Научная статья на тему 'Методы профессиональной ориентации в высшем учебном заведении (на примере юипа СГЮА)'

Методы профессиональной ориентации в высшем учебном заведении (на примере юипа СГЮА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / VOCATIONAL GUIDANCE. PROFESSIONAL CHOICE / ВУЗ / UNIVERSITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / АБИТУРИЕНТЫ / ENTRANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аседач О.Ю.

В статье рассмотрены основные методы профориентационной работы в вузе. Раскрыта работа профориентационного отдела Юридического института правового администрирования, которая показывает, что деятельность института становится более открытой и прозрачной для абитуриентов, родителей и работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аседач О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main methods of vocational guidance work in the university are considered in the article. The work of the vocational guidance department of the Legal Institute of Legal Administration is revealed, which shows that the institute's activities become more open and transparent for school leavers, parents and the employer.

Текст научной работы на тему «Методы профессиональной ориентации в высшем учебном заведении (на примере юипа СГЮА)»

научный журнал

УДК 378

Аседач О.Ю.

Поволжский институт управления им. Столыпина П.А.

г. Саратов, Российская Федерация

филиал РАНХиГС,

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ

ЮИПА СГЮА)

Аннотация. В статье рассмотрены основные методы профориентационной работы в вузе. Раскрыта работа профориентационного отдела Юридического института правового администрирования, которая показывает, что деятельность института становится более открытой и прозрачной для абитуриентов, родителей и работодателя.

Ключевые слова: профориентация. профессиональный выбор, вуз, образование, абитуриенты

В современных социально-экономических условиях большую роль играет самостоятельность, возможность самоопределения и самореализации молодежи, поскольку именно подрастающее поколение представляет собой «социальный слепок» общества, на основе которого формируется будущее государства. Рыночная экономика не только создает подходящие условия независимого действия каждой личности, но и предъявляет к ней жёсткие требования - умение свободно выбирать, и отвечать за результат сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям). Подготовка учащегося к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Степень подготовки должна сформировать реалистическое и достаточно прозрачное представление о профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен. Кроме того, свободный выбор профессиональной судьбы является гарантом соблюдения одного из важнейших постулатов Конституции Российской Федерации - права на труд (ст. 37).

Профориентация в современном вузе играет важную роль. В век конкуренции и рыночных отношений позиция вуза к абитуриентам должна кардинально изменяться. Среди ведущих принципов работы вуза можно отметить такие, как: принцип инновации, практико-ориентированности, электронного университета, международного университета, SMART-университета, непрерывности образования. Современная система высшего образования должна синхронно идти со временем и внедрять в учебный процесс самые новейшие инновационные и практико-ориентированные технологии. Однако, как пишут И.Ю. Суркова и Ю.И. Тарский, начавшаяся гармонизация и модернизация высшего образования, с одной стороны,

научный журнал

способствует унификации образовательных стандартов, позволяя расширить возможность студентов в выборе образовательного учреждения и места работы по всей Европе, а с другой - российские провинциальные вузы теряют хорошо подготовленных и целе-ориентированных абитуриентов, которые стремятся поступить, либо в столичные вузы, либо уехать за рубеж [5, с. 78]. В связи с этим внимание руководства высших учебных учреждений сосредоточено на профориентационной работе различных образовательных программ, которые будут весьма привлекательными для молодежи.

Профориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющаяся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержке и развитии природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятия с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [1, с. 145].

Сейчас вуз играет роль посредника между школой и работодателями. Несколько лет обучения в высшем учебном заведении отделяют вчерашнего школьника от его первой работы по специальности. Современные школьники мало задумываются о том, куда они пойдут работать и кем станут после получения диплома. Чаще всего они выбирают вуз и направление обучения, порой имея самые туманные представления о нем, что так часто приводит к разочарованию в профессии и/или академической неуспеваемости. Любое учебное заведение заинтересовано в мотивированных студентах с высоким уровнем сформированного и осознанного выбора своего направления подготовки.

Университет стоит перед выбором: либо рассчитывать на случай и ждать, что такие студенты появятся сами, либо «идти навстречу школе» и предлагать свои профориентационные программы. Как показывает практика, только последний вариант дает значимый эффект. Но, именно высшее учебное заведение поставляет работников на рынок труда. Результат трудоустройства выпускников является показателем эффективности учебного заведения. И сейчас вуз предлагает работодателям включиться в процесс профилизации учащихся. Таким образом, вуз - это ключевое звено в формировании системы взаимодействия между вчерашними выпускниками школ и завтрашним работодателям. Именно в нем при грамотном построении профориентационной программы, зарождаются профессионалы, формируются возможности, открываются новые перспективы.

Большинство людей, начиная с определенного возраста, оказываются включенными в ту или иную деятельность, а значительная часть времени в

научный журнал

юношеском возрасте ориентирована на подготовку к ней, что требует не только овладения знаниями, но и выбора вида деятельности, в наибольшей степени соответствующей индивидуальным особенностям личности и запросам рынка труда. Это становится важнейшим условием успешного освоения профессии и гармоничного вхождения в трудовую деятельность, и, как следствие, подчеркивает необходимость определения воспитывающего развивающего подхода к личности школьника с целью его подготовки к социальному выбору профессии. Таким образом, профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии [2, с. 32].

Цель профориентации - подготовка подрастающей молодёжи к сознательному выбору будущей профессии. Практическая реализация этой цели рассчитывает формирование у школьников социально-значимых внутренних (духовных) регуляторов поведения и мотивов деятельности: воспитание уважительного отношения к различным видам труда, становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Данная проблема комплексная, включающая социальные, экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано [6, с. 22].

В настоящее время во всех странах накоплен богатый опыт по проведению профориентации. Опережающая профессиональная ориентация направлена на оптимизацию профессионального самоопределения молодого человека в соответствии с его желаниями, склонностями, способностями и индивидуально-личностными особенностями, скорректированными с учетом общественных потребностей, выявленных на рынке труда молодежи.

В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определено, что профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [3].

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются [3]:

- профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных

научный журнал

кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация -система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

В Юридическом институте правового администрирования (ЮИПА) проблема профориентации школьников приобретает особую ценность, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию молодежи в обществе. Условием эффективности профессиональной ориентации школьников является организация целенаправленной, систематической работы с учетом особенностей региона. Согласно выделенным направлениям профориентационной работы можно использовать различные методы ее организации.

Выделяют следующие группы методов [4, с. 491], которые активно используются в практической деятельности сотрудников, занимающихся профориентационной работой в Саратовском Юридическом институте правового администрирования:

- информационно-справочные, просветительские;

- профессиональной психодиагностики;

- моральной помощи в конкретном выборе;

- принятии решения.

К первой группе методов можно отнести составленные на электронном носителе профессиограммы, краткие описания профессий; регулярно проводимые экскурсии по факультетам вуза, познавательные

научный журнал

лекции, профориентационные уроки и организованные рекламы и агитацию.

Вторая группа методов направлена на самопознание - это закрытые и открытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам, личностные опросники, игры и тренинги.

Третья группа методов нацелена на создание групп общения. Тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые на экзаменах, в межличностных и деловых контактах. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии помогают осознать смысл выбираемой деятельности и способствовать самоопределению школьников.

Четвертая группа методов направлена на построение последовательности действий, реализующих намеченную цель.

Отдел профориентации, их представители проводят лекции, беседы, дают профориентационные консультации, проводят профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги. Работники ЮИПА выезжают на профориентационные мероприятия в районные школы, информируют о своих факультета, помогают с выбором направления обучения, профиля подготовки, знакомят учащихся школ с многоуровневой системой образования, с возможностями будущего трудоустройства, проводят олимпиады.

Отдел профориентации СГЮА совместно с кафедрами организуют и осуществляют взаимосвязь со школами, техникумами, колледжами, предприятиями, помогают в формировании студенческого контингента для подготовки на разные направления, облегчают приемной комиссии качественно отбирать абитуриентов.

Отделом устанавливаются и укрепляются постоянные контакты со школьными коллективами. Обычно в течение года представители от институтов, факультетов, кафедр и прочих структурных подразделений выезжают в школы на профориентационные лекции, семинары, концерты, чтобы привлечь учащихся для поступления. Профориентация только подталкивает к выбору профессии, но окончательно определяться приходится самому, полагаясь на опыт старших людей и свою интуицию.

Сравнение работы Юридического института правового администрирования в данном направлении за прошлые годы позволяет отметить, что работа, проведенная в этом году намного активнее, чем в прошлом. Например, в 2016 году в институте было проведено два дня открытых дверей, в 2017 году было проведено уже четыре таких мероприятия. Количество абитуриентов, посетивших день открытых дверей в 2017 году, тоже увеличилось, примерно посетили 150-200 человек. Увеличилось количество мероприятий, проводимых для

научный журнал

абитуриентов (олимпиады, игры, конференции), в 2016 году было проведено пять мероприятий, в 2017 году девять.

Но останавливаться на этом нельзя. В 2018 году число выпускников школ уменьшилось. Поэтому очень важно вовремя проводить профориентационную работу среди выпускников не только школ, но и колледжей и техникумов. Подводя итог, нужно отметить, что проведенная вовремя профориентационная работа будет способствовать активизации не только вузовской привлекательности, но и решению вопросов молодежной политики, проблем занятости молодёжи и её трудоустройства, при использовании современных и перспективных разработок авторитетных ученых и практиков в области профориентации и построения карьеры. Несмотря на то, что правовой статус профориентации не определён, важно, что она включается в систему социальных гарантий в области образования, труда, занятости и охраны здоровья подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Батаева ЯД. Формы и методы профессиональной ориентации в вузе // Известия чеченского государственного педагогического института. 2017. № 1. С. 145 -150.

2. Зулунова Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа. 2011. № 5. С. 31 - 34.

3. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». 2012. URL: http://base.garant.ru/136694/.

4. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация. М.: Академия, 2010.

496 с.

5. Суркова И.Ю, Тарский Ю.И. Парадоксы модернизации системы высшего образования по европейскому образцу // Вестник Поволжского института управления. 2015. №3. С. 72-78.

6. Кравчук Л.А. Профориентация вуза: проблемы, практика, проекты // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. №4. С. 21 - 27.

Annotation: The main methods of vocational guidance work in the university are considered in the article. The work of the vocational guidance department of the Legal Institute of Legal Administration is revealed, which shows that the institute's activities become more open and transparent for school leavers, parents and the employer.

Keywords: vocational guidance. professional choice, university, education, entrants

Научный руководитель: Суркова Ирина Юрьевна, д.с.н., профессор кафедры управления персоналом ПИУ РАНХиГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.