Научная статья на тему 'Методологические аспекты проведения системного анализа и кластеризации рынка санаторно-курортных услуг'

Методологические аспекты проведения системного анализа и кластеризации рынка санаторно-курортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / РЫНОК САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / АНАЛИЗ РЫНКА / ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ / CLUSTERING / MARKET OF SANATORIUM SERVICES / METHODOLOGICAL ASPECTS / ANALYSIS OF THE MARKET / HIERARCHICALLEVELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин М. С.

В статье определяется актуальность развития методологических аспектов проведения системного анализа рынка санаторно-курортных услуг на нынешнем этапе для различных иерархических уровней. Сформирован вывод, об отсутствии подпрограмм, направленных на развитие санаторно-курортной деятельности в стране. Развитие санаторно-курортной деятельности в России происходит только в рамках туристско-рекреационной сферы и направлено, главным образом, на создание сопутствующей инфраструктуры, не затрагивая, тем самым, объекты основной инфраструктуры. Формирование методологии исследования рынка санаторно-курортных услуг должно осуществляться на основе системного подхода, рассматривающего этот рынок в комплексе, как имеющий чёткие структурные и иерархические очертания объект анализа. Объект методологии системного анализа представлен разветвлённой структурой компонентов, имеющих свою специфику, в отношении каждого из которых ставятся необходимые для проведения анализа цели. Методология системного анализа рынка санаторно-курортных услуг направлена на определение текущего состояния и потенциала структурных компонентов этого рынка. Кластеризация рынка санаторно-курортных услуг России, как один из методических компонентов системного анализа национального рынка санаторно-курортных услуг может проводиться по различным интегральным характеристикам.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article relevance of development of methodological aspects of carrying out the system analysis of the market of sanatorium services at a present stage for various hierarchical levels is defined. The conclusion, about absence of the subprogrammes aimed at the development of sanatorium activity in the country is created.Development of sanatorium activity in Russia happens only within the tourist and recreational sphere and is directed, mainly, on creation of the accompanying infrastructure, without affecting, thereby, objects of the main infrastructure. Formation of methodology of research of the market of sanatorium services has to be carried out on the basis of the system approach considering this market in a complex as the object of the analysis having accurate structural and hierarchical outlines. The object of methodology of the system analysis is presented by branched structure of the components having the specifics, in the relation of each of which the purposes, necessary for carrying out the analysis, are set. The methodology of the system analysis of the market of sanatorium services is directed on determination of current state and potential of structural components of this market. The clustering of the market of sanatorium services of Russia as one of methodical components of the system analysis of the national market of sanatorium services can be carried out according to various integrated characteristics.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты проведения системного анализа и кластеризации рынка санаторно-курортных услуг»

Серия Экономика. Информатика. 2015. №19 (216). Выпуск 36/1

УДК 332

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF CARRYING OUT THE SYSTEM ANALYSIS AND

Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, 57, B. Gagarina st., Perm, 614070, Russia

Аннотация. В статье определяется актуальность развития методологических аспектов проведения системного анализа рынка санаторно-курортных услуг на нынешнем этапе для различных иерархических уровней. Сформирован вывод, об отсутствии подпрограмм, направленных на развитие санаторно-курортной деятельности в стране. Развитие санаторно-курортной деятельности в России происходит только в рамках туристско-рекреационной сферы и направлено, главным образом, на создание сопутствующей инфраструктуры, не затрагивая, тем самым, объекты основной инфраструктуры. Формирование методологии исследования рынка санаторно-курортных услуг должно осуществляться на основе системного подхода, рассматривающего этот рынок в комплексе, как имеющий чёткие структурные и иерархические очертания объект анализа. Объект методологии системного анализа представлен разветвлённой структурой компонентов, имеющих свою специфику, в отношении каждого из которых ставятся необходимые для проведения анализа цели. Методология системного анализа рынка санаторно-курортных услуг направлена на определение текущего состояния и потенциала структурных компонентов этого рынка. Кластеризация рынка санаторно-курортных услуг России, как один из методических компонентов системного анализа национального рынка санаторно-курортных услуг может проводиться по различным интегральным характеристикам.

Resume. In article relevance of development of methodological aspects of carrying out the system analysis of the market of sanatorium services at a present stage for various hierarchical levels is defined. The conclusion, about absence of the subprogrammes aimed at the development of sanatorium activity in the country is created.

Development of sanatorium activity in Russia happens only within the tourist and recreational sphere and is directed, mainly, on creation of the accompanying infrastructure, without affecting, thereby, objects of the main infrastructure. Formation of methodology of research of the market of sanatorium services has to be carried out on the basis of the system approach considering this market in a complex as the object of the analysis having accurate structural and hiera r-chical outlines. The object of methodology of the system analysis is presented by branched structure of the components having the specifics, in the relation of each of which the purposes, necessary for carrying out the analysis, are set. The methodology of the system analysis of the market of sanatorium services is directed on determination of current state and potential of structural components of this market. The clustering of the market of sanatorium services of Russia as one of methodical components of the system analysis of the national market of sanatorium services can be carried out according to various integrated characteristics.

Ключевые слова: кластеризация, рынок санаторно-курортных услуг, методологические аспекты, анализ рынка, иерархические уровни.

Key words: clustering, market of sanatorium services, methodological aspects, analysis of the market, hierarchical

levels.

В последние годы в рамках принятых государством долгосрочных программ, направленных на качественное преобразование различных секторов экономики, в отношении выбранного объекта исследования (рынка санаторно-курортных услуг) наблюдается относительная неравномерность (в сравнении с мерами в отношении туристско-рекреационной индустрии) и в какой-то степени недостаточность государственного воздействия. Так, из четырёх подпрограмм принятой в 2014 г. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 [25] «Государственной программы по развитию культуры и туризма на 2013 - 2020 гг.» нет ни одной, направленной на развитие санаторно-курортной деятельности в стране. Если в период своего начального становления и развития в СССР (на основе научно обоснованных подходов и строгих техник медицинского лечебно-профилактического обслуживания) санаторно-курортная сфера являлась элементом государственной системы здравоохранения, получая соответствующую финансовую поддержку, то на сегодняшний день её роль, с точки зрения концептуального государственного видения, остаётся неясной.

Развитие санаторно-курортной деятельности в России происходит только в рамках развития туристско-рекреационной сферы и направлено, в основном, на создание сопутствующей инфраструктуры (гостиниц, рекреационно-развлекательных объектов). При этом не уделяется должного внимания развитию объектов основной инфраструктуры санаторно-курортной деятельности, а также не рассматриваются вопросы о наращивания добавленной стоимости [12].

CLUSTERING OF THE MARKET OF SANATORIUM SERVICES

E-mail: [email protected]

Введение

Указанные выше причины во многом обусловили постепенное снижение доли санаторно-оздоровительных услуг в совокупном объёме платных услуг населению в России в последние годы и их отставание как в относительных, так и в абсолютных значениях в сравнении с основным конкурирующим рынком - туристских услуг (табл. 1).

При должном внимании санаторно-курортная сфера выполняет ряд ключевых социально-экономических функций, состоящих в улучшении здоровья нации, росте уровня занятости, увеличении налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и др.

Таблица 1 Table 1

Динамика общего объёма платных, туристских и санаторно-оздоровительных услуг населению в

России за 2005 - 2014 гг.* Dynamics of total volume of paid tourist and sanatorium services to the population in Russia in 2005 —

2014.*

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Объём платных услуг населению, трлн. руб. 2,3 4,9 5,5 6,0 6,9 7,5

Доля санаторно--оздоровительных услуг, % 1,6% 1,2% 1,2% 1,3% 1,2% 1,2%

Объём санаторно-оздоровительных услуг на душу населения, руб. 251,4 423,2 479,3 528,1 574,5 631,8

Темпы прироста (убыли) санаторно-оздоровительных услуг на душу населения, % 12% -1% 13% 10% 9% 10%

Доля туристских услуг, % 2% 2% 2% 2% 2% 2%

Объём туристских услуг на душу населения, руб. 235,8 699,2 789,2 848,8 1015,9 1009,9

Темпы прироста (убыли) туристских услуг на душу населения, % 25% 28% 13% 8% 20% -1%

*составлено по данным [26]

Учитывая сказанное, возникает необходимость разработки научно обоснованного инструментария, позволяющего провести комплексный анализ состояния и потенциала развития национальной санаторно-курортной индустрии на различных уровнях её функционирования. Достижение данной цели требует решения следующих задач:

- уточнение ключевых элементов методологии исследования региональных рынков санаторно-курортных услуг;

- выделение иерархических уровней исследования региональных рынков санаторно -курортных услуг;

- разработка принципов комплексного исследования региональных рынков санаторно -курортных услуг;

- практическое применение инструментов исследования регионального рынка санаторно-курортных услуг с определением направлений и задач его дальнейшего развития.

Объекты и методы исследования

Несмотря на наличие множества экономических исследований, посвящённых различным вопросам функционирования рынка санаторно-курортных услуг, в настоящее время отсутствует методология системного исследования этого рынка. Рынок санаторно-курортных услуг, как и любой другой, представлен совокупностью производственных процессов [24]. Отдельные методологические аспекты изучения рынка санаторно-курортных услуг рассматривались в трудах российских и зарубежных специалистов, в числе которых стоит выделить работы С.И. Берлина [1], М.А. Бокова [2], Дж. Бо-уэн [14], А.М. Ветитнева [4], Е.А. Джанджугазовой [9], Н.В. Калмыковой [12], Ф. Котлера [14], Дж. Мейкенз [13], С.А. Чудиновских [30] и др.

Предваряя выделение методологических аспектов проведения системного анализа рынка санаторно-курортных услуг, обратимся к содержанию категории «методология». Согласно классическим трактовкам, методологию рассматривают как:

- учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [3];

- систему принципов, способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [29].

Современные исследователи, конкретизируя понятие «методологии» определяют его как:

- средство связи науки и практики [15, 16];

- средство помощи науки практике [17];

- учение об организации деятельности [21].

Под методологией нами понимается совокупность компонентов (характеристик, логической и временной структуры деятельности), используемых для построения учения об организации деятель-

ности. Представляется соответствующей требованиям научности следующая «схема методологии», которая может быть использована применительно к изучению рынка санаторно-курортных услуг (рис. 1).

Рис. 1. Структурные компоненты методологии по А. М. Новикову, Д.А. Новикову [15] Fig. 1. Structural components of the methodology by A. M. Novikov, Dmitry A. Novikov [15]

Формирование методологии любой сферы и вида экономической деятельности требует наличия чёткого, однозначного понятийного аппарата, а также соотношения и взаимосвязи используемых терминов. В данном исследовании будут использоваться следующие основные термины:

- санаторно-курортная инфраструктура представляет собой совокупность объектов материальной и социальной деятельности человека, которые формируют при определенных условиях (природных, историко-культурных, социально-экономических) основу для стабильного и устойчивого функционирования и развития санаторно-курортной деятельности на конкретной территории, расположенной в месте отличном от постоянного проживания, где между отдыхающими, персоналом, хозяйственными и лечебными объектами, а также природными лечебными ресурсами формируются информационно-вещественные и энергетические потоки, направленные на повышение качества здоровья населения и удовлетворения потребности в полноценном отдыхе;

- «лечебно-оздоровительный туризм» рассматривается нами как разновидность туристской деятельности, характеризующаяся временной сменой постоянного места жительства потребителей с целью получения лечебных и оздоровительных услуг;

- «туристско-рекреационная сфера» рассматривается как сложная совокупность видов экономической деятельности, включающая элементы основной (коллективные средства размещения, курортные комплексы, оздоровительные организации, рекреационные предприятия и др.) и сопутствующей (финансовые организации, предприятия общественного питания, страховые организации и др.) инфраструктуры, деятельность которых направлена на предоставление всего комплекса необходимых для качественной рекреации услуг;

- «туристские услуги» - комплекс целенаправленных мероприятий в области обслуживания особой категории потребителей - туристов, ориентированный на полноценное удовлетворение их потребности в отдыхе, развлечениях и прочих запросах, возникающих при временной смене постоянного места жительства;

- «санаторно-курортная деятельность» и «санаторно-оздоровительная деятельность» рассматриваются нами как тождественные понятия, представляющие собой особый вид экономической, услугообразующей деятельности, связанной с производством санаторно-курортных услуг в территориально локализованных зонах с особыми природно-климатическими и лечебно-оздоровительными ресурсами;

- «санаторно-курортная индустрия» - совокупность экономических, организационных, социальных, управленческих и прочих отношений, связанных с производством и потреблением санатор-

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 19 (216). Выпуск 36/1

но-курортных и санаторно-оздоровительных услуг. Санаторно-курортная индустрия в наиболее общем понимании включает в себя рынки санаторно-курортных услуг (различающиеся по территориальным, ёмкостным, сущностным и прочим характеристикам), совокупность потребителей санатор-но-оздоровительных услуг, а также производственную систему, которая включает деятельность по генерации санаторно-курортных услуг в комплексах и организациях;

- «санаторно-курортные услуги» и «санаторно-оздоровительные услуги» - тождественные термины, под которыми в исследовании понимается множество специализированных видов услуг (бальнеологических, климатических, грязелечебных и т.п.), оказываемых на коммерческой основе, направленных на профилактику, оздоровление, реабилитацию и рекреацию широких групп населения и оказываемых в особых локализованных территориально зонах с необходимыми для этого природно-климатическими и лечебно-оздоровительными ресурсами;

- «рынок санаторно-курортных услуг» - сфера рыночных отношений, возникающих по поводу удовлетворения потребностей широких групп населения в санаторно-оздоровительных услугах.

Анализ работ, посвящённых теории и практике системного анализа [5,6,7,18,23,27], позволяет, применительно к специфике организации санаторно-курортной деятельности, под методологией системного анализа рынка санаторно-курортных услуг понимать систему компонентов, позволяющих сформировать целостное представление о практических способах изучения и комплексного практического анализа состояния и перспектив развития территориальных рынков санаторно-курортных услуг.

Формирование методологии исследования рынка санаторно-курортных услуг должно осуществляться на основе системного подхода, рассматривающего этот рынок в комплексе, как имеющий чёткие структурные и иерархические очертания объект анализа. Основой для успешного развития отрасли служит процесс модернизации экономики [20].

Объект применения методологии системного анализа представлен разветвлённой структурой компонентов, имеющих свою специфику, в отношении каждого из которых ставятся необходимые для комплексного анализа цели (рис. 2).

Характеризуя взаимосвязь и взаимовлияние выделенных уровней устройства рынка лечебно-оздоровительного туризма и санаторно-курортных услуг, важно отметить, что такое устройство может рассматриваться в зависимости от задач прикладного системного анализа в двух ракурсах:

- «снизу-вверх», когда проведение системного анализа состояния данного рынка направлено на изучение влияния рынков нижестоящих уровней на вышестоящие, по иерархии, рынки лечебно -оздоровительных и санаторно-курортных услуг. Проведение системного анализа подобного рода позволяет выделить специфику и особенности территориальных рынков лечебно-оздоровительных услуг и их системное влияние на развитие вышестоящих по иерархии рынков;

- «сверху-вниз», когда системный анализ направлен на последовательное, многоступенчатое изучение устройства того или иного нижестоящего территориального сегмента рынка санаторно-курортных услуг, в контексте общего развития и тенденций вышестоящих рынков лечебно -оздоровительных и санаторно-курортных услуг.

Важным аспектом методологии исследования рынка санаторно-курортных услуг являются принципы, на которых строится проведение комплексного анализа. В числе таких принципов нами выделяются:

1. Принцип обеспечения качества сбора и обработки данных, для которых должны быть присущи такие признаки как достоверность, актуальность, полнота, релевантность, сопоставимость, экономическая оптимальность, доступность для восприятия и легкого усвоения.

2. Принцип учёта особенностей устройства рынка санаторно-курортных услуг, предполагающий формирование аналитических моделей, содержание которых соответствует специфике санаторно-курортной деятельности.

3. Принцип системности, в соответствии с которым исследование проводится на основе чёткой логической последовательности реализуемых стадий, которые в свою очередь определяют состав и иерархию составляющих его количественных параметров.

4. Принцип комплексности, в соответствии с которым рынок санаторно-курортных услуг изучается как многоаспектный объект анализа.

5. Принцип научности, предполагающий необходимость аналитических действий изучения текущего состояния и потенциала развития рынка санаторно-курортных услуг на основе научно обоснованных подходов.

6. Принцип объективности, в соответствии с которым интерпретация результатов исследования должна предоставлять адекватные данные о текущем состоянии и будущем развитии рынка санаторно-курортных услуг, без влияния субъективных взглядов участников и организаторов исследования.

Результаты и их обсуждение

Рис. 2. Классификационная структура рынка лечебно-оздоровительного туризма (ЛОТ) и санаторно-

курортных услуг (СКУ) как объектов исследования Fig. 2. The classification structure of the market of health tourism and sanatorium-resort services as objects

of study

Как было указано ранее, методология системного анализа рынка санаторно-курортных услуг направлена определение текущего состояния и потенциала структурных компонентов этого рынка. Одна из специфических черт российского рынка санаторно-курортных услуг заключается в том, что он представлен множеством региональных рынков, различающихся по состоянию отдельных параметров, которые характеризуют уровень его развития. Данная характерная черта национального рынка санаторно-курортных услуг требует выделения схожих по интегральным признакам групп региональных рынков или его кластеризации.

Место и роль кластеризации рынка санаторно-курортных услуг в методологии системного анализа рынка санаторно-курортных услуг состоит в том, что выделение схожих по ключевым параметрам развития групп региональных рынков является одним из ключевых компонентов формирования эффективного механизма долгосрочного развития территориальных санаторно-курортных комплексов. Грамотно реализованная кластеризация национального рынка санаторно-курортных услуг позволяет создать качественную аналитическую основу для принятия результативных решений по развитию отдельных региональных рынков с учётом их специфики и совокупности факторов, определяющих развитие.

Кластеризация рынка санаторно-курортных услуг России как один из методических компонентов системного анализа национального рынка санаторно-курортных услуг может проводиться по различным интегральным характеристикам. Под кластером, применительно к результатам системного анализа рынка санаторно-курортных услуг, понимается группа региональных рынков санаторно-курортных услуг, объединённых тем или иным аналитическим критерием. В результате применения разработанной автором методики исследования рынка санаторно-курортных услуг были выделены кластеры по следующим основаниям.

1. По уровню конкурентного развития региональных рынков, расчёт которого осуществляется на основе изучения инфраструктурных параметров (основной и сопутствующей инфраструктуры), показателей потребления, характеристик предложения и других факторов. В результате ком-

плексного исследования развития национального и регионального рынков санаторно-курортных услуг, они были разделены на следующие кластеры:

- с высоким уровнем конкурентоспособности (Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Карелия, Алтайский край, Республика Башкортостан и др.),

- со средним уровнем конкурентоспособности (Пермский край, Республика Татарстан, Ленинградская область, Республика Бурятия и др.),

- с наименьшим уровнем конкурентоспособности (Камчатский край, Тульская область, Тверская область, Тамбовская область и др.) конкурентоспособности.

На рис. 3, 4 представлено пропорциональное распределение этих кластеров.

Кластер 1 (региональные

Рис. 3. Кластеризация региональных рынков санаторно-курортных услуг по уровню конкурентоспособности Fig. 3. Clustering of regional markets sanatorium-resort services in terms of competitiveness

2. По оценке степени влияния рынка санаторно-курортных услуг на экономику региона и его роли в национальной экономике, который определяется на основе анализа доли санаторно-курортных услуг в валовом региональном продукте, доли регионального рынка на национальном рынке и других факторов. На основе проведённого анализа статистических данных Федеральной службы государственной статистики, региональные рынки были разделены нами на следующие кластеры (рис. 4).

Рис.4. Кластеризация региональных рынков санаторно-курортных услуг по степени влияния на региональную экономику и роли на национальном рынке Fig. 4. Clustering of regional markets spa services in terms of impact on the regional economy and the role of

the national market

В последние годы в России наблюдается усиление межрегиональной дифференциации по уровню развития рынков санаторно-курортных услуг и территориальных санаторно-курортных комплексов, что ещё сильнее очерчивает границы кластеров. Решение проблемы усиления межрегиональных диспропорций в развитии национального рынка санаторно-курортных услуг должно осуществляться «точечно», путём анализа состояния отдельных региональных рынков санаторно-курортных услуг, изучения преимуществ конкретных территориальных санаторно-курортных комплексов, оценки внутреннего и внешнего потенциала развития рынков санаторно-курортных услуг.

На основании анализа строится механизм управления устойчивым развитием рынка санаторно-курортных услуг, в рамках которого формируется планомерная система воздействия субъектов управления региональным рынком санаторно-курортных услуг на объекты инфраструктуры территориальных санаторно-курортных комплексов и группы потребителей этого рынка.

Оценка внутреннего и внешнего потенциала развития регионального рынка санаторно-курортных услуг была проведена нами на примере Пермского края, входящего во вторую кластерную группу по уровню конкурентоспособности и объёму рынка (таблица 2).

Таблица 2 Table 2

Характеристика отдельных показателей внешнего и внутреннего потенциала развития рынка санаторно-курортных услуг Пермского края за 2010 — 2014 гг.* Highlights of individual indicators of internal and external potential of development of the market of sanatorium-resort services of the Perm Krai for 2010 — 2014.*

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2013 г., %

Среднедушевые денежные доходы населения, тыс. руб. 18 19,8 21,3 23,3 25,7 28,5 11,0%

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в % от общей численности населения, % 14,2 13,2 14,4 12,2 11,6 11,8 0,2%

Естественный прирост (+), (убыль (-) населения на 1000 чел. -1,7 -1,2 -0,6 0,6 2,1 2,1 -1,4%

Уровень смертности (количество умерших на 1000 чел.) 15,3 15,3 14,7 14,2 14 14 0,0%

Уровень заболеваемости 982,5 931,3 937,3 928,4 916,5 915,2 -0,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля расходов населения на отдых и туризм в общем объёме затрат, % 2,1% 1,7% 1,4% 2,9% 2,5% 2,6% 0,1%

Доля расходов населения на здравоохранение в общем объёме затрат, % 3,4% 3,4% 3,0% 3,2% 3,4% 3,6% 0,2%

Объём платных туристских услуг, оказанных населению, тыс. руб. 1411,1 1596,6 2229,4 2834,6 3335,7 3027,3 -9,2%

Объём платных санаторно-оздоровительных услуг, оказанных населению, тыс. руб. 1869,2 1944,3 2226,0 2554,6 2823,0 3029,9 7,3%

Число КСР, ед. 213 231 271 275 262 269 2,7%

Инвестиции в развитие КСР, млн. руб. 16,2 13,2 62 59 16,9 15,4 8,9%

Число СКО, ед. 53 48 46 46 45 43 4,4%

Число номеров в СКО, ед. 3 963 3 727 3 743 3 622 3 459 3475 0,5%

*составлено по данным [8,28]

В результате анализа были сделаны следующие основные выводы:

- в последние годы в Пермском крае наблюдается увеличение уровня жизни населения, что выражается в росте ключевых показателей социально-экономического развития (увеличение среднедушевых доходов населения, рост соотношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума, уровень затрат на отдых и туризм и др.). Вместе с тем качество жизни населения и состояние отдельных социально-экономических показателей не достигло уровня, когда потребители могут в массовом порядке осуществлять траты на отдых и оздоровление;

- в регионе имеются проблемы демографического свойства, которые ограничивают потенциал реализации внутреннего рынка санаторно-курортных услуг;

- оценка возможностей реализации внешнего потенциала (привлечения постояльцев в санаторно-курортные организации из других регионов) показывает, что низкий уровень развития производственной инфраструктуры санаторно-курортного комплекса региона (отрицательная динамика коллективных средств размещения, численности СКО, числа мест в них), а также недостаточный инвестиционный климат снижают возможности реализации внешнего потенциала развития рынка санаторно-курортных услуг.

Выводы

Таким образом, изучение состояния и потенциала развития рынков санаторно-курортных услуг представляет собой сложный процесс последовательных мероприятий организационно-аналитического характера. Формирование долгосрочных программ устойчивого развития санаторно-курортных услуг на национальном и региональном уровнях должно быть основано на научно обоснованных методах и логически обоснованной методологии проведения такого анализа. Среди направлений дальнейших исследований по повышению эффективности функционирования национальной санаторно-курортной индустрии можно выделить:

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 19 (216). Выпуск 36/1

- разработку методик комплексной оценки состояния региональных рынков санаторно-курортных услуг;

- формирование методологических и прикладных аспектов стратегического механизма устойчивого развития территориальных санаторно-курортных комплексов;

- разработку системы оценки эффективности функционирования территориальных санаторно-курортных комплексов.

В заключение отметим, что формирование методологических аспектов проведения системного анализа и кластеризации рынка санаторно-курортных услуг, а также поставленная в данном исследовании цель разработки научно обоснованного инструментария, направленного на проведение комплексного анализа состояния и потенциала развития региональных сегментов национальной санаторно-курортной индустрии, требуют решения задач научно-прикладного характера. В отечественной курортологии и теории управления санаторно-курортной деятельностью всё ещё отсутствует методология системного анализа санаторно-курортной индустрии на различных территориальных иерархических уровнях. Отсутствие закреплённых в методологии концептуальных взглядов развития санаторно-курортной деятельности на долгосрочный период во многом определяет недостаточное понимание роли санаторно-курортной индустрии на уровне принятия практических решений органами государственной власти федерального и регионального уровня, что проявляется в недостаточном программном и ресурсном обеспечении санаторно-курортной деятельности. Уникальная роль санаторно-курортной индустрии в обеспечении здоровья нации требует проведения комплексного анализа её состояния, кластеризации на основе общих черт состояния отдельных региональных сегментов национального рынка санаторно-курортных услуг. Выделенные и уточнённые в настоящем исследовании методологические аспекты проведения системного анализа и кластеризации рынка санаторно-курортных услуг позволяют заложить теоретическую и практическую основу эффективного управления национальной санаторно-курортной индустрией.

1. Берлин С.И. 1998. Формирование экономического потенциала рекреационной зоны: На примере

Краснодарского края: Автореф. дис. ...д-ра экон. наук. СПб., 34.

Berlin S.I. 1998. Formation of economic potential of a recreational zone: On the example of Krasnodar Krai: Avtoref. yew.... Dr.s экон. sciences. SPb.,34.

2. Боков М.А., Ветитнев А.М., Попков В.П., Угрюмов Е.С., Шаповалов В.М. 2001. Менеджмент в санаторно-курортных организациях. Под науч. ред. М.А.Бокова. В 3-х частях. СПб., СПбГУЭФ, 230.

Bokov M. A., Vetitnev A.M., Popkov V.P., Ugryumov E.S., Shapovalov V. M. 2001. Management in the sanatorium organizations. Under the scientific. ed. of M. A. Bokov. In 3 parts. SPb., FINEK, 230.

3. Большая Советская Энциклопедия 3-е издание. 1968 - 1979. М.: Советская Энциклопедия, 227. Big Soviet Encyclopedia 3rd edition. 1968-1979. M.: Soviet Encyclopedia, 227.

4. Ветитнев A.M. 2011. Маркетинг санаторно-курортных услуг: учебное пособие. М.: Медицина, 224. Vetitnev A.M. 2011. Marketing of sanatorium services: manual. M.: Medicine, 224.

5. Волкова В.Н., Денисов А.А. 1999. Основы теории систем и системного анализа. Изд. 2-е. СПб.:

Volkova V.N., Denisov A. A. 1999. Fundamentals of theory of systems and system analysis. Ed. 2. SPb.:

6. Герасимов Н.Г. 1985. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной дея-

тельности в науке). М.: Мысль.

Gerasimov N. G. 1985. Structure scientific studies (Philosophical analysis of cognitive activity in science). M.:

Mysl.

7. Дегтярев Ю.И. 1996. Системный анализ и исследование операций. М.: Высшая школа. Degtyarev Y.I. 1996. Systems analysis and operations research. M.: Higher school.

8. Демографический ежегодник России. 2014: Стат.сб./ Росстат.М. Demographic Yearbook of Russia. 2014: Stat.sat./ Rosstat. M.

9. Джанджугазова Е.А. 2005. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса: диссертация ... доктора экономических наук. Москва, 254.

Dzhandzhugazova E.A. 2005. Formation of strategy of development of a regional tourist and recreational complex: thesis... Doctors of Economics. Moscow, 254.

10. Здравоохранение в России 2013: Стат. сб./Росстат. М. Health care in Russia 2013: Stat. сб. / Rosstat. M.

11. Инвестиции в России 2013: Стат.сб./ Росстат. М. Investments in Russia 2013: Stat.sb./Rosstat. М.

12. Кабанов В.Н. 2015. Экономические измерения с использованием показателя «добавленная стоимость». Научные ведомости БелГУ. Серия Экономика и информатика. №13 (210). Вып. 35/1: 62-70.

Kabanov V.N. 2015. Economic measurements with use of an indicator «a value added». Scientific sheets of BELGU. Economy series. No.13 (210). 35/1: 62-70.

13. Калмыкова Н.В. 2003. Маркетинговое обеспечение формирования и реализации целевой комплексной программы развития восстановительной медицины: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. Сочи, 19.

Список литературы

References

СПб.ГТУ.

SPb.STU.

Kalmykova N.V.2003. Marketing ensuring formation and implementation of the target comprehensive program of development of recovery medicine: Avtoref. yew.... edging. economy. sciences. Sochi, 19.

14. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. 1998. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. Учебник для вузов. Под ред. Р.Б.Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 787.

Kotler Ph., Bowen J., Makens J. 1998. Marketing. Hospitality and Tu-terrorism. Tutorial for universities. Edited by R. B. Nozdreva. M.: Uniti, 787.

15. Краевский В.В. 2001. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. СПб.: СПб. ГУП.

Kraevskij V.V. 2001. The Methodology of scientific research: a Handbook for students and graduate students of humanitarian universities. SPb.: SPb. Sue.

16. Краевский В.В. 1994. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам ГПИ, 233.

Kraevskij V.V. 1994. Methodology of pedagogical research. Samara: Publishing the SEI, 233.

17. Масюкова НА. Проектирование в образовании. Минск: Технопринт.

Masyukova N.A. Design in education. Minsk: Технопринт.

18. Методологические основы научного познания. 1972. Под ред. П.В. Попова. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа.

Methodological foundations of scientific knowledge. 1972. Ed. by V.P. Popov. Proc. a manual for students of universities. M.: Higher school.

19. Национальные счета России в 2006-2013 годах: Стат. сб. (2013). Росстат. M., 311.

National accounts of Russia in 2006-2013: Stat. сб. (2013). Rosstat. M.,311.

20. Никулина Е.В., Овчинникова О.П. 2015. Модернизация экономики и обоснование оптимальной структуры регионального социально-экономического комплекса. Научные ведомости БелГУ. Серия Экономика и информатика. №13 (210). Вып. 35/1: 27-35.

Nikulina E.V., Ovchinnikova O.P. 2015. Modernization of economy and justification of optimum structure of a regional social and economic complex. Scientific sheets of BELGU. Economy series and informatics. No. 13 (210). 35/1: 27-35.

21. Новиков А.М., Новиков Д.А. 2007. Методология. М.: СИНТЕГ, 668.

Novikov A.M., Novikov of D.A. 2007. Methodology. M.: SINTEG, 668.

22. Оборин М.С. 2010. Системно-диалектическая методология (системный подход) как инструмент исследования курортно-рекреационных систем разного иерархического уровня. Региональные исследования. Смоленск. №3: 54-61.

Oborin M.S. 2010. Systematic-dialectical methodology (system approach) as a tool to research the resort and recreational systems of different hierarchical level. Regional studies. Smolensk. №3: 54-61.

23. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. 1989. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа.

Peregudov F.I., Tarasenko F.P. 1989. Introduction to system analysis. M.: Higher school.

24. Пигнастый О.М. 2015. Анализ моделей переходных управляемых производственных процессов. Научные ведомости БелГУ. Серия Экономика и информатика. №13 (210). Вып. 35/1: 133-143.

Pignasty O.M. 2015. The analysis of models of the transition operated productions. Scientific sheets of BELGU. Economy series and informatics. № 13 (210). 35/1:133-143.

25. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы». Информационно-правовая система. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162185/?frame=6 (дата обращения 03.08.2015).

The decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 317 «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of culture and tourism» for 2013 - 2020». The legal Information system. [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162185/?frame=6 (03.08.2015).

26. Розничная торговля и услуги населению. Платные услуги населению. Росстат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# дата обращения (03.08.2015).

Retail trade and services to the population. Paid services to the population. Rosstat. [Electronic resource]. -URL: http://www .gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# date of the address (03.08.2015).

27. Рыков А.С. 2005. Модели и методы системного анализа: принятие решений и оптимизация. М.: МИСИС.

Rykov A.S. 2005. Models and methods of system analysis: decision making and optimization. M.: MISIS.

28. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2014: Стат.сб. Росстат - M., 321.

Social status and standard of living of the Russian population. 2014: Stat.sat. Rosstat - M., 321.

29. Философский энциклопедический словарь. 1983. М.: Сов. Энциклопедия.

Philosophical encyclopedic dictionary. 1983. M.: Owls. Encyclopedia.

30. Чудиновских С.А. 2003. Формирование системы маркетинговых исследований в сфере санаторно-курортных услуг: Автореф. ...канд. экон. наук. Сочи, 19.

Chudinovskikh S.A. 2003. Formation of system of marketing researches in the sphere of sanatorium services: Avtoref.... edging. экон. sciences. Sochi, 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.