so
УДК 338.45:621
Татьяна Игоревна Маркова,
аспирантка кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, СГСЭУ
МЕТОДЫ ПРЕВЕНТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПЕРСПЕКТИВ НОВОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Проблемы развития машиностроения России на современном этапе развития требуют актуализации мер по качественному улучшению управления. Ключевым вопросом является модернизация управления партнерским взаимодействием, что может быть реализовано с помощью аппарата моделирования. В работе предлагается комплексный подход, который включает: построение адаптивной модели взаимодействия производителя и потребителя; сравнительное исследование рыночных перспектив промышленной продукции; прогнозирование жизненного цикла продукции в структуре портфеля заказов на основе моделей диффузии и замещения; анализ тенденции взаимодействия посредством оценки динамики реализации продукции. Автором предложен методический подход к прогнозированию сбыта промышленной продукции, основанный на комплексном применении методов патентностатистического анализа, проводимого с учетом закономерностей динамики патентования, а также по принципу максимина для определения перспективности видов продукции в составе портфеля заказов.
Ключевые слова: партнерские отношения, моделирование жизненного цикла товаров, оптимизация портфеля заказов, превентивное управление.
T.I. Markova
METHODS OF PREVENTIVE MANAGEMENT OF THE PARTNERSHIP RELATIONS DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THE PROSPECTS OF A NEW MACHINE-BUILDING PRODUCTION
Problems of development of machine-building industry demand the effective measures for improving quality management are especially vital today. The key question is modernization of partnership interaction management, that may be reached through the modeling apparatus. The author presents a complex approach, including construction of the adoptive model of the interaction of producer and consumer, comparative research of the market prospects of the industrial production, forecasting the life cycle of the products in the structure of the portfolio of orders based on diffusion and substitution models; analysis of interaction trends by estimation of the dynamic realization of the production. The author suggests a methodological approach to the forecasting of the sales of the machine-building production on the basis of complex implementation of patent-statistics analysis methods, conducted with the reference of conformity to patent dynamics for finding out the perspective types of products in the structure of the order portfolio.
Keywords: partnership relations, modeling life cycle of the products, optimization of the order portfolio, preventive management.
На современном этапе положение отечественных промышленных предприятий уже не защищено преференциями от государства, правила ВТО диктуют необходимость соответствия их бизнес-процессов вызовам глобальной конкуренции. Одним из резервов конкурентоспособности в сложившихся условиях является ориентация на максимальное удовлетворение потребностей рынка, что достижимо при тесном и долгосрочном взаимодействии с потребителем. Таким образом, партнерские отношения становятся определяющим фактором позитивной динамики промышленного производства.
Партнерские связи в сфере производства выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий, взаимоотношений с рынком, партнерами, но и являются необходимым условием договорных отношений между несколькими предпринимателями, дают возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами
деятельности [2, с. 149]. Каждый предприниматель заинтересован найти наиболее эффективную форму партнерских связей, а это возможно лишь путем сравнительного анализа вариантов сотрудничества.
Партнерство - это объективная реальность, оно неизбежно и существует при любых условиях выбора из нескольких возможных альтернатив с учетом субъективного предпринимательского фактора.
Система отношений, возникающих в том случае, когда направление ресурсов зависит от предпринимателя, замыкает на себе множество связей, дает возможность выбрать партнерам ту или иную форму экономического взаимодействия. Вследствие этого отношения выступают как тип общественных отношений, а взаимодействие - как вид производственно-хозяйственной деятельности. Партнерские отношения реализуются, осуществляются через взаимодействие. Само же взаимодействие как вид рыночной деятельности является
побудительной основой, почвой для формирования новых, прогрессивных форм партнерских отношений. Эта циклическая структура взаимообусловленности многих общественных категорий в полной мере отражается и во взаимной согласованности действий и партнерских отношений.
Только правильно понимая рыночные интересы, можно строить такие партнерские отношения, которые отражали бы содержание новых взаимосвязей между хозяйствующими субъектами. Развитие и глобализация экономики отнюдь не предполагают движения по пути унификации и однообразия форм рыночной жизни. Наоборот, чем более развита экономическая система, тем сложнее и многообразнее конкретные формы ее организации. Это выражается в усложнении структуры партнерских отношений, в множественности дополняющих друг друга форм организации взаимодействия, включая крупные, средние и мелкие предприятия, в разнообразии конкретных механизмов хозяйствования применительно к разным сферам рыночной жизни, отраслям и регионам страны.
Активным самостоятельным началом партнерских связей выступают хозяйствующие субъекты. Взаимодействие между различными субъектами и есть оптимальная форма существования партнерского взаимодействия и партнерских связей. При этом субъекты партнерских отношений - это субъекты партнерских связей, а экономические категории, как абстракции производственных отношений [7], одновременно выступают и как категории партнерских связей [3]. Такой подход, по нашему мнению, дает возможность обеспечить целенаправленную реализацию задач данного исследования, исключить подмену его конкретно-историческим методом.
Партнерские связи в современных условиях можно рассматривать как механизм организации того или иного локального рынка, и в этом смысле данные связи являются его принадлежностью. Исследуемые участники партнерских отношений применительно к машиностроительной отрасли - это предприятия-производители, составляющие фундамент отрасли, и разного рода потребители, приобретающие многочисленную номенклатуру средств производства. Продуцент и потребитель находятся по разные стороны баррикад, так как у них различные экономические интересы, которые трудно, а иногда и невозможно совместить.
Основные партнеры производителя - это регулярные покупатели его продукции, они заинтересованы в устойчивости производителя, его платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса. Поэтому потребители непосредственно взаимодействуют с менеджментом партнера.
Фундаментальное взаимодействие субъектов бизнеса
- это взаимодействие с заинтересованными в продукции производителя сторонами. В ходе общения с этими сторонами производители намечают свои внутрифирменные процессы в зависимости от требований, потребностей, предпочтений и ожиданий клиентов. Так, если для клиента важно послепродажное обслуживание, то, естественно, производитель должен учесть это в своих действиях и предусмотреть соответствующие процессы.
На стратегическом уровне предприятие можно рассматривать как «черный ящик», взаимодействующий с клиентами на рынке. Все результаты его бизнес-процессов обмениваются на денежные средства покупателей. Именно за счет этих процессов и существует пред-
приятие. Таким образом, общая предпринимательская функция предприятия зависит от степени его ориентированности на рынок. Здесь особенно важна оценка намеченных к производству изделий с точки зрения параметров спроса на них.
Эффективность производственно-сбытовой деятельности, а следовательно и устойчивое партнерство достигаются при комплексном подходе к управлению предприятием, включающем элементы мониторинга, прогнозирования в условиях меняющейся конъюнктуры. Комплексность и объективность управления требуют оценки состояния организационной структуры предприятия, соответствия его сбытовой программы потребностям рынка [5, с. 139]. Следовательно, необходимо использование современных методов анализа, в том числе математико-статистических.
Исследование партнерского взаимодействия с помощью аппарата моделирования нами разделено на несколько последовательных этапов:
1) построение надежной модели реально происходящих процессов взаимодействия производителя и потребителя;
2) сравнительное исследование параметров промышленной продукции для оценки ее рыночных перспектив;
3) анализ тенденций взаимодействия посредством оценки ретроспективных параметров реализации машиностроительной продукции.
Следовательно, основополагающим является управление оптимизации товарного портфеля промышленного предприятия, максимальная ориентация на запросы потребителя. По нашему мнению, в условиях неустойчивого финансового положения и неоднозначных перспектив развития рынка отечественной машиностроительной продукции товарный портфель как понятие не раскрывает существующей специфики. Большинство российских машиностроителей уже переориентировались на работу по конкретным заказам потребителя, зачастую выпуская уникальное оборудование по каждому из них. Таким образом, структурирование ассортимента продукции можно интерпретировать как портфель заказов, в котором номенклатура выпуска существенно диверсифицирована как в рамках типов изделий, так и по отраслям-потребителям. В этих условиях проблема эффективного налаживания партнерского взаимодействия с потребителями продукции машиностроения становится ключевой для финансовой устойчивости продуцента.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить две взаимосвязанные задачи:
1) оптимизация портфеля заказов для максимального удовлетворения запросов потребителя и достижения финансовой эффективности производственно-сбытовой деятельности;
2) внедрение методов превентивного управления портфелем заказов, когда проводимые на предприятии-изготовителе НИОКР должны быть оценены с позиций перспективности включения в портфель заказов.
Такие методы должны обеспечивать изначальную отбраковку новых промышленных образцов либо с несущественными преимуществами над конкурентами, либо с характеристиками, не востребованными рынком из-за объективных сложностей модернизационного развития. Поясняя последнее утверждение, отметим, что рынок, т.е. конкретные потребители машиностроительной продукции, довольно инертен, и поэтому (а также в
условиях дефицита инвестиций) прорывные технологии не могут внедряться, так как это потребует либо коренной модернизации всего производства, либо решения проблем отсутствия поставщиков комплектующих изделий и переобучения работников.
Процесс поиска сбалансированной структуры портфеля заказов предприятия для решения первой задачи является комплексным и включает:
1) структурирование портфеля;
2) диагностирование структуры портфеля с точки зрения перспектив развития партнерских отношений;
3) анализ альтернатив развития портфеля и его элементов;
4) формирование решения о структуре портфеля.
Структура портфеля заказов по номенклатуре продукции позволяет анализировать ее оптимальность с позиций рентабельности партнерских отношений, по отраслям предприятий-партнеров - сбалансированность для развития партнерских отношений.
При диагностировании портфеля заказов необходимо осуществлять не только анализ текущих показателей объемов продаж товаров, их прибыльности, рентабельности, но и прогнозирование динамики каждого товара на рынке в будущем. В качестве основы для диагностирования перспектив товаров, входящих в портфель для развития партнерских отношений, нами предлагается метод прогнозирования профиля и динамики кривой ЖЦТ на основе моделей диффузии и замещения [6].
Прогнозирование ЖЦТ на основе моделей диффузии и замещения можно разделить на два этапа: а) построение эталонной кривой (кривой максимального уровня) для данной товарной группы и б) построение на ее основе прогнозной кривой, учитывающей реальную динамику объемов продаж товара, складывающуюся под воздействием факторов конкурентной борьбы, на основе применения моделей конкурентного замещения, которые в общем виде представляют собой усовершенствованные модели диффузии. В работах М. Оіуоп, V. МаИаіап [9] обосновано практическое применение таких моделей для решения ряда задач планирования, в частности прогнозирования жизненных циклов.
На первом этапе - при прогнозировании кривой ЖЦТ нами предлагается применение адаптивных методов прогнозирования, так как они дают особенно значительное превосходство именно на микроэкономическом уровне ввиду большого колебания сбыта и невысокой инерционности партнерских отношений. Адаптация теоретических уравнений жизненного цикла продукции машиностроения, входящей в портфель заказов, производится с целью приближения к реальным кривым распределения. Корректировка параметров модели временного ряда и представление ее в форме непрерывно-дискретных моделей пространства состояния [1] состоит в фильтрации параметров по Калману - Острёму [8].
Следующим этапом формирования сбалансированной структуры портфеля является оценка и прогноз для каждого вида товаров, входящих в портфель, на основе перспектив их сбыта по ЖЦТ. К ней относится анализ альтернативных вариантов управленческих решений в данной области. Нами предлагается следующая последовательность действий:
1) разработка вариантов решений относительно обновления портфеля в разрезе видов партнеров-потре-бителей и товарно-ассортиментных групп в соответствии
со стратегическими целями предприятия на основе информации о перспективности отдельных составляющих и портфеля заказов в целом;
2) выбор оптимальной структуры портфеля заказов на основе оценки различных вариантов оптимизации производственной программы по модели динамического программирования;
3) поиск сбалансированных соотношений в объемах выпуска каждого товара по различным системам производственно-логистического сервиса с точки зрения минимизации риска.
Анализ перспективности новых промышленных товаров нами предлагается проводить патентно-статистическим методом, алгоритм которого состоит из нескольких этапов:
1) описание конкурентных характеристик промышленного товара и их декомпозиция;
2) выбор классификационных рубрик международной патентной классификации (МПК) для оценки конкурентных свойств;
3) оценка глубины поиска патентной информации и отбор конкурирующих технологий;
4) патентно-статистический анализ;
5) статистический анализ степени совершенства нового промышленного товара и степени соответствия требованиям партнера-потребителя;
6) выявление основных направлений развития промышленной продукции и определение ее потенциала для развития партнерских отношений;
7) прогнозирование основных конкурентных характеристик перспективных промышленных товаров;
8) определение возможных сроков появления новых промышленных товаров.
В результате исследования партнерской деятельности ряда предпринимательских структур Саратова и Энгельса нами сделан вывод, что практически у всех машиностроительных компаний есть набор изделий, востребованных рынком, используются адекватные рынку инструменты продаж, но производственные условия до сих пор остались в плоскости, характерной для плановой экономики. Речь идет не столько об оборудовании, которое у подавляющего большинства промышленных комплексов осталось с тех времен, сколько об организации производства в целом.
Производственные мощности должны соответствовать реальной потребности рынка, в производственный периметр предприятия должны включаться только те виды деятельности, которые вносят максимальный вклад в конечную стоимость конкретного продукта, либо те, которые содержат ноу-хау. Несмотря на то что у большинства компаний в отрасли производственные возможности практически вдвое превышают реальную потребность рынка, тем не менее многие из них разрабатывают программу модернизации производства, нацеленную на увеличение мощности. При этом значительная часть инвестиций направляется не в ключевые технологии, а, по сути, в поддерживающие переделы. Основная цель
- снижение постоянных затрат.
В реальности речь идет о том, что в периоды «слабого» рынка способность предприятия к выживанию определяется не столько способностью быстро исполнить большой заказ и величиной себестоимости по калькуляции, сколько его способностью генерировать минимальные убытки в период простоев и низкой загрузки.
Таким образом, основная задача, на наш взгляд, состоит в создании производственной системы, точка безубыточности которой заведомо ниже средних рыночных ожиданий. Решение такой задачи достигается через комплексный превентивный подход к структурированию портфеля заказов: управление удельными весами отдельных видов машиностроительной продукции по признаку текущей стадии ее жизненного цикла; управление разработкой и внедрением новой промышленной продукции посредством патентно-статистического анализа; планирование перспективных объемов партнерских отношений и их финансовой эффективности.
1. Абденова Г.А. Адаптивное прогнозирование и фильтрация спроса на продукцию с помощью моделей пространства состояний // Сборник научных трудов НГТУ. 2003. № 4 (34). С. 3 - 12.
2. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под ред. А.С. Пелиха. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
3. Попов А.А. Моделирование деятельности предпринимательских объединений в задачах повышения финансовой эффективности // Современные проблемы экономической теории: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 115 - 117.
4. Савельев В. Маркетинг партнерских связей // Практический маркетинг. 2003. № 11.
5. Санинский С.А. Взаимодействие предприятий-произво-дителей с потребителями в рыночных условиях // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4 (28). С. 138 - 140.
6. Ширяев В.И. Экономико-математическое моделирование управления фирмой. М.: Владос, 2007.
7. Юрьев В.М., Смолина Е.Э., Юрина Е.А. Управление хозяйственными связями в регионе. Тамбов, 2002.
8. Astrom K.J. Maximum Likelihood and Prediction Error Methods // Automatica. 1980. Vol. 16. P. 551 - 574.
9. Givon M., Mahaian V. Software Piracy. Estimations of Lost Sales and the Impact on Software Diffusions // The Journal of Marketing. 1995. Vol. 59. № 1. P. 29 - 37.
удк 338.45:621 Евгений Андреевич Хрулёв,
аспирант кафедры национальной [email protected] и региональной экономики,
V СГСЭУ
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Повышение конкурентоспособности на всех уровнях - чрезвычайно актуальная задача для любой мировой державы, в том числе и России. В качестве объекта исследования выбраны предприятия машиностроительного комплекса в связи с исключительной ролью этой отрасли промышленности и ее высоким уровнем инновационности, что позволяет считать машиностроение локомотивом развития страны в будущем. Научная новизна статьи заключается в представленном автором подходе к пониманию конкурентоспособности хозяйствующего субъекта машиностроительной отрасли, определяемой не только текущим уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и объемом накопленного инновационного потенциала и готовностью менеджмента к его приумножению и эффективному использованию. Кроме того, на основании проведенного анализа функционирования предприятий машиностроительного комплекса в России и зарубежом в статье выделены факторы потенциальной конкурентоспособности субъекта экономической деятельности, к числу которых можно отнести уровень квалификации персонала, оснащенность передовыми технологиями, наличие собственных ноу-хау, глубину производственной переработки. Анализ данных инновационных факторов в отраслевом разрезе позволил выявить их специфику, сложность и взаимосвязанность, проблемы, препятствующие их развитию, а также предоставил возможность глубже изучить особенности функционирования машиностроителей в рыночной среде.
Ключевые слова: факторы конкурентоспособности, машиностроительные предприятия, инновационный потенциал, инновационное развитие, глобализация.
Ye.A. Khrulev
THE PECULIARITIES OF INNOVATION FACTORS OF THE COMPETITIVE ENTERPRISES OF THE MACHINE-BUILDING COMPLEX
The increasing competitiveness on every level is a vital task for any nation, including Russia. The object of research are machine-building enterprises. Its exclusive role and high level of innovation give reasons to consider this branch as locomotive of the development of the country in the future. The scientific novelty of the article is a new author's approach to understanding of competitiveness of the industrial enterprise of the machine-building branch, determined not only by the current level of competitiveness of the output production, but by the volume of the accumulated innovation capacity and ability of management to use it effectively and to increase its volume. Besides on the basis of a conducted research of the functioning of the machine-building enterprises complex in Russia and abroad, the article considers the factors of the potential competitiveness of the subject of the economic activity. Among them are - the staff qualification level, equipment of advanced technology, own know-how, the depth of industrial reshaping. Consideration of these innovation factors in a branch allowed