Научная статья на тему 'Методы оценки результатов внедрения корпоративных информационных систем'

Методы оценки результатов внедрения корпоративных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / КИС / МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА / METHODS OF ANALYSIS / CIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Никита Ильич

В статье анализируется проблематика современных методов анализа результатов внедрения корпоративных информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки результатов внедрения корпоративных информационных систем»

предъявлять все более жесткие требования к проектам, вследствие чего предпринимателям зачастую не остается выбора между инвесторами. В качестве рекомендации, в такой ситуации, хочется отметить, что старт-ап предпринимателю не следует «бросаться на шею» первому попавшемуся потенциальному инвестору, а следует установить четкие ограничения для выбора бизнес-ангела своего проекта и хладнокровно придерживаться выставленных ограничений. Во многом успешность проекта зависит от того, насколько верно были отобраны инвесторы, ведь вместе с инвестором проект, зачастую, приобретает и опытного работника в той или иной отрасли.

Литература

1. Масленников В. В. Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности (вопросы теории и практики). Автореферат дисс... Докт. эконом, наук. М., 2014. 37 с.

2. Вальяно М. В. Конкуренция и соревнование в условиях становлении рынка (социально-философский аспект проблемы). М., 2011. 278 с.

3. 28 ошибок стартапера в глазах инвестора. [Электронный ресурс]: Опыт бизнес-ангела Ричарда Хэррока. URL: https://m.habrahabr.ru/company/vcstart/blog/234597/ (дата обращения: 09.07.2016).

4. [Электронный ресурс]: Как найти бизнес-ангела в России? URL: http://www.towave.ru/pub/kak-naiti-biznes-angela.html (дата обращения: 08.03.2016).

Methods of analysis results of the implementation of corporate information systems

Kirillov N.

Методы оценки результатов внедрения корпоративных информационных

систем Кириллов Н. И.

Кириллов Никита Ильич /Kirillov Nikita — бакалавр, факультет прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется проблематика современных методов анализа результатов внедрения корпоративных информационных систем.

Abstract: the article analyzes the problems of modern methods of analysis of corporate information .systems implementation results.

Ключевые слова: корпоративные информационные системы, КИС, методологии анализа. Keywords: corporate information systems, CIS, methods of analysis.

В настоящее время не существует универсальных методик оценки результатов внедрения корпоративных информационных систем. Подавляющее большинство современных компаний оценивают эффективность проектов внедрения, основываясь на заключении ряда экспертов, либо на изменениях ключевых показателей эффективности. Каждое предприятие разрабатывает свой уникальный проект внедрения корпоративной информационной системы, учитывая структуру предприятия, его ИТ-инфраструктуру и прочие факторы. Точно так же разнятся и методы оценки результатов проекта. Однако, далеко не каждый проект внедрения заканчивается успехом -существует достаточно большой шанс не вписаться в бюджет, сорвать сроки или получить систему, не обладающую требуемым функционалом. Согласно исследованию Boston Consulting Group, лишь каждое третье предприятие остается полностью довольным результатами внедрения КИС. Исследование, проведенное Gartner Group, отмечает о соответствии проектов внедрения плановым показателям лишь в 60% случаев. К подобному итогу приводят проблемы, возникающие на различных стадиях создания и внедрения корпоративных информационных систем (КИС) на предприятиях и в организациях [1].

Среди методов оценки результатов внедрения КИС можно выделить:

Метод анкетирования Комплексные методы оценки Методы экспертной оценки

Классические методы оценки инвестиционных проектов Балансовые методы оценки

Первым методом оценки эффективности внедрения КИС является анкетирование, в процессе которого респонденты отвечают на ряд вопросов, касающихся их оценки проекта. Данный метод оценки является одним из старейших, но, тем не менее, до сих пор активно применяется как на предприятиях, так и при проведении специальных исследований. Он позволяет оценить систему с точки зрения одного из важнейших элементов - пользователей. Ключевые вопросы - полнота реализации функционала, удобство работы с системой, недостатки и проблемы системы, барьеры со стороны работников и т.д.

Применение метода анкетирования на практике способно определить степень удовлетворенности внутренних потребителей продукта. Данная оценка используется для дальнейшей корректировки корпоративной информационной системы. Анкетирование как метод мониторинга представляет собой весьма непростой процесс. Это связано с тем, что при анкетировании большую роль играет человеческий фактор. Иными словами, человек при проведении изменений выступает «датчиком». В данном контексте необходимо взвешенно и осторожно подходить к оценке полученных данных. Прежде чем приступить к самому анкетированию требуется ответить на ряд вопросов:

• С какой целью проводится опрос?

• Кто опрашивается?

• Что спрашивается?

• Кто проводит опрос?

Цели анкетирования могут быть различными. Например, оценка удобства использования системы, полноты реализованного функционала, надежности системы и так далее.

Второй метод - с помощью комплексной системы оценки эффективности, которая называется PEM (Process Efficiency Measurement — измерение производительности процесса). Общая схема работы заключается в том, что специалисты по бизнес-процессу замеряют и затем сравнивают его показатели до, во время и после запуска системы. Сами показатели выбраны так, чтобы оценить выполнение конкретных работ или задач с точки зрения требуемых ресурсов, затрат времени и необходимого (оптимального) числа повторений.

Данная группа методов включает в себя такие методологии как KPI (key performance indicators), BSC (balanced scorecards), и другие.

Именно данные методологии способны оценить эффективность внедренной системы максимально обширно, одновременно оценить работу разных модулей, отделов предприятия и бизнес-процессов.

Методология KPI позволяет в режиме реального времени отслеживать эффективность работы конкретных подразделений компании, оперативно выявлять проблемные места и пробелы в работе. С помощью данной методологии общие стратегические цели компании разбиваются на более мелкие подцели, которые присваиваются конкретным элементам компании, которые, в свою очередь, связаны в одну общую систему и поддаются оперативной оценке и анализу.

Система сбалансированных показателей BSC позволяет выработать долгосрочные цели и показатели. Данная методология обеспечивает интеграцию финансовых и нефинансовых показателей компании, выявляет связи между ними и позволяет обеспечить мониторинг компании в стратегическом плане, контролировать наиболее важные процессы и оперативно выявлять существующие недостатки в работе.

Измерение проводится по процессам, которые критически важны для бизнеса (то есть влияют на обслуживание клиентов) и позволяют дать численную оценку с применением ключевых показателей бизнеса (KBI) или анализа временных затрат. Для такого анализа в процессе выделяются отдельные шаги (действия) с четко определенными точками начала и завершения, продолжительность каждого шага замеряется оговоренное число раз, и на основе полученных данных вычисляется ряд показателей — среднее время каждого шага, процесса в целом и некоторые другие. Что касается KBI, то их значения собираются и регистрируются на регулярной основе.

Третья группа - методы экспертной оценки, они подразумевают под собой привлечение специалистов предприятия или сторонних экспертов для анализа результатов внедрения. Данный метод является одним из самых востребованных, так как специалисты могут дать заключения о том,

какие именно выгоды может принести с собой внедрение информационных систем и приблизительно оценить возможные проблемы, основываясь на своем опыте работы на предприятии.

В случаях чрезвычайной сложности проблемы, ее новизны, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса оценки приходится обращаться к компетентным специалистам, прекрасно понимающим специфику данной рабочей области. Их решение, аргументация, формирование качественных и количественных оценок, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок.

Четвертая группа - группа классических методов оценки инвестиционных проектов. В группу классических методов оценки входят такие показатели, как ROI (окупаемость инвестиций), NPV (чистая приведенная стоимость), IRR (внутренняя норма доходности), и другие.

В основном используются традиционные финансовые коэффициенты, которые рассчитываются применительно к тем результатам деятельности предприятия, на которые в большей степени влияют информационные технологии. Обычно такими целями выступают сокращение накладных расходов, снижение затрат на содержание аппарата управления, сокращение персонала и пр. недостатком данной группы методов является то, что затратный подход позволяет контролировать информационные расходы, но он мало помогает в определении выгод, которые способна дать информация предприятию. При таком анализе собственно информация остается в стороне, все внимание переключается на экзогенные факторы, через которые должны проявляться информационные эффекты. На первом этапе такое упрощение допустимо, но оно препятствует пониманию процессов внутри информационной системы управления.

Группа балансовых методов оценивает внедренную систему не на основании увеличения или снижения эффективности работы, а на основании вложенных в ее разработку ресурсов. Группа балансовых методов включает в себя такие методы, как CBA - анализ «затраты-выпуск» (или «затраты-выгоды»), TCO - Совокупная стоимость владения, ИТ-Бюджет, Information Economics (IE) - Метод экономической теории информации. Применение балансовых методов (cost-benefit analysis) подразумевает сведение затрат на информационные системы, проблем, возникающих в результате их интеграции и использования (к примеру, дополнительные затраты производственных и временных ресурсов на переработку методологии управления, разработку новых моделей бизнес-процессов, время и ресурсы на обучение персонала) с одной стороны, и преимуществ, создаваемых данными информационными системами, с другой стороны.

Литература

1. Сатунина А. Е. Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия. М.:

ИНФРА-М, 2009. 2 с.

Perspectives and aspects of text analysis systems Kirillov N.

Перспективы и аспекты использования систем анализа текста

Кириллов Н. И.

Кириллов Никита Ильич /Kirillov Nikita — бакалавр, факультет прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты применения систем анализа текста. Abstract: the article analyzes theoretical aspects of text analysis systems.

Ключевые слова: анализ, системы анализа текста. Keywords: analysis, text analysis systems.

Несмотря на то, что история письменности насчитывает тысячелетия, способ представления информации в виде текста остается одним из основных и сегодня, а за последние десятилетия объемы существующей текстовой информации невероятно возросли. Кроме того, текст является одним из самых эффективных источников информации как для передачи, так и для, например, машинной обработки и последующего автоматического анализа. Ценность автоматического анализа текста на сегодняшний день особенно высока, так как человек обработать самостоятельно современные объемы информации уже, безусловно, не сможет. Анализ текста находит применение практически во всех сферах жизни: в бизнесе (автоматическая обработка и классификация документов), в политологии и социологии (предсказание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.