Таким образом, основная задача, на наш взгляд, состоит в создании производственной системы, точка безубыточности которой заведомо ниже средних рыночных ожиданий. Решение такой задачи достигается через комплексный превентивный подход к структурированию портфеля заказов: управление удельными весами отдельных видов машиностроительной продукции по признаку текущей стадии ее жизненного цикла; управление разработкой и внедрением новой промышленной продукции посредством патентно-статистического анализа; планирование перспективных объемов партнерских отношений и их финансовой эффективности.
1. Абденова Г.А. Адаптивное прогнозирование и фильтрация спроса на продукцию с помощью моделей пространства состояний // Сборник научных трудов НГТУ. 2003. № 4 (34). С. 3 - 12.
2. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под ред. А.С. Пелиха. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
3. Попов А. А. Моделирование деятельности предпринимательских объединений в задачах повышения финансовой эффективности // Современные проблемы экономической теории: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 115 - 117.
4. Савельев В. Маркетинг партнерских связей // Практический маркетинг. 2003. № 11.
5. Санинский С.А. Взаимодействие предприятий-произво-дителей с потребителями в рыночных условиях // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4 (28). С. 138 - 140.
6. Ширяев В.И. Экономико-математическое моделирование управления фирмой. М.: Владос, 2007.
7. Юрьев В.М., Смолина Е.Э., Юрина Е.А. Управление хозяйственными связями в регионе. Тамбов, 2002.
8. Astrom K.J. Maximum Likelihood and Prediction Error Methods // Automatica. 1980. Vol. 16. P. 551 - 574.
9. Givon M., Mahaian V. Software Piracy. Estimations of Lost Sales and the Impact on Software Diffusions // The Journal of Marketing. 1995. Vol. 59. № 1. P. 29 - 37.
удк 338.45:621 Евгений Андреевич Хрулёв,
аспирант кафедры национальной [email protected] и региональной экономики,
V СГСЭУ
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Повышение конкурентоспособности на всех уровнях - чрезвычайно актуальная задача для любой мировой державы, в том числе и России. В качестве объекта исследования выбраны предприятия машиностроительного комплекса в связи с исключительной ролью этой отрасли промышленности и ее высоким уровнем инновационности, что позволяет считать машиностроение локомотивом развития страны в будущем. Научная новизна статьи заключается в представленном автором подходе к пониманию конкурентоспособности хозяйствующего субъекта машиностроительной отрасли, определяемой не только текущим уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и объемом накопленного инновационного потенциала и готовностью менеджмента к его приумножению и эффективному использованию. Кроме того, на основании проведенного анализа функционирования предприятий машиностроительного комплекса в России и зарубежом в статье выделены факторы потенциальной конкурентоспособности субъекта экономической деятельности, к числу которых можно отнести уровень квалификации персонала, оснащенность передовыми технологиями, наличие собственных ноу-хау, глубину производственной переработки. Анализ данных инновационных факторов в отраслевом разрезе позволил выявить их специфику, сложность и взаимосвязанность, проблемы, препятствующие их развитию, а также предоставил возможность глубже изучить особенности функционирования машиностроителей в рыночной среде.
Ключевые слова: факторы конкурентоспособности, машиностроительные предприятия, инновационный потенциал, инновационное развитие, глобализация.
Ye.A. Khrulev
THE PECULIARITIES OF INNOVATION FACTORS OF THE COMPETITIVE ENTERPRISES OF THE MACHINE-BUILDING COMPLEX
The increasing competitiveness on every level is a vital task for any nation, including Russia. The object of research are machine-building enterprises. Its exclusive role and high level of innovation give reasons to consider this branch as locomotive of the development of the country in the future. The scientific novelty of the article is a new author's approach to understanding of competitiveness of the industrial enterprise of the machine-building branch, determined not only by the current level of competitiveness of the output production, but by the volume of the accumulated innovation capacity and ability of management to use it effectively and to increase its volume. Besides on the basis of a conducted research of the functioning of the machine-building enterprises complex in Russia and abroad, the article considers the factors of the potential competitiveness of the subject of the economic activity. Among them are - the staff qualification level, equipment of advanced technology, own know-how, the depth of industrial reshaping. Consideration of these innovation factors in a branch allowed
to define its peculiarities, complexity and interdependence, problems, impeding its development, and to study specific ways of activity of machine-builders on a market.
Keywords: factors of competitiveness, machine-building enterprises, innovation capacity, innovation development, globalization.
С развитием конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий. По нашему мнению, под конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта необходимо понимать способность последнего успешно вести конкурентную борьбу за рынки сбыта сегодня и сохранить таковую в будущем. При этом текущая конкурентоспособность определяется уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, а потенциальная - объемом накопленного инновационного потенциала и готовностью менеджмента к его приумножению и эффективному использованию. В связи же с тем, что в последнее время необходимость оперативного учета последних достижений науки и техники в производственных процессах неуклонно возрастает, особый интерес представляет исследование факторов будущей конкурентоспособности предприятия.
Машиностроение - ведущая отрасль промышленности, являющаяся лидером по созданию и внедрению инноваций, от уровня развития которой во многом зависит конкурентоспособность экономики страны в целом. Принимая во внимание данную специфику машиностроительной отрасли, особое значение приобретает исследование особенностей инновационных факторов ее конкурентоспособности.
1. Наличие квалифицированных кадров.
Современная экономика представляет собой экономику человеческого капитала, который является необходимым и достаточным фактором и условием создания инновационной экономики, базирующейся на знаниях, интеллектуальном труде и высоких технологиях [3, с. 83]. Однако сегодня проблема нехватки квалифицированных кадров является острой для всех отраслей промышленности, и машиностроение не является исключением -вопросы привлечения и удержания инженеров, разработчиков в отрасли актуальны и сегодня. Работодатели не заинтересованы в привлечении молодых, неопытных специалистов и их обучении.
Основная проблема заключается в несоответствии требований машиностроителей к работникам и их квалификации. Это комплексный феномен, определяемый множеством факторов и имеющий различные последствия в отрасли во всех странах. Огромное количество существующих способов преодоления возникшего противоречия свидетельствует об отсутствии универсального пути решения проблемы. Даже если бы мы могли точно определить, сколько инженеров, разработчиков, квалифицированных работников требуется сегодня по каждой специальности для машиностроения, затем мотивировать соответствующее число школьников поступить на необходимые отрасли направления подготовки в университеты и успешно их закончить, а затем оказать содействие в трудоустройстве данных выпускников по специальности - проблема бы осталась нерешенной. Получение высшего инженерного образования занимает сегодня от 4 (бакалавр) до 6 лет (магистр). В связи с тем, что технологии развиваются крайне стремительно, ни одна компания не может сегодня с полной уверенностью
определить точную потребность в количестве инженеров через данный временной промежуток и их специализацию. Данная проблема носит общегосударственный характер и должна решаться за счет разработки максимально точных прогнозов потребности различных отраслей (в том числе и машиностроения) промышленности в кадрах на перспективу. Учитывая ожидающееся согласно демографическим прогнозам сокращение численности населения россиян работоспособного возраста, вопрос приобретает исключительную важность [6, с. 12].
Кроме того, университеты должны развивать в студентах стремление к новаторству и поощрять предпринимательскую инициативу, способствуя развитию малого и среднего инновационного бизнеса. В целях преодоления разрыва между теорией и практикой необходимо смещение акцента с изучения практики на практическое освоение современных станков с ЧПУ, например, за счет развития системы ученичества на региональных машиностроительных предприятиях.
2. Защита ключевых ноу-хау.
Секрет конкурентоспособности компаний, являющихся поставщиками уникальной машиностроительной продукции, создающих специализированные станки и оборудование согласно требованиям заказчика в единичном экземпляре, способных оснастить новое предприятие необходимой техникой «под ключ», заключается в обладании исключительными технологиями и способности их эффективного использования и совершенствования, что позволяет оставить конкурентов позади. Данные ключевые ноу-хау - результат длительной работы фирмы в сфере машиностроения, продукт научноисследовательской деятельности инженеров, защищенный патентами и лицензиями и позволяющий добиться высочайшего качества производимой продукции. И хотя в конечном итоге инженерные разработки и находят отражение в потребительских свойствах продукции, зачастую они связаны не с готовой продукцией, а с производственными процессами.
Владение передовыми разработками позволяет машиностроительной компании уверенно чувствовать себя на рынке, поскольку заимствование ноу-хау конкурентами в краткосрочный временной промежуток достаточно затруднительно. Таким образом, от наличия защищенных патентами и лицензиями инженерных разработок во многом зависит текущая конкурентоспособность компании и сохранение ее рыночных позиций в будущем, в связи с чем проблемы потери высококвалифицированных специалистов, промышленного шпионажа и фальсификации продукции в машиностроении крайне остры.
3. Техническая оснащенность предприятия.
Необходимо провести четкую грань между наличием
защищенных прав на интеллектуальную собственность (ключевые разработки) и общим уровнем технической оснащенности производства. Если ключевые технологии находят воплощение в спроектированной по специальным требованиям заказчика уникальной машиностроительной продукции, то поддержание общего высокого
уровня используемого на предприятии оборудования необходимо для поддержания конкурентоспособности массового серийного производства в целом вне зависимости от степени технологичности изготовляемых изделий. Но даже для создания продукции средней степени сложности необходимо применение самых последних технологий для обеспечения ее рыночной конкурентоспособности.
В целях достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности в перспективе машиностроительная отрасль требует проведения регулярной технической переоснащенности. Причинами последней служат активные изменения в науке и технике. В связи с тем, что сегодня продуктивность оборудования во многом зависит от электрических и электронных частей и компонент, использование последних достижений в области электротехники и электроники на практике приобретает исключительную важность для машиностроителей. Не менее важное влияние на машиностроение оказывают изменения в области наноиндустрии, создание новых материалов (например, металлокерамики), развитие информационных технологий и появление новых источников энергии. Кроме того, радикальные изменения в производственном процессе и появление новых товаров связано с происходящими сегодня процессами объединения различных существующих технологий (в частности, соединение механики и электроники позволило создать механотронику).
4. Глубина производственной переработки.
Очевидно, что дальнейшая переработка продукции
ведет к образованию добавленной стоимости. Последняя представляет собой разницу между стоимостью реализации конечного товара и затратами на материалы и услуги, потребленные в ходе производственного процесса [2, с. 70]. Таким образом, глубина производственной переработки отражает долю добавленной стоимости в стоимости машиностроительной продукции. Иными словами, это вклад конкретного предприятия в цену конечного продукта.
Компании, осуществляющие глубокую переработку в ходе собственного производства, устойчивы к конкуренции. Однако если в большинстве индустриальных стран мира глубина производственной переработки велика (в Японии доля добавленной стоимости в продукции машиностроения составляет 39%, в США - 48%, в Европе - более 35%), то в развивающихся странах значения этого показателя гораздо ниже, что свидетельствует об угрозе снижения или потери конкурентоспособности машиностроительными предприятиями в данных государствах [6, с. 17].
5. Инвестиции в машиностроение.
Большинство машиностроительных предприятий
малого и среднего бизнеса в мире находятся в семейной собственности. Основными источниками финансирования их деятельности являются личные сбережения, капиталовложения иных физических лиц, банковские займы и рефинансирование за счет части прибыли. Однако данных ресурсов недостаточно. Частные инвесторы обладают ограниченным бюджетом и не заинтересованы в чрезмерном расширении фирмы в связи с возможной потерей контроля над ней. Банковские займы дорогостоящи и требуют наличия твердых гарантий возврата средств, которые не всегда могут быть предо-
ставлены небольшими предприятиями. В связи с этим, например, машиностроительный комплекс в России долгие годы оставался недофинансированным, что привело к замедлению темпов обновления парка оборудования, сокращения производственных мощностей для выполнения крупных заказов и повышения риска банкротства в периоды экономической нестабильности [4, с. 573].
Увеличение объема финансирования, направляемого на закупку средств производства, необходимо не только для повышения конкурентоспособности национального машиностроения, но и для развития экономики в целом.
6. Аутсорсинг и делокализация производства.
Аутсорсинг - это передача производственным предприятием на контрактной основе определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [1, с. 14].
В последние годы процесс передачи производства комплектующих и подсборов, а также сервисных услуг на аутсорсинг в машиностроении ускорился, что неизбежно привело к сокращению глубины производственной переработки. В основном производство передается в страны Восточной Европы, Азии и Северной Африки, что позволяет индустриально развитым государствам сокращать издержки, а догоняющим странам обеспечивает максимальную загрузку имеющихся мощностей.
Кроме того, большую популярность сегодня приобрела частичная или полная делокализация производства вдали от штаб-квартиры машиностроительного предприятия в государствах с дешевой рабочей силой. Как правило, в этом случае создается новый или выкупается действующий завод, переходящий под управление машиностроителя.
С точки зрения машиностроителя, локализация производства в другой стране - превентивный шаг в условиях потери конкурентоспособности. Однако если локализация сопровождается уходом компании с национального рынка, это ослабляет позиции государства. С другой стороны, в случае успешной организации производства за рубежом страна, где зарегистрировано машиностроительное предприятие и размещена его штаб-квартира, фактически становится владельцем активов за пределами свой территории. До тех пор пока машиностроитель инвестирует часть полученной зарубежом прибыли в национальную экономику, это положительно сказывается на развитии национальной экономики. Перебазирование производства в другой регион страны способствует росту экономической интеграции государства. Тенденция дальнейшего роста аутсорсинга и делокализации производства низкотехнологичных комплектующих не угрожает конкурентоспособности индустриально развитых стран. Наоборот, это позволяет последним оптимизировать цепочки добавленной стоимости.
7. Региональные индустриальные кластеры.
Исторически машиностроительные предприятия
формировались вокруг сталелитейных производств, что обусловлено близостью к поставщикам и наличием работников необходимой квалификации. Сталеплавильные заводы, в свою очередь, создавались в непосредственной близости от рек и озер, служащих источником воды и энергии, а также железорудных шахт.
Наличие сложившихся промышленных кластеров способствует развитию машиностроительного сектора. Для кластеров характерна гибкая структура; сосредоточение множества конечных пользователей машиностроительной продукции, конкурирующих между собой поставщиков специализированных комплектующих, компетентных работников, известных в области машиностроения научно-исследовательских и образовательных центров; развитая инфраструктура. Все это в совокупности способствует привлечению инвестиций в отрасль. Как следствие, доходность вложений в предприятия кластера всегда выше. В связи с этим территориальные органы власти должны проводить кластеро-ориентиро-ванную политику, что приведет к росту конкурентоспособности участников данных образований в будущем.
8. Наличие эффективной системы сервисных компаний.
Если раньше фирме было достаточно только реализовать товар, затем повсеместным стандартом стало послепродажное обслуживание, то теперь добавились различные дополнительные сервисы, помощь в утилизации товара и т.д. [5, с. 83]. Сегодня сервисные компании и машиностроители настолько взаимосвязаны, что все чаще успешными оказываются те, кто более эффективно использует имеющийся технологический потенциал обоих. И роль сервисных услуг в машиностроении с каждым годом только растет. С одной стороны, машиностроители все чаще отдают сегодня на аутсорсинг сервисным компаниям определенные бизнес-процессы. С другой стороны, собственно продажа машин и оборудования становится сервис-ориентированной. Сегодня для конечного потребителя все большее значение начинают играть не цена и спецификация товара, а условия продажи и послепродажного обслуживания. По данным аналитиков, около 20% оборота машиностроительных компаний приходится на услуги [6, с. 26].
Сегодня машиностроители все чаще выступают в качестве аутсорсеров различных консультаций, услуг по ведению бухгалтерского учета, рекламе, обработке
данных. Зачастую сама покупка машиностроительной продукции сопровождается сопутствующей услугой (например, при лизинге или кредите). Поэтому потенциальная конкурентоспособность машиностроителя во многом определяется его способностью наладить эффективные взаимоотношения с сервисными компаниями.
Исследование особенностей инновационных факторов конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса подчеркнуло их сложность, взаимосвязанность и взаимообусловленность, но главное -предоставило возможность глубже изучить специфику функционирования машиностроителей в рыночной среде.
В заключение необходимо отметить, что решение стоящей сегодня перед Россией проблемы модернизации экономики и перехода к новому технологическому укладу возможно только в случае создания условий, способствующих росту конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли в обозримом будущем. Для этого необходимо создание эффективной системы управления инновационной деятельностью на национальном и региональном уровнях, направленной на максимально полное использование имеющегося инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, позволит повысить общий уровень конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене в условиях глобализации.
1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Малютин А. Добавленная стоимость в управлении предприятиями // Экономист. 2008. № 7.
3. Никитов А.В. Информационная экономика как основа формирования нового качества образовательного потенциала // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40). С. 43 - 46.
4. Россия в цифрах. 2012: крат. стат. сб. / Росстат. M., 2012.
5. Ханин В.М. Экономические аспекты развития системы менеджмента качества // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (4). С. 80 - 83.
6. Ayala P. Competitive Analysis of EU Mechanical Engineering. URL: http://www.mib.org.tr.
УДК 338.45:621
tta ► [email protected]
Екатерина Вячеславовна Шарыпкина,
аспирантка кафедры национальной и региональной экономики, СГСЭУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье отмечается высокая степень деиндустриализации в российском машиностроении, обосновывается сущность и содержание технического перевооружения. Рассматриваются основные этапы процесса управления техническим перевооружением предприятий на внутрифирменном уровне. Обосновывается необходимость совершенствования промышленной политики на макро- и микроуровне, улучшения управления техническим перевооружением машиностроительных предприятий. Анализируется содержание процесса управления техническим перевооружением. Представлены методические подходы к оценке технико-технологического уровня производства. Предложена система показателей, позволяющая оценивать технико-технологический уровень. Разработан интегральный показатель технико-технологического уровня. Выявлены низкие показатели технико-технологического уровня производства конкретных машиностроительных предприятий.
Ключевые слова: предприятия машиностроения, износ основных фондов, техническое перевооружение, технико-технологический уровень.