Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 229-234. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 10. P. 229-234.
Научная статья УДК 372.874
https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.36
Методы преподавания традиционной китайской живописи в системе общего образования Китая
Сунпин Юй
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье исследуются особенности методики обучения китайской живописи в современных школах КНР в соответствии с возрастными особенностями занимающихся; прослеживается преемственность применения приемов и материалов традиционной живописи в общеобразовательном пространстве. Особое внимание уделено анализу культурного контекста поставленной проблемы и рассмотрению истории обучения художественному искусству в Китае. Приведены примеры-иллюстрации наиболее востребованных в практике приемов и средств стимуляции интереса учащихся к изучению смысловой, образной и технологической составляющей искусства. Кроме того, описан образовательный путь современного школьника, постигающего традиционную китайскую живопись. Это позволяет наглядно продемонстрировать эффективность методов, рассмотренных в работе, а также правильно расставить акценты при потенциальном моделировании инновационных методик преподавания традиционной китайской живописи. Отдельно подчеркивается необходимость совмещения в школьной практике нескольких методов обучения для достижения наилучшего результата. Отмечается потенциал описанной системы преподавания для дальнейших исследований на обозначенную тему, а также для разработки авторских методик обучения.
Ключевые слова: методы преподавания, китайская живопись, эстетическое воспитание, система образования, традиционная культура, художественно образование, творческое мышление
Для цитирования: Юй Сунпин. Методы преподавания традиционной китайской живописи в системе общего образования Китая // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 229-234. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.36.
Original article
Methods of Teaching Traditional Chinese Painting in China's General Education System
Songping Yu
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the peculiarities of the methods of teaching Chinese painting in modern schools of China in accordance with the age specifics of students; traces the continuity of the use of techniques and materials of traditional painting in the general educational space. Particular attention is paid to the analysis of the cultural context of the problem posed and to the history of Chinese art education. Examples-illustrations of the most popular in practice techniques and means of stimulating students' interest in the study of the semantic, figurative and technological component of art are presented. In addition, the educational path of a modern school student comprehending traditional Chinese painting is described. This allows to clearly demonstrate the effectiveness of the methods considered in the work, as well as to correctly set the accents in the potential modeling of innovative methods of teaching traditional Chinese painting. Separately, the need to combine several teaching methods in school practice to achieve the best result is emphasized. The potential of the described system of teaching for further research on this topic is noted, as well as for the development of the author's teaching methods.
Keywords: teaching methods, Chinese painting, aesthetic education, education system, traditional culture, art education, creative thinking
For citation: Yu Songping. (2022) Methods of Teaching Traditional Chinese Painting in China's General Education System. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 229-234. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.36 (In Russian).
Истоки преподавания искусства и историография. Термин «художественное образование» впервые появился в XIX веке и стал употребляться для обозначения процесса обучения, воспитания и развития человека средствами искусства на всех этапах его жизни: от раннего детства до старости. Оно основывалось на понимании важности художественного мышления для становления творческой, креативной личности, способной приносить пользу людям (Harlan et al., 1984: 45). Уже
© Юй Сунпин, 2022
РЕйАЗООГСв
тогда возникли два основных типа ценностных ориентаций образования - «развитие искусства» и «воспитание людей». Примечательно, что данная концепция нашла отклик у педагогов во многих странах, влияя на постепенное формирование полноценных систем художественного образования и их интеграцию в общую подготовку индивида. В каждом государстве к началу XXI века занятия музыкой или изобразительным искусством так или иначе были интегрированы в обязательную программу школьного обучения. Как правило, художественные дисциплины сейчас преподают в начальных классах, когда у детей формируются основы творческого мышления, эстетический вкус и имеются широкие возможности для стимуляции интереса к творчеству.
Тема настоящей работы представляется как никогда актуальной на фоне возрождения китайской традиционной культуры и попыток переосмыслить творческо-культурное наследие Поднебесной. В настоящий момент в Китае делают акцент на воспитании молодого поколения в рамках уникального национального культурного контекста, что подразумевает преподавание в учебных заведениях дисциплин художественного спектра. Однако неоднородные способы подачи информации и формализм в образовании не позволяют систематизировать учебный процесс и повысить уровень преподавания творческих курсов, а также культурную грамотность учащихся.
Целью настоящей работы является выделение и систематизация методов практического преподавания художественных дисциплин в системе общего образования Китая. К задачам исследования относится подробное рассмотрение методов обучения китайской живописи с помощью примеров-иллюстраций, а также определение культурного контекста и истории преподавания предмета.
В Китае эстетическое воспитание посредством искусства обусловлено национальными традициями, однако долгое время оно было элитарным и являлось доступным лишь высшим слоям общества. Народ получил возможность соприкасаться с плодами творческой деятельности художников и самостоятельно заниматься изобразительным искусством только после основания Нового Китая, когда и зародилась система художественного образования, а уроки музыки, каллиграфии и рисования стали обязательными в начальной, а затем и в средней школе. Правда, в отношении изобразительного искусства они сводились к срисовыванию картинок и созданию простых поделок, что, разумеется, не приводило к формированию у обучающихся основ творческого мышления и не обеспечивало освоения ими элементарной изобразительной грамоты. Не способствовало этому и отсутствие учебно-методической базы, а также теоретически обоснованного подхода к подготовке квалифицированных учителей по этому предмету.
Ситуация начала меняться к началу XXI столетия, когда китайское государство запустило масштабную реформу образовательной системы, в рамках которой художественно-эстетическое развитие и воспитание школьников были признаны ключевыми целями. Параллельно возрастал и интерес граждан к национальной культуре, что заставило теоретиков и практиков художественного образования говорить о важности использования потенциала каллиграфии и традиционной китайской живописи в работе с учащимися как начальной, так и средней школы в КНР.
Китайская живопись является частью традиционной национальной культуры Поднебесной и имеет долгую историю развития. Начиная с первых классов, значительное внимание в современном обучении школьников уделяется истории и элементам традиционной культуры и искусства китайского народа. Это должно способствовать формированию у детей правильного мировоззрения, системы ценностных ориентаций, воспитывать у них положительные моральные качества, обеспечивать инновационную осведомленность и новаторский дух (Минянь Ци, 2011). Был создан полноценный, рассчитанный на весь период учебы в школе курс традиционной культуры, а другие предметы обогатились междисциплинарными связями с ним. Более того, в школах были введены курсы по каллиграфии, живописи, ремеслам и т.д.
Курс «Традиционная культура» стал отправной точкой для изучения китайской живописи, теоретической и методологической основой ее преподавания в школе1. Это позволило серьезно переломить ситуацию с пренебрежительным отношением к урокам изобразительного искусства как со стороны педагогической общественности, полагавшей, что гораздо важнее заниматься точными науками, чем рисованием, так и со стороны учеников, их родителей, которым всегда было важнее подготовиться к выпускным экзаменам, которые не включали изобразительное искусство. Однако в конце XX века такие испытания были введены.
До сих пор существует проблема, которая обуславливает потерю интереса обучающихся к искусству еще на уровне подготовки в школе к развитию творческих навыков. Более того, фактическое учебное время и материалы, предусмотренные программой обучения школьников для
1 гШЕШ^ШггйЖШ^ТФЯнЙ^Ш^Й^ЙШЯ^^^ = Ли Цяо. Исследование эффективных методов и подходов к преподаванию китайской живописи в рамках модели учебного плана со сжатым временем занятий [Электронный ресурс] // Cnki.com.cn URL: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-MSJZ201612018.htm (дата обращения: 23.03.2022) (на кит. яз.).
преподавания художественных дисциплин, незначительны из-за большой нагрузки на так называемые основные предметы, что усложняет достижение детьми желаемых результатов в области традиционной живописи. Кроме того, далеко не все учителя владеют техниками и приемами этого искусства, что вскрывает проблему подготовки профессиональных кадров.
В настоящее время Китай, осознавая суть данных проблем, постепенно переходит от образования, ориентированного просто на сдачу экзаменов, к воспитанию всесторонних способностей ребенка через развитие его творческого мышления, что требует значительно более глубокой реформы всей системы с акцентом на элементах традиционной культуры. Древняя китайская цивилизация породила эстетические концепции и формы искусства, которые формируют уникальную китайскую живопись. Правда, овладение ею и понимание ее идейных основ - сложная задача не только для ребенка, но и для взрослого человека. Не стоит также забывать, что в начальной и средней школе учатся дети и подростки с разными интересами, возможностями и потребностями. Неодинаковы у них и этапы формирования творческого мышления, что требует обязательного учета возрастных особенностей при создании учебных курсов по китайской живописи.
В 6-8 лет дети уже имеют свои собственные предпочтения в искусстве и владеют элементарными навыками рисования, поэтому в рамках курса китайской живописи в школах их знакомят, прежде всего, с художественными материалами и инструментами, такими как кисть, тушь, бумага и чернильный камень. При обучении детей в дополнение к практике отработки использования пера, туши, цвета добавляется тренировка изобразительных умений через рисование точек, линий и поверхностей. Ключевую роль в этом процессе играет демонстрация учителем того, как можно посредством простых действий изменить, трансформировать, улучшить уже созданное изображение, рисунок.
После трех лет обучения на первой ступени, когда дети достигают возраста 9-12 лет, меняется акцент в преподавании им живописи: начинается изучение основных приемов рисования тушью с опорой на работы признанных мастеров. Правда, в большинстве своем учителя имеют возможность показывать детям образцы искусства лишь на мониторах персональных компьютеров. Во многих уголках Китая, особенно в сельской местности, просто нет художественных музеев или галерей, в которых можно было бы увидеть произведения китайской живописи непосредственно. Естественно, что это значительно обедняет учебный процесс, не позволяет школьникам полноценно воспринять и понять красоту традиционного искусства.
В 13-15 лет, когда ученики переходят в среднюю школу, преподавание китайской живописи фокусируется на освоении истории искусства и получении практических навыков работы с ней, включая исторические рассказы или декламацию древних стихов. Тем самым показывается, как литературный образ трансформируется в изобразительный.
В старших классах преподавание ведется в рамках общего образования, чтобы учащиеся могли сравнить различные жанры искусства, научиться распознавать их. В это же время школьники делают попытки копирования работ мастеров и совершенствуют навык написания искусствоведческих рецензий.
Современная ситуация в области методики преподавания китайской живописи свидетельствует о важности дальнейшего ее реформирования, прежде всего, в плане ориентации обучающихся на постижение основ традиционной культуры. Чтобы оценить китайскую живопись, важно понять национальные философские концепции Поднебесной, идеи инь и ян, даосизма, И-Цзин, конфуцианства, буддизма, особенно идею двойственности мира, которая глубоко укоренилась в китайской культуре. Китайская живопись больше связана с изменениями инь и ян. Вариации черного и белого в технике рисования тушью и при смывке находятся в гармонии друг с другом и взаимно зависят друг от друга, от предметов и пространства, от реальности, от света и тьмы, от расстояния, от движения и т.д. Все существует согласно дуалистической теории инь и ян.
Таким образом, необходимо использовать уникальность традиционной китайской философии для познания обучающимися искусства и овладения навыками живописи. Это имеет гораздо большее значение для развития личности школьников, чем материально-технические средства рисования, техники и приемы работы.
Примером высокой оценки образовательного потенциала китайской живописи является книга «Заметки о категориях старинной живописи», написанная Се Хэ в эпоху Южной династии (Се Хе, 1991). В ней описано творчество 27 художников, создававших образцы живописи в период от Трое-царствия и до начала правления династии Южной Ци. Указанные в книге «шесть методов» создания живописи использовались на протяжении многих веков. Первый из них - «живость воздуха и ритма (ци)». Ван Чун отмечал, что «люди наделены ци, рождаются с ци и растут»1. Цао Пи полагал, что
1 Ван Чун о человеческой природе [Электронный ресурс] // Синология.ру. URL: https://www.synologia.ru/a/Ван_Чун_о_человеческой_природе (дата обращения: 19.10.2022).
«литература основана на ци»1. Династия Цзинь использовала термин «ци» для обозначения единства человеческой жизненной силы, мудрости и таланта. Для искусства «живость» означает, что человеческая судьба, дух должны быть отражены в произведении в постоянном изменении.
Второй из шести методов - «метод костяной кисти». «Метод костей» - это древнее искусство. Считается, что «кость» связана с формой, духом и характером человека. Гу Кайчжи ввел в живопись «метод костей», сделав его основой для создания образа Бога. Со временем прием потерял свое сакральное значение (Се Хе, 1991). Книга о живописи связывает «технику кости» с «работой кистью», давая понять, что национальное изобразительное искусство тесно связано с каллиграфией. На картине «Формирование кисти», которую, как говорят, нарисовала леди Вэй, написано: «У тех, кто хорошо владеет силой кисти, много костей»2. Комментарии Се Хэ к различным работам художников содержат требование, чтобы кисть обладала силой кости и была инновационной, а «живость» достигалась бы за счет «костяного метода работы кистью»3.
Следует отметить, что наиболее важными методами для художественного образования из указанных шести являются именно «живость ритма» и «работа с костями». Остальные четыре содержат описание специфических техник, например, прорисовка объектов в соответствии с их внешним видом, а не надуманным образом.
«Шесть методов» оказали большое влияние на последующие поколения художников. Так, Го Руосю из династии Сун почитал их как «шесть методов шести изящных искусств, которые остаются неизменными на протяжении веков» (Се Хе, 1991: 324). Его труд можно считать первой систематической критической работой по теории живописи в Китае, которая послужила основой для разработки методики ее преподавания в рамках не только профессионального художественного образования, но и курса общего школьного обучения. В данной книге заложена мысль, что оценка произведения китайской живописи предполагает сосредоточение на духовном общении художника и зрителя, на их сопереживании заложенного в картине, на передаче эмоций через визуальное восприятие образа.
Практические методы преподавания китайской живописи. Перейдем к рассмотрению методов преподавания китайской живописи в общей системе образования Китая. В качестве наиболее эффективных из них, с нашей точки зрения, следует назвать следующие.
1. Метод сюжетного преподавания для стимулирования интереса школьников к обучению. Большинство детей любознательны и имеют тягу к знаниям. Однако китайские учителя предпочитают строить занятие в монологической форме, односторонне предоставляя обучающимся лишь теоретическую информацию о китайской живописи, что отрицательно сказывается на интересе к предмету со стороны детей. Для устранения такой проблемы педагогам рекомендуется вести уроки в занимательной форме4. Например, сообщать о происхождении и развитии кистей как инструмента живописи через историю о Мэн Тяне, генерале династии Цинь, который усовершенствовал их; при изучении материалов для живописи рассказывать о том, как Цай Лунь делал бумагу во времена династии Хань. Данный принцип очень важен, так как помогает стимулировать интерес школьников к изучению китайской живописи, а также обогащать их знания по истории и культуре Китая. Чтобы удержать внимание детей и достичь требующихся результатов в образовательном процессе, целесообразно также создавать учебные ситуации на уроках и использовать метод диалога5.
2. Упор на обучение копированию, изучению китайской живописи по принципу «от простого к сложному» / «от поверхностного к глубокому». Китайская живопись стремится, прежде всего, к выражению состояния - это трудно для понимания и требует серьезного объяснения, осмысления и рефлексии, что дети не всегда могут сделать6. Учителя избегают чрезмерной теоретизации занятий,
1 Традиционная литературная теория [Электронный ресурс] // Синология.ру. URL: https://www.synologia.ru/a/Традиционная_литературная_теория (дата обращения: 19.10.2022).
2 fäM = Ян Бинь. Обсуждение целей преподавания китайской живописи [Электронный ресурс] // Cnki.com.cn. URL: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-MSGC200912010.htm (дата обращения: 19.03.2022) (на кит. яз.).
3 = Ли Цяо. Исследование эффективных методов и подходов к преподаванию китайской живописи в рамках модели учебного плана со сжатым временем занятий ... (на кит. яз.).
4 2003. 19 Ж„ = Стандарты учебных программ по искусству в общей старшей школе: эксперимент / Министерство образования КНР. Пекин, 2003. 19 с. (на кит. яз.).
5 ^'hffio ЛМ^вЯиШШ^ЙШ^Ш^Ш^ШЖ = Юй Сяоюй. Значение традиционной живописной теории для современного развития педагогики в области гохуа [Электронный ресурс] // Cnki.com.cn. URL: https://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-LXSE201903080.htm (дата обращения: 20.03.2022) (на кит. яз.).
6 ^ФйоЛМ^вИиШИКЙн^ШШШШЖ = Юй Сяоюй. Значение традиционной живописной тео-рии...(на кит. яз.).
простого обучения методам китайской живописи, в ходе которого учащимся лишь сообщается информация о техниках рисования. Ориентируясь на индивидуальные различия детей, педагоги на основе понимания возможностей своих подопечных создают условия для экспериментирования на занятиях, чтобы все участники чувствовали, что вовлечены в единый творческий процесс.
Уроки начинаются с выполнения учащимися простых узоров и форм, которые наиболее часто используются в китайской живописи. Через копирование и подражание школьники постепенно осваивают традиционные живописные техники. Для этого выбираются наиболее типичные изображения, например, горы и скалы, цветы и птицы, а также изящные фигуры мудрецов, воинов и красавиц.
3. Обучение оценке китайской живописи. Главная цель художественного образования -научить детей понимать красоту и эстетическую ценность китайской живописи. Поскольку обучающиеся начальной школы находятся на той стадии развития, когда их мышление и ценностные суждения еще несовершенны, учителям трудно объяснить им абстрактные эстетические категории и обосновать критерии оценки художественных произведений. Это требует от учителей поиска альтернативных способов обучения, например, через сравнение. Так, педагог показывает учащимся несколько картин на одну тему, включая признанные шедевры. Затем детям предлагается сравнить представленные работы и сказать, какие из них хорошие, а какие выполнены на среднем уровне; учитель комментирует высказывания своих подопечных и объясняет, почему одни работы считаются образцами творчества, а у других есть проблемы в плане композиции, формы и т. д. Таким образом, сравнивая различные произведения китайской живописи, выполненные в одной тематике, школьники учатся видеть достоинства и недостатки картин, формируют навыки анализа.
Широко распространенное в Китае мультимедийное образование позволяет ученикам наиболее полно осознать эстетическую ценность китайской живописи за счет использования на занятиях проекторов и других технических средств, предоставляющих учащимся возможность ознакомиться с цифровыми репродукциями известных картин. Все это способствует усилению познавательного интереса детей. Еще Ж.-Ж. Руссо говорил о том, что искусство образования заключается в том, чтобы ученикам нравилось то, чему их учат1. Однако следует учитывать и тот факт, что дети могут не научиться ощущать материальность произведений китайской живописи, воспринимая их лишь через экран, поэтому непосредственный контакт с образцами искусства все же необходим. Для обучающихся важно также регулярно заниматься материально-художественной деятельностью, что даст им возможность почувствовать физические особенности бумаги, туши и т.д.
4. Организация конкурсов живописи для стимулирования учащихся к обучению. Чтобы повысить мотивацию учащихся к изучению китайской живописи, в образовательном процессе используются соревновательные формы работы. Школьники выполняют копирование художественных произведений на одну и ту же тему, участвуя в конкурсе на лучший результат. Для этого формируются группы по шесть человек. Затем учитель сканирует работы каждой группы с помощью мультимедийного устройства и показывает их на слайд-проекторе, позволяя классу выбрать лучшие из них. Таким образом, организуя конкурс китайской живописи для учеников, педагог дает им возможность сравнить и сопоставить ряд работ на одну тему, в процессе чего совершенствуется их понимание техники и принципов китайской живописи.
Художественные характеристики и эстетические особенности китайской живописи отличаются от западной, поэтому при преподавании в школе учителя стараются внедрять инновационные методы обучения и избегать прямого применения традиционной модели преподавания в рамках учебной программы. Они основываются на научно-методической разработке методов и форм обучения китайской живописи в соответствии с эстетическими, познавательными и когнитивными возможностями школьников и уровнем их понимания техники исполнения и эстетических идей китайской живописи, двигаясь от поверхностного знания к глубокому, от базового к профессиональному его уровню2. Учеников мягко подталкивают к тому, чтобы они больше наблюдали и копировали. Опосредованное истолкование некоторых известных произведений и короткие рассказы из истории развития китайской живописи формируют прочную основу в изучении предмета.
Заключение. В заключение следует отметить, что познавательный интерес является движущей силой обучения школьников и главным фактором активизации их эмоций. Поэтому если умело использовать сочетание различных методов и средств обучения, то можно сформировать у обучающихся хорошую мотивацию к художественно-творческому развитию и постижению национальной культуры.
1 2003. 19 Ж„ = Стандарты учебных программ по искусству в общей старшей школе: эксперимент ... (на кит. яз.).
2 ШШ = Ян Бинь. Обсуждение целей преподавания китайской живописи .(на кит.
яз.).
Как показал анализ педагогической практики в школах Китая, для обучения детей живописи используются различные методы, выбор которых обусловлен возрастными особенностями учеников. Преемственность методик и формирование новых практик преподавания китайской живописи способствуют общему ее развитию в Поднебесной, а также повышению культурного уровня жителей страны. Знание основ традиционной живописи позволяет школьникам лучше понять историю и культурные основы своего народа.
Представляется, что данное исследование может послужить определенной системной базой для конструирования новых методик обучения китайской живописи в системе общего образования КНР.
Список источников:
Harlan V., Rappmann R., Schata P. Soziale Plastik. Achberg, 1984. 102 p. (на нем. яз.).
Ци Минянь. Ценности традиционной культуры Китая в системе национального образования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 4 (71). С. 48-52.
-±S: 1 Ко Siku MSffi, 1991 1100 ж =
Се Хе. Заметки о категориях старинной живописи / Се Хе, Нан Ци и др. Шанхай, 1991. 1100 с. (на кит. яз.).
References:
Harlan, V., Rappmann, R. & Schata, P. (1984) Soziale Plastik. Achberg. 102 p. (in German).
Ci, Mingyan. (2011) Values of Traditional Culture of China in System of National Formation. Vestnik Chitinskogo gosudar-stvennogo universiteta. (4 (71)), 48-52 (in Russian).
Se, He (1991). [Notes on the Categories of Ancient Painting]. Shanghai. 1100 p. (in Chinese).
Информация об авторе
Сунпин Юй - аспирант кафедры искусствоведения и педагогики искусства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.
Information about the author
Songping Yu - PhD student, Department of Art Criticism and Pedagogy of Art, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.10.2022.