Научная статья на тему 'Организационные и социально-психологические аспекты разработки управленческих решений'

Организационные и социально-психологические аспекты разработки управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3013
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / KEY PERFORMANCE INDICATORS / METHODS OF DECISION-MAKING / ORGANIZATIONAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS / DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко М.А., Бондаренко А.А., Волобуев Б.И.

В статье определены организационные и социально-психологические аспекты разработки управленческих решений. Раскрыта сущность понятия управленческого решения, его основные характеристики и этапы реализации. Приведено обоснование значимости личностных качеств и особенностей делового поведения руководителя в процессе разработки управленческих решений. Доказано, что организационные и социальнопсихологические аспекты управления составляют знания руководителя о механизмах управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на поведение личности, упорядочение и организацию трудовой деятельности подчиненных. Проанализированы социальные и психологические методы принятия решений. Процесс принятия управленческого решения состоит из нескольких последовательных этапов: диагностика и формулирование существующей проблемы; определение, оценка и анализ альтернативных вариантов; выбор альтернативы, ее практическая реализация и корректировка. Рассмотрена методика KPI-показателей как эффективной системы мотивации сотрудников организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and socio-psychological aspects of management development making

The article defines the organizational and socio-psychological aspects of the development of management decisions. The essence of the concept of management decisions, its main characteristics and stages of implementation. The substantiation of importance of personal qualities and features of business behavior of the head in the process of development of administrative decisions is given. It is proved that the organizational and socio-psychological aspects of management are knowledge of the head of the mechanisms of personnel management, operating levers of influence on the behavior of the individual, the ordering and organization of labor activity of subordinates. Social and psychological methods of decision-making are analyzed. The management decision-making process consists of several successive stages: diagnosis and formulation of the existing problem; identification, evaluation and analysis of alternatives; choice of alternatives, its practical implementation and adjustment. The technique of KPI-indicators as an effective system of motivation of employees of the organization is considered.

Текст научной работы на тему «Организационные и социально-психологические аспекты разработки управленческих решений»

Источники:

1 Астахова Л.В. Развитие управленческой компетенции будущего бакалавра в области документоведения в вузе / Л.В. Астахова, Е.В. Кочемасова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. Том 5. №2. С. 31 - 37.

2 Варламова Л. Н. Пути развития направления подготовки «Документоведение и архивоведение» на факультете документоведения и технотронных архивов историко-архивного института РГГУ: взгляд изнутри // Документация в информационном обществе: нормативно-методическое обеспечение управления документами: сб. мат. XXI Междунар. науч.-практич. конф. ВНИИДАД. - М., 2015. С. 150 - 158.

3 Ермоленко В.В. Документирование процесса накопления знаний и развитие интеллектуального человеческого капитала / В.В. Ермоленко, Д.В. Ланская, В.С. Стрелков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 110. С. 1720 - 1744.

4 Лаптев В.В. Профессиональная подготовка в условиях электронной сетевой среды /В.В. Лаптев, Т.Н. Носкова // Высшее образование в России. 2013. №2. С. 81- 83.

5 Мирошниченко М.А., Зотова Т.С., Кузнецова К.А. Организация службы делопроизводства инновационной фирмы. Формирование факторов, обусловливающих неизбежность перехода современной экономики на модель максимальной экономии и ресурсосбережения. Вестник Академии знаний: научный журнал. / 2019. № 31(2), С. 159 - 164.

Sources:

1 Astahova L.V. Razvitie upravlencheskoj kompetencii budushchego bakalavra v oblasti dokumentovedeniya v vuze / L.V. Astahova, E.V. Kochemasova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. Tom 5. №2. S. 31 - 37.

2 Varlamova L. N. Puti razvitiya napravleniya podgotovki «Dokumentovedenie i arhivovedenie» na fakul'tete dokumentovedeniya i tekhnotronnyh arhivov istoriko-arhivnogo instituta RGGU: vzglyad iznutri // Dokumentaciya v informacionnom ob-shchestve: normativno-metodicheskoe obespechenie upravleniya dokumentami: sb. mat. XXI Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. VNI-IDAD. - M., 2015. - S. 150 - 158.

3 Ermolenko V.V. Dokumentirovanie processa nakopleniya znanij i razvitie intellektual'nogo chelovecheskogo kapitala / V.V. Ermolenko, D.V. Lanskaya, V.S. Strelkov // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta. 2015. № 110. S. 1720 - 1744.

4 Laptev V.V. Professional'naya podgotovka v usloviyah elektronnoj setevoj sredy /V.V. Laptev, T.N. Noskova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. №2. S. 81 - 83.

5 Miroshnichenko M.A., Zotova T.S., Kuznecova K.A. Organizaciya sluzhby deloproizvodstva innovacionnoj firmy. Formi-rovanie faktorov, obuslovlivayushchih neizbezhnost' perekhoda sovremennoj ekonomiki na model' maksimal'noj ekonomii i resursos-berezheniya. Vestnik Akademii znanij: nauchnyj zhurnal. / 2019. № 31(2), S. 159 - 164.

УДК 338.2

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

M. A. Miroshnichenko - associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;

А.А. Бондаренко - студентка Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

A. A. Bondarenko - student of Kuban state University, Krasnodar;

Б.И. Волобуев - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

B. I. Volobuev - master's degree student of Kuban state University, Krasnodar.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ INSTITUTIONAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация. В статье определены организационные и социально-психологические аспекты разработки управленческих решений. Раскрыта сущность понятия управленческого решения, его основные характеристики и этапы реализации. Приведено обоснование значимости личностных качеств и особенностей делового поведения руководителя в процессе разработки управленческих решений. Доказано, что организационные и социально-психологические аспекты управления составляют знания руководителя о механизмах управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на поведение личности, упорядочение и организацию трудовой деятельности подчиненных. Проанализированы социальные и психологические методы принятия решений. Процесс принятия управленческого решения состоит из нескольких последовательных этапов: диагностика и формулирование существующей проблемы; определение, оценка и анализ альтернативных вариантов; выбор альтернативы, ее практическая реализация и корректировка. Рассмотрена методика КР1-показателей как эффективной системы мотивации сотрудников организации.

Annotation. The article defines the organizational and socio-psychological aspects of the development of management decisions. The essence of the concept of management decisions, its main characteristics and stages of implementation. The substantiation of importance of personal qualities and features of business behavior of the head in the process of development of administrative decisions is given. It is proved that the organizational and socio-psychological aspects of management are knowledge of the head of the mechanisms of personnel management, operating levers of influence on the behavior of the individual, the ordering and organization of labor activity of subordinates. Social and psychological methods of decision-making are analyzed. The management decision-making process consists of several successive stages: diagnosis and formulation of the existing problem; identification, evaluation and analysis of alternatives; choice of alternatives, its practical implementation and adjustment. The technique of KPI-indicators as an effective system of motivation of employees of the organization is considered.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, методы принятия решений, организационные и социально-психологические аспекты, разработка управленческих решений.

Key words: key performance indicators, methods of decision-making, organizational and socio-psychological aspects, development of management decisions.

Успешная деятельность современной организации невозможна без эффективного управления и своевременного реагирования на постоянные изменения внешней среды. В каждой организации существует устоявшаяся практика разработки и принятия управленческих решений, имеющая свои специфические особенности, обусловленные ее отраслью деятельности, организационной структурой управления, действующей внутрифирменной коммуникацией и корпоративной культурой.

Управленческая деятельность любой организации состоит из непрерывного цикла разработки, принятия и реализации решений. Значение психологических и социологических знаний для совершенствования управления организацией обусловлено тем, что закономерности общественного развития предопределяют действия исполнителей, воздействуя на процессы их трудовой деятельности. Организационные и социально-психологические аспекты управления составляют знания руководителя о механизмах управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на поведение личности, упорядочение и организацию трудовой деятельности подчиненных. При рассмотрении психологических основ разработки управленческого решения возможно прогнозирование поведения индивида и его поведенческих реакций в заданных условиях. Изучение социальных аспектов разработки решений позволяет выявить влияние коллектива на принятие управленческого решения, расширить представления о процессах коммуникации в различных группах и социальной системе.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что организационные и социально-психологические факторы оказывают определяющее воздействие на процесс принятия управленческих решений, без учета которых снижается качество принимаемых решений и эффективность деятельности организации. На современном этапе развития ввиду накопления в организации больших массивов информации на любом уровне управления важнейшим становится умение быстрого и правильного отбора и классификации релевантной информации, ее анализ и обработка, на основании чего принимаются оперативные и качественные управленческие решения.

Понятие управленческого решения содержит в себе несколько аспектов:

- выбор альтернативы или алгоритма действий;

- наличие властных полномочий и организационной иерархии;

- процесс, состоящий из совокупности процедур или волевых актов;

- информационный аспект, представляющий основу системной концепции разработки и принятия решений в сложных организационных системах управления.

При разработке управленческого решения необходимо адекватно оценивать проблемную ситуацию и возможные альтернативы в целях выбора оптимального варианта решения, в максимальной степени соответствующего стратегическим целям организации. Управленческие решения всегда принимаются с определенной степенью риска, при этом руководитель стремится их минимизировать и предотвратить негативные последствия в случае наступления. В условиях неопределенности невозможно с достаточной точностью спрогнозировать вероятность достижения потенциальных результатов. Организация процесса разработки решения определяет временные, управленческие и ресурсные затраты на его разработку.

Управленческие решения характеризируются следующими основными параметрами:

- вариативностью (определяет наличие выбора у лица, принимающего решение);

- осознанностью (выбор решения должен быть осознанным, исходить из умозаключений инициатора);

- целенаправленностью (принятие решения должно быть направлено на достижение поставленных

целей).

На основании системного подхода, специфика системы определяются особенностями входящих в нее подсистем и характером связей между элементами данных подсистем. Организационное решение представляет собой выбор, который должен принять руководитель для выполнения обязанностей, установленных занимаемой

им должностью. Организационные факторы, оказывающие решающее влияние на процесс разработки управленческих решений, подразумевают совокупность организационной структуры и информационных каналов (Мескон М., 2017).

Процесс разработки решений может затрудняться в зависимости от сложности функционирующей организационной структуры управления. В процессе организации разработки и принятия управленческого решения требуется проведение организационно-распорядительных мероприятий, касающихся управляющей и управляемой подсистемы на всех процедурах разработки и реализации выработанного решения. Одна из основополагающих задач менеджмента заключается в создании комфортной социально-психологической среды, в полной мере способствующей достижению общих целей организации. При решении задачи рационального управления следует учитывать человеческий фактор, обеспечивая создание благоприятных условий для проявления и полноценной реализации способностей и творческого потенциала сотрудников организации.

Решения руководства нацелены на устранение управленческой проблемной ситуации. Процесс принятия управленческого решения состоит из нескольких последовательных этапов:

- диагностика и формулирование существующей проблемы;

- определение, оценка и анализ альтернативных вариантов;

- выбор альтернативы, ее практическая реализация и корректировка.

Эффективность деятельности организации определяется способностями руководства и ответственных исполнителей к принятию обоснованных и качественных решений, предполагающая овладение ими теоретическими знаниями и практическими навыками в области разработки управленческих решений. Объективные управленческие решения определяют степень адаптации к стремительно меняющимся рыночным условиям и выживаемость организации на рынке, а также возможности развития организации в перспективе. На эффективность принимаемого решения существенное влияние оказывает личность руководителя и выбранный им стиль руководства. Как показывает управленческий опыт, наиболее эффективная форма управленческой деятельности ориентирована на индивидуальную работу с сотрудниками, вовлечение их интересов в сферу общих потребностей организации, установление доверительных отношений между руководителями и подчиненными, а также использование демократического стиля руководства. Социально-психологическая ситуация в организации подвержена постоянным изменениям под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов, а также ввиду изменения условий функционирования организации.

В современных условиях повысилась значимость проблемы рациональной организации процесса разработки и реализации управленческих решений ввиду некоторых причин:

- увеличение числа возможных альтернатив под воздействием научно-технического и социально-экономического прогресса;

- качественное изменение внешней среды ввиду ее динамизма и новизны;

- усиление значимости последствий реализации решений;

- сокращение временных периодов, в течение которых ранее принятые решения остаются неизменными;

- повышение взаимосвязей принятых решений в различных сферах деятельности;

- внедрение новейшей компьютерной оргтехники, средств автоматизации и передовых информационных технологий.

Принятие эффективных решений необходимо для надлежащего исполнения управленческих функций. Немаловажным фактором управления организацией является распределение управленческих функций, а именно ответственности и полномочий между различными звеньями аппарата управления. В организационной структуре должна быть сформирована налаженная система прямых и обратных связей и делегированы полномочия конкретным исполнителям. Распределение ответственности и полномочий в обязательном порядке фиксируется в должностной инструкции для каждого звена аппарата управления. При подготовке решения в обязательном порядке учитываются мнения заинтересованных сторон, однако окончательное решение принимается непосредственно уполномоченным лицом, с установлением приоритета общих целей. Определение организационных особенностей среды является основанием для распределения взаимосвязанных функций и видов деятельности в разработке управленческих решений.

В целях разработки и выполнения управленческого решения необходимо осуществление следующих организационных действий:

- оформление соответствующей документации о начале выполнения данных работ, указание конкретного задания, состава исполнителей и их иерархической подчиненности;

- указание временного периода выполнения задания, периодических этапов контроля хода его исполнения и затрачиваемых ресурсов;

- ознакомление разработчиков решения с содержанием организационных документов, разъяснение их прав, ответственности и полномочий;

- выделение требуемой оргтехники и подходящего помещения для исполнителей, указание источников деловой информации;

- проведение промежуточного контроля хода выполнения на соответствие вариантов реализуемого решения положениям актуального законодательства и уставным документам организации;

- оформление заключения об организационной, технической и экономической выполнимости альтернативных вариантов решения;

- получение заключения независимых экспертов о безопасности предстоящей практической реализации решения в различных областях деятельности (Смирнов Э.А., 2002).

Деятельность каждого руководителя главным образом связана с выполнением определенных управленческих функций. При осуществлении организационно-распорядительной деятельности руководителю и аппарату управления необходимо также проводить социально-психологическую работу с сотрудниками, вовлеченными в процесс реализации данного решения, применяя при этом социологические и психологические методы управления. Управленческое решение служит инструментом субъекта управления, посредством которого менеджер доводит до своих подчиненных конкретные стратегические цели, указывает способы и сроки их реализации.

На процесс принятия управленческих решений оказывают значительное влияние организационные и социально-психологические факторы. Без учета данных факторов существенно снижается качество принимаемого решения, которое обозначает степень соответствия решения предъявляемым к нему требованиям. Специфику управленческой деятельности руководителя составляют конфликты мотивов, разрешение или нивелирование которых отражаются в его деловом поведении как выбор альтернатив. Поведение руководителя опосредовано его социальными установками, мировоззрением и психической организацией, что определяет содержание и стиль разрабатываемых им решений. Руководители могут неоднозначно реагировать и по-разному оценивать значимость проблемной управленческой ситуации, ограничения и варианты действий, что приводит к конфликтам или разногласиям в процессе разработки и принятия решения.

В целях рационального решения проблемы эффективности разрабатываемого решения необходимо выявить факторы, проявляющиеся в процессе выработки решения. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на процесс принятия управленческого решения, представлены на рисунке 1.

Большинство организационных решений отображает творческую индивидуальность и систему ценностей лица, его принимающего. Роль человеческого фактора проявляется во влиянии личностных характеристик управленца на процесс разработки решения, а также в его личностных оценках принятого решения. Личностные характеристики инициатора решения включают в себя уровень профессионализма, предшествующий опыт, внушаемость, тип темперамента, ответственность, эмоциональную устойчивость, параметры мышления, степень рискованности.

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на процесс принятия решения

Социально-психологическая проработка управленческого решения оказывает значительное влияние на взаимодействие или противодействие со стороны его потенциальных исполнителей. Осуществление такой проработки призвано обеспечить согласованность потребностей и интересов руководителя и исполнителей, их ожидания от реализации. Схема достижения социально-психологической согласованности представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Социально-психологическая проработка решений

Социально-психологическая согласованность достигается с помощью использования социологических и психологических методов при реализации управленческого решения. В основе рассматриваемых методов находится максимальное удовлетворение социальных потребностей и интересов отдельных сотрудников и рабочего коллектива. Ввиду постоянно ускоряющихся темпов хозяйственной деятельности и внедрения инновационных разработок предъявляются повышенные требования к работоспособности и продуктивности производственной деятельности трудовых коллективов, психической устойчивости и коммуникабельности личности, гибкости и неординарности мышления работника.

Социальные методы при разработке и реализации управленческих решений подразделяются на:

- методы управления социально-массовыми процессами (применимы для коллективов с большой численностью исполнителей);

- внутригрупповые методы (методы повышения социально-производственной активности, методы коммуникаций, методы морального стимулирования);

- индивидуально-личностные методы (убеждение, личный пример, внушение).

Психологические методы направлены на создание благоприятного морально-психологического климата

в целях успешной производственной деятельности персонала, основанные на приемах психологического побуждения. Предметом данных методов являются формальные и неформальные отношения между работниками организации. Формальные (функциональные) отношения обусловлены функционально-технологическим разделением труда и основываются на положениях должностных инструкций, закрепленных обязанностей и распоряжений руководства. Неформальные (личностные) отношения определяются как фактически сложившиеся взаимоотношения в организации, которые развиваются на основе общности приоритетов потребностей и интересов, симпатий и антипатий. Формальные и неформальные отношения совместно образуют соответствующую организационную структуру (Ивасенко А.Г., 2017).

Руководитель должен стремиться к тому, чтобы составляющие части структуры максимально совпадали, что позволит обеспечить надлежащую работоспособность трудового коллектива и улучшить взаимоотношения внутри группы. В процессе принятия управленческого решения необходимо учитывать личностные оценки руководителя, оказывающие субъективное воздействие при ранжировании разрабатываемых решений или расстановке приоритетов. Управленческое решение должно правильно организовывать и сформировать психологию его исполнителей. Процесс исполнения решения способствует выявлению сильных и слабых личностных качеств, и индивидуальных особенностей делового поведения руководителя. Поведение в процессе принятия решения, тем более, в условиях неопределенности или риска является результатом отражения общественных требований к индивидуальной деятельности менеджера.

Ключевая особенность функции принятия решений заключается в том, что ее достаточно затруднительно стандартизировать и привести к ограниченному набору алгоритмов, вследствие чего возрастает роль субъективных интуитивных факторов в поведении управляющего. Способности быстрого и в то же время четкого принятия грамотных решений в критических условиях связаны с наличием определенных знаний, умений и навыков, а также определяются личностными особенностями руководителя (Каня Ю.А., 2015).

Социально-психологические исследования процесса принятия решений направлены на выявление того, как фактически ответственные исполнители осуществляют выбор альтернативных вариантов. В силу того, что выбор, проводимый личностью в качестве субъекта принятия решения, складывается из взаимодействия внешних

и внутренних факторов, детерминирующих принятие организационного решения. Внешние факторы подразделяются на условия физической и социальной среды деятельности управленца, т.е. характер поставленных задач, качество информационных сведений, техническую оснащенность, компетентность задействованных исполнителей. Внутренние факторы образуют свойства и качества личности руководителя, т.е. его навыки, знания, привычки, предшествующий опыт деятельности, творческие способности.

Управленческие решения всегда принимаются с определенной степенью риска, которая обуславливается следующими факторами:

- временные ограничения на подготовку и принятие решения;

- информационная недостаточность. В условиях неопределенности необходимо располагать достаточным объемом релевантной информации с учетом затрат на ее сбор или получение, анализ и обработку;

- неполное выявление существующей проблемы.

Стремление руководителя к минимизации рисков приводит к увеличению временных затрат на его подготовку, сбор дополнительной информации, обсуждение и выбор альтернативных вариантов, вследствие чего возникает риск несвоевременного принятия решения (Герчикова И.Н., 2012).

Особую значимость представляет управленческая деятельность, осуществляемая в напряженных социально-психологических ситуациях, что побуждает управляющего к ускоренному принятию решений в условиях дефицита времени и информационных сведений.

Причины принятия адекватных управленческих решений, которые являются удовлетворительными, но не оптимальными в существующей проблемной ситуации, определяются ограниченными временными сроками, стремлением руководства к наиболее быстрому разрешению возникшей проблемы и переходу к остальным вопросам, отсутствием возможностей проведения детального анализа проблемы, а также ограниченным рационализмом, проявляющемся ввиду недостаточных возможностей человеческого интеллекта к переработке больших массивов информации (Волкогонова О.Д., 2015).

Современная модель управления опирается на принцип мотивации личности в организации. В настоящее время приобретает популярность методика KPI, представляющая собой определение ключевых показателей эффективности (KPI) деятельности организации. Показатели KPI определяются как измерители достижимости поставленных целей и выполнения задач. С помощью данной системы до исполнителей доводятся стратегические цели организации и контролируется их достижение. KPI позволяет выстроить эффективную систему мотивации и стимулирования работников организации посредством создания инструмента измерения работы конкретного сотрудника. В ходе практической реализации управленческих решений одну из ключевых ролей играет выстраивание системы отношений и контроль выполнения задач, т.е. системы поощрения и наказания персонала KPI, матрицы соглашения по целям, организации эффективной координации и коммуникации. Как показывает мировая практика, внедрение системы KPI в организацию способствует повышению эффективности и результативности ее деятельности, так как ориентирует работу персонала на результат, стимулируя тем самым их мотивацию и лояльность (Соколов Н.Н., 2013).

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в настоящее время усиливается влияние организационных и социально-психологических факторов на процедуры разработки и практической реализации управленческих решений. Управленческие решения занимают иерархически главное место в системе управления организацией. Личностные и деловые качества руководителя оказывают решающее воздействие на процесс принятия решений и выбор альтернативных действий. Вследствие развития информационных технологий и средств автоматизации, увеличения объемов обрабатываемой информации и динамизма внешней среды необходимо принимать оперативные, рациональные и адекватные управленческие решения. Для достижения наибольшей эффективности производственной деятельности организации и повышения мотивации сотрудников следует создать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе, сформировать налаженную обратную связь, развить доверительные отношения между руководством и подчиненными, выстроенные на осознании общности интересов и потребностей организации. Оптимальная и качественная разработка и реализация управленческих решений имеет важнейшее значение с позиции выживания и перспективного развития организации в динамично изменяющихся рыночных условиях и возрастающей конкуренции.

Источники:

1 Волкогонова О.Д. Управленческая психология: учебник - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 352 с.

2 Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2012. 501 с.

3 Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. - Новосибирск: Кнорус, 2017. 168 с.

4 Каня Ю.А., Цыпленкова М.В. Психологические аспекты принятия управленческих решений, 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://scienceforum.ru/ (дата обращения: 28.05.2019).

5 Мескон М. Основы менеджмента: Пер. с англ.: - М.: ДЕЛО, 2017. 672 с.

6 Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 271 с.

7 Соколов Н.Н. Организационные и социально-психологические основы подготовки и реализации управленческих решений, 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 24.05.2019).

Sources:

1 Volkogonova O.D. Upravlencheskaya psihologiya: uchebnik - M.: ID FORUM: NIC INFRA-M, 2015. 352 s.

2 Gerchikova I.N. Menedzhment. - M.: YUNITI, 2012. 501 s.

3 Ivasenko A.G. Razrabotka upravlencheskih reshenij: ucheb. posobie / A.G. Ivasenko, YA.I. Nikonova, E.N. Plotnikova. - Novosibirsk: Knorus, 2017. 168 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Kanya YU.A., Cyplenkova M.V. Psihologicheskie aspekty prinyatiya upravlencheskih reshenij, 2015 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://scienceforum.ru/ (data obrashcheniya: 28.05.2019).

5 Meskon M. Osnovy menedzhmenta: Per. s angl.: - M.: DELO, 2017. 672 s.

6 Smirnov E.A. Razrabotka upravlencheskih reshenij: uchebnik dlya vuzov: YUNTTI-DANA, 2002. 271 s.

7 Sokolov N.N. Organizacionnye i social'no-psihologicheskie osnovy podgotovki i realizacii upravlencheskih reshenij, 2013 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ (data obrashcheniya: 24.05.2019).

Л.С. Михайлова - доцент кафедры экономики и управления, к.э.н., Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова (lysine82-82@mail.ru),

L.S. Mikhailova - associate professor, department of economics and management, Ph.D., Krasnodar Branch of the PRUE. G.V. Plekhanov;

С.С. Малхасьян - доцент кафедры государственного и корпоративного управления, к.э.н., НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (lysine82-82@mail.ru),

S.S. Malkhasyan - associate professor of the department of state and corporate governance, Ph.D., NAS of the Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА LEGAL SUPPORT OF THE OPERATION OF ORGANIZATIONS OF SMALL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. В механизме поддержки и развития малого предпринимательства особо важное значение имеют совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, установление целей и принципов государственной политики в области развития малого предпринимательства. Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития данных субъектов предпринимательства. В статье сформулированы задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Указаны полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Annotation. In the mechanism of support and development of small business, the improvement of the legislative framework governing the activities of small enterprises and individual entrepreneurs, the development and implementation of federal, regional and municipal programs for the development of small businesses, the establishment of goals and principles of state policy in the field of small business development are particularly important. The purpose of the state policy of development and support of small business is the creation of political, legal and economic conditions for the free development of these business entities. The article formulates the objectives and principles of state policy for the development and support of small businesses in the Russian Federation. The author indicates the powers of the state authorities of the Russian Federation, the state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, as well as local governments in the development of small and medium-sized businesses in the country.

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, малый бизнес, субъекты малого предпринимательства

Keywords: economics, entrepreneurship, small business, small businesses

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно происходит совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.