Научная статья на тему 'Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов'

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОТРАСЛЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЦЕЛИ СУБЪЕКТОВ ОТРАСЛЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / PARTICIPANT'S GOALS OF BRANCH-WISE INDUSTRIAL COMPLEX / PERFORMANCE / EFFICIENCY / BRANCH-WISE INDUSTRIAL COMPLEX / PERFORMANCE MODELING / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красовский Геннадий Владимирович, Губина Ольга Сергеевна

В современной экономике России, в которой идут динамичные процессы формирования, развития и трансформации отраслевых промышленных комплексов, существует практическая необходимость повышения эффективности их функционирования, ключом к которой может стать их целенаправленное регулирование, основанное на измерении и управлении их результативностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of evaluating the result of branch industrial complexes

In the contemporary economy of Russia, in which continue the dynamic processes of formation, development and transformation of branch industrial complexes, there is a practical need of increasing the effectiveness of their functioning, key to which can become their goal-directed regulation, based on measurement and control of their result.

Текст научной работы на тему «Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов»

ТЕМА НОМЕРА: РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

ПВ. Красовский

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

В современной экономике России, в которой идут динамичные процессы формирования, развития и трансформации отраслевых промышленных комплексов, существует практическая необходимость повышения эффективности их функционирования, ключом к которой может стать их целенаправленное регулирование, основанное на измерении и управлении их результативностью.

Ключевые слова: результативность, эффективность, отраслевой промышленный комплекс, цели субъектов отраслевого промышленного комплекса, моделирование результативности, стратегии развития

О.С. Пубина

Недостаточный уровень конкурентоспособности российских промышленных предприятий в экономических системах при низкой централизации управления стал одним из факторов, деформирующих отраслевые промышленные комплексы. Под отраслевым промышленным комплексом (ОПК) в данном случае понимается промышленный комплекс, образованный из хозяйствующих субъектов одной отрасли промышленности, осуществляющих однородный вид производственной деятельности, обладающих общностью производимой продукции и технологии ее производства и обеспечивающих идентичные потребности национального хозяйства. Отсутствие стратегического управления экономическими системами сдерживает экономический рост ОПК, повышение качества жизни населения и эффективность их функционирования.

Современные эффективно функционирующие и успешно развивающиеся ОПК имеют высокий уровень инвестиционной привлекательности и развитую инфраструктуру. При этом, чем выше концентрация продавцов в ОПК, тем динамичнее происходит его развитие, выше его инновационная ориентация, четче тенденции к усилению кооперационных связей, а, следовательно, повышается уровень эффективности его функционирования.

Современные исследования экономических систем можно условно разделить на два основ-

© Красовский Г.В., Губина О.С., 2011

54

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

ных направления (рисунок 1), отличающихся используемой методологией:

1) гарвардская школа, основанная на системном анализе экономических систем на эмпирической основе;

2) чикагская школа, основанная на строгом анализе зависимостей на основе построения теоретических моделей.

Рис. 1. Направления исследования экономических систем

Так в условиях общего перехода к современным методам управления, которые включают стратегические компоненты, все вышесказанное приводит к выводу о необходимости дальнейшего развития методологии регулирования ОПК в России с целью повышения эффективности их функционирования. Эта методология должна, с одной стороны, отражать специфические условия трансформации российской экономики, с другой — позволять адекватно реагировать на быстрые и неожиданные изменения. Чтобы определить направления развития методологии управления ОПК, необходимо разработать концепцию их стратегического регулирования, адекватную российским экономическим условиям и ориентированную на экономический рост.

В качестве основы концепции регулирования ОПК выступает понятие уровня результативности их функционирования. Результативность определяется как интегральный показатель, выражающий уровень достижения целей или степени приближения к ним субъектов отраслевого промышленного комплекса: государства, продавцов, покупателей, партнеров (поставщиков товаров и услуг) при сбалансированности противоречий между ними. Противоречия достижения целей участников выражаются в различии их интересов. Каждая категория субъектов промышленного комплекса представлена различными группами участников, преследующими различные цели. Количество и категории участников зависят от каждого конкретного рассматриваемого ОПК. В зависимости от его категории могут варьироваться и цели каждого участника. Общие группы участников ОПК, их категории и цели в самом общем виде представлены в таблице 1:

55

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

Таблица 1

Основные участники отраслевого промышленного комплекса,

их цели и задачи

Участ- Категории Цели и задачи участников ОПК

ники ОПК участников ОПК По категории Общие

Госу- дар- ство Федеральная служба по тарифам Ценовое регулирование 1. Развитие ОПК, рост конкурентоспособности, результативности ОПК 2. Рост рабочих мест (социальная цель)

Министерство

экономического развития Развитие инфраструктуры ОПК

Потребительские ассоциации 3. Рост налогооблагаемой базы 4. Снижение инф-

Министерство финансов Налоговая политика ляции

Федеральная антимонопольная служба Контроль уровня концентрации продавцов

Про- давцы Старые, неконкурентоспособные консерваторы Производят товар низкого качества, часто по завышенной цене, т.к. издержки растут, новшества не применяются. Охватывают сегмент социально незащищенных покупателей. 1. Рост прибыли 2. Снижение издержек

Прогрессивные (старые и новые участники рынка) Снижают издержки, вводят инновации, производят товар высокого качества, рассчитанный на потребление в первую очередь сегментом обеспеченных покупателей.

Заграничные Предлагают товар высокого качества по высокой цене, охватывают сегмент обеспеченных покупателей.

Поку- Социально неза- Покупатели, приобретаю- 1. Снижение инф-

патели щищенные щие товар более низкой цены и низкого качества (старые консервативные продавцы) ляции 2. В зависимости от сложившейся ситуации увеличение или уменьшение потребления товара на данном ОПК

56

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

Окончание табл

Участ- ники ОПК Категории участников ОПК Цели и задачи участников ОПК

По категории Общие

Обеспеченные слои Покупатели, приобретающие товар высокого качества по высокой цене (прогрессивные и заграничные продавцы)

Государство Гос. закупки — возможны у всех трех категорий продавцов

Партнеры (поставщики товаров и услуг) 1. Рост прибыли 2. Снижение издержек

При этом цели участников ОПК могут меняться с течением времени и изменением каких-либо внешних или внутренних факторов. Таким образом, главным показателем результативности для каждого участника будет уровень достижения целей, которые актуальны для него в данный конкретный момент времени. Оценка уровня достижения целей участников определяет уровень результативности данного конкретного ОПК: результативно функционирующий ОПК — это ситуация, когда все его участники достигают своих определенных первоочередных целей. Предложенная модель позволяет связать объективные показатели эффективности функционирования участников ОПК, выраженные в конкретных экономических показателях, с конечными показателями результативности данного ОПК.

Для оценки уровня результативности ОПК необходимо построить модель его стратегий, позволяющую оценить уровень достижения целей его участников. Разные участники промышленного комплекса принимают решения и корректируют свои цели в зависимости от тех условий, в которых они осуществляют свою деятельность в данный момент. Данное функционирование участников ОПК приводит его к определенному состоянию, которое может быть измерено конкретными экономическими показателями. Типовая модель оценки результативности ОПК представлена на рисунке 2.

При этом, индикаторами изменений, происходящих в ОПК, могут служить такие показатели, как уровень издержек (АС), величина спроса (D), уровень цен (P), количество товара (Q). Данная модель позволяет наглядно, комплексно и точно осуществлять мониторинг уровня результативности ОПК, поскольку по сути индикаторами уровня эффективности

57

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

его функционирования являются количественно измеряемые показатели, комплексная оценка которых и дает возможность оценить уровень результативности ОПК.

р

р

(потребительский излишек)

где Q — количество товара; P — его цена; AC — уровень средних издержек; МС — уровень предельных издержек; D — спрос на товар; MR — предельный доход.

Рис. 2. Типовая модель оценки результативности ОПК

При этом описываемая модель учитывает интегральность понятия результативности функционирования ОПК, так как позволяет оценить результативность для каждого субъекта ОПК: продавца, покупателя, поставщика услуг и товаров. При этом верхний треугольник А (часть трапеции, характеризующей уровень результативности ОПК), моделирующий потребительский излишек, является индикатором результативности ОПК для покупателей. Прямоугольник В оценивает прибыль продавцов и является показателем результативности ОПК для данного субъекта. Прямоугольник С выражает доходы поставщиков ресурсов и услуг, а также государства и является индикатором результативности функционирования ОПК для данной категории. Таким образом, суммарная результативность ОПК определяется совокупной площадью трапеции или суммой площадей данных фигур:

^бщ - RA+ RB+ RC

(1).

Так, в самом общем случае уровень результативности описывается следующей формулой:

Rl - Rsl - Ps(Q)1 Ч Qs(0)1 Ч 1,5 где t — индекс периода;

(2),

58

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

S — индекс товара (сегмента); при этом расчет ведется для различных групп товаров, реализуемых на рассматриваемом ОПК:

51 — традиционный товар;

52 — новый товар;

53 — импортный товар;

PS(0)1 —цена на S-ый товар в t-ом периоде;

Qs(0)1 — количество товара S, продаваемого в период времени t.

При этом данные модели целесообразно строить в динамике для более полного и глубокого понимания процессов и тенденций развития ОПК.

На рисунке 3 продемонстрированы основные стратегии развития ОПК относительно базового варианта, а в таблице 2 приведена сравнительная оценка стратегий развития ОПК.

Базовый вариант 1 вариант 2 юршнт 3 таршнт

(выбытие производственных (рост (снижение

мощностей) качества) инфляции)

Сравнительная оценка стратегий развития ОПК

Стратегии Объем спроса (Q) Результативность Комментарии

0 — Базовая Q0 R0=0,75*2P0 Q0 =1,5*P0 Q0 Базовое состояние ОПК

1 — Выбытие 20% производственных мощностей 0,8Q0 R1=0,75*2,4P0 *0,8Q0 =1,5*1,2P0 *0,8Q0 =1,44*P0Q0 Результативность будет зависеть от того, на сколько процентов выбытие мощностей повлечет за собой повышение цены либо снижение спроса. Результативность ОПК снизилась на 4% по сравнению с базовым вариантом.

59

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

Окончание табл

Стратегии Объем спроса (Q) Результативность Комментарии

2 — Рост 1,5Q0 R2=0,75*3P0 *1,5Q0 Результативность ОПК

качества на =1,5*1,5P0 *1,5Q0 повышается по срав-

20% (k=0,2) =3,45*P0Q0 нению с базовым вариантом на 130%. P2= P0(1+k) k — прирост качества Q 2= Q 0(1+k) R2=2,3P2/(1+k) *1,5Q2/(1+k)= 2,3P2*1,5Q2/(1+k)2

3 — Сниже- 1,9Q0 R3=0,75*2,8P0 *1,9Q0 Результативность

ние инфля- =1,5*1,4P0 *1,9Q0 ОПК повышается по

ции на 5% (j=0,05) =3,99*P0Q0 сравнению с базовым вариантом на 260% и по сравнению с вариантом стратегии 2 — на 15%. P3= P0(1-j) j — снижение цены Q 3= Q 0(1- j) R3=2,1P3/(1-j) *1,9Q3/(1+k)= 2,1 P3*1,9Q3/(1 -j)2

При этом такие динамические модели строятся для каждого сегмента ОПК для более полного понимания движущих сил на нем и тенденций роста результативности его функционирования. Так, данное моделирование помогает определить механизм работы ОПК, оптимальность его структуры, спрогнозировать и оценить влияние государственного вмешательства в структуру промышленного комплекса и поведение его участников, а также на результаты работы ОПК в целом, с помощью оценки критерия результативности его функционирования.

Но для оценки общей эффективности ОПК, учитывающей различные параметры его функционирования, необходим и информационный мониторинг промышленного комплекса с фиксированием не только результативности деятельности основных его участников, но и таких показателей, как:

— объем продаж в отрасли за период времени t, а также в динамике;

— производительность труда в отрасли;

— показатель фондоотдачи;

— объем инвестиций в отрасли и их распределение;

— число рабочих мест;

— число предприятий и их распределение по размерам;

60

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

— число вновь созданных предприятий;

— общий уровень инфляции;

— объем налогов и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве примера управления результативностью ОПК можно рассмотреть хлебобулочную промышленность. Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. Рассматривая участников ОПК, следует отметить, что данный рынок можно отнести к олигополии. Продавцы представлены, в основном, предприятиями среднего и крупного бизнеса (85% рынка), давно работающими на рынке. Причем эти крупные предприятия-хлебопроизводители становятся все менее эффективны и менее мобильны, не заинтересованы во внедрении и реализации инновационных технологий, инвестировании в производство. Так основными производителями на рынке являются старые предприятия-консерваторы, производящие социальные сорта хлеба, часто по завышенной цене ввиду роста издержек на его производство. Данное производство ориентировано прежде всего на социально незащищенную категорию покупателей. Вторая категория продавцов представлена прогрессивными участниками, к которым относятся зачастую малые предприятия. Они производят хлеб высокого качества, премиальной категории, рассчитанный на потребление сегментом обеспеченных покупателей. Государство в данной модели представлено всеми своими контролирующими и регулирующими учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества: Федеральная служба по тарифам и Министерство экономического развития Российской Федерации, которые осуществляют ценовое регулирование в ОПК, Минэкономразвития России совместно с потребительскими и экономическими ассоциациями осуществляет развитие инфраструктуры ОПК, а Минфин России осуществляет налоговую политику в ОПК, направленную на деятельность основных его участников, ФАС осуществляет контроль уровня монополизации ОПК. Партнеры — это основные поставщики сырья и комплектующих.

В рамках определения результативности функционирования отраслевого комплекса хлебобулочной промышленности следует определить основные цели участников данного промышленного комплекса: для государства данный ОПК является конечно же значимой частью экономики, поэтому главной его целью должно быть его развитие, так как данный промышленный комплекс является источником рабочих мест населению, что решает социальный вопрос, а также при успешном его развитии может быть источником налоговых поступлений; главной целью продавцов (производителей) в данной ситуации является получение прибыли, обеспечение рентабельности деятельности; для покупателей — качественный товар; для партнеров основной целью является развитие кооперационных связей и получение прибыли, что само по себе предполагает развитие спроса.

61

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

При этом результативность функционирования отраслевого комплекса хлебобулочной промышленности оценивается по двум группам производителей: олигопольный сегмент, на котором функционируют преимущественно старые неконкурентоспособные крупные предприятия, и сегмент монополистической конкуренции с большим числом мелких производителей, конкурирующих между собой.

При этом заданы стартовые параметры ОПК, соответствующие статистическим данным (таблица 3).

Таблица 3

Стартовые параметры ОПК

Характеристика Крупное предпри-ятие-хлебопроизво-дитель Малое предпри-ятие-хлебопроизво-дитель

Цена продукции, руб/кг 26 40

Издержки в расчете на 1 тонну продукции, руб. 14000 35000

Количество выпускаемой продукции, тыс. тонн в год 558,4 98,6

Доля рынка, % 85 15

Концепция моделирования развития двух сегментов ОПК хлебобулочной промышленности заключается в следующем: ввиду сложившихся внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование крупных предприятий, они сталкиваются с такими проблемами, как износ основных фондов, невозможность полной загрузки простаивающих мощностей в результате сужения потребительской аудитории, возрастающие издержки производства и невозможность их покрытия за счет выручки, снижение качества выпускаемой продукции. Ввиду этого их прибыль будет постоянно снижаться (рисунок 4). А следовательно, будет снижаться и общая результативность данного сегмента ОПК (таблица 4): для производителей — снижается рентабельность, для потребителей падает качество выпускаемой продукции; для государства — снижается налогооблагаемая база, количество рабочих мест; для партнеров — возрастает риск неплатежей.

Рассматривая сегмент малых предприятий ОПК хлебобулочной промышленности (рисунок 5) увидим, что мини-пекарни при внедрении инноваций (а инновационность в принципе свойственна малому бизнесу) могут обеспечить существенное снижение издержек, что позволит им снизить цену на выпускаемую продукцию. Таким образом, результативность данного сегмента ОПК будет возрастать (таблица 5): для производителей обеспечивается рост прибыли и рентабельности; для потребителей — более качественный товар; для государства — рост налоговых поступлений, рабочих мест, что решает социальный вопрос; для партнеров — развитие кооперационных связей.

62

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

Рис.4. Стратегия развития ОПК крупных предприятий хлебобулочной промышленности

Таблица 4

Результативность сегмента крупных предприятий ОПК хлебобулочной промышленности

Вари- ант Цена (P), РУб. за кг. Кол-во товара (Q), млн. кг Результативность (R) Примечание

0 P0= 26 Q0= 558,4 R0= 1,5*26*558,4= 21777,6 Базовый вариант

1 P1= 26 Q1= 459,9 R1= 1,5*26*459,9= 17936,1 Результативность снизилась на 17,6% по сравнению с базовым вариантом

2 P2= 26 Q2= 394,2 R2= 1,5*26*394,2= 15373,8 Результативность снизилась на 29,4% по сравнению с базовым вариантом и на 14,3% по сравнению с вариантом 1

Q2=243,1

Издержки снижаются Цена снижается

Рис.5. Стратегия развития ОПК малых предприятий хлебобулочной промышленности

0

2

P

P2=37

AC2=26

Q

63

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

Таблица 5

Результативность сегмента малых предприятий ОПК хлебобулочной промышленности

Вари- ант Цена (P), руб. за кг. Кол-во товара (Q), млн. кг Результативность (R) Примечание

0 О II о Cl Q0= 98,5 R0= 1,5*40*98,5= 5910,0 Базовый вариант

1 II СО CD Q1= 164,2 R1= 1,5*39*164,2= 9605,7 Результативность возросла на 62% по сравнению с базовым вариантом

2 P2= 37 Q2= 243,1 R2= 1,5*37*243,1= 13492,1 Результативность возросла на 128% по сравнению с базовым вариантом и на 40% по сравнению с вариантом 1

Так, анализируя динамику развития ОПК российской хлебобулочной промышленности в настоящий момент, можно сделать вывод о снижении ее результативности, ввиду повышения цен на социальные сорта хлеба, связанного с высокими издержками старых производителей и падением спроса. Причиной этого становится все более четкая тенденция последних лет к смещению интересов потребителей в сторону более качественных сортов хлеба премиальной категории. Так, в данных условиях с целью повышения результативности возникает необходимость структурной перестройки данного ОПК посредством создания сегодняшним крупным предприятиям-производителям хлебобулочной промышленности условий жесткой конкуренции, в которых слабейшие из них должны будут покинуть рынок, а сильнейшие — занять определенные им ниши и укрепить в них свои позиции. В данном случае такая структурная перестройка рынка является механизмом повышения его результативности, позволяющим принципиально изменить существующие средства и технологии производства и выпускать качественно новый продукт, удовлетворяющий новым сформировавшимся ожиданиям потребителей [2].

Таким образом, сооценив основных участников ОПК и их цели, в настоящий момент времени необходимо поставить задачу повышения результативности функционирования российского отраслевого комплекса хлебобулочной промышленности. Моделирование функционирования отраслевого комплекса хлебобулочной промышленности в данном случае является эффективным инструментом его регулирования, поскольку помогает определить, какую структуру считать лучшей, определить механизм работы данного промышленного комплекса, спрогнозировать и оценить влияние государственного вмешательства на структуру комплекса и поведение производителей, а также на результаты работы отраслевого комплекса хлебной промышленности в целом.

64

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

Главным «потребителем» информации о реальной результативности ОПК и показателях эффективности его функционирования, использующим данную информацию для регулирования рыночной деятельности, объективно может являться ассоциация прогрессивных участников данного комплекса. Именно она может осуществлять моделирование поведения участников в ОПК и, в зависимости от тех целей и структуры промышленности, которые необходимо достичь, обеспечивать организацию и регулирование экономических процессов в данном ОПК. При этом необходима разработка региональной программы поддержки малого предпринимательства при обеспечении его взаимодействия с крупными предприятиями, суть которой заключается в кооперации малых и крупных предприятий. Одной из распространенных форм кооперации является франчайзинг. При этом франчайзером становится прогрессивный участник данного ОПК: малое предприятие, доказавшее свою работоспособность или крупное предприятие, что предполагает наибольший уровень эффективности данной кооперации, поскольку крупное предприятие может, аккумулируя вокруг себя малые предприятия-франчайзи, передавать им свой опыт и технологии ведения бизнеса, предопределять их рыночную стратегию, а также принципы организации и управления их деятельностью. Крупное предприятие при участии в данной программе в качестве франчайзера получает от государства льготы в налогообложении, амортизационных отчислениях, доступе к информационным услугам, а также бюджетном финансировании. Малые предприятия также при вступлении в данную франчайзинговую сеть должны доказать соответствие эффективности своей деятельности, которая определяется по соответствующим параметрам основных показателей, таких как объем реализации, выручки, прибыли в динамике, ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность, деловая активность предприятия, общий финансовый анализ предприятия. Так, франчайзинговая сеть при определенной поддержке со стороны государства может иметь льготы при доступе к кредитным ресурсам (государство в данном случае может выступать в качестве гаранта), инвестировании своей деятельности со стороны различных фондов, получении консалтинговых и информационных услуг, страховании, получении юридических услуг и т.д.

В качестве основных движущих сил развития ОПК в направлении роста результативности его функционирования можно назвать следующие:

1. Структурные изменения.

Реструктуризация ОПК предполагает осуществление коренных изменений типов и форм конкуренции, направлена на повышение эффективности их функционирования, повышение конкурентных преимуществ, а также на высокие темпы роста, и связана, во-первых, с высокой динамичностью их развития, во-вторых, с непрерывными и довольно существенными изменениями в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов.

65

Методы оценки результативности отраслевых промышленных комплексов

2. Кооперация (аутсорсинг).

Сознательно планируемая кооперация способствует повышению эффективности бизнеса, снижению издержек, повышению качества производимой продукции, росту конкурентоспособности и устойчивости предприятий, функционирующих в ОПК, в частности, конечно же, малого бизнеса.

3. Потребительская поддержка.

Одной из форм государственной поддержки малого предпринимательства, а также развития ОПК является принятие закона, регламентирующего инвестирование их деятельности посредством выпуска ценных бумаг. Риски получения доходности при данном инвестировании приведены к минимуму, ввиду стабильности спроса на данную категорию товаров. Необходимо предоставить возможность гражданам самостоятельно решать вопрос инвестирования их денежных средств. В данном случае определяющую роль будет играть информационная и гарантийная поддержка со стороны государства. Таким образом, можно сделать вывод, что такое инвестирование деятельности предприятий является высокоэффективным средством их финансовой поддержки, компенсирует недостаток бюджетных средств для их поддержки и является ориентиром на повышение качества выпускаемой продукции.

Именно за счет такого сознательного моделирования и регулирования ОПК можно намного быстрее повысить эффективность функционирования системы промышленных рынков в целом, а также разных ее участников. Так, разработав программу мероприятий, направленных на создание институциональных, правовых и экономических условий для развития ОПК, активизируя научные разработки, можно осуществить стимулирование повышения результативности ОПК.

В целом же оценка результативности функционирования ОПК необходима при выборе мер экономической политики для достижения адекватной поставленным целям структуры промышленного комплекса. Таким образом, необходимо превратить понятие результативности в рабочий инструмент отраслевых исследований и повысить национальное благосостояние, разработав и реализовав для каждой отрасли свои способы повышения результативности.

Литература

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т «Открытое о-во». — М.: Магистр, 1998. — 311 с.

2. Губкина О.С., Красовский Г.В. Реинжиниринг промышленности как основа повышения ее конкурентоспособности // Научно-практический журнал «Микроэкономика» № 3 — М.: изд-во ОАО «Институт микроэкономики», 2010. — с. 52—60.

3. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков — М.: изд-во «Бослен», 2008. — 528 с.

4. Рой Л.В, Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков — М.: изд-во «Инф-ра-М», 2008,— 442 с.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.