Филатов В.В.
к.т.н., доцент Московского государственного университета технологий и управления
filatov_vl@mail.ru
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ИННОВАЦИЙ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Ключевые слова: инновация, модель, отраслевая экономическая система.
Представим общую характеристику модели управления рынком инноваций отраслевой экономической системы, которая включает в себя блоки теорий и методологии формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций, методы и технологии выведения инновационных продуктов на целевые рынки, стратегии коммерциализации инноваций, описание системы факторов развития рынка, его сегментов и состояния инфраструктуры сопровождения и поддержки инновационной деятельности.
Начнем, прежде всего, с описания блока теорий формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций, куда входят такие теории, как теория систем, управления, отраслевых рынков, инновационного менеджмента и инновационного маркетинга.
Теория систем как теория формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы. Теория систем - это логико-методическая и специально-научная концепция изучения объектов и субъектов рынка инноваций, которые представляют собой системы. Теория систем тесным образом связана с реализацией системного подхода и является конкретизацией, а также логико-методическим отображением его методов и принципов [1]. Теорию систем интересуют процессы динамического взаимодействия внутри систем с одновременным отслеживанием многих переменных. Основная идея теории систем как теории формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы связана с признанием изоморфизма законов, которые управляют деятельностными процессами и процессами развития системных объектов. Задачей теории систем следует считать выяснение принципов формирования, развития, социально-экономического поведения систем. В рамках теории систем предполагается рассмотрение рынка инноваций отраслевой экономической системы как открытой системы, или системы, которая постоянно обменивается с внешней средой ресурсами и продуктами, которые способны в рамках определенных условий обеспечить достижение состояния устойчивого равновесия рынка инноваций, которое будет характеризоваться постоянством структуры, а также непрерывным движением и обменом ресурсов между субъектами рынка и участниками отраслевой экономической системы. В рамках теории систем последовательно и взаимосвязано рассматриваются теоретические, формальные и прикладные аспекты формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической систем [2].
Теория управления как теория формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы. Ключевыми категориями и понятиями, которые используются в рамках теории управления, являются управление, объект, субъект, цели, принципы управления, методы, функции, управленческие отношения и, непосредственно, процессы управления [3].
Следует также отметить, что теория управления в рамках изучения своего предмета в наибольшей степени основывается на собственной методологии. Методология в рамках теории управления представляет собой совокупность исследовательских процедур, техник, методов, которые используются при изучении управленческих процессов, например, на рынке инноваций или в отраслевой экономической системе. В аспекте этого необходимо указать, что в рамках теории управления подробно и комплексно рассматриваются ситуационный, бихевиористский, деятельност-ный и количественный подходы.
Бихевиористский подход - это прагматический подход в области изучения организационного и экономического поведения субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем. В рамках ситуационного подхода отрицаются возможности выдвижения каких-либо универсальных принципов по управлению деятельностью субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем вне сложившегося контекста их деятельности, а также специфики типа реализуемых задач, ситуаций, внешней среды, используемых технологий [4]. Далее в рамках количественного подхода в рамках теории управления рассматриваются возможности применения математических методов при исследовании операций субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем, а также деятельности руководителей данных субъектов. Наконец, в рамках деятельностного подхода происходит выявление средств, целей, процессов и результатов действий субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем. При этом в случае, когда основанием для деятельностного подхода выступают сознательно формулируемые цели, то основание данных целей лежит за рамками деятельности руководителей - в сфере идеалов, мотивов, интересов, ценностей субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем [5].
Теория отраслевых рынков как теория формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы. Отраслевые рынки - это система взаимодействий покупателей и продавцов товаров, которые, с точки зрения покупателей, следует считать достаточно близкими заменителями применительно к процессам потребления. При этом оценки уровня взаимозаменяемости товаров получаются на основе использования показателя перекрестной эластичности для спроса применительно к ценам данных товаров [6]. Если большинство благ представить как цепи заменителей, то в указанных цепях возникают разрывы, которые соответствуют резким изменениям величин коэффициентов, характеризующих перекрестную эластичность различных смежных товаров. Данные участки будут обозначать границы локальных отраслевых рынков, а все заключенные участки цепи между ними будут образовывать локальный отраслевой рынок. Отсюда, отраслевой рынок будет включать однородные товары, либо группу товаров, которые являются хорошими заменителями какого-то одного продукта из рассматриваемой группы. Подход с применением эластичности позволяет объяснить наличие совокупности территориальных границ рассматриваемого отраслевого рынка. Здесь устанавливается уровень перекрестной эластичности спроса на блага применительно к данной территории с учетом выявленных зависимостей от изменения уровня цены на блага на территориально удаленных участках отраслевого рынка.
Другой важной характеристикой отраслевого рынка следует считать уровень конкуренции между участниками рынка [7]. Наличие конкуренции применительно к современным экономическим условиям хозяйствования связано с тенденциями по распределению ограниченных ресурсов в отношении значительно большего и широкого круга потребностей, которые следует удовлетворить в результате производства и продажи продукции. В современной экономике конкуренция в целом обеспечивает максимально возможное удовлетворение самых настоятельных потребностей посредством перемещения разнообразных ресурсов из промышленных производств, имеющих низкие прибыли, в промышленных производства тех отраслей, где возможно получение высоких прибылей. Если же рассматривать отдельные отраслевые рынки в экономической теории, то конкуренция будет выступать важной характеристикой структуры данных рынков. Количество покупателей и продавцов, которые присутствуют на разных отраслевых рынках, значительно различается в современных экономических условиях.
Теория инновационного менеджмента как теория формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы. Инновационный менеджмент представляет собой систему по подготовке и принятию решений, которые направлены на формирование, обеспечение поддержки и развития инновационного и технического потенциалов рынка инноваций и отраслевых экономических систем, каждого субъекта данного рынка и отраслевых систем. Инновационный менеджмент следует рассматривать как одну из форм функционального, общего менеджмента, при этом объектом инновационного менеджмента является совокупность процессов инновационного и технологического развития рынка инноваций и отраслевых экономических систем. Иными словами, теория инновационного менеджмента позволяет зафиксировать систему, совокупность современных знаний по вопросам менеджмента применительно к рациональному использованию методов создания различных трудоемких инноваций, обеспечения их высокой эффективности [8].
Осуществление операций инновационного менеджмента связано с реализацией системы мер, которые направлены на рациональное и эффективное сочетание большинства составляющих разработки и внедрения инноваций в едином интегрированном процессе управления инновационной деятельностью субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем. Элементами процессов по управлению инновационной деятельностью здесь следует считать предметы и орудия труда, технологии инновационного менеджмента. Следует также отметить, что осуществление операций инновационного менеджмента позволяет связать в единую согласованную систему процессы функционирования субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем в пространстве и во времени с существующими в теории управления элементами процессов по эффективному управлению [9].
Основными элементами системы осуществления инновационного менеджмента для субъектов рынка инноваций и отраслевых экономических систем следует считать подсистемы: целевую, обеспечивающую, научного сопровождения, управляемую и управляющую, которые, с данных позиций, позволяют влиять на процессы формирования и развития внутренней среды рассматриваемых рынков и отраслевых систем.
Теория инновационного маркетинга как теория формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы. Теория инновационного маркетинга является основой для исследования рынка инноваций и отраслевой экономической системы и последующего поиска конкурентной стратегии для субъектов рынка и отрасли. Комплекс мероприятий инновационного маркетинга связан с разработкой инновационной стратегии, анализом рынка и оперативным маркетингом в отношении разрабатываемых и внедряемых новшеств. Главная цель инновационного маркетинга связана с разработкой стратегий по проникновению новшеств на локальные рынки инноваций отраслевых экономических систем [10]. Поэтому как базис для маркетинговых исследований следует рассматривать процессы анализа конъюнктуры рынка инноваций с последующим выделением наиболее перспективных и привлекательных продуктовых и региональных сегментов рынка инноваций, а также с организацией, формированием спроса, построением моделей поведения покупателей результатов инновационной деятельности.
Следует также отметить, что инновационный маркетинг связан с прогнозированием процессов долгосрочного развития продуктов и региональных сегментов рынка инноваций отраслевой экономической системы, позиционированием созданных инновационных продуктов и технологий. Важным моментом при разработке стратегии инновационного маркетинга следует считать изучение и прогнозирование потенциального спроса на новые товары и технологии, которые основаны на доскональном и тщательном изучении восприятия различными потребителями созданных новшеств [11]. При проведении стратегических исследований все руководители инновационных проектов должны
определить, какую инновационную продукцию и технологии, какого уровня качества и конкурентоспособности, каким потребителям субъект рынка инноваций будет предлагать. Отсюда, инновационный маркетинг ориентирует на установление тесных контактов работников социологических и маркетинговых служб субъектов рынка инноваций с участниками отраслевой экономической системы (анкетирование, телефонные опросы, различные репрезентативные выборки и пр.).
Также важно понимать, что в качестве базовой информации для проведения исследования необходимо использовать данные статистических государственных и официальных органов, различных правительственных источников, базы данных международных организаций, банков, посольств, промышленных каталогов, инструкций и нормативов, исследований, специализированных деловых газет, журналов справочников, данных торговых палат и ассоциаций и пр. [12].
Перейдем теперь к описанию блока методологии формирования, регулирования и оценки эффективности функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы как следующему блоку рассматриваемой модели. Представим методы анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в отраслевых экономических системах более подробно.
Методы анализа инновационной деятельности в отраслевых экономических системах. Основными методами анализа инновационной деятельности в отраслевых экономических системах можно считать следующую совокупность методов:
- оценка показателей понесенных затрат на осуществление технологических инноваций. В составе понесенных затрат на осуществление технологических инноваций необходимо учитывать капитальные и текущие затраты участников отраслевой экономической системы. В аспекте понимания целей учета возможны к реализации два подхода при измерении всех понесенных затрат на осуществление технологических инноваций: расчет понесенных затрат на все инновации, которые были осуществлены в течение календарного года, или внедрены в течение календарного года [13];
- оценка показателей патентирования изобретений субъектов рынка инноваций;
- измерение уровня инновационной активности участников отраслевой экономической системы;
- осуществление статистического изучения уровня результативности ведения инновационной деятельности в отраслевой экономической системе;
- осуществление статистического изучения результатов научно-технического прогресса, имеющих существенное значение для интенсификации темпов инновационного развития отраслевой экономической системы.
Методы моделирования инновационной деятельности в отраслевых экономических системах. Основными методами моделирования инновационной деятельности в отраслевых экономических системах можно считать следующую совокупность методов:
- метод функционального моделирования инновационных процессов. Данный метод представляет совокупность процедур и правил, которые предназначены для создания функциональной модели объектов инновационной деятельности в отраслевой экономической системе. Функциональная модель здесь фактически отображает функциональные структуры объектов, иными словами, производимые ими действия по разработке и внедрению инноваций и совокупность связей между указанными действиями [14];
- метод системного моделирования инновационных процессов или метод моделирования последовательности осуществления действий и установления взаимозависимостей между данными действиями в рамках ведения инновационной деятельности в отраслевой экономической системе. Основой моделирования выступает построение сценариев инновационных процессов, которые выделяют последовательность подпроцессов и действий анализируемой системы инновационного менеджмента участника отраслевой экономической системы;
- метод моделирования потоков данных, необходимых для рационального ресурсообмена при ведении инновационной деятельности в отраслевых экономических системах [15];
- метод создания интегрированных и взаимосвязанных средств по моделированию инновационных процессов в отраслевых экономических системах;
- метод объектного моделирования инновационных процессов. Здесь большое внимание уделяется стандартизации бизнес-правил - условий или ограничений осуществления инновационных процессов в отраслевых экономических системах (функциональных, поведенческих или структурных условий или ограничений).
Методы прогнозирования инновационной деятельности в отраслевых экономических системах. Основными методами прогнозирования инновационной деятельности в отраслевых экономических системах можно считать следующую совокупность методов:
- метод экспертных оценок перспектив инновационного развития отрасли;
- метод экстраполяции параметров реализации инновационных процессов;
- метод оптимизации характеристик разработки и внедрения инноваций;
- метод построения укрупненных балансовых расчетов для оценки потенциально возможного уровня ресурсо-емкости инноваций.
Что касается блока методов и технологий выведения инновационных продуктов на рынок как важного блока рассматриваемой модели, то здесь можно отметить следующие методы и технологии:
- формализация процессов выведения (описание данных процессов по установленной стандартизированной схеме). Здесь фиксируются предварительные пожелания (требования) субъектов рынка инноваций и участников отраслевой экономической системы к производству и продажам инновационной продукции и технологий [16];
- моделирование потребительских свойств инновационных продуктов и технологий и стандартизация их планируемых отличий от основных конкурентов, действующих на локальных товарных рынках;
- осуществление сравнительного моделирования процессов продаж инновационной продукции и технологий;
- осуществление системной экспертизы образцов - получение экспертных оценок, проведение «фокус-групп», создание «кружков качества» и пр.;
- подготовка правильных запросов на проведение маркетинговых исследований (стандартизация технических заданий) с регламентированием параметров, критериев, полноты и глубины, ресурсов, сроков проведения маркетинговых исследований;
- проведение комплексной диагностики промышленного производства с моделированием возможностей производства инновационной продукции и технологий [17];
- обоснование плана производства инновационной продукции и технологий, например, динамического плана с обеспечением выбора механизмов корректировки производственных заданий;
- расчет и обоснование себестоимости с учетом принятых норм и правил учета; порядок осуществления учета переменных затрат и накладных расходов;
- разработка и обоснование программ в области корректировки уровня себестоимости с учетом полученных фактических трудозатрат на производство инновационной продукции и технологий;
- разработка, обоснование и выбор алгоритма и рационального плана запуска инновационного продукта в промышленное производство;
- осуществление распределения контрольных функций применительно к периоду запуска, вывода нового продукта на требуемую «проектную мощность»[18];
- разработка и обоснование программ «пробных продаж» инновационной продукции и технологий с нормирование задач, условий, методов, сроков осуществления пробных продаж;
- обоснование и выбор стратегии организации «пробных продаж», моделирование процессов логистики, инструктажа продавцов, сбора информации по результатам пробных продаж инновационной продукции;
- выбор методов анализа и интерпретации полученных результатов с оценкой возможностей применения SWOT-анализа (в полном и сокращенном объеме);
- обоснование и выбор оптимальной структуры программы продвижения инновационной продукции и технологий на целевые потребительские рынки, с оценкой и прогнозированием необходимого объема, уровня детализации коммуникативной активности всех участников программы;
- выбор методов и алгоритма проведения экспертизы программы продвижения с получением необходимых экспертных оценок, разумной интерпретацией итогов «пробных продаж», с проведением опросов покупателей в местах продаж и пр. [19].
Логическим продолжением блока методов и технологий выведения инновационных продуктов на рынок выступает блок стратегий коммерциализации инноваций, который также можно считать важным блоком рассматриваемой модели управления рынком инноваций отраслевой экономической системы. Здесь, в частности, следует указать на возможные к реализации стратегии коммерциализации инноваций:
- самостоятельное применение результатов инновационной деятельности для организации нового эффективно -го бизнеса - самая полная форма эффективного использования потенциала созданной инновации субъектами рынка инноваций и участниками отраслевой экономической системы. Данная стратегия коммерциализации связана с организацией производства и сбытом готовой инновационной продукции; с производством и сдачей в лизинг требуемого оборудования; с оказанием инжиниринговых услуг, способствующих повышению уровня результативности и ресур-соэффективности ведения инновационной деятельности [20];
- переуступка определенной части (доли) интеллектуальных прав в отношении полученных результатов инновационной деятельности путем продажи лицензий; франчайзинга; предоставления подряда на осуществление совместной разработки вместе с потребителями готовой инновационной продукции и технологий при совместном юридическом оформлении прав на интеллектуальную собственность;
- полная передача всех интеллектуальных прав посредством заключения договоров об отчуждении исключительных прав на инновационную продукцию и технологии; продажи имеющихся патентных прав; а также путем получения подрядов на долгосрочное проведение исследований, осуществление разработок при условии, что все права в отношении патентования полученных результатов инновационной деятельности перейдут в полной мере к заказчику данной инновации в отраслевой экономической системе [21].
В случае масштабного проникновения на локальный рынок инноваций отраслевой экономической системы первые две стратегии друг друга не исключают, особенно если были с правильной географической позиции определены потенциальные товарные рынки, на которых в максимальной степени востребованы производимые инновационные продукты и технологии. Следует также отметить, что текущий правообладатель вправе использовать все свои собственные разработки применительно к территориям создания инноваций, а также одновременно осуществлять продажи лицензий для ведения аналогичной деятельности в других регионах. Подобные ситуации в практике встречаются достаточно часто, и их нужно в обязательном порядке учитывать при формировании и регулировании рынка инноваций отраслевой экономической системы. Также важно понимать, что процессы коммерциализации связаны, в том числе, с проведением финансовых сравнительных расчетов, которые необходимы для оценки выгод выбора той или иной стратегии коммерциализации применительно к конкретному рынку инноваций отраслевой экономической системы [22].
Наконец, важным результирующим блоком модели является блок описания системы факторов развития рынка, его сегментов и состояния инфраструктуры сопровождения и поддержки инновационной деятельности. При этом важно корректно и правильно представить конкурентный анализ рынка, дать систематизацию основных факторов влияния на перспективы функционирования рынка инноваций отраслевой экономической системы.
Это, в свою очередь, позволит структурировать все продуктовые и географические сегменты рынка инноваций, а также дать описание сильным, слабым сторонам, угрозам и возможностям деятельности субъектов и объектов рынка инноваций отраслевой экономической системы, а также объектов инфраструктуры сопровождения и поддержки инновационной деятельности. Например, в качестве такого объекта инфраструктуры нами может быть рассмотрен специализированный центр, которому передаются контрольные и координирующие функции на рынке инноваций, что в долгосрочной перспективе позволит обеспечить создание необходимых рынку институциональных и инфраструктурных условий его эффективного формирования, регулирования и функционирования. Фактически, специализированный центр на рынке инноваций отраслевой экономической системы должен представлять из себя многоуровневое и единое объединение различных научных и исследовательских структурных подразделений и участников отрасли на базе принципов ведения ассоциированной деятельности. Все вышесказанное в отношении блоков модели управления рынком инноваций отраслевой экономической системы представим на рис. 1.
Рисунок 1.
Основные блоки модели управления рынком инноваций отраслевой экономической системы
В современных экономических условиях главной задачей специализированного центра в рамках разработки программ производства и продвижения инновационной продукции и технологий должна стать реализация системы мероприятий, которые основаны на интеграции процессов инновационного развития, гарантировании единства механизмов, а также унификации используемых методик при обеспечении инновационного развития отраслевой экономической системы [23].
В завершении отметим, что практическое внедрение модели управления рынком инноваций отраслевой экономической системы будет наиболее рационально способствовать реализации стратегии инновационного развития различных отраслей российской экономики на основе эффективного использования возможностей рынка инноваций.
Список литературы
1. Максимов А.В. Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография / А.В. Максимов, Н.М. Оскорбин. - Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 2013. - 263 с.
2. Методология моделирования инновационного процесса на базе теории систем и теории сетей: монография / А.А. Алексеев [и др.]. - СПб.: СПб НИУ ИТМО, 2013. - 211 с.
3. Чиркова Т.В. Управление организационным развитием предприятия на основе инвестиционного подхода: монография. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2010. - 166 с.
4. Главинская Л.Т. Современные системы менеджмента. Теория и практика: монография. - Калининград: Изд-во КГТУ, 2008. -304 с.
5. Герасимов Б.Н. Теория управления: монография. - Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2012. - 403 с.
6. Филатов В.В., Миргородская М.Г., Паластина И.П., Тарасов А.А. Социально-экономические аспекты прогнозирования и стратегического планирования инновационной деятельности современных организаций // Теоретический и научно- методический журнал «Вестник Университета». - № 15. - С. 179-186.
7. Полозова А.Н , Брянцева Л.В. Управленческий анализ в различных отраслях. - М.: КНОРУС, 2010. - 336 с.
8. Гончарова Н.А. Формирование аутсорсинга в инновационном менеджменте: монография / Н.А. Гончарова, Т.М. Левченко, А.С. Афанасьев. - Братск: Изд-во Брат. гос. ун-та, 2013. - 161 с.
9. Балыбердин В.А. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента: монография / В.А. Балыбердин, А.М. Белевцев, Г.П. Бендерский. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 239 с.
10. Коваленко А.В., Филатов В.В. Организация региональных маркетинговых исследований на инновационных предприятиях малого и среднего бизнеса в современных условиях // Экономика строительства. 2012. - № 4. - С. 15-24.
11. Коваленко А.В., Филатов В.В. Инновационные программы лояльности клиентов: новая маркетинговая стратегия // Вестник Института экономики РАН. - М., 2012. - № 3. - С. 78-94.
12. Филатов В.В. Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем: Монография. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008. - 481 с.
13. Юрлов Ф.Ф. Инвестиционная и инновационная деятельность экономических систем на разных уровнях управления: вчера, сегодня и завтра: монография / Ф.Ф. Юрлов, Е.А. Дубик, Н.Г. Котомина. - Н. Новгород: Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2012. - 183 с.
14. Филатов В.В. Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности: Монография. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010. - 481 с.
15. Федюнин Д. В. Особенности перехода инфраструктурного комплекса на инновационный путь развития // Интеграл. 2012. -№ 2 (64).
16. Костина Т.И. Научно-инновационная деятельность: предмет, структура, методология: монография / Т.И. Костина, Ю.А. Ковы-лин. - М. [б. и.], 2012. - 182 с.
17. Филатов В. В. Концептуальные вопросы активизации инновационной деятельности в Российской Федерации: Монография. -М.: Издательство НИИЭИСС, 2013. - 132 с.
18. Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности производства: монография / Н.П. Реброва [и др.]. - Омск: ОГИС, 2011. - 185 с.
19. Экономика и организация управления крупным городом. Учебное пособие с тестовыми заданиями для студентов вузов / Авторский коллектив: Бурак П.И., Ростанец В.Г., Рукина И.М., Ануприенко В.Ю., Анфимова А.Ю., Барсуков И.Е., Беккер В.Я., Бобков В.Н., Гинзбург М.В., Глущенко В.М., Голованов В.И., Дадашев А.З., Зворыкина Т.И., Иванов А. Д., Ияшвили В.Б., Ильина И.Н., Кабалинский А.И., Касимов Л.Б., Комиссаров А.Г., Кириллова А.Н., Магомедов Ш.М., Марголин А.М., Оленева О.С., Рождественская И.А., Росляк Ю.В., Ростанец Д.В., Сучкова Г.В., Топилин А.В., Хомяченко О.Н., Янин О.Е. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2014. - 544 с.
20. Крутик А.Б. Инновационная деятельность на предприятии: монография / А.Б. Крутик, К.В. Клишева. - СПб.: Астерион, 2010. -200 с.
21. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю. Современные тенденции и перспективы инновационного развития экономики РФ в контексте затяжного кризиса // Проблемы формирования инновационной экономики / Центр развития научного сотрудничества. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2013. - С. 290.
22. Филатов В.В. Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе: Монография. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 392 с.
23. Филатов В.В. Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ: Монография. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009. -510 с.