Научная статья на тему 'МЕТОДЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ » (КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)'

МЕТОДЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ » (КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Компетентностная модель / интериоризация ценностей / методы педагогических компетенций / деловая игра / портфолио / «кейс-стади»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриченко Ольга Михайловна

В статье рассматриваются методы педагогических компетенций, которые могут использоваться при преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам технических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудриченко Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ » (КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)»

международный научный журнал «символ науки» УДК 378

№8/2015

ISSN 2410-700Х

Мудриченко Ольга Михайловна

ст. преподаватель СПбГИКиТа г. Санкт-Петербург, РФ dragon13. strelec@mail.ru

МЕТОДЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ » (КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Аннотация

В статье рассматриваются методы педагогических компетенций, которые могут использоваться при преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам технических специальностей.

Ключевые слова

Компетентностная модель, интериоризация ценностей, методы педагогических компетенций, деловая

игра, портфолио, «кейс-стади»

Как отмечается в научной литературе, «в широком плане современного инженера характеризует целая совокупность следующих качеств...физиологические, психологические, социальные, нравственно-мотивационно-целевые... Выявление профессионально важных качеств личности инженера необходимо потому, что позволяет построить компетентностную модель специалиста, раскрыть особенности инженерной деятельности, важные для понимания специфики подготовки к ней» [5].

Выявление профессиональных компетенций (оценка интеллектуального продукта деятельности будущего инженера) осуществляется, безусловно, в первую очередь выпускающей кафедрой. Комплексная же задача преподавателя русского языка и культуры речи (далее РЯ и КР), участвующего в данном процессе на протяжении всего одного семестра на 1 курсе - помочь студентам реализовать свой потенциал и поднять уровень речевой культуры личности [4].

Реализация указанных задач [4] будет способствовать интериоризации ценностей будущего специалиста, поскольку она «заключается в становлении у индивида значимости правил, инструментов и целей социального участия» [5] в целом, а в нашем случае - в знании и освоении правил общения вообще и правил речевой коммуникации, её инструментов - в частности.

Для продуктивной реализации данных задач необходимо использовать те методы «педагогических компетенций», которые могли бы заинтересовать студентов технических специальностей при изучении курса РЯ и КР, т.е. в результате - повышение мотивации при обучении в целом.

1. При стандартизированном методе (для студентов любой специальности) желательно вводить ретроспективно-прогностический вид контроля, так как многие вчерашние российские школьники часто считают свою точку зрения единственно возможной. Анализировать же собственные действия мало кто из них умеет. Поэтому оценка ими своей деятельности должна предшествовать оценке преподавателя. Ответы на вопросы: «Выполню ли я задание? В какой степени? Насколько хорошо, точно? Почему?» - должны быть зафиксированы письменно.

После проведения любого вида теста/контрольной работы проводится обязательно не просто объяснение преподавателем допущенных ошибок, но и выявление других возможных путей выполнения заданий при опоре на зафиксированные ранее ответы студента. Возможен и другой вариант в зависимости от уровня подготовки группы: студент сам оценивает уже выполненную, но не проверенную

преподавателем работу. При таком виде контроля должны быть разработаны карточки/листы, где фиксируются заданные параметры работы, а также обозначаются те умения, которые необходимы студенту для выполнения конкретного вида работы. Заполняются студентами. Точность и правильность заполнения обязательно проверяются преподавателем.

Например: Лексические нормы

248

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х

Знания (показатели лексической нормы) Выбор информации (комментарии, примеры) Оценка

1. Точность словоупотребления 2. Лаконичность 3. Правильная лексическая сочетаемость 4. Логичность 5. Ситуативная уместность словоупотребления 6. Стилевая соотнесённость словоупотребления 7. Чистота речи

*Примеры ответа: 1. Точность словоупотребления 2. Лаконичность Паронимы: ироничный -иронический; доходчивый -доходный ... 2.Устранение (примеры в предложении или в словосочетании.) тавтологии, плеоназмов

2. Для развития коммуникативно-творческих способностей будущих инженеров (в зависимости от уровня знаний группы) можно использовать такие методы, как деловая игра, портфолио или «кейс-стади».

Цель применения метода портфолио - проследить динамику развития навыков и умений студента и стимулировать его не только на изменение отношения к предмету РЯ и КР, но и на дальнейшее внимательное отношение к использованию русского языка в качестве необходимого инструмента при написании рефератов, курсовых работ и - дипломной работы.

В нашем случае студент в течение одного семестра будет отражать свой «языковой» путь через подбор и анализ «документов» -биографии, различных тестов, контрольных работ, творческих заданий, рефератов и т.п. т Если группа «сильная и мотивированная», в конце семестра студенты могут написать эссе о том, что они ждут от первой сессии и второго семестра обучения. В своей работе они сформулируют и зафиксируют как ближайшую, так и долгосрочную цель своей работы. Обсуждение эссе с преподавателем обеспечит яркую и плодотворную демонстрацию реализации студентами всех видов коммуникативной деятельности.

Метод деловых игр. Как пишет Ирина Сабурова, «создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия» [3].Обычно в учебной группе 20-25 человек, поэтому можно разделить её на подгруппы -2 или 3- и поставить 2 или 3 задачи. При этом будут задействованы практически все качества, которые, как отмечают специалисты, характеризуют в широком плане современного инженера [6]: слуховые и зрительные анализаторы, внимание, восприятие, память, представление и воображение, разные виды и формы мышления...

Функции жюри может выполнять преподаватель, но экспертом должен быть студент. Что касается времени, то должны быть установлены рамки и определён чёткий порядок действий. Цель деловой игры на 1курсе - обучающая: развитие навыков и умений говорения и аудирования. Разновидности деловых игр, их формы, характеристики, этапы проведения хорошо описаны И.Сабуровой. Из перечисленных ею, нам подойдут следующие формы: групповая дискуссия, ролевая игра, имитационная игра и эмоциональнодеятельностная игра. Для студентов-«инженеров» обозначим, например, такие темы: «Первокурсник заходит на кафедру иностранных/русского языков», «Первокурсник в деканате», «Беседа с комендантом в общежитии», « Разговор со студентом старших курсов» и т.п

«Кейс-стади» - получение кейса, т.е. конкретной проблемной ситуации; метод кейсов может представлять интерес в большой группе. В научной литературе отмечается, что «в квалифицированной аудитории преподавателю применять такой метод сложно» [8]. Однако он важен, так как «позволяет научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени» [8]. Логично применение этого метода в конце семестра, т.к. студенты должны научиться спорить, дискутировать, анализировать сложные ситуации, выбирать оптимальный вариант решения задачи. Принимают окончательное решение сами студенты. Роль преподавателя будет

249

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

заключаться в направлении дискуссии, спора или беседы о кейсе с помощью проблемных вопросов. Помимо вербальных текстов этот метод предусматривает использование рисунков, фотографий, звукозаписи и т.п.[7].

Выводы:

1. При реализации новых методов «педагогики компетенций» используются все группы элементов творческих способностей, выделенных В.И.Андреевым [1] и задействованы все виды коммуникативной деятельности.

2. Игровая имитация на занятиях способствует освобождению от предвзятых мнений, формированию неординарного мышления.

3. Возможность использования выбранных методов определяется в зависимости от состава группы -количества студентов и уровня их подготовки.

Список использованной литературы:

1. .Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Издательство КГУ, 1988. 238 с.

2. Мудриченко О.М. РКИ: современный урок. Виды контроля. Фонд оценочных средств (рассуждения практика) // Гуманитарные дисциплины в структуре инженерного образования: традиции и новации : Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции: Санкт-Петербург

( Петродворец), 2015. - С.82-85

3. Сабурова И. http://fb.ru/article/159475/primervi-delovvih-igr-stsenariv-delovov-igrvi

4. Сатина Т.В.Рабочая программа учебной дисциплины «РЯи КР»:

Направление подготовки/специальность: 12.04.01 (200100.62) - Приборостроение. СПбГИКиТ, 2015

5. Сатторова М.А. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности // Молодой учёный/ М.А. Сатторова М.А., Н.И. Джумаева //. Молодой учёный - 2014 - №9. - С.514-517

6. Татьяненко С. А. Профессионально важные качества личности современного инженера. http://sibac.info/13163

7. Усова И.В. Метод кейс-стади. http://studopedia.ru/1 53925 modulno--revtingovava-tehnologiva-obucheniva.html

8. http://studopedia.ru/3 190392 metod-analiza-konkretnih-situatsiv-ili-metod-kevs-stadi.html

© О.М. Мудриченко, 2015

УДК 372.83

Позднякова Наталья Анатольевна

канд. пед. наук, доцент ЦПО НФИ КемГУ г. Новокузнецк, РФ E-mail: napozdnvakova@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Аннотация

В статье изложены проблемы, с которыми сталкивается учитель при подготовке к итоговой аттестации учащихся по обществознанию. Автор рассматривает возможности и этапы использования метода интеллект-карт для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по данному предмету.

Ключевые слова

ЕГЭ, ОГЭ, интеллект-карты, метод интеллект-карт.

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.