МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Нажмудинов Х.Г.
Нажмудинов Халим Гулямович - Кандидат физико - математических наук, доцент,
кафедра "Точные науки ", Бухарский государственный педагогический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье описаны традиционные и современные направления проведения интерактивных лекционных занятий, которые являются одним из инновационных методов, используемых в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях, их преимущества и задачи, указаны некоторые соображения о способах их использования в определенных условиях.
Ключевые слова: Интерактивное обучение, инновационные методы, проблемное обучение, визуализация, видеолекции, дискуссии, бинарные аудиторные занятия, педагогические процессы.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уровень развития высшего образования является одним из критериев, указывающих на уровень развития общества, который определяет статус того или иного государства в мире. Общий уровень университетского образования, его доступность, совершенствование и использование в нем современных технологий являются одним из основных показателей, характеризующих учебно-воспитательную систему любого вуза [1, с. 7].
Одним из направлений совершенствования подготовки студентов в современных вузах является внедрение активных и интерактивных форм обучения. Учитывая его социально-психологические особенности, индивидуальный подход к студенту при организации процесса андрагогического и непрерывного образования в вузах, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и профессионального образования, является своевременным требованием индивидуального подхода, основанного на его личных требованиях [2, с. 81].
Основные методические новшества сегодня связаны с использованием интерактивных образовательных технологий. Интерактивные технологии способствуют формированию профессионально важных качеств, интегрируя одну из важнейших задач преподавания - образовательную, научную и профессионально-практическую деятельность будущих специалистов. Термин "интерактивная педагогика" был введен в 1975 году немецким исследователем Гансом Фринцем. В то же время интерактивное образование не является принципиально новым в мировой педагогике. [3:368]
Концепция и технология интерактивного образования основаны на феномене взаимодействия. (interaction - взаимодействие, взаимодополняемость). Существует несоответствие- разрыв между уровнями общего среднего и высшего образования. В настоящее время большинство абитуриентов не могут сдать вступительные экзамены без дополнительной подготовки. Прием молодежи в вузы только на основании результатов тестирования фактически отстранил преподавателей от набора молодых людей для дальнейшего обучения, привлечение их на желаемую специальность с учетом их способностей.
Отношение современной молодежи к ценности высшего образования во многих случаях не столь позитивное. Студенты с самого начала обучения в университете не проявляют интереса к учебе. Для большинства из них сейчас важны не сами знания, а лишь "документ", который вы получите после окончания школы. Учеба в вузе стала своего рода обязательным атрибутом, возникла проблема "культом поклонения" к диплому. По мере повышения уровня жизни платное высшее образование стало доступным для большинства молодых людей. Потребность в настоящем профессиональном требованном высшем образовании значительно снизилась. Таким образом, оно фактически перестаёт быть высшим и профессионально необходимым образованием [4, с. 20]. Чтобы решить проблему высшего образования, необходимо внедрять реформы и инновации в систему образования. Под процессом совершенствования педагогических технологий понимается обновление набора методик и средств обучения в соответствии с требованиями времени. В настоящее время инновационная деятельность является одной из важных составляющих компонентов любого образовательного учреждения, любой образовательной деятельности. И это не случайные доводы. Именно инновационная деятельность обеспечивает основу для создания конкурентоспособности высшего образования.
Основной формой вузовского занятий остаются лекции. Объем аудиторных занятий растет день ото дня. В то время как в европейских странах и в американской системах высшего образования она направлена на то, чтобы научить студентов самостоятельно искать необходимую информацию, систематизировать и анализировать ее [5, с. 108].
Наша система направлена на непосредственное запоминание готовых решений из огромного количества учебных материалов. В этом случае выпускники как можно реже приобретают практические навыки работы. В вузах отсутствуют современные библиотеки - таких, где бы был открыт свободный доступ к современным книгам, различным международным изданиям. Фонд учебной литературы устаревает [4, с. 26]. В таких
условиях лекционные занятия преподавателей вузов играют актуальную и очень важную, направляющую роль.
Лекции в интерактивном обучении
В практике преподавания в высших учебных заведениях лекции остаются одной из стандартных традиционных форм преподавания теоретических основ любой учебной дисциплины. В учебном процессе существует ряд ситуаций, когда лекционная форма преподавания не может быть заменена ни одной из других ее форм. Лекция выполняет следующие функции:
- информационную (излагает необходимую информацию),
- стимулирующую (вызывает интерес к предмету),
- воспитывающую (предоставляется учебно-воспитательная информация)
- развивающую (оценивает явления, развивает мышление),
- ориентирующую (в проблеме и в литературе),
- разъясняющую (направлен в первую очередь на формирование основных понятий науки),
- убеждающую (с акцентом на системе доказательств) [6, с. 67].
Интерактивные лекции сочетают в себе аспекты традиционных лекций и интерактивных форм обучения: дискуссии, собеседования, разбор конкретных ситуаций, слайд-шоу или обучающие фильмы, мозговые
штурмы и т.д. Существуют следующие типы интерактивных лекций:
Таблица 1. Виды лекций [7, с. 52].
Виды лекций Функции
По общим направлениям Учебные знания, агитационно- пропагандистские, обучающие, воспитывающие, всесторонне развивающие.
По научной степени Научно - популярные и академические науки.
По дидактическим задачам Вводные, текущие, заключительные-обобщающие, установочные, краткий обзор, лекции-консультации, лекции-визуализации (с передовыми элементами наглядности)
По способу изложения материала Бинарные или лекционно-дискуссионные (диалог между двумя преподавателями, отстаивающими разные позиции), проблемные, с заранее запланированными ошибками, лекции-конференции, видеолекции, мультимедийные лекции.
Двойная лекция (бинарная лекция) — это лекция проблемного содержания в форме диалога между двумя преподавателями (либо как представителями двух научных направлений, либо как теоретического и практического направлений). Для этого: продемонстрировать культуру дискуссии, вовлечь студентов в обсуждение проблемы. Лекция с заранее запланированными ошибками предназначена для того, чтобы побудить студентов постоянно следить за рекомендуемой информацией (необходим поиск ошибок: содержательных, методологических, научных, орфографических). Задача слушателя - отметить ошибки, замеченные в заключении во время лекции, и назвать их в конце лекции. Разбор ошибок занимает 10-15 минут. В ходе этого анализа даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, слушателями или совместно. Количество планируемых ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовки студентов аудитории. Лекцию такого типа лучше всего читать в конце темы или раздела учебной дисциплины, когда у слушателей формируются основные понятия и представления.
Проблемная лекция - на этой лекции новые знания вводятся через проблемный характер вопроса, задачи или ситуации. В то же время, в сотрудничестве и общении с преподавателем, познавательный процесс студентов приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы определяется путем организации поиска ее решения или объединения и анализа традиционных и современных точек зрения. Проблемная лекция начинается с вопросов, с формулировки проблемы, которую необходимо решить в ходе изложения материала. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема не требует однотипного решения, то есть в прошлом опыте нет готовой схемы решения. Лекция построена таким образом, что в сознании студента возникает вопрос. Учебный материал представлен в виде новой учебной проблемы. В ее контексте существует логическая форма познавательной задачи, которая фиксирует некоторые противоречия и заканчивается вопросами, объективирующими это противоречие. После обнаружения противоречий в исходных данных учебной задачи возникает проблемная ситуация. Для проблемного изложения отбираются наиболее важные разделы курса, которые формируют основное концептуальное содержание, являются особенно необходимыми для профессиональной деятельности и наиболее сложными для освоения студентами. Однако, учебные задачи должны быть по своей сложности доступны всем слушателям.
Лекция-пресс-конференция. Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций и проводится только со следующими изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов
задавать вопросы в письменном виде по этой теме. Каждый студент должен за 2-3 минуты сформулировать наиболее интересные, с его точки зрения вопросы, записать их на бумаге и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и переходит к лекции. Изложение материала составлено не как вопрос-ответ, а на каждый вопрос ответ получается, в виде последовательного раскрытия темы, при котором формируются и соответствующие ответы. В конце лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение знаний и интересов аудитории. Лекция -пресс-конференции в лучше всего следует проводить в начале, середине или конце изучения темы или раздела. В начале изучения темы основной целью лекции является определение круга интересов и потребностей слушателей, их уровня готовности к работе, их отношения к теме. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может создать модель аудитории слушателей - их взаимоотношений, ожиданий, возможностей. Лекция-пресс-конференция, проводимая в середине тем или курсов предназначено для привлечения внимания аудитории к основным моментам содержания учебной темы, уточнения представлений преподавателя об уровне усвоения материала, систематизации знаний студентов, корректировки выбранной системы лекций и работы семинара по курсу. Основной целью лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела является подведение итогов лекционной работы, определение уровня освоения изученного содержания в последующих разделах. Такого рода лекции также могут быть проведены в конце всего курса для обсуждения перспектив практического применения теоретических знаний как средства решения задач по усвоению материалов последующих учебных дисциплин, как средства определения профессиональной деятельности. На лекциях-пресс - конференции два или три преподавателя из разных предметных областей могут принять участие в качестве лекторов. Лекция такого типа может быть представлена как научно-практическое занятие с заранее сформулированной проблемой и системой лекций продолжительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически завершенный текст, подготовленный заранее в рамках программы, предложенной преподавателем. Совокупность представленных текстов позволяет всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняет или уточняет предложенную информацию и делает основные обобщающие выводы.
Лекция-визуализация. Этот тип лекции является результатом нового использования принципа наглядности. Подготовка данной лекции преподавателем заключается в изменении, перегруппировке учебной информации по теме лекции в наглядную форму для представления студентам с помощью технических средств обучения или от руки (схемы, чертежи, зарисовки и т.д.). Представление лекция сводится к последовательной, подробной интерпретации визуальных материалов, подготовленных преподавателем, полностью раскрывающих тему данной лекции. Лучше всего использовать различные виды визуализации -натуральную, изобразительную, символическую - каждый из них или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе ознакомления студентов с новым разделом, темой или дисциплиной.
Лекция-беседа или "общение с аудиторией" - наиболее распространенная и относительно простая форма активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Данная лекция предполагает непосредственную связь преподавателя с аудиторией. Для участия в лекции-беседе могут быть использованы различные методы, например, в начале лекции и во время нее, активизация студентов вопросами, как уже упоминалось в проблемной лекции, вопросы носят информационный и проблемный характер, уточняющий мысли и уровень подготовленности по обсуждаемой теме. Если уровень готовности таков, что они готовы к восприятию последующего материала, тогда вопросы задаются всей аудитории. Слушатели отвечают со своих мест. Если преподаватель заметит, что кто-то из обучаемых не участвует в беседе, то с вопросом можно обратиться этому слушателю лично или поинтересоваться его мнением по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени рекомендуется формулировать вопросы так, чтобы на них можно однозначно ответить.
Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы, здесь преподаватель не только использует ответы аудитории на свои вопросы при изложении материала лекции, но и организует свободный обмен идеями между логическими разделами. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студента, обмен свободными мыслями, мнениями и воззрениями по изучаемому вопросу. В ходе лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и приглашает студентов к короткому обсуждению, за которым следует небольшой анализ, выводы и затем лекция может продолжаться.
Лекция с разбором конкретных ситуаций. Эта лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация излагается устно или в виде очень короткого видео, показа диафильмов. Поэтому его изложение должна быть очень коротким, но содержать достаточно информации, чтобы оценить характерное явление и обсудить его. Слушатели анализируют и обсуждают эти микро-ситуации и обсуждают их вместе со всей аудиторией. Преподаватель старается расширить участие в дискуссии, задавая индивидуальные вопросы отдельным учащимся, представляя различные мнения, пытаясь направить дискуссию в нужное русло для развития дискуссии. Затем, опираясь на правильные утверждения и анализируя неправильные, в небрежной, но убедительной форме, преподаватель подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение микро-ситуации используется в качестве пролога к следующей части лекции.
Видеолекции. Лекция преподавателя записывается на видеофайл. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Несомненным преимуществом такого способа изложения теоретического материала, является возможность прослушивания
лекции в любое удобное время, неоднократно обращаясь к наиболее сложным местам. Видео-лекции могут быть представлены в виде видеофайлов или записей на Flesh-карте. Видеолекция может транслироваться непосредственно из телекоммуникационных студий в учебные центры. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных лекций, читаемых в аудитории.
Мультимедийные лекции. Для самостоятельной работы с лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные учебные программы. Это учебное пособие, в котором теоретические материалы составлены с использованием мультимедийных средств таким образом, чтобы каждый студент выбирал для себя оптимальную последовательность изучения материала, благоприятный темп работы в курсе и методику обучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В таких программах образовательный эффект достигается не только за счет содержания и дружественного интерфейса, но и, например, за счет использования тестовых программ, которые позволяют студенту оценить степень усвоения им теоретических учебных материалов Выводы
В системе высшего образования существуют некоторые проблемы, которые влияют на качество проводимых занятий. Одним из решений этих проблем — это необходимость использования инновационных методов, которые помогут проложить путь к повышению конкурентоспособности вузовского образования на мировом рынке образовательных услуг.
Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения является одним из важных направлений совершенствования обучения студентов в современном вузе и необходимым условием эффективной реализации компетентностного подхода. Интерактивные методы позволяют обеспечить переход на качественно новый уровень педагогической деятельности, значительно повышает ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности. При использовании интерактивных методов роль преподавателя кардинально меняется, он перестает быть центральным, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, заранее готовит необходимые задания и формирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает советы, следит за временем и порядком выполнения намеченного плана.
Список литературы
1. Нажмудинов Х.Г., Нажмудинова М.Х. "Применение информационных технологий в непрерывном образовании взрослых" "Наука и образование сегодня" Изд. Москва, № 3 (50) 2020 г. с. 7.
2. Нажмудинова М.Х."Сущность принципов обучения взрослых в системе непрерывного образования ". Журнал "Непрерывное образование" Ташкент 2020 г. Специальный выпуск стр. 81.
3. Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. 368 с.
4. Нажмудинов Х.Г. «Методы проведения интерактивных занятий в вузах» журнал "Современное образование - Ташкент 2022 г. №4 (113) стр. 20 - 28
5. Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / под. Ред. В.В. Гуры. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010. - 108 с.
6. КругликовВ.Н. «Интерактивное обучение в высшей школе» «Научно технические ведомости СПбГПУ». -Санкт Петербург. Изд. Медный всадник, 4(184) 2013.г. 67 -71 стр
7. Ступина С.Б. «Технологии интерактивного обучения в высшей школе» Учебно - методическое пособие. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.г. стр. 52-58