Научная статья на тему 'Методы повышения мотивации к профессиональной деятельности воспитателя у будущих специалистов дошкольного образования'

Методы повышения мотивации к профессиональной деятельности воспитателя у будущих специалистов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / MOTIVATION / EDUCATIONAL MOTIVATION / MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Вовк Светлана Александровна

В данной статье рассматриваются методы и пути повышения мотивации к профессиональной деятельности у будущих специалистов дошкольного образования. Раскрывается важность внедрения новых учебных программ, основанных на инновационных принципах обучения, важность проведения групповых мероприятий: бесед о профессии, тематических недель, встреч с выпускниками, специалистами, а также проведение экскурсий на базовые дошкольные образовательные учреждения. Описан процесс формирования мотивов у обучающихся в ходе учебно-производственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Вовк Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF IMPROVING MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF FUTURE SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATION

This article discusses the methods and ways to increase motivation for professional activity of future specialists of preschool education. The article reveals the importance of the introduction of new curricula based on innovative learning principles, the importance of group events: talks about the profession, thematic weeks, meetings with graduates, specialists, as well as excursions to basic pre-school educational institutions. The process of formation of motives of students during the training and production process is described.

Текст научной работы на тему «Методы повышения мотивации к профессиональной деятельности воспитателя у будущих специалистов дошкольного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 2

Амет-Уста З.Р. , Вовк С.А. Email: Amet-Usta17140@scientifictext.ru

1Амет-Уста Зарема Ремзиевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Вовк Светлана Александровна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы и пути повышения мотивации к профессиональной деятельности у будущих специалистов дошкольного образования. Раскрывается важность внедрения новых учебных программ, основанных на инновационных принципах обучения, важность проведения групповых мероприятий: бесед о профессии, тематических недель, встреч с выпускниками, специалистами, а также проведение экскурсий на базовые дошкольные образовательные учреждения. Описан процесс формирования мотивов у обучающихся в ходе учебно-производственного процесса. Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, мотивы.

METHODS OF IMPROVING MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF FUTURE SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATION Amet-Usta Z.R.1, Vovk S.A.2

1Amet-Usta Zarema Remzievna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2 Vovk Svetlana Aleksandrovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: this article discusses the methods and ways to increase motivation for professional activity of future specialists of preschool education. The article reveals the importance of the introduction of new curricula based on innovative learning principles, the importance of group events: talks about the profession, thematic weeks, meetings with graduates, specialists, as well as excursions to basic pre-school educational institutions. The process offormation of motives of students during the training and production process is described.

Keywords: motivation, educational motivation, motives.

УДК 3 72.461

Заинтересованность в абсолютно всех ее видах и в абсолютно всех стадиях формирования характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности; присутствием познавательной стороны данной эмоции; присутствием прямого аргумента, идущего от самой деятельности [8].

В ходе преподавания немаловажно гарантировать появление позитивных чувств по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и способам реализации. Эмоциональное состояние постоянно сопряжено с переживанием

внутреннего беспокойства: ответа, сочувствия, радости, гнева, изумления. Непосредственно по этой причине к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком пребывании вводятся глубокие внутренние волнения человека, которые совершают эти процессы усиленно проходящими, и от этого наиболее результативными в смысле достигаемых целей.

К одному из способов стимулирования относится сравнение научных и жизненных трактовок отдельных естественных явлений [1].

К способам стимулирования и мотивации учения можно отнести формирование условия познавательного спора. Спор порождает высокий интерес к проблеме. Определенные преподаватели на высоком уровне применяют данный способ активизации учения. Они применяют исторические данные борьбы разных научных точек зрения согласно той либо другой проблеме. Вовлечение обучающихся в условия научных диспутов не только обостряют их знания согласно соответствующим проблемам, однако и непроизвольно приковывают их интерес к проблеме, а в данном случае порождает новый подъем заинтересованности к учению.

Учебные обсуждения вопроса педагоги формируют и в период исследования простых учебных проблем на каждом занятии. В целях этого, намеренно предлагается обучающимся изложить собственные взгляды об обстоятельствах того, либо другого явления, аргументировать эту, либо другую точку зрения.

Формирование ситуаций успеха в учении. Один эффективных способов стимулирования заинтересованности к учению, считается формирование в учебном процессе ситуаций успеха, у обучающихся, ощущающих конкретные затруднения в учебе. Общеизвестно, то, что в отсутствии волнение радости успеха нельзя по-настоящему полагаться на последующие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха формируются и посредством дифференциации поддержки обучающихся в выполнении учебных поручений одной и той ж сложности. Ситуации успеха организуются педагогом и путем одобрения переходных операций обучающихся, т.е. посредством особого подбадривания его на новые усилия [3].

Целью повышения мотивации будущих специалистов дошкольного образования является - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути повышения мотивации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

Наибольший эффект повышения мотивации достигается в таких ситуациях, в которых обучаемые должны: отстаивать свое мнение; принимать участи в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим коллегам и преподавателям; рецензировать ответы своих коллег; оценивать ответы и письменные работы своих коллег; заниматься обучением отстающих; объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым обучающимся; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности обучаемых: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных учебных пособий нового поколения. Они вынуждают обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил студентов [2].

Различные формы коллективной деятельности студентов играют значительную роль в становлении мотивации, что объясняется несколькими обстоятельствами.

Большое значение имеет включение всех студентов в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Когда студент, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что данная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению студента в активную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к профессиональной мотивации [4].

Для формирования устойчивой положительной профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования очень важно, чтобы каждый студент почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый студент выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для студентов признаваемую ценность.

Также, помимо организации учебной деятельности студентов, немаловажным фактором является организация практической деятельности будущих специалистов дошкольного образования. Задача высших профессиональных учреждений как организаторов практического обучения студентов - предложить будущим специалистам такую рабочую среду, в которой будут устранены все негативные факторы, а факторы профессиональной мотивации - максимально усилены. В такой среде и у студентов появляются внутренние мотивы и стимулы вносить в рабочий процесс предприятия самое ценное, на что они способны [6, с. 65].

Задача высшего профессионального учреждения - подобрать такие организации, где студенты смогут максимально реализовать свои профессиональные задатки и приобрести новые компетенции. Таким образом, выбор рабочей среды играет огромную роль в формировании и становлении у студентов мотивации к профессиональной деятельности воспитателя.

Говоря о процессе формирования профессиональной мотивации студентов, хотелось бы подчеркнуть взаимосвязь таких важных понятий как мотивация и Я-концепция студента. Я-концепция студента - это его представления о себе, от которых зависит его эффективность в любой области деятельности, в том числе в профессиональном становлении.

Изменения и совершенствование в будущей профессии начинаются с изменений и улучшений представлений студента о себе. Поэтому, практическое обучение надо начинать с того, чтобы убедить студента, что у него всё получится на работе, что он может и готов выполнять профессиональные задачи. Это делается на общем установочном собрании по практике. Но, лучше, чтобы будущие практиканты посетили отчетные конференции по итогам практики, на которых старшекурсники представляют материалы отчетов по практике и научно-практические выступления по итогам профессионального обучения.

Напомним, что Я-концепция состоит из трех составляющих: идеальное представление о себе, образ «Я» и самооценка [6, с. 72].

Конференция по итогам практики помогает сформулировать идеал, то есть студенты видят и могут соотнести надежды, мечты, стремления и мысли по поводу профессионального будущего.

Конференция может поспособствовать в формировании идеального профессионального «Я». Кроме того, молодые люди подвержены влиянию примеров для подражания, одного из важнейших элементов идеального представления о себе. На конференции по итогам прохождения практики должны звучать ценности, цели и

задачи профессионального становления, что важно для формирования идеального представления студента о себе в профессии воспитателя.

Следующая компонента Я-концепции - это образ «Я», то есть осознание молодым человеком своих качеств, ценностей и поведения. Именно образ «Я» может определить эффективность студента как будущего профессионала. Правильный образ профессионального «Я» у студента может сложиться в том случае, если и преподаватели высшего учебного заведения и руководители практики в организации будут обращаться с ним так, словно он - самый умный, ответственный, без него организация не смогла бы так хорошо работать. Студент должен считать себя таким же, и это постепенно станет частью его профессионального мировоззрения. Позитивный, в профессиональном плане, образ «Я» обучающийся переносит на общение с коллегами, сокурсниками.

В период становления личности большое внимание на студента оказывают слова и поступки окружающих. Важно, чтобы люди, которые соприкасаются со студентом на практике, его коллеги, уважали практиканта. Это также поможет ему быть позитивным, приятным, располагающим к себе человеком в общении.

Образ «Я» студента улучшается, когда его руководитель чаще говорит, что тот отлично выполнил свою работу, он отмечает, что его ценят и признают значимость. Мотивация к профессии становится более устойчивой, появляется желание заниматься своей профессией еще больше, заниматься вдумчиво и результативно. Практикант слушает руководителя практики, чтобы понять, хороший ли он работник, как справляется со своими заданиями и поручениями, следовательно, именно руководитель практики может оказывать сильное влияние на образ «Я» студента и практиканта. В этом случае, руководитель практики выступает для студента значимым взрослым, к которому прислушиваются и чьи одобрение и похвалу стремятся заслужить, он не только носитель информации и воспитатель, но и консультант, исследователь, эксперт [5, с. 102].

Самооценка студента, третья составляющая Я-концепции, влияет на его профессиональное становление как специалиста своего дела. Студент с высокой самооценкой может быть креативным и продуктивным сотрудником. В основе высокой самооценки - умение нравиться себе. Чем больше студент нравится себе, тем более высокие результаты получает в работе. Самооценка очень влияет на само эффективность.

Чем больше поведение студента согласуется с образом идеального профессионального «Я», чем больше он ценит себя как сотрудника, тем более профессиональной личностью он становится, успешнее проходит процесс профессионального становления. Специалисты отмечают взаимосвязь развития профессиональной мотивации и профессионального становления личности. Так, Т.В. Яровова рассматривает последнее, как процесс прогрессивного изменения личности студента под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, профессиональное становление наполняет жизнедеятельность студента особым смыслом, придает формирующейся профессиональной биографии значительность [8, с. 197].

При такой организации образовательного процесса студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Для повышения мотивации студента к профессиональной деятельности воспитателя необходимо проектировать новые учебные программы на инновационных принципах обучения.

Рассмотрев, некоторые методы и способы повышения мотивации у будущих специалистов дошкольного образования высших учебных учреждений, можно сделать вывод о том, что для развития профессиональной мотивации необходимо искать пути её повышения через проведение групповых мероприятий: бесед о профессии, тематических недель, встреч с выпускниками, специалистами,

проведение экскурсий на базовые дошкольные образовательные учреждения, а также факультетские мероприятия.

Формирование должных мотивов также осуществляется в ходе учебно-производственного процесса: личный пример преподавателя, увлеченность его обучаемой профессией; использование инновационных технологий в обучении, таких как информационно-коммуникационные технологии, проведение научно -практических конференций, является залогом успешного формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности у будущих специалистов дошкольного образования.

Список литературы /References

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. 432с.

2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М., 1990. 241 с.

3. ПлатоновК.К. О системе психологии / К.К. Платонов. М.: Мысль, 1972. 216 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

5. Смирнова Л.Я. Инновационная модель образовательной системы в высшей школе России //Современные тенденции и инновации в науке, образовании и бизнесе: материалы пленарного и секционного заседаний IX научно-практической конференции с международным участием 15-19 апреля 2013 года. В 4-х т. Том III. / Л.Я. Смирнова, А.А. Самусева под ред. к.э.н. Н.В. Чернер. Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2013. С. 100-104.

6. Трейси Б. Полная вовлеченность. Вдохновляйте, мотивируйте и раскрывайте всё лучшее в своей команде/ Брайан Трейси; пер. с англ. М. Яцюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 272 с.

7. Шахова В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности / В.А. Шахова, С.А. Шапиро. М.: Альфа-Пресс, 2006. 332 с.

8. Яровова Т.В. Словарь педагогических терминов / Т.В. Яровова. Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2013. 313 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.