Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, СОКРЫТИЮ ДОХОДОВ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ'

МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, СОКРЫТИЮ ДОХОДОВ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / СОКРЫТИЕ ДОХОДОВ / МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалепина Т.А.

В статье проведено исследование различных методов противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов. Обоснована необходимость создания на базе юридических лиц соответствующих структурных подразделений, ответственных за реализацию политики противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов. Предложено использование новых методов противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов, которые успешно используются в практике зарубежных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF COUNTERING CORRUPTION, CONCEALMENT OF INCOME AND LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS

The article examines various methods of countering corruption, concealment of income and legalization of criminal proceeds. The necessity of creating appropriate structural units on the basis of legal entities responsible for the implementation of anti-corruption policy, concealment of income and legalization of criminal proceeds is substantiated. The use of new methods of combating corruption, concealment of income and legalization of criminal proceeds, which are successfully used in the practice of foreign countries, is proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, СОКРЫТИЮ ДОХОДОВ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ»

МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, СОКРЫТИЮ ДОХОДОВ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Т.А. Шалепина, студент

Московский финансово-юридический университет МФЮА (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-9-235-240

Аннотация. В статье проведено исследование различных методов противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов. Обоснована необходимость создания на базе юридических лиц соответствующих структурных подразделений, ответственных за реализацию политики противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов. Предложено использование новых методов противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов, которые успешно используются в практике зарубежных государств.

Ключевые слова: коррупция, легализация преступных доходов, сокрытие доходов, методы противодействия.

Коррупция стала одной из самых актуальных проблем в мире, которая влияет на охрану окружающей среды, права человека, национальную безопасность, доступ к медицине и правосудию, экономическое развитие и легитимность правительств во всем мире. Коррупция - явление не новое для любого общества: открытая или латентная, она пронизывает в той или иной степени практически все государственные и общественные институты. Согласно данным международной организации Transparency International, результат Индекса восприятия коррупции для России за 2021 год составляет 29 баллов из 100 возможных (136 место из 180 стран) - это на 1 балл меньше, чем в 2020 году [5]. Интересным является тот факт, что в одном из исследований (а именно Global Insight Country Risk Ratings), на основе которого строилась оценка о состоянии восприятия коррупции в России, риск того, что физические/юридические лица, которые занимаются хозяйственной деятельностью, столкнутся с коррупционными практиками ведения бизнеса как на уровне топ-менеджмента, а именно заключение многомиллионных контрактов и/или победы в тендерах, так и в повседневной деятельности (например, получение лицензий для осуществления хозяйственной деятельности), является высоким [6].

Именно поэтому, наряду с адаптацией отечественного законодательства и приведением его в соответствие с международными стандартами предотвращения коррупционным практикам, возникает необходимость разработки и совершенствования внутренних методов противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов в юридических лицах. Обеспечение соблюдения работниками компаний законодательства о защите персональных данных, иных предписаний антикоррупционного законодательства, выполнение которых предприятиями преимущественно зависит от соблюдения соответствующих требований самими работниками, выступает, на наш взгляд, первостепенным.

Общеизвестно, что в корпоративном секторе до сих пор существует большое количество разнообразных и относительно легальных средств сокрытия доходов и легализации преступных доходов. Это в частности:

- фиктивное банкротство;

- методы слияния и поглощения с заниженной или завышенной ликвидностью;

- реструктуризация;

- создание дочерних компаний транзитного типа;

- трансферпрайсинг, серфинг;

- обменные сделки и тому подобное [2].

Обобщая мировой опыт использования различных методов противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов в деятельности юридических лиц, можно выделить несколько «традиционных» методов, которые применяются на современном этапе:

1) Нормативно-правовое регулирование данной сферы на государственном уровне. Так, в 2001 году был принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с положениями которого определены меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов (внутренний контроль, обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов и иные меры) [1];

2) Организационно-правовое регулирование противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов на уровне отдельных бизнес-субъектов и государственных учреждений. В целях урегулирования данной сферы принимаются и реализуются следующие документы:

- Кодекс корпоративной этики - это общий регламент, в котором прописаны все основные аспекты деятельности юридического лица, в том числе что касается морально-этических принципов, стандартов поведения, приоритетов и обязанностей сотрудников.

- Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Наличие такой политики предупреждает попадание преступно нажитых доходов в легальный сектор экономики и предупреждает финансирования терроризма.

- Политика получения и дарения подарков - обычно в ней разграничивают, когда подарок будет уже рассматриваться как взятка или откат. Наличие такого предела предупреждает возможность манипулирования должностным лицом юридического лица с определенной целью. Такая политика в целом не должна ограничивать да-

рение, а ограничивает стоимость подарка и обеспечивает контроль подарков.

- Политика информирования о нарушении этических стандартов - правильно прописанная политика дает возможность эффективно бороться с нарушениями внутри компании. Обычно она предусматривает право на анонимность, а также процедуру расследования и документирования выявленных нарушений.

- Политика для регулирования конфликта интересов регламентирует порядок действий в ситуациях, когда интересы сотрудника могут противоречить интересам юридического лица, а также когда интересы одного контрагента могут противоречить интересам другого и тому подобное. Такая политика устанавливает обязательство сотрудника предупреждать возникновение конфликтов интересов, а также устанавливает, что интересы юридического лица должны превалировать над интересами отдельно взятого сотрудника.

- Политика взаимодействия с государственными органами регулирует процедуру эффективного и правильного взаимодействия с государственными органами.

- Политика в отношении конфиденциальной информации регламентирует неразглашение данных клиентов и информацию по сделкам с ними. Она определяет не только формирование общей культуры обращения с данными клиентов, но и обеспечение хранения и стандартов обращения с персональными данными.

- Политика контроля покупки ценных бумаг сотрудниками компании. Эта политика нужна для юридических лиц, работающих на рынке ценных бумаг. Может быть установлен запрет на покупку ценных бумаг юридических лиц, с которыми сотрудничают, для личных целей, также регламентируется специальный порядок согласования такой покупки по определенным требованиям. Это позволяет избежать нецелевого использования рабочего времени, служебной информации с целью личного обогащения, избежать обвинений в неэтичном поведении сотрудников на рынке ценных бумаг.

- Политика «китайской стены» в основном применяется в юридических лицах,

которые работают в финансовом секторе, с целью предотвращения конфликта интересов и обеспечения условий для честной конкуренции. В соответствии с принципом «китайской стены» подразделения юридического лица делятся на две категории в зависимости от того, какой информацией обладают: «частная сторона» - подразделения, которые в рамках своих функциональных обязанностей получают доступ к непубличной информации относительно клиента (финансовое состояние, инвестиционные планы, подразделения, которые в рамках своих функциональных обязанностей получают доступ к непубличной информации), которая может предоставить преимущества ее владельцу, «публичная сторона» - подразделения, которые в рамках своих функциональных обязанностей не получают доступ к непубличной информации. Доступ к непубличной информации предоставляется сотруднику «публичной стороны» лишь после дачи согласия на это отделом комплаенса и по согласованию с руководителем подразделения «частной стороны». Сотрудник, который через свои функциональные обязанности имеет доступ к информации «частной» и «публичной» стороны, получает статус «над стеной», оказываемой подразделением комплаенса [4].

- Политика контроля добросовестности контрагентов и клиентов определяет, что юридические лица должны идентифицировать и установить контрагента (его бенефициарного собственника), его репутацию и т.п. прежде чем вести с ним бизнес-операции.

- Политика контроля реагирования на жалобы регламентирует путь полученной жалобы, процедуру ее рассмотрения на предоставление ответа.

- Политика контроля повышения квалификации сотрудниками.

Несмотря на наличие достаточно большого количества различных методов, достижение практически значимого результата в противодействии коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов, как считает И.В. Минаев, возможно только при их комплексной реализации [3].

Очевидно, что для эффективной реализации политики противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов в деятельности юридического лица является необходимым не только наличие прописанных политик, но и лица, которое отвечает за их реализацию и постоянное обновление, так как правовое регулирование, так и бизнес-процессы меняются. Такое лицо называют компла-енс-менеджером или комплаенс-офицером. Для действенности утвержденных политик по противодействию коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов является также важной подчиненность комплаенс-менеджера, которая должна быть по уровню не ниже заместителя руководителя юридического лица.

При разработке политик противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов необходимо понимать, что они не должны ограничивать бизнес, а должны лишь минимизировать риски. Установление такого разграничения является очень важным, поскольку оно дает возможность наиболее эффективно организовать деятельность юридического лица и интегрировать политику противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов без конфликтов с другими бизнес-процессами. Политика противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов позволяет юридическому лицу уменьшать вероятность применения различных санкций, минимизировать финансовые потери, а иногда и избежать банкротства и ликвидации; предупреждать риски потери деловой репутации; предотвращать факты мошенничества, коррупции и злоупотреблений; снижать риски взаимодействия с контрагентами; увеличивать эффективность бизнес-процессов; увеличивать стоимость компании, а соответственно, и ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

Таким образом, можно отметить, что политика противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов должна учитывать такие

принципы, как: соответствие системы противодействия важным для деятельности юридического лица факторам; ответственность руководящих органов за общий контроль и управление рисками; сопоставимость процедур в сфере противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов потенциальным рискам, прозрачность и постоянство процедур по противодействию коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов; ответственность и неотвратимость наказания.

В этой связи, по нашему мнению, эффективная программа противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов должна предусматривать:

1. Background Check существующих и новых топ-менеджеров и комплаенс офицеров компаний с государственной долей и тех, что принимают участие в государственных тендерах, что включает:

- финансовый и уголовный скрининг. В США есть целый рынок таких компаний. В случае предоставления согласования (иногда поручения) на такой скрининг со стороны лица, компания занимается поиском информации о наличии и состоянии денег на счетах данного лица в банках по всему миру, а также собирает кредитную историю данной личности. Кроме этого, компания проверяет упоминалось ли имя и фамилия данного лица в любых уголовных производствах.

- постоянный скрининг на любые виды коррупционных рисков. Пример: Томпсон Роутерс. Компания регулярно мониторит сотни различных реестров по всему миру и посылает сообщения, например, в департамент аудита или комплаенса, об имеющихся выявленных рисках.

2. Наличие необходимого софта по превенции коррупционных рисков (это может быть как онлайн сайт, так и установленный софт). На Западе компании, которые предлагают такой софт уже очень много, в России этот рынок пока еще не появился. Что именно делает этот софт:

- Подключается отдельным модулем к бухгалтерии компании (1С, Oracle). Контролирует все денежные потоки и в случае

возникновения «подозрительных транзакций» (определяются по определенным критериям) направляет Red Flag Notice, например, в департамент аудита;

- Ведет реестр всех подарков, знаков гостеприимства, покрытие расходов на путешествия, пожертвований, тендеров и т.д. (популярные коррупционные инструменты). Подключается к модулю по типу Томпсон Роутерс чтобы постоянно мони-торить потенциальные red flags.

3. Проведение антикоррупционных тренингов для всех работников. Необходимость топ-менеджеров и работников проходить аттестацию на знание антикоррупционного законодательства и понимание программы противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов.

4. Развитая система внутренних правил, норм поведения и политик компании. Отдельные внутренние акты должны касаться участия компании в тендерах, проведении государственных закупок, предоставления подарков и пожертвований. Наличие так называемых «фильтров» в процессе участия в государственных закупках.

5. Дью Дилиженс (проверка благонадежности) всех контрагентов и партнеров. Есть много бесплатных инструкций относительно того, как проводить такие проверки и инструменты постоянного онлайн скрининга контрагентов и их топ-менеджеров.

6. Наличие горячей линии, куда работники могут позвонить с любым вопросом или проблемой, даже анонимно.

7. Наличие комплаенс департамента, который состоит не только из одного ком-плаенс-офицера (уполномоченного по вопросам политики противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов предприятия). Стандартный департамент комплаенс в западных компаниях включает следующих работников:

- Главный комплаенс офицер - отвечает за развитие комплаенс программы. Отчитывается перед менеджментом компании. На этой позиции должно быть независимое лицо с очень высоким моральным авторитетом;

- Юрист по вопросам этики и комплаенса - отвечает за юридическое консультирование менеджмента компании и ее работников по вопросам противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов; принимает участие в проверке благонадежности (due dill) контрагентов компании.

- Лицо, ответственное за оценку рисков (Risk Assessment);

- Лицо ответственное за проведение тренингов среди сотрудников компании.

Для рядового гражданина такой перечень может показаться достаточно сложным, и его реализация может потребовать немало средств. Однако, по нашему мнению, стоимость такой программы составляет лишь несколько процентов от того сколько денег может незаконно может быть выведена с предприятий с государственной долей.

Подводя итоги данной статьи можно сделать вывод, что применение комплекса методов противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступ-

ных доходов в российской практике должно стать первоочередной задачей для предприятий, но пока имеем недостаточный уровень исследований причин и механизмов коррупционных действий, стимулов финансово-экономической коррупции в России, а также роли государства в противодействии ее разнообразным проявлениям. Необходимо понимать, что поскольку компании являются одновременно и объектами, и субъектами коррупции, крайне важным является привлечение частного сектора и бизнес-ассоциаций к разработке антикоррупционных проектов, вместе с тем оставляя первоочередную роль в этом процессе государству. Таким образом, введение политики противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов - это не единственный, но обязательный шаг к повышению прозрачности принятия решений, обеспечению соблюдения стандартов деятельности предприятий на высоком уровне и предотвращению проявлений злоупотреблений.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения 20.08.2022).

2. Макарова, Н.Н. Экономические методы выявления легализации доходов, полученных преступным путем / Н.Н. Макарова, Е.Л. Фесина, Т.Ю. Серебрякова // Вестник Российского университета кооперации. - 2019. - №4 (38). - С. 77-81.

3. Минаев, И.В. Методы противодействия коррупции, сокрытию доходов и легализации преступных доходов // Инновационные подходы в современной науке: сборник статей по материалам CXVI международной научно-практической конференции. - М.: ООО «Интернаука», 2022. - С. 64-68.

4. Основные политики комплаенс // Национальная Ассоциация Комплаенс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://compliance.su/info/articles/komplaens-dlya-chaynikov/ (дата обращения 22.08.2022).

5. Corruption perceptions index // Transparency International. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.transparency.org/en/cpi/2021 (дата обращения 21.08.2022).

6. Global Insight Country Risk Ratings // Global Risk Insights LLP. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://globalriskinsights.com/global-risk-outlook/ (дата обращения 20.08.2022).

METHODS OF COUNTERING CORRUPTION, CONCEALMENT OF INCOME AND LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS

T.A. Shalepina, Student

Moscow University of Finance and Law

(Russia, Moscow)

Abstract. The article examines various methods of countering corruption, concealment of income and legalization of criminal proceeds. The necessity of creating appropriate structural units on the basis of legal entities responsible for the implementation of anti-corruption policy, concealment of income and legalization of criminal proceeds is substantiated. The use of new methods of combating corruption, concealment of income and legalization of criminal proceeds, which are successfully used in the practice of foreign countries, is proposed.

Keywords: corruption, legalization of criminal proceeds, concealment of income, methods of counteraction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.