Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / КОНВЕНЦИЯ / ООН / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ФАТФ / МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СУДЬЯ / ПРОКУРОР / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РОСФИНМОНИТОРИНГ / CORRUPTION / LEGALIZATION (LAUNDERING) OF CRIMINAL PROCEEDS / CONVENTION / UN / COUNCIL OF EUROPE / FATF / INVESTIGATION METHODS / INVESTIGATOR / JUDGE / PROSECUTOR / FORENSIC INSTITUTIONS / ROSFINMONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерахтина Е.А.

В статье обсуждается концепция правовой политики России в сфере по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов в результате коррупционной деятельности. Были исследованы международно-правовые документы, такие как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Рекомендации ФАТФ, а также Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Рассматриваются актуальные уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы по расследованию дел, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов в результате коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LEGAL POLICY IN THE FIELD OF COUNTERING THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF CRIMINAL PROCEEDS AS A RESULT OF CORRUPT ACTIVITIES

The article discusses the concept of Russia's legal policy in the area of countering the legalization (laundering) of criminal proceeds as a result of corruption activities. During the writing the article, international legal documents were examined, such as the United Nations Convention against Corruption, the FATF Recommendations, and the National System of Counteracting Legalization (Laundering) Development Concept of Criminal Proceeds and the Financing of Terrorism. The article considers the existing actual criminal procedural and forensic problems of investigating cases related to legalization (laundering) of criminal proceeds in consequence of corruption crimes.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Е.А. Ерахтина, E.A. Erakhtina,

кандидат юридических наук, доцент Candidate in Law, Associate Professor of

кафедры уголовного процесса, the Department of Criminal Procedure,

криминалистики и основ судебной Criminalistics and the Basics of Forensic

экспертизы Юридического института Examination of the Law Institute of

Красноярского государственного Krasnoyarsk State Agrarian University

аграрного университета 345nn@mail.ru

концепция правовой политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в результате коррупционной деятельности

Аннотация: в статье обсуждается концепция правовой политики России в сфере по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов в результате коррупционной деятельности. Были исследованы международно-правовые документы, такие как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Рекомендации ФАТФ, а также Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Рассматриваются актуальные уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы по расследованию дел, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов в результате коррупционных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, легализация (отмывание) преступных доходов, конвенция, ООН, Совет Европы, ФАТФ, методика расследования, следователь, судья, прокурор, судебно-экспертные учреждения, Росфинмониторинг.

The concept of legal policy in the field

of countering the legalization (laundering)

of criminal proceeds as a result of corrupt activities

Abstract: the article discusses the concept of Russia's legal policy in the area of countering the legalization (laundering) of criminal proceeds as a result of corruption activities. During the writing the article, international legal documents were examined, such as the United Nations Convention against Corruption, the FA TF Recommendations, and the National System of Counteracting Legalization (Laundering) Development Concept of Criminal Proceeds and the Financing of Terrorism. The article considers the existing actual criminal procedural and forensic problems of investigating cases related to legalization (laundering) of criminal proceeds in consequence of corruption crimes.

Keywords: corruption, legalization (laundering) of criminal proceeds, convention, UN, Council of Europe, FATF, investigation methods, investigator, judge, prosecutor, forensic institutions, Rosfinmonitoring.

Одними из предикатных преступлений легализации преступных доходов являются преступления коррупционной направленности. Легализация (отмывание) преступных доходов уже по традиции [1, с. 68—74] относится к высоко латентным преступлениям международного характера.

Преступники, получившие преступные доходы в своей стране, чувствуют себя намного безопаснее за пределами своего государства, вследствие этого требуется построение единой концепции правовой политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, т.к. механизмы государственного контроля малоэффективны за пределами страны, где такие доходы были получены.

79

Значительная работа по правовому регулированию и выработке основополагающего противодействия преступным угрозам в сфере легализации принадлежит Совету Безопасности Организации Объединенных Наций [2].

Эксперты группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) подготовили 40 Рекомендаций для организации в каждой стране эффективного режима противодействия легализации, учитывая при этом национальную специфику и особенности правовой системы.

Прямая зависимость между низкой эффективностью принимаемых мер в борьбе с отмыванием денег и коррупционными преступлениями регулярно отмечается специалистами группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Установлена тесная взаимосвязь легализации преступных доходов и коррупции, поэтому меры, направленные на противодействие коррупции, приведут к последующему противодействию отмыванию преступных доходов, и наоборот.

Организация эффективных расследований коррупционных преступлений в свою очередь способствует положительному результату при .о расследовании легализации преступных доходов, поскольку коррупционер ное преступление — начальное звено в преступной легализации доходов преступника-коррупционера.

В настоящее время при расследовании коррупционных преступлений во-ВД прос о легализации доходов не поднимается. К уголовной ответственности за и легализацию (отмывание) преступных доходов, приобретенных в результате ^ совершения коррупционных преступлений, лицо не привлекается, несмотря 5 на то, что статьями 174, 174.1 и 175 УК РФ уголовная ответственность за § легализацию (отмывание) преступных доходов предусматривается. ¡5 30 мая 2018 г. Президентом РФ была утверждена Концепция развития § национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, § полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ^ Данным документом на государственном уровне закрепляется, что в ® числе основных рисков совершения операций (сделок), выявленных нацио-® нальной системой, выступают коррупционные риски. При этом обозначены [Ъ такие основные коррупционные риски совершения операций (сделок), как: легализация доходов, полученных в результате совершения коррупционных 80 преступлений, несоблюдение ограничений и нарушение запретов, установ-— ленных законодательством о противодействии коррупции (пп. «в» п. 4 разд. 2 Концепции) [3].

Основная задача национальной правовой системы — совершенствование ® нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в ^ сфере предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма, экстремизма и борьбы с ними. Речь идет о выработке правовой политики, направленной на реализацию практических мер в данных сферах. Методологической основой понимания значимости правовой политики как научной категории для деятельности органов государства, структур гражданского общества, принимающих непосредственное участие в противо-

действии идеологии терроризма, служит понимание того, что она (правовая политика) по своей сущности, природе и предназначению фактически выступает одной из форм легитимации политического курса современного Российского государства и представляет собой комплекс идей, концепций, программ, реализуемых в данной сфере, а также перечень конкретных мер § по практической реализации соответствующих концептуальных положений ^ [4, с. 88-92]. Ц

Указанная задача предполагает разработку методик выявления, расследо- § вания и раскрытия преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием § терроризма. §

К сожалению, в настоящее время криминалистами не выработано адек- ^ ватной методики для расследования легализации (отмывания) преступных 8 § доходов, приобретенных в результате совершения коррупционных престу- 1 д плений. Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 3 п. 2. ст. 151 УПК I РФ [5] предварительное следствие по уголовным делам о легализации (от- § ® мывании) преступных доходов, предусмотренных ст. 174, 174.1, 175 УК РФ, §

производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации. о §

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по коррупци- о онным преступлениям (ст. 285-291.1 УК РФ) производится следователями |

Следственного комитета Российской Федерации. § §

Таким образом, расследование коррупционных преступлений и легализа- д | ции ведется разными ведомствами. Возникает вопрос, каким образом может

х< о

* о

§ д

быть предусмотрена специализация для следователей, ведущих расследование § §

по делам данной категории дел, о которой говорится в концепции? Более ^

того, система работает на «отсеивание» уголовных дел с «непредсказуемым» ^ §

судебным решением еще до направления дела в суд, преимущественно на 1§

= 01

этапе расследования. § д

силу того, что ни для следователей, ни для судей и прокуроров нет ь * узкой специализации по расследованию и рассмотрению коррупционных 8 | уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных | £ преступным путем, по поддержанию от имени государства обвинения в суде § 1 по таким уголовным делам. д |

Повышения квалификации в области расследования данной категории дел, проходящих на уровне Главного Следственного управления

Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю, -

не включают обязательное участие представителей из Прокуратуры и МВД.

Сегодня узкая специализация следователя — большая редкость. Как 2 правило, следователь работает по типовым преступлениям вне зависимости ^ от своей специализации, без нормальной оперативной поддержки (на одно- ]» го следователя, по статистическим данным, приходится в среднем менее д чем один оперативный сотрудник), что так или иначе влияет на качество д расследования.

Учитывая российскую действительность и то, что фактическое решение о виновности лица принимается на досудебной стадии под воздействием организационных факторов — иначе дело просто не передается прокурору

и в суд, — приходим к выводу о том, что именно следователь должен обладать необходимой компетенцией для расследования данной категории уголовных дел.

Ввиду того, что следователь в основном работает в одном регионе, считаем, что по делам данной категории необходимо создавать бригады оперативных сотрудников и назначать следователя из другого региона. Аналогичная практика успешно зарекомендовала себя при расследовании дела в отношении руководителей ОАО «Нефтяная компания "ЮКОС"».

Для достижения эффективного результата нужно повышать качество образования следователей, например, организовать ежегодные курсы повышения квалификации по указанным группам преступлений с учетом появления новых схем в преступной цепочке: предикатное преступление коррупционной направленности — легализация доходов преступником. Помимо этого крайне важны совершенствование экспертных методик по делам, связанным с коррупцией и последующей легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; выработка единых подходов всеми экспертными учреждениями к определению сумм отмытых преступных доходов. .о При расследовании указанных преступлений следователи отмечают, что ei при взаимодействии с Росфинмониторингом возникают сложности, так ^ же, как и в работе с подразделениями финансовой разведки иностранных государств по вопросам нарушения российскими гражданами требований и g запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции. и Резюмируя изложенное, сделаем вывод о том, что Концепция развития [Ъ национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, х полученных преступным путем, и финансированию терроризма должна стать § основным документом, посредством которого государством будут проводится

g реформы, направленные на улучшение законодательства. §

О Список литературы:

^ 1. Тепляшин, П.В. Транснациональная наркопреступность: понятие, призна-

ки, детерминанты и отдельные направления противодействия / П.В. Тепляшин, § Е.А. Федорова // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — № 3 (46). ® — С. 68-74.

С; 2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята

в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании >л 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2 — 2006. — № 26, ст. 2780.

3. Концепция развития национальной системы противодействия легализации № (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. — URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 19.06.2018). ^ 4. Навальный, С.В. Правовая политика государства в противодействии идеоло-

гу гии терроризма // Современные системы безопасности — антитеррор: материалы конгрессной части Х специализированного форума (Красноярск, 28-29 мая 2014 г.). Красноярск: СибЮИ ФСКН, 2014. — С. 88-92.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.