Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕШЕНИЯ / РЕАКЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТБОР / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукин А.М.

В своей статье автор поднимает проблемы принятия управленческих решений, осуществляемые с определенным типом контроля и конкретным набором контролирующих инструментов. Также раскрывается определения видов контроля, воздействующие в определенных этапах принятия решения на управленцев. Автор показывает взаимосвязь этапов принятия решения с эффективностью реализации данного решения и его влияния на подчиненный персонал и другие категории работников и служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MAKING MANAGERIAL DECISIONS

In his article the author raises the problems of making managerial decisions, carried out with a certain type of control and a specific set of controlling instruments. Also, definitions of the types of control affecting certain stages of decision-making for managers are disclosed. The author shows the relationship of the decision-making stages with the effectiveness of implementing this decision and its impact on the subordinate staff and other categories of employees and employees.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

УДК 65

Щукин А. М. магистрант

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Аннотация: в своей статье автор поднимает проблемы принятия управленческих решений, осуществляемые с определенным типом контроля и конкретным набором контролирующих инструментов. Также раскрывается определения видов контроля, воздействующие в определенных этапах принятия решения на управленцев. Автор показывает взаимосвязь этапов принятия решения с эффективностью реализации данного решения и его влияния на подчиненный персонал и другие категории работников и служащих.

Ключевые слова: контроль, управление, решения, реакция, ответственность, отбор, методы.

Shchukin A.M.

Ural Institute of Management - branch of the Russian Academy of

Science and Technology

Student of the faculty of state and municipal government METHODS OF MAKING MANAGERIAL DECISIONS Annotation: in his article the author raises the problems of making managerial decisions, carried out with a certain type of control and a specific set of controlling instruments. Also, definitions of the types of control affecting certain stages of decision-making for managers are disclosed. The author shows the relationship of the decision-making stages with the effectiveness of implementing this decision and its impact on the subordinate staff and other categories of employees and employees.

Key words: control, management, decisions, reaction, responsibility, selection, methods.

«Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений, фундаментальная основа управления для осуществления других управленческих функций.» [1, с. 70]

С помощью контроля руководитель любого уровня и сам подчиненных могут убедиться в правильности своего решения, а также проанализировать ошибки или достижения. Функция контроля также подразумевает установление результатов до начала работы для сравнения с результатами, достигнутыми, вследствие чего определяется эффективность управленческого решения.

Без контроля организация и деятельность руководителя существовать

могут, но при данном условии неизбежно повторение каких-либо ошибок либо невозможность использования одних и тех же процедур для разных управленческих ситуаций. Данное заключение обуславливает факторы необходимости осуществления контроля в любых управленческих действиях:

-неопределённость - обуславливается факторами, которые сложно поддаются учету или учёт которых невозможен - человеческий фактор, изменения внутренней или внешней среды организации, командообразование, невозможность 100% прогнозирования и прочее -контроль в данном случае позволяет свести появление данных факторов к минимуму;

-поддержание успеха - использование предыдущего положительного опыта для аналогичных ситуаций в будущем, определение причин успехов и неудач для адаптации сотрудников и организации к предстоящим изменениям или принятию новых управленческих решений и как следствие достижение более высокой эффективности организации. [2, с. 280]

Функции контроля обуславливают его виды, так как на каждом этапе контроля преследуются различные цели, а значит используются различные методы и средства управления, и контроля в том числе:

1. Предварительный контроль - проводиться до начала работ -заключается в анализе базы компетенций сотрудников для назначения им более подходящей работы (из этого исходят критерии отбора в компанию), проводиться на стадии выбора обучения для сотрудников с целью обеспечения организации не хватающих навыков и знаний, затрагивает все стороны обеспечения компании - финансовую, материальную и прочие (для того, чтобы предотвратить дефицит или излишний профицит ресурсных баз). Представляет возможность избежать видимых угроз для компании и сотрудников, а также обеспечить последних всеми необходимыми средствами для эффективного исполнения трудовой функции.

2. Текущий контроль - проводиться во время работ, измерение определенных промежуточных точек - проводиться с целью усовершенствования осуществляемой деятельности, а также для устранения отклонений, помощи подчиненным. Главным средством данного контроля является обратная связь с исполнителем технического задания - оценка реальности намеченных задач, сообщение сотруднику о промежуточных результатах, корректировка решений и прочее. Несмотря на то, что данный контроль относиться к внутренней среде фирмы, на результаты деятельности могут влиять и внешние факторы, которые стоит отслеживать и своевременно учитывать. На данной стадии контроля также происходит совершенствование управленческой и организационной деятельности посредством учета всех факторов и положения исполнителя.

3. Заключительный контроль - проводиться по окончании работ - на данном этапе руководитель может лишь подвести итог - совершенствование исполненной задачи уже невозможно, но данный контроль дает возможность

детального анализа ошибок и успехов, на основании чего последующие аналогичные управленческие решения могут корректироваться или изменятся, что позволяет совершенствовать работу организации в будущем до начала предварительного контроля. Также на основании данного контроля и обратной связи можно совершенствовать другие управленческие функции - планирование, мотивацию, организацию с точки зрения объективного прошлого опыта исполнения каких-либо работ.

При контроле своих решений, руководитель должен отслеживать: сроки реализации, состояние решаемой задачи, степень отклонения, степень возможности корректировки осуществляемых действий. В ходе контроля руководитель получает соответствующие названным параметрам показатели, на основании которых определяется степень решаемости задачи и эффективность принятого решения, поэтому руководитель должен разработать механизм контроля, который отслеживает положительные и отрицательные стороны решения, а также угрозы срыва решения и возможности, которые открывает решенная задача - своего рода SWOT-анализ показателей внешней и внутренней организации.

С документальной точки зрения методы контроля подразделяются на: -административный контроль - сравнение результатов с планируемыми - сроки, объем, качество, затраты;

-технологический контроль - анализ используемой технологии исполнения решения, ее эффективности, затратности, ситуативности;

-ревизия - проверка документации, на основании которой осуществляется деятельность по решению определенной задачи - ЛПА, приказы, распоряжения, планы, акты и прочее;

-аудит - проводиться по окончании реализации принятого решения, заключается в проверке документации, которая регламентирует результаты деятельности для их сравнения со стандартами и нормами. [2, с. 281]

С общественной точки зрения контроль можно осуществлять на уровне:

-реакции сотрудников - их принятие или непринятие решения, обратная связь с теми сотрудниками на кого непосредственно влияет решение;

-реакция профсоюзов - в случае если решение выгодно компании, оно не всегда выгодно для сотрудников - в данном случае профсоюз активизируется в случае нарушения каких-либо прав сотрудников или ущемления их положения в компании;

-реакция общественности - в большинстве своем относиться к финансовым и нефинансовым корпорациям, особенно к тем, которые относятся к общественному сектору экономики и регулируются государством (Газпром, РЖД) - реакция общественности, как правило, констатирует негативные последствия решения;

-реакция самого управленца - компетентный руководитель самостоятельно может просчитать эффективность своего решения на основе

прошлого опыта или опыта коллег, что зачастую используется чаще, чем плановые показатели или анализ какой-либо стороны решения.

Большинство руководителей рассматривают вопросы ответственности в том случае если собираются принять негативное решение в отношении сотрудников или законодательно-спорные решения, но так или иначе любое решение подразумевает ответственность разной степени. Ответственность во многих вопросах является сдерживающим фактором, так как в некоторых случая подразумевает ограничения свободы или различные санкции, а также зачастую предполагает законодательное принуждение к исполнению норм.

На основании вышесказанного ответственность подразделяется на

виды.

1. Уголовная - устанавливается на международном и государственном уровнях, имеет широкую и значительную силу по отношению к сдерживанию действий руководителя - является максимально возможной мерой ответственности, так как может привести к лишению свободы руководителя.

2. Административная - подразделяется на дисциплинарную (выговоры) и материальную (возмещение ущерба), имеет менее значительную силу действия, так как большинство руководителей не применяют дисциплинарные взыскания, а пользуются устными формами (особенно в случае малой значительности негатива от решения).

3. Социальная - не регламентирована, руководитель с данном случае получает субъективную оценку решения крупной группы людей, что подрывает его имидж, но практически никогда не приводит к каким-либо фиксируемым последствиям, хотя и вызывает ряд проблем - потеря авторитета, ухудшение позиций на рынке труда, осуждение большинства.

4. Моральная - со стороны корпоративной и организационной культур - имеет больше значения, чем социальная, так как связана с ответственностью перед теми, с кем у руководителя есть межличностные отношения - нарушения коммуникаций с коллегами или подчиненными приводит к более стрессовому состоянию, чем мнение большинства, с которым руководителя не связывают неформальные связи.

Естественно, что первые два вида ответственности требуют доказательной базы, которую не всегда удается собрать, поэтому многие руководители не несут ответственности за свои деяния, что обуславливает слабость законодательной системы в данном случае. Но порой руководители сознательно идут на преступления или отклонения от норм с целью продвижения своего решения, так как считают, что нормы слишком мягкие или не значительные - в результате таких решений как правило наблюдается материальная выгода, но страдают подчиненные или сама организация как хозяйствующий субъект.

Также некоторые руководители используя способ делегирования считают, что и ответственность полностью делегируется вместе с заданием -но данное суждение не верно - безусловно, работник получая в сферу своего

ведения какие-либо действия перенимает часть ответственности, но за конечный результат и его последствия ответственность несет прежде всего руководитель, на основании чего возникают трудовые споры, так как руководитель как правило стремиться перенять положительные черты решения, негативные же списать на сотрудника, его некомпетентность или неоправданные надежды.

Вышесказанное направление относиться к социальной ответственности, которая в разных степенях присутствует у разных руководителей - чувство долга, боязнь общественного порицания, завоевание авторитета - но данные чувства зависят от многих психофизиологических характеристик, а также от среды воспитания человека, поэтому развитие данной ответственности должно являться направлением государственной политики.

Использованные источники:

1. Комаров Е. И. Конкурентоспособность персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2015. № 8. С. 68-76.

2. Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Соловарова Ю. Н. Государственная служба как сфера применения модели управленческой компетенции // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 4. С. 280-282.

УДК - 748

Эврикова О.С. студент

Ульяновский государственный технический университет

научный руководитель: Бенько Е.В.

ст. преподаватель К ВОПРОСУ О СТАТИСТИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ СТОИМОСТИ

ТРУДА

Данная статья посвящена анализу стоимости труда на примере Ульяновской области

Ключевые слова: статистика, показатель динамики, безработица

Evrikovа O. S.

student of Ulyanovsk state technical University

TO THE QUESTION ABOUT THE STATISTICAL STUDY OF THE

COST OF LABOR

This article is devoted to analysis of labor costs on the example of Ulyanovsk region.

Statistics, indicator, unemployment.

В экономике страны постоянно происходят многочисленные изменения. Наряду с положительными последствиями и открытием новых перспектив и возможностей, появляется очень серьезная конкуренция в различных сферах бизнеса, в том числе и на рынке рекрутинговых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.