Научная статья на тему 'Бизнес-ангелы венчурных проектов'

Бизнес-ангелы венчурных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / VENTURE PROJECTS / БИЗНЕС-АНГЕЛЫ / BUSINESS ANGELS / СТАРТАП / START-UP / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкаримов Шамиль Ниматулаевич

В статье рассмотрены разные категории бизнес-ангелов (инвесторов венчурных проектов), описываются проблемы, а также даются рекомендации, связанные с поиском и выбором инвесторов венчурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-ангелы венчурных проектов»

Литература

1. Иванов С. Ф. Полная, толково и ясно изложенная, всем доступная простая и двойная торговая бухгалтерия. М., 1898.

2. Мизиковский И. Е. Генезис управленческого учета на отечественных предприятиях. М.: Экономистъ, 2006.

3. Соколов Я. В. Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. Москва «Финансы и статистика», 2004.

4. Фетисова О. А. Развитие теоретико-методических основ калькулирования себестоимости продукции и услуг организаций сферы интернет-технологий // дисс. на соиск. степ. к. э. н. Пермь, 2015.

5. Этапы развития бухгалтерского учета: учебное пособие / под ред. Л. Н. Родина, Л. В. Пархоменко. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

Business angels of venture projects Abdulkarimov Sh. Бизнес-ангелы венчурных проектов Абдулкаримов Ш. Н.

Абдулкаримов Шамиль Ниматулаевич /Abdulkarimov Shamil — бакалавр, кафедра проектного менеджмента, факультет менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены разные категории бизнес-ангелов (инвесторов венчурных проектов), описываются проблемы, а также даются рекомендации, связанные с поиском и выбором инвесторов венчурных проектов.

Abstract: the article considers different categories of business angels (investors in venture capital projects), outlines the challenges and recommendations associated with finding and selecting investors for venture projects.

Ключевые слова: венчурные проекты, бизнес-ангелы, старт-ап, инвестиции. Keywords: venture projects, business angels, start-up, investment.

Что же такое венчурный проект? Венчурный проект, как термин, берет начало от английского «venture», что переводится как «рискованное предприятие или начинание». Фактически это организация прибыльного венчурного бизнеса с минимальными рисками, учитывающего как интересы инициаторов венчурных проектов, так и венчурных инвесторов, а также последующее эффективное управление компанией.

Венчурный бизнес - вид бизнеса, ориентированный на практическое использование инноваций, технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике [2]. Вместе с тем, коммерциализация идей, изобретений ноу-хау, инновационных проектов требует именно венчурного финансирования на основе организации венчурного бизнеса, поскольку вся инновационная деятельность является высокорисковой. Именно в этом случае для венчурного инвестора появляется шанс получить прибыль в разы превышающую начальные инвестиции.

И хотя мировой венчурный бизнес, как форма инвестирования, имеет уже более чем полувековую историю, в России этот вид бизнеса начал развиваться сравнительно недавно, но уже определил основные тренды, игроков и направления развития.

Отбор венчурных проектов для последующей реализации - наиболее ответственная и важная часть подготовительного этапа старт-ап проекта, однако нельзя забывать и о необходимости тщательного отбора инвесторов [3].

В мире современного бизнеса существует такое же разнообразие частных инвесторов, как и предпринимателей. Они различаются по степени компетенции в определенной отрасли, опыту в бизнесе и, самое главное, способностью эффективно работать с фирмой.

Венчурные инвесторы подразделяются на две категории - бизнес-ангелы и фирмы венчурного капитала. Мы же более подробно остановимся именно на первой категории.

Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, часто имеющие богатый предпринимательский опыт, которые инвестируют некоторую часть своих собственных денег в малые венчурные фирмы. К основным факторам, мотивирующим бизнес-ангелов инвестировать свои средства, можно отнести следующие:

• ожидание больших финансовых прибылей

• участие в управлении предпринимательской фирмой

• удовольствие и удовлетворение, получаемые от участи в предпринимательском процессе

• создание для себя работы

• чувство социальной ответственности

Бизнес-ангелами их называют потому, что они приходят на выручку молодым инновационным фирмам, помогая в становлении бизнеса. «Ангельская» помощь — это не только финансы, но и полезные связи в мире бизнеса, деловые навыки, знания. Надо иметь в виду, что на самой ранней стадии развития компании аналогичную помощь на приемлемых условиях никто другой оказать не сможет. В том или ином виде бизнес-ангелы активны по всему миру в любой стране. Однако, нельзя считать, что у бизнес-ангелов не имеется недостатков, но преимуществ, все-таки, намного больше

При поиске бизнес-ангела для своего старт-ап проекта предпринимателям следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Необходимо как можно дольше стараться финансировать проект за счет личных средств и развивать самостоятельно свою фирму. Начинать привлечение денежных средств извне нужно тогда, когда необходимость в этом станет очевидной и неизбежной.

2. Тщательно взвесьте все «за» и «против», привлекая в проект инвесторов. Только после этого начинайте поиск и переговоры.

3. Прибегая к помощи бизнес-ангела, определите, хотя бы приблизительно, сколько денег вам нужно получить и сколько акций своего предприятия вы готов ему продать.

4. Постарайтесь узнать как можно больше о бизнес-ангелах. Изучите принципы работы с ними. Решите, какой тип бизнес-ангела подойдет лучше всего для работы именно с твоей фирмой. Определи степень его участия в деятельности вашей компании. (Например, начинающие фирмы, которые остро нуждаются в квалифицированных специалистах в области аудита и финансирования, находят бизнес-ангела, способного предоставить не только деньги, но и квалифицированную помощь в данных вопросах).

5. Включите в свой бизнес-план самую свежую информацию, реалистичные финансовые прогнозы, потенциальные оценки. (Довольно часто инвесторам предоставляют «слабые» бизнес-планы, показывающие неспособность предпринимателя учесть все возможные сценарии развития бизнеса). Реалистичные финансовые прогнозы демонстрируют компетентность и ответственность предпринимателя.

6. Чтобы найти бизнес-ангела, используйте десять основных источников: личные связи, профессиональные связи, интенсивный поиск, официальные услуги по подбору инвестора, синдикаты бизнес-ангелов, клубы инвестиционных фондов, возможности интернета, финансовые брокеры, почтовые рассылки и публикации, фирмы, добывшие венчурный капитал.

7. Научитесь различать типы инвесторов. Не принимай первое предложение, выбирай самое лучшее для вашей компании. Проводите тщательную проверку потенциальных инвесторов. Венчурный бизнес — это дорога с двусторонним движением. Найдя подходящего инвестора, научитесь отстаивать свои интересы в переговорном процессе.

Поиск и выбор инвестора для венчурного предприятия на самой ранней стадии его развития является одной из самых сложных и ответственных задач. Не все деньги одинаковы. «Ты можешь развестись с женой, но с инвестором — никогда!» — говорят венчурные капиталисты.

Чтобы выбрать инвестора, который принесет максимальную пользу вашей компании, принимайте во внимание следующее:

> Имеются ли у инвестора опыт работы с похожими проектами, а также проекты в его инвестиционном портфеле, которые могут составить конкуренцию твоему;

> Какова предполагаемая степень участия инвестора в управлении вашей компанией;

> Имеются ли у вашего инвестора прочные связи с другими инвесторами и консультантами, которые могут быть использованы в дальнейшем для расширения компании;

> Сможете ли вы выстроить доверительные личные отношения с инвестором.

Так же стоит выделить основные характеристики венчурных фондов, наиболее важные для предпринимателя [4]:

> Репутация инвестирования в успешные фирмы.

> Эффективное участие в работе совета директоров.

> Личностная совместимость с культурой фирмы.

> Оценка капитализации фирмы.

> Репутация в области оказания содействия при организации последующих раундов финансирования.

> Специализация в данной области производства.

> Специализация на данной стадии венчурного финансирования.

В заключении следует отметить, что благодаря бизнес-ангелам ежегодно реализуются тысячи проектов, однако статистика успешно реализованных старт-ап проектов заставляет инвесторов

предъявлять все более жесткие требования к проектам, вследствие чего предпринимателям зачастую не остается выбора между инвесторами. В качестве рекомендации, в такой ситуации, хочется отметить, что старт-ап предпринимателю не следует «бросаться на шею» первому попавшемуся потенциальному инвестору, а следует установить четкие ограничения для выбора бизнес-ангела своего проекта и хладнокровно придерживаться выставленных ограничений. Во многом успешность проекта зависит от того, насколько верно были отобраны инвесторы, ведь вместе с инвестором проект, зачастую, приобретает и опытного работника в той или иной отрасли.

Литература

1. Масленников В. В. Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности (вопросы теории и практики). Автореферат дисс... Докт. эконом, наук. М., 2014. 37 с.

2. Вальяно М. В. Конкуренция и соревнование в условиях становлении рынка (социально-философский аспект проблемы). М., 2011. 278 с.

3. 28 ошибок стартапера в глазах инвестора. [Электронный ресурс]: Опыт бизнес-ангела Ричарда Хэррока. URL: https://m.habrahabr.ru/company/vcstart/blog/234597/ (дата обращения: 09.07.2016).

4. [Электронный ресурс]: Как найти бизнес-ангела в России? URL: http://www.towave.ru/pub/kak-naiti-biznes-angela.html (дата обращения: 08.03.2016).

Methods of analysis results of the implementation of corporate information systems

Kirillov N.

Методы оценки результатов внедрения корпоративных информационных

систем Кириллов Н. И.

Кириллов Никита Ильич /Kirillov Nikita — бакалавр, факультет прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется проблематика современных методов анализа результатов внедрения корпоративных информационных систем.

Abstract: the article analyzes the problems of modern methods of analysis of corporate information .systems implementation results.

Ключевые слова: корпоративные информационные системы, КИС, методологии анализа. Keywords: corporate information systems, CIS, methods of analysis.

В настоящее время не существует универсальных методик оценки результатов внедрения корпоративных информационных систем. Подавляющее большинство современных компаний оценивают эффективность проектов внедрения, основываясь на заключении ряда экспертов, либо на изменениях ключевых показателей эффективности. Каждое предприятие разрабатывает свой уникальный проект внедрения корпоративной информационной системы, учитывая структуру предприятия, его ИТ-инфраструктуру и прочие факторы. Точно так же разнятся и методы оценки результатов проекта. Однако, далеко не каждый проект внедрения заканчивается успехом -существует достаточно большой шанс не вписаться в бюджет, сорвать сроки или получить систему, не обладающую требуемым функционалом. Согласно исследованию Boston Consulting Group, лишь каждое третье предприятие остается полностью довольным результатами внедрения КИС. Исследование, проведенное Gartner Group, отмечает о соответствии проектов внедрения плановым показателям лишь в 60% случаев. К подобному итогу приводят проблемы, возникающие на различных стадиях создания и внедрения корпоративных информационных систем (КИС) на предприятиях и в организациях [1].

Среди методов оценки результатов внедрения КИС можно выделить:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.