Научная статья на тему 'Методы принятия коллективных решений при организации бюджетного процесса'

Методы принятия коллективных решений при организации бюджетного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
решения / коллективные решения / бюджетный процесс / методы / бюджет / политика / экономика / закон. / decisions / collective decisions / budget process / methods / budget / politics / economics / law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашихина Е.В.

Актуальностью данной статьи является изучение приоритетов принятия коллективных решений, которые отражают свободу взаимодействия определенных субъектов взаимоотношений. Коллективное принятие решений — это форма вовлечения исполнителей в выработку общих решений, демократизация управления, которая также используется для повышения эффективности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of making collective decisions in the organization of the budget process

The relevance of this article is the study of the priorities of making collective decisions, which reflect the freedom of interaction of certain subjects of relationships. Collective decision-making is a form of involving performers in the development of common decisions, the democratization of management, which is also used to improve management efficiency.

Текст научной работы на тему «Методы принятия коллективных решений при организации бюджетного процесса»

УДК 336.14.01

Пашихина Е.В. студент, финансовый факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва Pashikhina E. V. Student, Faculty of Finance,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow

E-mail: pashikhina_katya@mail.ru

Методы принятия коллективных решений при организации бюджетного процесса

Methods of making collective decisions in the organization of the budget process

Аннотация: Актуальностью данной статьи является изучение приоритетов принятия коллективных решений, которые отражают свободу взаимодействия определенных субъектов взаимоотношений. Коллективное принятие решений — это форма вовлечения исполнителей в выработку общих решений, демократизация управления, которая также используется для повышения эффективности управления.

Abstract: The relevance of this article is the study of the priorities of making collective decisions, which reflect the freedom of interaction of certain subjects of relationships. Collective decision-making is a form of involving performers in the development of common decisions, the democratization of management, which is also used to improve management efficiency.

Ключевые слова: решения; коллективные решения; бюджетный процесс; методы; бюджет; политика; экономика; закон.

Keywords: decisions; collective decisions; budget process; methods; budget; politics; economics; law.

Принятие коллективных решений (или сами коллективные решения), представляет собой результат интеллектуальной работы, которая выполняется

совместно определенной группой людей. Данные решения принимаются с учетом интересов и позиций всех членов группы. Основным преимуществом коллективных решений, в отличие от индивидуальных решений, является более высокое качество, поскольку для их разработки используется гораздо больше информации [4].

При этом принятие коллективных решений может занимать большое количество времени, что подразумевает включение и относительно большого количества других ресурсов. Поэтому при выборе форм принятия управленческих решений нужно искать сбалансированность между качеством этого решения и стоимостью ресурсов для его принятия.

Также и для принятия решений в области бюджетного процесса, нужно проводить соотношение тех методов, которые могут быть применимы при формировании отдельных этапов деятельности органов власти на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации.

Рассмотрим основные методы, которые применяются для принятия коллективных решений.

Первый из таких методов, — метод прямой демократии. Сама прямая демократия представляет собой форма политической организации и устройства общества, сущность которой состоит на основании принятия решений непосредственно со стороны населения. То есть, здесь подразумевается прямое осуществление принятия решений самими гражданами общего и местного характера. Если же применять данное определение на принятие решений в группе, то здесь будет подразумеваться совместное ведение принятий решений с учетом мнения каждого участника при выполнении заданий [1].

Если рассматривать применение данного метода в Российской Федерации (уже со стороны политики страны), то можно указать то, что данный метод либо ограничен в своем применении, либо не имеет прописанной базы в законодательстве:

• Народное голосование или референдум - принятие государственных

решений при помощи всеобщего голосования граждан. Граждане не имеют

2

право на принятие решений стратегических вопросов, а точнее на: принимать или отклонять бюджет, проводить принятие или отклонение международных договоров, вводить или отменять налоги и сборы.

• Включение народного обсуждения подразумевает право избирателей предложения о внесении изменений и дополнений по отдельным пунктам или элементам постановлений правительства. Такой вид обсуждений не закреплен ни в одном законе.

• Гражданская (народная) инициатива подразумевает право избирателей высказывать свое мнение в пользу внесения проектов постановлений с обязательным принятием со стороны парламента, также в виде изменений, дополнений или отклонений.

• И последней отличительной чертой в применении данного метода, является применение императивного мандата. Он предполагает право населения страны отзывать отдельных депутатов или судей, а также право граждан требовать внеочередной отчёт от них. В Российской Федерации императивный мандат не является запрещенным методом, но он также и не прописан в нормативных актах (Например, императивный мандат существует в Китае) [1].

Другим же методом принятия коллективных решений, является метод представительной демократии. Она представляет собой систему, при которой, главным источником власти и признаются граждане, но управление государством происходит со стороны различных представительных органов, которые избираются населением страны. Если рассматривать данный метод со стороны, например, коллектива людей (группы в университете), то данный метод включает в себя принятие решений с помощью всех членов группы, но непосредственное предоставление ответа или работы будет идти через выбранных руководителей (например, через старосту).

Представительная демократия, со стороны управления государством,

является главной формой политического участия в 21 веке. Суть заключается в

основном участии граждан в принятии решений, в предоставлении выбора ими

3

в органы власти представителей, которые должны отражать их интересы и принимать законы.

Представительная демократия, включая только косвенное участие граждан в принятии решений и принятии закона на федеральном или местном уровнях власти. Представительная демократия, отличительная черта стран запада [2].

Основными недостатками представительной демократии по сравнению с прямой демократией являются ее подверженность коррупции, борьба за контролем над властью и финансовыми потоками, и манипулирование общественным мнением при помощи современных политических технологий, включая в себя частые нарушения прав и свобод человека.

Но при этом всём, метод представительной демократии необходим и даже неизбежен. Например, когда из-за огромной территории или вследствие иных причин, есть проблема постоянного участия населения в принятии государственных решений, а также когда происходит принятие сложных решений, которые проблематичны для понимания лиц, которые не имели опыта в организации данных вопросов.

Основными чертами метода представительной демократии, являются:

• Принятие соответствующих законов, бюджета, установление налогов и сборов со стороны представительного органа.

• Образование исполнительной власти представительным органом.

• Законодательное право.

• Парламентский контроль над правительством. Он представляет собой процесс утверждения представительным органом программы правительства, обязанность органов власти выпускать регулярные отчеты деятельности органов власти.

Таким образом, метод представительной демократии представляет собой способы реализации деятельности и принятий решений через представительные органы (или через представительное лицо группы) [2].

Следующим методом принятия коллективных решений, является метод автократии или просто — автократия. Она представляет собой неограниченный контроль власти со стороны одного лица или же органа власти, представляя особой однопартийный парламент или президентскую республику, решения которых не могут быть ограничены ни со стороны закона, ни со стороны народного контроля, кроме возможной скрытой угрозы революции [3].

Если рассматривать данный метод управления на группе людей (например, в учебной группе), то основной особенностью автократии будет принятие решения единственным лицом (например, старостой) или маленькой подгруппой людей, без учета интересов остальных лиц в данной группе.

Если рассматривать уже непосредственно государства, то автократия имеет особенные черты, которые выделяются через форму государственного управления. Например, главными чертами являются:

• Жёсткая централизованная власть и централизация главных сфер общественной жизни;

• Контроль над принятием решений;

• Решения должны приниматься со стороны правителя или органа власти (или главного в группе). Данные решения не принимаются вместе с мнением граждан государства.

Данный метод, в современном мире, принимается всё реже и реже, отдавая предпочтение коллективным решениям.

Рассмотрев три основных метода принятия управленческих решений, можно прийти к выводу, что принятие коллективных решений является более продуктивным, чем принятие решений со стороны единственного лица.

К основным плюсам коллективных методов принятий решений можно отнести:

• увеличение качества принимаемых решений;

• повышение роли субъектов в управлении и принятии решений;

• увеличение степени доверительности в межличностных отношениях,

внутри группы, если рассматривать это на сторону государства, то происходит

5

повышение степени доверительных отношений между населением и органами власти;

• усиливается интерес субъектов к деятельности при принятии решений;

• уменьшается степень недоверия к представителям группы или к представителям государственной власти.

Список литературы

1. Гейдар Джемаль: Политическая теология. Лекция. // Центр гуманитарных технологий. — 21.06.2011. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2152/ Дата обращения 04.10.2021 — Загл. с экрана.

2. Котельников С.И. Рац М.В. Власть или управление? // Журнал «Политическая концептология». — № 1, — 2014. // Центр гуманитарных технологий. — 21.04.2014. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6775/ Дата обращения 20.05.2022 — Загл. с экрана.

3. Солодовников С.Ю. Симонов. А.И. — Автократия / Гуманитарный портал: Концепты // Центр гуманитарных технологий, — 2002-2021. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://gtmarket.ru/concepts/7165/ Дата обращения 20.05.2022 — Загл. с экрана.

4. Трушкина С.И. Особенности коллективного выбора решений. // Вопросы студенческой науки. — №5, — 2019. — С. 251-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.