ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ВУЗА Нажмудинов Х.Г.
Нажмудинов Халим Гулямович - кандидат физико - математических наук, доцент,
кафедра "Точные науки ", Бухарский государственный педагогический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье излагаются применение современных цифровых технологий, используемые в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях, выделяются такие, как: онлайн-курсы, мобильное пространство, гамификация, облачная технология, веб-квест и др. Указаны возможности цифровых технологий в образовательном пространстве вузов и определена их преимущества, к которым относятся наглядность, доступность, ориентирование на индивидуальные способности студентов. Цифровые технологии в образовательном пространстве направлены на развитие кругозора студентов, формирование у них практических навыков, повышение мотивации к обучению, а также упрощению и удобству работы преподавателей.
Ключевые слова: цифровые технологии, инновационные технологии, мотивация, мобильное пространство, веб-квест, онлайн-курс, Гамификация, Интернет-ресурсы, онлайн-обучение, дистанционное обучение, процесс образования, аудиторная работа.
В связи с глобализацией образовательного процесса всегда формировался новый набор требований к национальной системе образования. Одним из главных требований в этом процессе является воспитание человека, способного работать по требованиям понятной и быстро меняющейся на рынке специальности. В период резкого развития информационных технологий существует отставание в использовании цифровых образовательных технологий, появляется серьёзная опасность резкого отставания качества образования от потребностей общества. Падение качества образования приведёт неудовлетворённость и претензии к подготовке высоко квалификационных специалистов. Происходит большой разрыв между знаниями преподавателей, которые работают со старым багажом знаний, на основе старинных методик, и педагогическими навыками молодых преподавателей, использующих цифровые технологии, количество и качество которых постоянно превышаются с каждым днём. [1, с. 6]. Из-за большой загруженности в ежедневной работе, преподаватели не успевают отслеживать современные тенденции информационных технологий в лавине новой информации в современном мире. Так как помимо того, что преподавателям необходимо проводить аудиторные занятия в первой половине рабочего дня, во второй половине дня с учетом новых требований, идущих от Министерства образования с их компетенциями, они обязаны разрабатывать учебные методические комплексы (УМК), или другие руководствующие документы, которые необходимо апробировать в образовательном процессе.
Использование цифровых технологий в образовательном процессе - это понятие с широким значением, поскольку оно включает в себя не только аудиторное обучение, но и дистанционное образование или работу учащихся с компьютером, как отмечают в некоторые. Цифровые технологии в образовательном процессе -это использование информационных технологий на всех уровнях; наряду с процессом обучения, также применяют в организационные этапы, т.е. в создании (электронные дневники, беседы с преподавателями, контроль и управление знаниями учащихся). Цифровые технологии как вид инновации оказывают свое влияние на различные образовательные учреждения: школы, колледжи, лицеи, университеты, учебные курсы и другие процессы.
Цифровые образовательные технологии - это инновационный способ организации образовательного процесса, основанный на использовании упрощенных электронных систем, обеспечивающих наглядность и доступность учебного материала. При этом цифровые технологии повышают качество, эффективность образовательного процесса, а также позволяют быстрой и успешной социализации студентов т.е консолидации их в (ряды неформально определенных социально нормативных правил среди студентов) [2, 235]. Цифровые технологии обеспечивают условия для дифференциации, то есть разветвления образовательного процесса, его направления в соответствии с потребностями каждого учащегося, предоставления заданий, соответствующих уровню его усвоения, и тем самым повышения качества образования. Использование цифровых инструментов помогает создать условия для того, чтобы учащийся стал активным субъектом образовательного процесса. Он переходит от пассивного восприятия к активным действиям и грамотно включается в выполнение заданий [3, с. 12].
Среди основных причин необходимости развития цифровых технологий в системе образования многие исследователи рассматривают сокращение объема аудиторных занятий и увеличение доли самостоятельной работы студентов. Поэтому в целях сохранения и повышения качества образования активно внедряются цифровые образовательные технологии, которые выполняют нелёгкую задачу своевременного устранения некоторых пробелов в обучении, обеспечивают взаимодействие преподавателя со своими студентами. Среди возможностей цифровых технологий в подготовке студентов отмечаются следующие:
- повышение мобильности выполнения заданий и изучения материалов (конкретность задач);
- повышение вовлеченности, мотивации и интереса студентов к учебному процессу;
- индивидуализация учебного процесса, активизация процесса самостоятельности и познания;
- повышение наглядности и занимательности подачи материалов (повышение уровня любознательности);
- упрощение коммуникации, общения между учащимися, преподавателями и родителями;
- обеспечение моментального доступа студентов к результатам сразу после выполнения задания;
- сокращение бумажной волокиты для преподавателей и студентов;
- доступ к получению большого объема информации, в том числе за пределами учебного курса;
- появляется возможность использовать дистанционные технологии и получать знания из любой точки мира, подключенной к Интернету;
- возможность использования онлайн-курсов обучения различных типов.
Вышеуказанные возможности цифровых технологий в настоящее время можно осуществлять следующими коммуникационными методами обучения:
1. Обучение с помощью мобильной связи.
2. Использование облачных технологий
3. Применение онлайн-курсов
4. Методы обучения геймификации и веб-квестов [4, с. 168].
В настоящее время технология мобильной связи наиболее востребована в образовательных учреждениях. Приспосабливаясь к новой реальности - например, вместо того, чтобы запрещать студентам пользоваться мобильным телефоном в аудиториях, преподаватели заинтересованы в том, как сделать гаджет частью интересного учебного процесса. Благодаря его использованию становится возможным совместная работа и взаимообмен со знаниями наиболее удобным и эффективным способом. Субъекты учебного процесса могут обмениваться материалами удаленно, внутри своей группы, используя беспроводные сети, инфракрасные функции портативного персонального смартфона, благодаря совместным применением своих карманных устройств. Облачная технология обладает возможностью удобного доступа к сети, которая с помощью минимальных команд управления может осуществлять сбор, обработку и распространение большого количества данных, т. е. облако позволяет распределять, обрабатывать и хранить данные. Опираясь на эти технологии, можно удаленно проводить групповые и командные практические занятия между преподавателем и студентами. [5, с. 322]. Например, можем создавать исследовательские проекты, отчеты, презентации для небольшой группы, в которых каждый студент отвечает за свой раздел учебной работы, но также может одновременно редактировать и модифицировать другие блоки. Изменения, внесенные каждым студентом, синхронизируются в документе с общим доступом. Облачные технологии могут быть применены на основе дистанционного обучения [6, с. 156].
Другой пример; преподаватель в электронной системе университета может размещать домашние задания, практические работы и другие письменные задания, где задачей студента является выполнение упражнений в документе, созданном преподавателем. Это могут быть следующие типы заданий: заполнение таблицы или заполнение пробелов в тексте, ответы на вопросы или продолжение мысли. Во время выполнения работы преподаватель проверяет задания, поскольку у него есть доступ к документу. Таким образом, данная технология основана на инклюзивном образовании, при котором каждый субъект образовательного процесса имеет возможность использовать персональные технические средства, такие как планшет, компьютер, ноутбук, смартфон и т.д.
Онлайн-курсы - отличительной особенностью и преимуществом данной технологии является узкоориентированная информация, направленная на личность [7, с. 88]. Обучение проводятся в любое удобное для студента время, в котором курс позволяет получить квалифицированное обучение по различным направлениям в наиболее удобной для обучающегося форме.
Онлайн - обучение может быть реализовано в двух формах: таких как синхронное и асинхронное. Синхронный процесс обучения предполагает занятие преподавателя и студента в конкретное время, а асинхронное обучение - это информация для студента которая используется в любой удобный ему временной отрезок, т.е. преподаватель разрабатывает курс и выкладывает его на Интернет-площадку, а студенты знакомятся с предоставляемым материалом и выполняют задания. Здесь на помощь приходят открытые онлайн-курсы как продолжение идеи непрерывного обучения. Не выходя из дома и в удобное время, человек может получать дополнительную информацию об интересующей его области. Его никто не ограничивает; можно хоть на долгие годы проходить, изучать новые - различные курсы. Преимущество этой технологии заключается в том, что учащиеся студенты, исходя из своих личных способностей, уделяют столько времени, сколько им необходимо, для изучения и поминания материала, а также имеют возможность в любое время вернуться к пройденному материалу, чтобы его повторить [8, с. 36].
Цифровые технологии - это также возможность сделать процесс обучения более интересным, придав ему игровую форму. Это называется "Геймификация" (англ. Game - игра), характеристиками которой являются соревновательность; разные по сложности уровни; рейтинг достижений; подсчёт полученных баллов оценка и поощрение. Особенность геймификации интерпретируется следующим образом: учебные материалы выводиться преподавателем не в виде традиционных лекций, и не транслируемых в эфир, а поиск и нахождение нужного материала достигается самостоятельно самим студентом [9, с. 38]. Это дает возможность интегрировать цифровые технологии и интернет - ресурсы в учебном процессе образовательного учреждения, в результате их применения формируется профессиональные компетенции студентов. Геймификация
позволяет студентам организовывать научно-исследовательскую деятельность, посредством сочетания игровых и социальных мультимедийных технологий [10, с. 104]. Геймификация позволяет повысить мотивацию студентов, активизировать учебно-познавательную, самостоятельную деятельность за счет применения соревновательного и визуализированного, наглядного подхода, направленные на решение практических задач. Геймификация направлена на решение практических задач любого уровня сложности, применение данной цифровой технологии способствует развитию поисковой деятельности, внутренних стимуляторов, таких так нравственные принципы, убеждения, самооценка и т.д.
Веб-квест - это организация ролевых игр различного типа с наборами проблемных заданий с использованием интернет-ресурсов, основанная на методе использования цифровых технологий [11, с. 22].
Веб-квест - это инновационная технология организации образовательного процесса, процесс который включает в себя различные проблемы учебной дисциплины, предлагая неоднозначные решения вопросов, которые не являются традиционными. Эта технология помогает справляться с такими задачами, как развитие самостоятельности, креативности и критического мышления учащихся, а также повышение мотивации студентов, улучшая их учебных достижений. Все цифровые технологии в сфере образования выполняют ряд функций, но основными из них являются образовательные, управленческие и коммуникативные связи. Образовательная предполагает организацию электронного обучения посредством выявления, разработки, анализа, трансляции учебных практик, дистанционного повышения квалификации студентов и преподавателей [11, с. 24].
К управленческой функции относится учет учебных показателей и его оценка, т. е. составление рейтингов, диаграмм, графиков таблиц, также разработка электронных материалов и проведение тестов-оценочных средств. Коммуникативная функция характеризуется сетевым взаимодействием субъектов образовательного пространства, т.е. проведение онлайн-курсов, вебинаров, различных видеоконференций, трансляций и т.д. Выводы
Преимуществом применения цифровых технологий в сфере образования является индивидуализация образовательного процесса и его направленное воздействие на личность- обучающихся. Таким образом, образование поднимается на новый уровень, при котором выступает приоритет не только выполнение требований программы, но и метод проведения обучения, учитывающему интересы и индивидуальные способности учащихся, и организацию работы в той области, в котором соответствует уровень подготовки и интерес студентов. Использование цифровых образовательных технологий расширяет мировоззрение учащихся, открывает перед ними новые возможности для передачи знаний в виде упрощенных концепций в простейшей структурированной и понятной форме. Среди достоинств также можно выделить минимизацию бумажной волокиты, упрощение работы преподавателей и обучения студентов. Студенты приобретают практические навыки. Использование цифровых технологий позволяет выйти на качественно новый уровень, который характеризуется наличием широкой доступности приобретения новых знаний.
Список литературы
1. Нажмудинов Х.Г., Нажмудинова М.Х. Применение информационных технологий в непрерывном образовании взрослых // Наука и образование сегодня. - №3(50), 2020. - С. 6-8.
2. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №6 (10). С. 235-239.
3. Нажмудинов Х.Г. Некоторые вопросы повышения качества подготовки студентов при заочной форме обучения // Наука и образование сегодня. - №3(77), 2023 - С. 12-13.
4. Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции средствами массовых открытых онлайн курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017 г. - Т. 6. № 4 (21) - С. 167-170.
5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-хкнигах. - Книга 1. -Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
7. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. -Иваново, 2001. 123 с.
8. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.
9. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 36-40.
10. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Технология разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогические технологии» // Инновации в образовании. 2019. №6. С. 103-109.
11. Рыбцова Л.Л.Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 90 с.