Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития'

Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3027
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ / РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Тамара Ивановна, Лыкасова Светлана Никитична

На основе анализа различных научных подходов рассматривается сущность ресурсов и ресурсного потенциала организации торговли. Характеризуются виды, свойства и взаимосвязи ресурсов организации. Основное внимание уделено специфике торговой отрасли и организации торговли. Выделены важнейшие элементы ресурсного потенциала торговой организации, определены место и содержание понятия инновационного потенциала применительно к торговой отрасли. Показаны роль и значение ресурсного потенциала в формировании конкурентоспособности организации торговли и при разработке стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития»

НИКОЛАЕВА Тамара Ивановна

Доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и экономики торговли

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-75

ЛЫКАСОВА Светлана Никитична

Ассистент кафедры коммерции и экономики торговли

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (908) 922-00-22 e-mail: [email protected]

Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития

Ключевые слова: ресурсы; ресурсный потенциал; организация торговли; рынок потребительских товаров; кадровый потенциал организации; организационный потенциал организации; информационный потенциал организации; финансово-инвестиционный потенциал организации; технологический потенциал организации; инновационный потенциал организации; конкурентоспособность; стратегическое управление.

Аннотация. На основе анализа различных научных подходов рассматривается сущность ресурсов и ресурсного потенциала организации торговли. Характеризуются виды, свойства и взаимосвязи ресурсов организации. Основное внимание уделено специфике торговой отрасли и организации торговли. Выделены важнейшие элементы ресурсного потенциала торговой организации, определены место и содержание понятия инновационного потенциала применительно к торговой отрасли. Показаны роль и значение ресурсного потенциала в формировании конкурентоспособности организации торговли и при разработке стратегии развития.

В условиях нарастания конкуренции от ресурсного потенциала организации зависят ее экономический рост и эффективность развития. Управление ресурсами как факторами производства - одна из важнейших задач управления многогранной деятельностью организации. Будучи основными источниками и предпосылками получения необходимых благ, ресурсы служат решению экономических задач.

В рыночных условиях экономические ресурсы состоят из взаимосвязанных элементов: труд, земля, капитал, предпринимательские способности и знания, причем при имеющих место неопределенности и нарастающей конкуренции предпринимательской среды в качестве важнейшего фактора экономического роста выделяются «знания». Многогранность этого понятия отражают используемые технологии и достижения научно-технического прогресса, внедряемые в хозяйственную деятельность организации. В экономическом субъекте выделяют следующие виды ресурсов:

• природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные вещества и силы, среди которых различаются неисчерпаемые (например, сила ветра) и исчерпаемые ресурсы. Исчерпаемые ресурсы включают в себя возобновляемые (лес) и невозобновляемые (запасы нефти);

© Николаева Т. И., Лыкасова С. Н., 2010

• материальные - все созданные человеком либо вовлекаемые в готовом виде из природы средства производства;

• трудовые - население трудоспособного возраста, которое в ресурсном аспекте оценивается по трем параметрам: социально-демографическому (пол, возраст, национальность, плотность расселения), профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

• финансовые - денежные средства, которые общество направляет на организацию и развитие деятельности;

• информационные - информация и ее носители, средства сбора, накопления, хранения, преобразования, передачи и потребления информации, используемой не только в производстве знаний, но как важнейший элемент и производительных сил, и производственных отношений.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любой экономической системе, поэтому они названы базовыми; возникшие в рыночных системах финансовые ресурсы стали называться производными. Целенаправленная работа с информационными ресурсами получила широкое распространение только в последние 50-60 лет; в настоящее время они оказывают особое влияние на формирование рыночной структуры экономической системы.

Потребляемые ресурсы в непрерывно возобновляемом процессе производства и обращения последовательно меняют первоначальную форму на производственную, товарную и денежную.

Основные свойства экономических ресурсов:

• взаимосвязь и взаимозависимость - все экономические ресурсы взаимосвязаны между собой и взаимозависимы;

• мобильность - экономические ресурсы могут перемещаться в пространстве. Степень их мобильности различна: природные ресурсы наименее мобильны; более подвижны трудовые ресурсы и предпринимательские способности; капитал (особенно денежный) и знания являются наиболее мобильными ресурсами;

• взаимозаменяемость (альтернативность) - увеличение конечных результатов деятельности предприятия может происходить за счет увеличения, развития или расширения ресурсов, т. е. различными альтернативными способами;

• ограниченность - ограниченные ресурсы как экономическая категория всегда сопряжены с альтернативной формой использования. Выбор путей использования ограниченных ресурсов осуществляется с целью получения дополнительной выгоды. В условиях ограниченности ресурсов организация изыскивает наиболее рациональный их состав, используя взаимозаменяемость.

Специфика торговли как отрасли заключается в том, что основным продуктом производства является не товар, а услуга. Это выражается в присущих только торговой отрасли торгово-технологических процессах, в особенностях труда работников, имеющих профессиональную (специальную) подготовку, в специально создаваемой для работы с товарами материально-технической базы, в технологии и организации торгового обслуживания населения. Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как организатор денежного обращения.

Рыночная деятельность субъектов торговли осуществляется посредством непрерывного возобновления процесса движения стоимости экономических ресурсов через сферы производства и обращения. В результате стоимость ресурсов последовательно принимает производительную, товарную и денежную формы.

Поскольку для отрасли торговли, как и для экономики в целом, характерно наличие разных форм собственности и большое число собственников, то оценить совокупную денежную форму ресурсов отрасли не представляется возможным.

Товарная форма ресурсов существует в виде а) товарных запасов и б) объема и структуры товарного предложения, размещенного во времени и в пространстве, характеризующих степень выполнения основной функции торговли.

Производственная форма ресурсов торговой отрасли составляет ее материальнотехническую базу, вещественный состав которой (независимо от принадлежности) определяет потенциал отрасли в целом. Качество и состав этих ресурсов свидетельствуют о степени соответствия их требованиям рынка и конкурентоспособности предприятий как на текущий момент, так и в перспективе.

Ресурсные возможности торговой организации определяются его финансовым состоянием. Прибыль в условиях рыночной экономики является главной целью предпринимательской деятельности, базой экономического развития государства, основой эффективности хозяйственной деятельности предприятия, главным источником его возрастающей рыночной стоимости. Кроме того, прибыль - основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия. Финансовые ресурсы служат основным защитным механизмом от угрозы банкротства предприятия.

С точки зрения торговой организации производственные ресурсы складываются за счет финансовых ресурсов и образуют две основные области - основной и оборотный капитал: основной капитал (здания, торговое оборудование, транспортные средства и т. п.) длительное время, в течение многих циклов используется в торговле, обеспечивая предприятию доход в долгосрочном периоде; оборотный капитал (запасы товаров, материал, денежные средства и т. п.) используется полностью в течение одного производственного цикла.

Основной капитал организации может характеризоваться с помощью пространственных ресурсов, к которым относятся характер торговых залов, складских и других помещений; особенности территории вокруг организации и ее радиус действия; состояние коммуникаций.

Достижение целей организации и решение соответствующих сложных задач во многом зависят от состава и качества трудовых ресурсов, что влияет на конкурентоспособность предприятия на рынке потребительских товаров.

Воздействие трудовых ресурсов на другие виды ресурсов осуществляется при помощи ресурсов организационной системы управления (гибкость управляющей системы, скорость принятия управленческих решений и прохождения управленческих воздействий, качество менеджмента) и информационных ресурсов (наличие информации о поставщиках, конкурентах, финансовых структурах, потенциальных покупателях).

На предприятии понятие «ресурс» неразрывно связано с понятием «развитие». Для того чтобы раскрыть механизм функционирования любого хозяйствующего субъекта, оценить роль различных ресурсов в этом процессе, необходимо провести анализ движения и использования ресурсов.

Система хозяйственной деятельности организации отражает взаимодействие ресурсов и их использование с целью ее развития и повышения эффективности труда. Использование ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, информационных, организационных, пространственных) отражается на конкурентоспособности организации (рис. 1).

Понятие «ресурс» характеризует текущее состояние объекта, а понятие «потенциал» описывает объект в динамике и возможности его развития на перспективу.

Обобщив различные точки зрения исследователей на понятие «потенциал», мы выделяем основные подходы к определению данного термина (см. таблицу).

Таким образом, основным элементом понятия «потенциал» являются ресурсы. Понятие «потенциал» имеет тройственное смысловое значение - все рассмотренные подходы не противоречат, а дополняют друг друга. По нашему мнению, в современных

условиях постоянно изменяющейся внешней среды и нарастающей конкуренции наиболее полным является ресурсно-вероятностный подход, который отражает такую отличительную черту ресурсного потенциала, как способность использовать ресурсы и достигать результата под влиянием рыночной среды, проявляющуюся с определенной вероятностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Результат основной деятельности

Рис. 1. Взаимосвязь ресурсов торговой организации

Научные подходы к определению понятия «потенциал»

Подход Автор Определение

Ресурсный [1; 2; 3] Большая советская энциклопедия, А. Н. Азрилиян, A. Н. Люкшинов, B. А. Свободин, Ю. Н. Клепиков, А. Г. Комаров Ресурсный потенциал - система ресурсов, взаимосвязанная совокупность материально-вещественных, финансовых, информационных средств, а также самих работников, которые используют их в процессе производства материальных благ и услуг

Ресурснорезультатный [4; 5; 6; 7] К. М. Миско, Т.Ф. Рябова, Т. Г. Храмцова, Л. Г. Окорокова Ресурсный потенциал предприятия представляет собой совокупность всех ресурсов организации, обеспечивающих возможность получения максимального экономического эффекта в заданный момент времени и развития системы в заданном направлении

Ресурсно-вероятностный [8] B. Д. Маркова, C. А. Кузнецова Потенциал - это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии организации, зависящих от внешних, постоянно изменяющихся условий деятельности

Нами дано следующее определение понятия «ресурсный потенциал»: под ресурсным потенциалом организации понимается способность экономической системы к использованию внутренних ресурсов с максимальным экономическим эффектом в условиях зависимости от факторов внешней среды.

Ресурсный потенциал организации состоит из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (рис. 2).

Рис. 2. Структура ресурсного потенциала организации торговли

Ряд авторов предлагают в качестве отдельного элемента ресурсного потенциала выделять инновационный потенциал [1; 9; 10]. По нашему мнению, в торговле инновационный потенциал включается в понятия «организационный», «информационный», «технологический» и «кадровый потенциал». Инновационный потенциал организации - это совокупность имеющихся у организации средств, возможностей для использования новаций в своей деятельности в соответствии с базовыми целями развития. В новациях торговли выделяют следующие направления: механизация и автоматизация оптимального торгово-технологического процесса на базе самой современной техники, внедрение новых технологий, повышение уровня организации труда и методов управления.

Каждый вид ресурсного потенциала оказывает определенное влияние на конкурентоспособность организации (рис. 3).

8

Я

К

О)

н

о

к

о

и

о

к

и

&

Он

И

8

Кадровый

Информационный

Организационный

Т ехнологический

Финансово-

инвестиционный

Компетентность кадров в области выполняемой работы

Соответствие требованиям рынка, скорость реагирования на изменения рыночной ситуации

Эффективность менеджмента

Эффективность использования материальных и трудовых ресурсов, внедрение инноваций в торговые процессы; качество торгового обслуживания

Финансовая устойчивость и возможности развития организации

Рис. 3. Влияние ресурсного потенциала на конкурентные преимущества организации

В рыночных условиях конкурентоспособность может быть обеспечена взаимодействием составляющих ресурсного потенциала организации. Интеграция этих показателей создает конкурентное преимущество. Стержневая компетенция организации характеризуется, с одной стороны, соответствием ресурсного потенциала организации рыночному потенциалу среды, а с другой - эффективностью использования ее ресурсного потенциала [11].

Оценка ресурсного потенциала позволяет организации разрабатывать рыночную стратегию, направленную на повышение конкурентоспособности.

Итак, ресурсный потенциал организации - фундамент стратегического управления, координации отдельных направлений ее деятельности, процесса адаптации к среде.

Источники

1. Грязнова А. Г., Джинджолия А. Ф. Основы менеджмента : учеб. пособие. М. : Экономика, 2007.

2. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК. М. : Колос, 1999.

3. Комаров А. Г., Кудашев А. Р., Брандукова А. А. и др. Современный менеджмент: теория и практика : учеб. пособие / под ред. А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева. СПб. : Питер, 2005.

4. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). М. : Наука, 1991.

5. Ускова С. И. Экономический потенциал предприятия как основа предпринимательской деятельности. Режим доступа : www.science-bsea.narod.ru.

6. Храмцова Т. Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2002.

7. Окорокова Л. Г. Ресурсный потенциал предприятий. СПб. : Изд-во СПбГТУ 2001.

8. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент : курс лекций. М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2001.

9. Косолапов О. В., Гиренко-Коцуба О. А. Инновационный потенциал в оценке конкурентоспособности предприятий // Материалы Урало-Сибирской науч.-практ. конф. Режим доступа : www.uralweb.ru.

10. Николаев А. И. Российский инновационный потенциал, инновационное развитие и инновационная культура // Инновационная политика и инновационный бизнес в России: аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ : спец. выпуск к пятому Петербург. экон. форуму. 2001. № 15 (146).

11. Веснин В. Р. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М. : МГИУ 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.