of Behavioral Decision Making. 1994. 7. 3. 169-182.

Blatt SJ, Allison J., Feirstein A. The capacity to cope with cognitive complexity // Journal of Personality. 1969. 37. 2. 269-286.

Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of Personality. 1962. 30. 1. 29-50.

Chan D. Individual differences in tolerance for contradiction // Human Performance. 2004. 17. 3. 297-324.

Cheng C., Cheung M. cognitive processes underlying coping flexibility: Differentiation and integration // Journal of Personality. 2005. 73. 4. 859-886.

Franks B. The nature of unnaturalness in religious representations: Negation and concept combination // Journal of Cognition & Culture. 2003. 3. 1. 41-68.

Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual per-

sonality variable // Journal of Personality. 1949. 18. 1. 108-142.

Furnham A., Ribchester T. Tolerance of ambiguity: A review of the concept // Current Psychology. 1995. 14. 3. 179-199.

Johnson B. Polarity management: Identifying and managing unsolvable problems. Amherst, MA: HRD Press, 1992.

Lauriola M, Levin I.P. Relating individual differences in attitude toward ambiguity to risky choices // Journal of Behavioral Decision Making. 2001. 14. 2. 107-122.

Maurer R. Managing polarities: an interview with Barry Johnson // Gestalt Review. 2002. 6. 3. 209-219.

McLain D. The MSTAT-1: a new measure of individual's tolerance for ambiguity // Journal of Educational and Psychological Measurement. 1993. 53. 183-189.

Nisbett R.E., Peng K, Choi I., Norenzay-an A. Culture and systems of thought: holistic vs. analytic cognition // Psychological Review. 2001. 108. 2. 291-310.

Norton R.W. Measurement of ambiguity tolerance // Journal of Personality Assessment. 1975. 39. 6. 607-619.

Peng K, Nisbett R.E. Culture, dialecti-cism, and reasoning about contradiction // American Psychologist. 1999. 54. 741-754.

Spencer-Rodgers J., Peng K, Wang L, Hou Y. Dialectical self-esteem and East-West differences in psychological well-being // Personality and Social Psychology Bulletin. 2004. 30. 1416-1432.

Wittenberg K.J., Norcross J.C. Practitioner perfectionism: Relationship to ambiguity tolerance and work satisfaction // Journal of Clinical Psychology. 2001. 57. 12. 1543-1550.

Блинникова Светлана Леонтьевна, научный сотрудник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Контакты: psycho1ogy_res@mai1.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.