Научная статья на тему 'Методы прогнозирования социально-экономического развития рынка санаторно-курортных услуг'

Методы прогнозирования социально-экономического развития рынка санаторно-курортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / ТУРИЗМ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / РЫНОК САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / RECREATION / TOURISM / FORECASTING METHODS / MARKET OF SANATORIUM SERVICES / FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин М.С.

Выявляется роль прогностической науки на современном этапе развития. Уточнены особенности прогнозирования применительно к сложным социально-экономическим системам. Обоснована необходимость повышения внимания государства к проблеме сохранения здоровья нации. Установлено и обосновано снижение роли санаторно-курортного комплекса в государственной системе здравоохранения и сопутствующее ей снижение государственного финансирования данной области. Обоснована необходимость изучения текущего состояния и развития в будущем отдельных параметров санаторно-курортных систем и рынков. Представлено текущее состояние вопроса и степень его изученности: общее состояние разработанности тематики исследования; степень разработанности тематики исследования применительно к рекреационно-оздоровительным и санаторно-курортным системам. Расширены терминологические составляющие исследования, в том числе раскрыты понятия «методы прогнозирования» и «модели прогнозирования». Рассмотрены условия и факторы, определяющие специфику прогнозирования на рынке санаторно-курортных услуг как сложной социально-экономической системы. Раскрыто влияние на специфику прогнозирования фактора иерархического устройства рынка санаторно-курортных услуг. Определено влияние объекта и параметров прогнозирования на используемые методы прогнозирования. Дана характеристика влияния на использование методов прогнозирования степени доступности информации. На основании анализа специальной и научной литературы представлена классификация и степень применимости и приоритетности методов прогнозирования к специфике рынка санаторно-курортных услуг, в зависимости от иерархического уровня анализа. Предложена матрица применимости и приоритетности использования методов прогнозирования рынка санаторно-курортных услуг как один из компонентов методологии системного анализа текущего состояния и развития в будущем санаторно-курортной индустрии на различных иерархических уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORECASTING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MARKET OF SANATORIUM SERVICES

The role of predictive science at a present stage of development is defined. Features of forecasting in relation to difficult social and economic systems are specified. Need of increase of attention of the state to a problem of preservation of health of the nation is proved. Decrease in a role of health resort in the state health system and the decrease in public financing of this area accompanying it is established and proved. Need of studying of current state and development for the future of separate parameters of sanatorium systems and markets is proved. Current state of a question and degree of its study is presented: general condition of a readiness of scope of research; degree of a readiness of scope of research in relation to recreational and improving and sanatorium systems. Terminological components of research are expanded, including concepts methods of forecasting and model of forecasting are opened. The conditions and factors defining specifics of forecasting in the market of sanatorium services as difficult social and economic system are considered. Influence on specifics of forecasting of a factor of the hierarchical structure of the market of sanatorium services is opened. Influence of object and parameters of forecasting for the used forecasting methods is defined. The characteristic of influence on use of methods of forecasting of degree of availability of information is given. On the basis of the analysis of special and scientific literature classification and degree of applicability and priority of methods of forecasting to specifics of the market of sanatorium services, depending on the hierarchical level of the analysis is presented. The matrix of applicability and priority of use of methods of forecasting of the market of sanatorium services as one of components of methodology of the system analysis of current state and development in the future of the sanatorium industry at various hierarchical levels is offered.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозирования социально-экономического развития рынка санаторно-курортных услуг»

УДК 332, 338.48. JEL L89

М. С. Оборин

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова ул. Бульвар Гагарина, 57, Пермь, 614070, Россия

recreachin@rambler.ru

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

Выявляется роль прогностической науки на современном этапе развития. Уточнены особенности прогнозирования применительно к сложным социально-экономическим системам. Обоснована необходимость повышения внимания государства к проблеме сохранения здоровья нации. Установлено и обосновано снижение роли санаторно-курортного комплекса в государственной системе здравоохранения и сопутствующее ей снижение государственного финансирования данной области. Обоснована необходимость изучения текущего состояния и развития в будущем отдельных параметров санаторно-курортных систем и рынков. Представлено текущее состояние вопроса и степень его изученности: общее состояние разработанности тематики исследования; степень разработанности тематики исследования применительно к рекреационно-оздоровительным и санаторно-курортным системам. Расширены терминологические составляющие исследования, в том числе раскрыты понятия «методы прогнозирования» и «модели прогнозирования». Рассмотрены условия и факторы, определяющие специфику прогнозирования на рынке санаторно-курортных услуг как сложной социально-экономической системы. Раскрыто влияние на специфику прогнозирования фактора иерархического устройства рынка санаторно-курортных услуг. Определено влияние объекта и параметров прогнозирования на используемые методы прогнозирования. Дана характеристика влияния на использование методов прогнозирования степени доступности информации. На основании анализа специальной и научной литературы представлена классификация и степень применимости и приоритетности методов прогнозирования к специфике рынка санаторно-курортных услуг, в зависимости от иерархического уровня анализа. Предложена матрица применимости и приоритетности использования методов прогнозирования рынка санаторно-курортных услуг как один из компонентов методологии системного анализа текущего состояния и развития в будущем санаторно-курортной индустрии на различных иерархических уровнях.

Ключевые слова: рекреация, туризм, методы прогнозирования, рынок санаторно-курортных услуг, прогнозирование.

Введение

Стремление к познанию будущего и предвосхищению событий, как функция человеческого сознания, имеет давнюю историю - отдельные ее проявления (к примеру, такого социального феномена, как пророчество) пытались осмыслить еще древние мыслители Платон, Цицерон, Филон Александрийский. С появлением и развитием сложных социально-экономических систем необходимость моделирования состояний их отдельных составляющих в будущем еще более актуализировалась. При этом прогнозирование применительно к сложными социально-экономическим системам в современных условиях требует применения научно обосно-

Оборин М. С. Методы прогнозирования социально-экономического развития рынка санаторно-курортных услуг // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 91-101.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Том 15, выпуск 4 © М. С. Оборин, В. М. Маркова, 2015

ванных методов, позволяющих на основе анализа тенденций прошлого составить адекватное видение будущего на различных временных горизонтах.

На современном этапе прогностическая наука получила различные направления развития, проявляющиеся в создании и совершенствовании новых методов прогнозирования, адаптации классических методов к специфике отдельных видов экономической деятельности, разработке комплексных подходов к информационному обеспечению прогностических техник.

В условиях увеличения влияния деструктивных факторов на жизнедеятельность человека - высокого уровня стрессовости, недостатка времени на отдых и рекреацию, негативного влияния окружающей среды - актуализируются проблемы создания условий для повышения здоровья нации. Если в советский период функция обеспечения здоровья, в том числе профилактика и оздоровление, была вменена организациям санаторно-оздоровительного комплекса, являвшегося частью государственной системы здравоохранения, то сегодня вопросы профилактики и оздоровления легли на плечи большей частью самих граждан страны.

Между тем, как показывает успешная практика функционирования санаторно-курортного комплекса в советский период, проявлявшаяся в вовлечении широких групп населения в сана-торно-оздоровительный отдых и получении соответствующих эффектов для здоровья нации, эффективная организация санаторно-курортной деятельности в национальных масштабах становится одним из базовых условий поддержания здоровья для «массового» потребителя и повсеместного охвата населения страны санаторно-курортными услугами. В настоящее время в России, кроме ряда федеральных законов, направленных на охрану здоровья населения [1-3], практически воплощаются значимые концептуальные решения в виде долгосрочных программных документов. К примеру, в одном из основополагающих документов, определяющих основные цели социально-экономического развития России на долгосрочный период - «Концепции долгосрочного социально-экономического развития», в числе приоритетов, направленных на развитие человеческого потенциала, выделен специальный блок «развитие здравоохранения», который предусматривает решение такой задачи, как «...обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение» [4]. В дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. был принят другой важный программный документ - «Развитие здравоохранения» [5], в пятой подпрограмме которого «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» устанавливаются, в частности, задача разработать и внедрить новые организационные модели, а также поддержать развитие инфраструктуры системы санаторно-курортного лечения.

Однако, несмотря на наличие указанных выше программ, затрагивающих в том числе санаторно-курортную деятельность, параллельно происходит процесс постепенного ее включения и трансформации в составляющую часть туристско-рекреационного комплекса, о чем свидетельствуют основные положения долгосрочной программы «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.» 1.

Вывод санаторно-курортной деятельности из государственной системы здравоохранения обусловил значительное снижение расходов государства на поддержание здоровья нации, что вылилось в негативные тенденции в уровне заболеваемости в стране: если в 2000 г. численность больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, составляла 106,3 тыс. человек, то к 2014 г. она увеличилась на 8,9 % и составляет 115,8 тыс. человек 2. Повышение уровня заболеваемости сопровождается снижением числа санаторно-курортных организаций и более низкими среднегодовыми темпами роста отдыхающих в этих организациях, в сравнении со среднегодовым числом туристов.

1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы» // Информ.-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_162185/?frame=6 (дата обращения 03.08.2015).

2 Заболеваемость населения по основным классам болезней / Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat_ main/rosstat/resources/33a9d8004a4bb6b681e3c9a8ffbe44e3/table.jpg (дата обращения 05.07.2015).

Таким образом, для того чтобы не допустить полного «растворения» санаторно-курортной деятельности в туристской индустрии, сохранить ее первоначальные уникальные свойства и выполняемые функции по лечению, оздоровлению, профилактике и реабилитации широких слоев населения, необходимо решить ряд задач, состоящих в анализе текущего состояния рассматриваемого вида экономической деятельности и определении его потенциала в будущем. Определение будущего потенциала санаторно-курортной деятельности как сложной, полифункциональной социально-экономической системы требует использования научно обоснованных методов, адаптированных к специфике устройства санаторно-курортной индустрии.

В число задач настоящего исследования входит:

• выделение специфики рынка санаторно-курортных услуг как объекта прогнозирования;

• систематизация методов прогнозирования с определением их применимости к специфике рынка санаторно-курортных услуг;

• обоснование методов прогнозирования применительно к специфике рынка санаторно-курортных услуг;

• практическая апробация методов прогнозирования для национального рынка санаторно-курортных услуг.

Обзор литературы

Вопросам разработки и развития методологии прогнозирования социально-экономических процессов посвящено множество трудов отечественных и зарубежных исследователей, в числе которых можно выделить работы Дж. С. Армстронга [6], Т. Н. Бабич [7], Н. М. Громовой [8], Н. И. Громовой [10], Д. Ж. Джонстона [9], В. В. Егорова, Г. А. Парсаданова [10], Г. И. Про-светова [11], Й. Томаса [12], И. А. Чучуева [13], Дж. Яанг М. [14], и др.

Проблемы стратегического анализа санаторно-курортной индустрии, а также формирования моделей по развитию ее отдельных аспектов в будущем исследовались в трудах М. В. Аликаевой [15], А. М. Ветитнева [16], Е. А. Джангжугазовой [17], А. С. Дзамихова [15], А. В. Дзюбина [16], А. Х. Каранашева [18], Л. З. Керефовой [15], Е. Кофмана, Х. Мюллера [19], М. С. Оборина, А. В. Плотникова [20], Л. Пужко, М. Смита [21], Т. Х. Тавкешевой [18], А. А. Торгашевой [16], Я.-Л. Хуанг [22] и специализированных организаций 3.

Несмотря на кажущееся многообразие трудов в выбранной проблематике, в настоящее время отсутствует комплексное исследование, посвященное вопросам применения методов прогнозирования к специфике санаторно-курортной индустрии, что также актуализирует выбранную тематику исследования.

Гипотезы и методы исследования

Процесс прогнозирования применительно к той или иной сфере, в том числе к санаторно-курортной, предполагает решение ряда задач с множеством неизвестных. По мнению некоторых авторов, число методов прогнозирования варьируется от 150 до 200 (например, [8. С. 322; 23. С. 110]), что обусловлено скорее не частичной проработанностью теоретико-методологических основ прогнозирования, а невозможностью разработки единого подхода даже к моделированию состояния типовых процессов в будущем.

Социально-экономические системы являются одними из самых сложных в моделировании, что обусловлено многофакторным влиянием отдельных составляющих на саму модель, способностью этих составляющих изменять условия ее развития, недостаточным числом нормативов поведения в различных ситуациях.

Методология настоящего исследования базируется на основе принципов системно-диалектического подхода, в соответствии с которым санаторно-курортная деятельность исследуется как многоуровневый, структурированный объект и особая природно-социально-экономическая категория.

3 Wellness Tourism and Medical Tourism: Where Do Spas Fit? // Global Spa Summit 2011 Research Report. URL: http://www.globalspaandwellnesssummit.org (дата обращения 28.09.2015).

Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что применение методов прогнозирования к развитию сложных социально-экономических систем, к которым относятся санаторно-курортные системы, является необходимым условием управления ее устойчивым долгосрочным развитием. В статье будут рассмотрены общетеоретические методы прогнозирования, адаптированные к специфике функционирования санаторно-курортной индустрии.

Результаты исследования

Выбор метода и инструментов прогнозирования в существенной степени определяется спецификой объекта исследования - в данной работе таковым выступает рынок санаторно-курортных услуг. Кроме этого, на выбор методов прогнозирования оказывают влияние такие факторы, как:

• доступность и наличие информации в отношении объекта исследования, в том числе с точки зрения глубины ретроспективных данных;

• задачи прогнозирования в отношении объекта исследования;

• уровень прогнозирования (международный, национальный, региональный, локальный) и др.

Поскольку, как было отмечено, выбор метода прогнозирования в существенной степени определяется спецификой объекта исследования, выделим ключевые особенности рынка санаторно-курортных услуг во взаимосвязи с прочими факторами, которые отличают его от других видов услугообразующей экономической деятельности и определяют специфику как объекта прогнозирования.

1. Национальный рынок санаторно-курортных услуг выступает частью крупной природ-но-социально-экономической системы - национальной санаторно-курортной индустрии, что в определяющей степени влияет на его текущее состояние и развитие в будущем. В этом плане прогнозирование рынка санаторно-курортных услуг должно осуществляться с учетом следующих особенностей:

• текущего состояния и параметров развития в будущем элементов основной инфраструктуры - естественно-ресурсного и лечебно-профилактического;

• текущего состояния и параметров развития в будущем элементов вспомогательной инфраструктуры - социальной, туристской, обслуживающей;

• основных параметров социально-экономического развития, влияющих на потребление санаторно-курортных услуг - доходов населения, уровня заболеваемости и смертности, возрастной структуры населения и др.

2. Для национального рынка санаторно-курортных услуг, как объекта анализа, характерно наличие относительно развитой системы статистического учета, в рамках которой накоплена формализованная информация за многие годы его развития и становления. Накопленные данные позволяют выявить и описать основные процессы и тренды, которые могут быть положены в основу прогностических моделей.

3. С точки зрения прогностической науки рынок санаторно-курортных услуг представляет собой экономическое явление, формирующееся под влиянием ряда множества специфических факторов социального, экономического и природного значения. В связи с этим и с учетом предыдущих специфических черт построение прогнозных моделей для национального рынка санаторно-курортных услуг должно строиться с использованием методов многофакторного прогнозирования.

Далее уточним, что под методом прогнозирования понимается определенная совокупность и последовательность действий для получения прогнозной модели или конечных результатов состояния социально-экономической системы в будущем. Модель прогнозирования представляет собой описание исследуемого процесса с помощью специальных математических или эконометрических инструментов, используемое для представления будущих значений социально-экономической системы.

Как было отмечено, существует множество методов прогнозирования, однако не все из них целесообразно использовать применительно к специфике устройства рынка санаторно-

курортных услуг. Возможность и целесообразность применения того или иного метода к особенностям данного рынка зависит от множества условий, в числе которых особенно важно выделить следующие.

1. Иерархический уровень прогнозирования.

С точки зрения методологии системного подхода санаторно-курортная индустрия должна рассматриваться в комплексе, как имеющий четкие структурные и иерархические очертания объект анализа. В этом контексте методы прогнозирования будут различаться в зависимости от анализируемых параметров применительно к конкретному иерархическому уровню:

• состоянию и развитию в будущем международного рынка санаторно-курортных услуг и его нижестоящих территориальных составляющих;

• параметрам и модели развития национального рынка санаторно-курортных услуг в будущем.

Так, отсутствие единой методологии статистического учета функционирования рынка санаторно-курортных услуг на международном уровне значительно осложняет возможность формализации методов прогнозирования на данном иерархическом уровне. В связи с этим прогнозирование на этом уровне должно осуществляться с использованием менее формализованных методов, зачастую с привлечением экспертов.

Формирование прогнозов на национальном уровне в большей степени подвержено формализации, в сравнении с международным, и требует построения основанных на четких факторных зависимостях экономико-математических прогнозных моделей.

2. Объект и параметры прогнозирования.

Применимость методов прогноза зависит также от прогнозируемых параметров рынка санаторно-курортных услуг, в частности:

• емкости и объема рынка санаторно-курортных услуг;

• состояния объектов инфраструктуры на рынке санаторно-курортных услуг (число санаторно-курортных организаций, количество коллективных средств размещения, количество номеров в санаторно-курортных организациях и др.);

• структурных характеристик рынка санаторно-курортных услуг (структура потребления по ценовым сегментам, территориально-географическая структура рынка и др.).

3. Доступность данных для анализа текущего состояния и развития в прошлом прогнозируемых параметров или их факторных признаков. Очевидно, чем более доступна количественная информация о факторных параметрах развития рынка санаторно-курортных услуг, тем более формализованными и точными будут методы прогнозирования его развития.

Анализ специальной литературы, посвященной вопросам прогнозирования (например, [6. Р. 93; 3. С. 98; 23. С. 25] и др.), а также практический опыт автора в области определения состояния санаторно-курортных систем в будущем позволяет классифицировать и определить применимость того или иного метода в отношении изучения рынка санаторно-курортных услуг следующим образом (табл. 1).

Применительно к исследованию рынков санаторно-курортных услуг различных иерархических уровней наиболее приемлемыми видятся следующие методы прогнозирования.

1. Для прогнозирования развития рынка лечебно-оздоровительных услуг на международном уровне, ввиду отсутствия единой методологии учета данного вида услуг в различных странах, оптимальными являются методики интуитивного прогнозирования, в том числе основанные на экспертных оценках, построении сценариев и формировании консенсус-прогнозов.

2. Для определения будущих очертаний национального рынка санаторно-курортных услуг наиболее приемлемыми представляются следующие методики:

• регрессионные модели на основе комплексного факторного анализа;

• авторегрессионные модели;

• модели экспоненциального сглаживания.

Таблица 1

Классификация и степень применимости и приоритетности методов прогнозирования к спецификерынка санаторно-курортных услуг, в зависимости от иерархического уровня анализа *

Методы Применимость метода Приоритетность использования

международный уровень национальный уровень международный уровень национальный уровень

Интуитивные методы интервью П П 1 1

построение сценариев П П 2 1

экспертные оценки П П 3 1

метод коллективной генерации П П 1 1

метод Дельфи П П 2 1

матричный метод П П 2 1

Формализованные методы модели предметной области Н Н 0 1

регрессионные модели Н П 0 3

авторегрессионные модели Н П 0 3

модель экспоненциального сглаживания Н П 0 3

нейросетевые модели Н П 0 0

модели на базе цепей Маркова Н П 0 0

модели на базе классификационно-регрессионных деревьев Н П 0 1

* Примечание: П - применим; Н - не применим; 0 - неприоритетен; 1 - низкая приоритетность; 2 - средняя приоритетность; 3 - высокая приоритетность.

Новизна предложенной нами классификации состоит в том, что в ней впервые раскрывается применимость и приоритетность использования отдельных методов прогнозирования применительно к функционированию рынка санаторно-курортных услуг. В рамках использования методов прогнозирования был использован инструментарий эконометрического моделирования, а также программные средства (программное приложение Statistica).

Практическое использование методов прогнозирования осуществлялось автором на основе применения корреляционно-регрессионного анализа, в результате проведения которого был проведен анализ зависимости результативных (таким признаком выступал объем рынка санаторно-курортных услуг) и факторных (объем валового внутреннего и регионального продукта, объем рынка туристских услуг, инвестиции в развитие коллективных средств размещения, среднемесячная заработная плата, уровень смертности и заболеваемости) признаков. В результате было выявлено, что наибольшее влияние на движение рынка санаторно-курортных услуг на национальном уровне оказывают объем ВВП и среднемесячная заработная плата жителей.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики. Глубина ретроспективы составила 25 лет (использовались данные за 1990-2014 гг.). Поскольку такая глубина достаточна для среднесрочных прогнозов, полученные тренды были использованы для соответствующего горизонта прогнозирования. При формировании прогноза на долгосрочный период учитывались заложенные органами государственной власти на долгосрочный период (в документе Минэкономразвития РФ «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.» параметры социально-экономического развития страны (в том числе уровень ВВП и средний уровень дохода населения), а также состояние ключевых аспектов основной и сопутствующей инфраструктуры санаторно-курортной деятельности.

На рисунке представлен составленный на основе корреляционно-регрессионного анализа и построения регрессионной модели прогноз развития национального рынка санаторно-курортных услуг на средне- и долгосрочный периоды.

Прогнозные сценарии развития национального рынка санаторно-курортных услуг

на ближне-, средне- и долгосрочный период, млрд руб. (составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики)

Снижение темпов роста в ближне- (2015-2018 гг.) и среднесрочном (2018-2020 гг.) периоде обусловлено сдержанными и отрицательными прогнозами состояния макроэкономических показателей Минэкономразвития РФ. В дальнейшем нами ожидается восстановление рынка санаторно-курортных услуг, в соответствии с ростом национального ВВП.

Заключение

Разработанная в данном исследовании матрица применимости и приоритетности использования методов прогнозирования рынка санаторно-курортных услуг является одним из компонентов методологии системного анализа текущего состояния и развития в будущем санаторно-курортной индустрии на различных иерархических уровнях. Практическая значимость данного элемента методологии состоит в его применимости при формировании механизмов долгосрочного устойчивого развития рынка санаторно-курортных услуг. В ходе апробации отдельных составляющих методологии прогнозирования состояния рынка санаторно-курортных услуг были получены научно обоснованные результаты по различным сценариям развития рынка санаторно-курортных услуг в ближне-, средне- и долгосрочный период.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N° 323-ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

2. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собр. законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.

3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собр. законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собр. законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"» // Собр. законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2057.

6. Armstrong J. S. Forecasting for Marketing // Quantitative Methods in Marketing. London: International Thompson Business Press, 1999. P. 92-119.

7. Бабич Т. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 336 с.

8. Громова Н. М., Громова Н. И. Основы экономического прогнозирования. М.: Академия Естествознания, 2006. 112 с.

9. Джонстон Д. Ж. Эконометрические методы. М.: Финансы и статистика, 1960. 444 с.

10. Парсаданов Г. А., Егоров В. В. Прогнозирование национальной экономики. М.: Высш. шк., 2012. 304 с.

11. Просветов Г. И. Прогнозирование и планирование. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2011. 296 с.

12. ТомасЙ. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2014. 276 с.

13. Чучуева И. А. Модель прогнозирования временных рядов по выборке максимального подобия: Дисс. ... канд. техн. наук. М., 2012. 154 с.

14. Jingfei YangM. Sc. Power System Short-term Load Forecasting: Thesis for Ph.d de-gree. Germany, Darmstadt, Elektrotechnik und Informationstechnik der Technischen Universitat, 2006. 139 p.

15. Аликаева М. В., Керефова Л. З., Дзамихов А. С. Теоретические аспекты маркетинговых исследований рынка рекреационных услуг // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16227 (дата обращения 21.07.2015).

16. Ветитнев А. М., Дзюбина А. В., Торгашева А. А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии // Вестн. СГУТиКД. 2012. № 2 (20). С. 50-56.

17. Джангжугазова Е. А. Формирование стратегии развития регионального турист-ско-рекреационного комплекса: Моногр. М.: ТЕИС, 2013. 168 с.

18. Тавкешева Т. Х., Каранашев, А. Х. Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на региональном рынке туристско-рекреационных услуг (на примере Кабардино-Балкарской республики) // ФЭН-Наука. 2012. № 7. С. 21-23.

19. Mueller H., Kaufmann E. L. Wellness Tourism: Market analysis of a special health tour-ism segment and implications for the hotel industry // Journal of Vacation Marketing. 2001. Vol. 7 (1). Р. 4-15

20. Оборин М. С., Плотников А. В. Анализ внешней и внутренней среды санаторно-курортного комплекса Пермского края. Пермь: ПСИ, 2013. 114 с.

21. Smith M., Puczko L. Health, Tourism and Hospitality: Wellness, Spas and Medical Travel. 2nd Ed. London: Routledge, 2013. 224 p.

22. Ya-Ling Huang. Forecasting THE Demand FOR Health Tourism IN Asian Countries Using A Gm (1,1)-Alpha Model // Tourism and Hospitality Management. 2012. Vol. 18. No. 2. Р. 171-181.

23. Крюков А. Ф., Адерихо Ю. А., Шеломенцев А. Г. и др. Прогнозирование цикличного общественно-экономического развития внешней и внутренней среды организации: Моногр. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 404 с.

Материал поступил в редколлегию 05.10.2015

M. S. Oborin

Perm Institute (Branch) Russian University of Economics G. V. Plekhanov 57, Gagarin Boulevard, Perm, 614070, Russian Federation

recreachin@rambler.ru

METHODS OF FORECASTING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MARKET OF SANATORIUM SERVICES

The role of predictive science at a present stage of development is defined. Features of forecasting in relation to difficult social and economic systems are specified. Need of increase of attention of the state to a problem of preservation of health of the nation is proved. Decrease in a role of health resort in the state health system and the decrease in public financing of this area accompanying it is established and proved. Need of studying of current state and development for the future of separate parameters of sanatorium systems and markets is proved. Current state of a question and degree of its study is presented: general condition of a readiness of scope of research; degree of a readiness of scope of research in relation to recreational and improving and sanatorium systems. Terminological components of research are expanded, including concepts methods of forecasting and model of forecasting are opened. The conditions and factors defining specifics of forecasting in the market of sanatorium services as difficult social and economic system are considered. Influence on specifics of forecasting of a factor of the hierarchical structure of the market of sanatorium services is opened. Influence of object and parameters of forecasting for the used forecasting methods is defined. The characteristic of influence on use of methods of forecasting of degree of availability of information is given. On the basis of the analysis of special and scientific literature classification and degree of applicability and priority of methods of forecasting to specifics of the market of sanatorium services, depending on the hierarchical level of the analysis is presented. The matrix of applicability and priority of use of methods of forecasting of the market of sanatorium services as one of components of methodology of the system analysis of current state and development in the future of the sanatorium industry at various hierarchical levels is offered.

Keywords: recreation, tourism, forecasting methods, market of sanatorium services, forecasting.

References

1. Federal law of 21.11.2011 № 323-FZ (as amended on 13.07.2015) «On fundamentals of citizens' health protection in the Russian Federation». Collection of legislation of the Russian Federation, 2011, № 48, art. 6724.

2. Federal law from 23.02.2013 № 15-FZ (as amended on 31.12.2014) «On protection of health of citizens from impact of ambient tobacco smoke and consequences of tobacco use». Collection of legislation of the Russian Federation, 2013, №. 8, art. 721.

3. The Federal law from 30.03.1999 N 52-FZ (as amended on 13.07.2015) «On sanitary and epidemiological welfare of population». Collection of legislation of the Russian Federation, 1999, №. 14, art. 1650.

4. The Decree of the RF Government from 17.11.2008 № 1662-R (as amended on 08.08.2009) «On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020». Collection of legislation of the Russian Federation, 2008, № 47, art. 5489.

5. The government Decree of the Russian Federation of 15.04.2014 № 294 «About the approval of the state program of the Russian Federation "Development of health». Collection of legislation of the Russian Federation, 2014, №. 17, art. 2057.

6. Armstrong J. S. Forecasting for Marketing [Quantitative Methods in Marketing]. London, International Thompson Business Press, 1999, p. 92-119.

7. Babich T. N. Prognozirovanie i planirovanie v uslovijah rynka [Forecasting and planning in market conditions]. Tutorial. Moscow, INFRA-M, 2013, 336 p.

8. Gromova N. M., Gromova N. I. Osnovy jekonomicheskogo prognozirovanija [Foundations of Economic Forecasting]. Moscow, Academy of Natural Sciences, 2006, 112 p.

9. Dzhonston D. Zh. Jekonometricheskie metody, [Econometric methods]. Moscow, Finance and Statistics, 1960, 444 p.

10. Parsadanov G. A., Egorov V. V. Prognozirovanie nacional'noj jekonomiki [Prediction of the national economy]. Moscow, High school, 2012, 304 p.

11. Prosvetov G. I. Prognozirovanie i planirovanie. Problemy i resheniya. [Forecasting and planning . Problems and solutions]. Moscow, Alfa-Press, 2011, 296 p.

12. Tomas J. Marketingovoe planirovanie [Marketing planning]. Moscow, Publisher Humanitarian University, 2014, 276 p.

13. Chuchueva I. A. Model' prognozirovanija vremennyh rjadov po vyborke maksimal'nogo podobija [Model of time series prediction based on a sample of maximum similarity.]. Sci. Dis. Moscow, 2012, 154 p.

14. Jingfei YangM. Sc. Power System Short-term Load Forecasting: Thesis for Ph.d de-gree. Germany, Darmstadt, Elektrotechnik und Informationstechnik der Technischen Universitat, 2006, 139 p.

15. Alikaeva M. V., Kerefova L. Z., Dzamihov A. S. Teoreticheskie aspekty marketingovyh issle-dovanij rynka rekreacionnyh uslug. Modern problems of science and education, 2014, № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16227 (date access 21.07.2015)

16. Vetitnev A. M., Dzjubina A. V., Torgasheva A. A. Lechebno-ozdorovitel'nyj turizm: voprosy terminologii i tipologii. Herald SGUTiKD, 2012, vol. 2 (20), p. 50-56.

17. Dzhangzhugazova E. A. Formirovanie strategii razvitija regional'nogo turistsko-rekrea-cionnogo kompleksa: monografija [Formation of strategy of development of the regional tourist and recreational complex]. Moscow, TEIS, 2013, 168 p.

18. Tavkesheva T. H., Karanashev A. H. Marketingovoe issledovanie potrebitel'skih predpocht-enij na regional'nom rynke turistsko-rekreacionnyh uslug (na primere Kabardino-Balkarskoj respub-liki) [Marketing research of consumer preferences in the regional market of tourist and recreational services (for example, Kabardino- Balkaria)]. FdN-Science, 2012, № 7, p. 21-23.

19. Mueller H., Kaufmann E. L. Wellness Tourism: Market analysis of a special health tour-ism segment and implications for the hotel industry. Journal of Vacation Marketing, 2001, vol. 7 (1), p. 4-15

20. Oborin M. S., Plotnikov A. V. Analiz vneshnej i vnutrennej sredy sanatorno-kurortnogo kom-pleksa Permskogo kraja [Analysis of external and internal environment of a sanatorium complex of the Perm region]. Perm', PSI, 2013, 114 p.

21. Smith M., Puczko L. Health, Tourism and Hospitality: Wellness, Spas and Medical Travel (Second Edition). London, Routledge, 2013, 224 p.

22. Ya-Ling Huang Forecasting THE Demand FOR Health Tourism IN Asian Countries Using A Gm (1,1)-Alpha Model. Tourism and Hospitality Management, 2012, vol. 18, №. 2, p. 171-181.

23. Krjukov A. F., Aderiho, Ju. A. Prognozirovanie ciklichnogo obshhestvenno-jekonomichesk-ogo razvitija vneshnej i vnutrennej sredy organizacii [Predicting cyclical socio- economic development of the external and internal environment of the organization]. Monograph. Krasnoyarsk, Sib. Feder. University Press, 2013, 404 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.