Научная статья на тему 'Методы повышения экономического потенциала регионов России'

Методы повышения экономического потенциала регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1474
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНЫ РОССИИ / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черницкий Станислав Владимирович

В статье уделяется внимание исследованию вопроса о совершенствовании системы управлению экономическим потенциалом регионов России. Автор обращает внимание на новые методы, такие, как метод укрупнения государственно-частного партнерства в инновационной сфере и метод диверсификации отношений корпоративной собственности, раскрывая их сущность и область применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы повышения экономического потенциала регионов России»

УДК 332

Черницкий Станислав Владимирович

аспирант кафедры математической экономики и эконометрики Национального исследовательского университета Высшей школы экономики [email protected] Stanislav V. Chernitsky

graduate student of chair of mathematical economy and econometrics National research university of Higher School of Economics [email protected]

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЕГИОНОВ РОССИИ

METHODS OF INCREASE OF ECONOMIC POTENTIAL OF REGIONS OF

RUSSIA

Аннотация. В статье уделяется внимание исследованию вопроса о совершенствовании системы управлению экономическим потенциалом регионов России. Автор обращает внимание на новые методы, такие, как метод укрупнения государственно-частного партнерства в инновационной сфере и метод диверсификации отношений корпоративной собственности, раскрывая их сущность и область применения.

Ключевые слова: экономический потенциал, регионы России, методы повышения, инновационная деятельность, управление.

Abstract. In clause the attention is paid to research of a question on perfection of system to management in economic potential of regions of Russia. The author pays attention to new methods, such as a method of integration of state-private partnership in innovative sphere and a method диверсификации of attitudes of the corporate property, opening their essence and a scope.

Key words: еconomic potential, regions of Russia, methods of increase, innovative activity, management.

В настоящий момент для развития российской экономики все большее значение приобретает задача наращения и повышения эффективности использования экономического потенциала каждого предприятия и регионов. Это подчеркивается и в распоряжении Правительства России от 17 ноября 2008 года №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.».

В системе управления развитием и использования экономического потенциала немаловажную роль играет его оценка, поскольку ее результаты позволяют получить представление об итогах хозяйственной

деятельности предприятия, выявить резервы повышения экономической эффективности, принимать объективные управленческие решения.

В научной литературе экономический потенциал трактуется по-разному. К примеру, известный специалист в области исследования региональной экономики К.М. Миско под потенциалом понимает предел человеческих познаний внутренних, скрытых возможностей результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и реализованы при идеальных условиях практической деятельности [3].

Российский ученый А.Н. Люкшинов под потенциалом предприятия понимает совокупность его возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг) [2]. По утверждению Т.Г. Храмцовой, потенциал - это не только и не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении [5].

Под экономическим потенциалом многие современные ученые понимают его возможности в экономической сфере или способность достигать поставленные цели, используя имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

По мнению автора, экономический потенциал следует рассматривать как самостоятельно развивающуюся систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных источников его реализации: ресурсов, резервов, позволяющих обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия, функционирования регионов и государства. При этом такой подход требует применения комплексных методик повышения эффективности использования экономического потенциала регионов и предприятий, в него входящих.

Очевидно, что основной акцент в системе управления развитием и использованием экономического потенциала регионов должен быть поставлен на активизацию инновационной деятельности. Это предполагает необходимость укрупнения форм государственно-частного партнерства в инновационной сфере и создания эффективного мотивационного механизма для повышения результативности системы управления человеческим капиталом, являющимся основным звеном в процессе генерирования и реализации инноваций.

Современные механизмы управления инновационной деятельностью в контексте развития экономического потенциала отнюдь не совершенны. В последнее время очень много направляется бюджетных средств в инновационный сектор и, в том числе, в научную сферу. Однако факты свидетельствуют о частых случаях нецелевого использования средств, что наносит значительный ущерб государственному бюджету и является причиной низкого уровня отдачи от инвестируемого капитала. В частности, не оправдывает пока надежд и проект "Сколково".

Причиной неэффективности современной системы государственного управления инновационной деятельностью, являющейся основой для развития экономического потенциала регионов и предприятий, в него входящих, является дисгармония в интересах субъектов инновационной деятельности.

Для достижения сбалансированности интересов хозяйствующих субъектов

в инновационном развитии регионального экономического потенциала государство должно строить свою политику, решая задачи:

- создания системы объединения всех участников инновационной деятельности в инновационные кластеры;

- определения и законодательного закрепления правового статуса инновационных кластеров;

- дифференциации прав собственности участвующих субъектов в инновационных кластерах;

- обеспечения совместимости личных интересов хозяйствующих субъектов и национальных приоритетов;

- поддержки конкурентной среды предпринимательства;

- содействия в продвижении инновационной продукции на внешних и внутренних рынках;

- ограничения монопольных тенденций в экономике.

Как отмечено ранее, решение этих задач предполагает необходимость применения метода укрупнения государственно-частного партнерства, в основу которого должна быть положена основополагающая концепция инновационного развития регионального экономического потенциала, предполагающая создание организационного механизма, который бы позволил объединить разного вида потенциалы субъектов РФ в целях создания условий для достижения совместными усилиями общего подъема развития предпринимательства в регионах и по стране в целом. Таким образом можно достичь диверсификации региональной и российской экономики, повышения уровня социально-экономического развития регионов и государства в целом.

Учитывая заинтересованность в инновационном использовании и развитии экономического потенциала регионов и повышении экономической эффективности, как предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, так и регионов и государства в целом, построение эффективных механизмов управления инновационной деятельностью, являющейся основой развития предпринимательства и диверсификации экономики, должно опираться на сбалансированность интересов предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, инвесторов, субъектов Российской Федерации и России в целом.

Обеспечение сбалансированности интересов всех названных субъектов экономики возможно с созданием национальных инновационных кластеров нового вида.

В сегодняшнем понимании, чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга [4].

Особенностью предлагаемого вида кластера укрупненного масштаба будет, в отличие от общепринятого понимания, взаимосвязанность групп компаний и организаций любых регионов (не обязательно географически соседствующих), но при этом новый вид кластера сохраняет признаки общности деятельности и взаимодополнения друг друга.

Участниками такого рода объединений должны быть будут следующие.

1. Субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся выработкой инновационных идей.

2. Субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся внедрением и реализацией инновационных проектов.

3. Субъекты венчурной индустрии.

4. Региональные институты.

5. Государственные институты.

В качестве подсистемы вышеописанного механизма следует предусмотреть механизм активизации инновационной деятельности новаторов, которыми зачастую являются наемные работники инновационных предприятий. В общей практике патенты оформляются на руководство инновационных предприятий, а непосредственные генераторы идей работают за заработную плату, которая, как отмечено ранее, уже перестала выполнять свою стимулирующую функцию. Это предопределяет необходимость перестройки отношений собственности в инновационных предприятиях. Решение этой задачи предполагает необходимость применения метода диверсификации корпоративных отношений собственности, который предполагает создание внутрифирменного паевого инвестиционного фонда, предназначенного для формирования отношений собственности между работодателем и наемными работниками.

С применением метода диверсификации отношений корпоративной собственности может быть решена задача обеспечения единства интересов работодателей и наемных работников в развитии производства, решение которой направлено на повышение эффективности управления человеческим капиталом, являющимся основой социально-экономического развития предприятий и регионов.

Залогом эффективности внутрифирменного механизма диверсификации отношений корпоративной собственности является обеспечение гармонизации интересов всех звеньев финансовой системы государства (субъектов экономики).

Интересы звеньев финансовой системы государства в данном случае следующие.

1. Интересы персонала: максимизация уровня доходности инвестиций, минимизация рисков.

2. Интересы предприятия: минимизация стоимости источника инвестиций, минимизация налоговых издержек.

3. Интересы государства: максимизация налоговых платежей.

Сбалансированность интересов всех звеньев финансовой системы

государства может быть достигнута при создании условий функционирования внутрифирменного механизма диверсификации отношений корпоративной собственности, представленных на рис.1.

Повышение эффективности управления человеческим капиталом способствует увеличению инновационного и экономического потенциала предприятий, технологического уровня производства, конкурентоспособности продукции. Это предопределяет повышение экономической эффективности

предприятия и уровня доходности инвестиций, что обуславливает инвестиционную привлекательность предприятий, обеспечивает приток капитала и тем самым создает условия для развития производства. Все это создает условия для развития экономического потенциала регионов.

Основным мотивом трудовой деятельности в условиях ухудшения параметров социальной инфраструктуры является заработная плата, повышение которой с реализацией внутрифирменного механизма диверсификации отношений корпоративной собственности, кроме мотивирования, оказывает непосредственное влияние на расширение потребительского рынка, повышая покупательную способность населения и тем самым спрос на товары более высокого качества. Это также способствует созданию условий для развития производства, что в итоге направлено на повышение экономической эффективности промышленных предприятий и заработной платы работников, а, следовательно, и на дальнейшее социально-экономическое развитие предприятий, регионов и государства (рис.2) [1].

Таким образом, с использованием метода укрупнения государственно-частного партнерства и метода диверсификации отношений корпоративной собственности возможно решение задачи, связанной с активизацией инновационной деятельности и создание условий для повышения эффективности использования и развития экономического потенциала отечественных предприятий и регионов.

условия внутрифирменного механизма диверсификации отношений

корпоративной собственности

<

с; <

х

О С

о.

С

и

<и ¡о

£ °

5 и

ос и

5 О

а к

ш

1! Ч

а^ ас ¡Е

(В ш ^

> гч

1. Соответствие налоговой инфраструктуры условиям легализации заработной платы и стимулирования развития производства.

2 Вшт - Вб.д'

где - доходность банковских депозитов, %; ТВап - минимальная доходность

внутрифирменных инвестиций, %.

зе

я

(О т

5 >5

зе

ш *

а ш Ч

т

о г1 < с 3 ^в.к - Сб.к'

где Ся ^ - ставка по внутрифирменному кредиту, %; С^к - ставка по банковскому

в.к кредиту, %.

4. Увеличение доходности внутрифирменных инвестиций при повышении экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

& 3

нн ¿1

5 2

X 5 о

° 5

I- ш

гч

Кчг = — - 0,7 ЗС С.К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

З.С

m о

ш а

к

S

ср с Ч ш ср

ш m (О

а

о

зе и (U

у

о

зе m

л

s J о

и

ш о

ср

>

ш

ш 3 Z ш о

По

лекательн

Повышение уровня

дохода рЬрыала

Повышение инновационного

Повышение

логического

Повышение покупательной способности населения

Повышение спро> более высоког

Расширение потребите;

а на товары |качества

ьского рынка

Повышение конкурентоспособности продукции

вышение инвестиционной

ости прел при

ТПи^ий ^^

НостИ— —Дпри

ия

Повышение стимулов

Развитие производства

Рис.2 Регулирование доходов персонала в системе управления развитием промышленными предприятиями, регионами

Литература:

1. Гончар Е.А. Внутрифирменный финансово-инвестиционный механизм формирования и использования сбережений персонала в системе управления социально-экономическим развитием промышленного предприятия/Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электронный ресурс: elibrary]/ Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2008- 182с.

2. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях. АПК [Текст]. - М.: Колос, 1999.

3. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) [Текст]. - М.: Наука. 1991.

4. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей, 2008.-72с., - С.6.

5. Храмцова Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2002.

Literature:

1 . Gonchar E.A. potter the intra firm financial and investment mechanism of formation and use of savings of the personnel in a control system of social and economic development industrial the enterprise/thesis on competition of a scientific degree of Candidate of Economic Sciences [An electronic resource: elibrary] / Southern Ural state university. Chelyabinsk, 2008 - 182р.

2 . Lyukshinov A.N. Strategichesky management at the enterprises. Agrarian and industrial complex [Text]. - M.: Ear, 1999.

3 . Misko K.M. bowl resource capacity of the region (theoretical and methodological aspects of research) [Text]. - M.: Science. 1991.

4 . Pyatinkin of Page F. Bykovo T.P. development of clusters: essence, actual approaches, foreign experience. Minsk: Theseus, 2008. - 72р. - Page 6.

5 . Hramtsova T.G. Metodologiya of research of social and economic potential of consumer cooperation: Dis. Dr.s экон. sciences: 08.00.05. M, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.