УДК 519.24
Лавлинский Сергей Михайлович Sergey Lavlinskiy
Калгина Ирина Сергеевна Irina Kalgina
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ СФЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
METHODS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP EVALUATION MECHANISM IN THE MINERAL RAW MATERIAL SECTOR OF ZABAIKALSKY KRAI
Авторами предложен метод оценки механизма согласования долгосрочных интересов государства, частного инвестора и населения в процессе освоения минерально-сырьевой базы. В качестве основного инструмента оценки предлагается использовать модель пучка инвестиционных проектов, позволяющую каждому конкретному механизму государственно-частного партнерства сопоставить прогноз NPV участников
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, модель процесса освоения месторождения, бюджетные доходы, компенсирующие экологические мероприятия
The method of an estimation of the coordination mechanism of long term interests of the state, the private investor and the population during natural raw material base development are offered in the article. The use model of a bunch of the investment projects, allowing to each particular mechanism of state private partnership to compare with forecast NPV of participants as the basic tool of estimation is suggested
Key words: State private partnership, model of development deposit process, budgetary incomes, compensating ecological actions
Работа поддержана РФФИ (грант 10-0600057) и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. (гос. контракт № 14.740.11.0211)
Вопрос о том, как стратегически верно сконструировать программу освоения природно-ресурсного потенциала, обеспечив населению территории достойный уровень жизни на долгосрочном горизонте, — ключ к созданию условий и предпосылок устойчивого социально-экономического развития в большинстве ресурсных реги-
онов России. Основной проблемой здесь является разработка механизма согласования долгосрочных интересов государства, частного инвестора и населения в процессе социально-экономического развития, обеспечивающего инвестиционную привлекательность, бюджетные поступления, соблюдение экологических ограничений и соответствующую динамику индикаторов уровня жизни.
Для большинства сибирских регионов наиболее характерной является ситуация, когда большая часть экономического потен-
циала сосредоточена в природно-ресурсной сфере, а перспективы промышленного развития открываются при ликвидации основных «узких» мест в развитии инфраструктуры — дефицита электроэнергии, нехватки дорог и транспортных коммуникаций. При этом экономика проекта частного инвестора, как правило, очень чувствительна к наличию дорог, мостов, ЛЭП и т.п. в районе «привязки» проекта и в ряде случаев не выдерживает дополнительных затрат, отличных от исходных проектных. И здесь на помощь частному инвестору приходит государство, берущее на себя часть инфраструктурных проектов общего назначения. Созданная таким образом инфраструктура может быть использована не только сейчас, при реализации частных инвестиционных проектов, но и в дальнейшем, стимулируя развитие экономики за счет новых инвестиционных проектов, приходящих в будущем в регион в результате наличия значительных конкурентных преимуществ перед другими территориями, прежде всего, в части развития инфраструктуры и снижения необходимых для реализации проектов затрат.
Для крупных инвестиционных проектов в природно-ресурсной сфере, наиболее характерных для восточных регионов РФ, на первый план выходят не только соображения глобальной экономической
эффективности, но и необходимость учета экологических последствий реализации мероприятий, существенно нарушающих экологическое состояние [Глазырина, 2001]. Именно поэтому в качестве содержательной основы механизмов управления масштабными проектами с участием частных инвесторов и государства необходимо использовать процедуру поиска долгосрочного компромисса между уровнями развития социально-экономической и экологической сфер, в рамках которого государство может взять на себя и часть затрат, связанных с компенсацией экологических потерь, вызванных реализацией инвестиционных проектов.
Такова общая концепция механизма согласования интересов в рамках содержательной модели государственно-частного партнерства, которая для практических нужд территориального планирования должна быть трансформирована в соответствующий экономико-математический инструментарий, позволяющий провести оценку используемого механизма с позиции критериев устойчивого развития. Такой инструментарий предлагается строить в виде модели прогнозирования, назначение которой — оценка последствий реализации программы развития территории, использующей конкретную модель государственно-частного партнерства.
1. Модель процесса освоения месторождения
Эта модель играет ключевую роль в оценке рентабельности инвестиционного проекта освоения месторождения и последствий его реализации для территории в рамках фиксированного сценария внешних условий. При этом значительная часть условий реализации проекта определяется выбранной моделью государственно-частного партнерства.
Основная идея — использование де-
где Р — проект освоения месторождения; Е(1) — прогноз внешних условий функционирования;
тальной компьютерной модели процесса функционирования предприятия, созданного инвестором для освоения месторождения, для генерации прогноза траектории ключевых экономических показателей деятельности в зависимости от целого ряда факторов. Формальная схема модели имеет вид системы рекуррентных соотношений вида
(1)
TAX — система налогообложения;
X( t) — вектор состояния предприятия на конец года t, компоненты которого опре-
X(t) = F(X(t-1),P,E(t),TAX,MGCHP), t=1,...,T,
деляют мощности и объемы добычи руды, нефти, газа, результаты их переработки, затраты на транспортировку и переработку, объемы продаж, наличие средств на счетах, объемы кредитования и выплаченных процентов, налоговые платежи по видам, финансово-экономические показатели, фиксирующие результаты деятельности предприятия в году t.
Используемая модель государственно-частного партнерства MGCHP непосредственно воздействует на конфигурацию проекта (часть производственной инфраструктуры и необходимых экологических проектов берет на себя государство) и потенциально может облегчать налоговое бремя в пределах максимально возможных региональных льгот. Оператор F системы формализован в виде совокупности алгоритмов, в определенном смысле имитирующих процессы функционирования отдельных подразделений предприятия инвестора, их взаимодействие, применяемые на практике рутинные процедуры принятия текущих производственных решений и возникающие в результате материальные и финансовые потоки всех видов.
Задав начальное состояние предприятия Х( 0) и прогноз внешних условий {E (t), t=1,..., T} с помощью модели для фиксированных проекта P, модели государственно-частного партнерства MGCHP и варианта налоговой системы TAX можно получить траекторию развития предприятия инвестора {Х( t), t=0,..., T} — динамические ряды показателей функционирования. Анализ такой траектории дает возможность оценить общие результаты процесса освоения месторождения с точки зрения экологии, бюджетных поступлений, числа новых рабочих мест, рентабельности для инвестора. Построив годовые графики доходов и расходов инвестора и государства, а также соответствующие NPV , NPV , модель
^ 1 инв7 гос' ^
позволяет произвести рентную оценку месторождения NPV и спрогнозировать пропорции раздела ренты между участниками, фиксирующие уровень достижения приемлемого компромисса интересов [Лавлинс-кий, 2008].
На рис. 1 представлена блок-схема модели для месторождения полиметаллических руд. Месторождения этого типа составляют большую часть минерально-сырьевой базы Забайкальского края — именно это обстоятельство определяет базовую роль описанной модели в инструментарии исследования проблем, связанных с реализацией механизмов государственно-частного партнерства.
На рис. 2... 3 представлены результаты работы модели в части оценки проекта освоения с позиций государства для Нойон-Тологойского месторождения с запасами свинца, цинка и серебра. Здесь показаны графики новых рабочих мест, доходов федерального и краевого бюджетов — основа для построения чистого дисконтированного потока ^Угос государства (специфическая динамика НДС, характерная для ресурсного, ориентированного на экспорт проекта, реализуемого китайским инвестором, связана с необходимостью возмещения НДС), в общем случае профинансировавшего в рамках партнерства строительство инфраструктурных сооружений и реализацию экологических проектов, компенсирующих последствия производственного загрязнения.
Каким образом может быть найден эффективный механизм государственно-частного партнерства? Для простейшего случая, когда в орбиту проектирования искомого механизма вовлечен лишь один сырьевой инвестиционный проект, достаточно описанной модели.
Задавая на входе конкретный способ раздела затрат между государством и инвестором, эксперт на основе модельного прогноза и учета долгосрочных последствий реализации проекта для территории строит NPУ , комплексирующий социально-экономическую и экологическую ( идеология использования набора компенсирующих экологических мероприятий, позволяю -щих минимизировать ущерб, нанесенный окружающей среде в процессе реализации инвестиционного проекта, дает инструментальную базу для стоимостной экологической оценки проекта) оценки предлагаемой архитектуры партнерства [Лавлинский, 2010].
База данных по
месторождению
..........**
Блок выборатехнологии добычи и переработки
Ж
Блок строительства карьера и добычи руды
Ж
Блок строительства перерабатывающей фабрики и обогащения руды
Л ~
Блок транспортировки концентратов
1 = 1 + 1
t = о
Блок моделирования рынков
Блок определения квот продаж
Цены на металлы и концентраты для года 1
I
Квоты продаж по концентратам и металлам
Объемы1 производства концентратов в году складские запасы
Объемы производства металлов, поставки концентратов и металлов на рынки
7Г
База данных по рынкам металлов и концентратов
г...
Модели функционирования рынков металлов и концентратов
Блок оценки доходов от продаж и технологических расходов в прогнозных ценах
Ж
Блок
налогов
Блок амортизации
Ж
Блок формирования потоков
наличности в году 1 в прогнозных и базовых ценах
II
Блок расчета с кредитором
ЗЛЕ
Сценарии динамики макроэкономических показателей (курсы валют, темпы инфляции и др.)
Сценарии темпов роста спроса на рынках
Блок интегральной оценки
Блок потоков наличности для проекта
Блок потоков наличности для инвестора
Блок потоков наличности для кредитора
Блок потоков наличности для государства
Рис. 1. Общая блок-схема модели процесса освоения месторождения
полиметаллических руд
450 400 350 300 . 250
I 200
150 100 50 0
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
— — строительство
— - - производство ^^^^ всего
Рис. 2. Новые рабочие места, Нойон-Тологойское месторождение
.......ндфл
~~ ■ - налог на прибыль ^^^^^"всего доходов краевого бюджета -в-бюджетные доходы государства
Рис. 3. Доходы краевого бюджета и государства в целом, Нойон-Тологойское месторождение
В рамках такого подхода понятен и тва — компромисс интересов достигнут, критерий эффективности фиксированной если МРУ > 0, МРУ > 0.
г г г инв 7 гос
модели государственно-частного партнерс-
2. Модель пучка инвестиционных проектов
Механизм государственно-частного партнерства — базовый элемент программы освоения минерально-сырьевой базы территории. Разработка такой программы предполагает использование специального инструментария, основанного на моделях территориального планирования и прогнозирования с ярко выраженным акцентом в части проблем освоения природно-ресурс-
ной базы. И здесь не обойтись без моделей освоения месторождений описанного типа, которые образуют базис процедур оценки конкретного механизма партнерства как элемента общей стратегии развития.
В основу предлагаемой технологии оценки последствий реализации программы развития территории, использующей конкретный механизм государственно-час-
тного партнерства, положено представление о процессе освоения территории как совокупности инвестиционных проектов и конкретной модели государственно-частного партнерства, гармонизирующей намерения участников и придающей содержательную жесткость инвестиционному разделу программы социально-экономического развития. Поэтому мы будем рассматривать программу освоения минерально-сырьевой базы как пучок инвестиционных проектов, подразумевая при этом набор проектов, «опоясанных» конкретной моделью государственно-частного партнерства.
Методика построения модели пучка инвестиционных проектов, представленная на рис. 4, включает анализ экономической (бюджет, налоги, структура валового регионального продукта и пр.), экологической
(уровень загрязнения, оценка ассимиляционного потенциала) и социальной ( занятость, миграция, численность населения, уровень доходов и пр.) ситуаций в регионе, сложившейся к настоящему времени.
Для каждого типа инвестиционного проекта (металлургический завод, строительство рудника, природоохранное мероприятие и т.п.) в ряде случаев нужна оригинальная модель, позволяющая адекватно описать действия инвестора в процессе реализации проекта в рамках конкретного сценария внешних условий. На выходе такой модели — динамика доходов и расходов инвестора на всем временном горизонте, позволяющая построить основные показатели инвестиционного анализа и спрогнозировать динамику бюджетных потоков.
«
ш ^
и
ё
СО
ей
я
О С
X
5
я о и
(Г
К
о !х
О Я
т
О
6
ей
К
К
£
!Х
ш Я
и
3
Модель государственно частного партнерства
Блок интегральной оценки
Модель инвестиционного проекта 1
Модель инвестиционного проекта 2
Модель инвестиционного проекта ... N
к
а
н ь а р е
иа
ц с
о
О
к
и г о л о к
П
д
2
Б
Рис. 4. Блок-схема модели пучка инвестиционных проектов
Входные данные модели пучка инвестиционных проектов:
— набор инвестиционных проектов, реализуемых частным инвестором, конкретную конфигурацию которых инвестор выбирает в зависимости от того, что предлагает государство в области инфраструктурного строительства;
— набор инфраструктурных проектов, реализуемых государством, конкретный
перечень которых государство выбирает, исходя из своих оценок эффективности с точки зрения перспектив долгосрочного развития территории;
— перечень экологических проектов, необходимых для компенсации экологических потерь, вызванных реализацией инвестиционных и инфраструктурных проектов (конкретный раздел обязательств по реализации экологических проектов между част-
ным инвестором и государством на входе не определен и должен быть получен на выходе модели планирования);
— механизм раздела затрат между государством и инвестором.
На выходе модели — прогноз динамики доходов и расходов частных инвесторов и государства в процессе реализации всей совокупности проектов в рамках оцениваемого механизма раздела затрат. Это дает возможность проверить критерии эффективности использованной модели государственно-частного партнерства и достижение компромисса интересов — положительности соответствующих чистых дисконтиро-
ванных потоков государства и частных инвесторов.
Таким образом, основу предлагаемой технологии оценки механизма государственно-частного партнерства составляет модель прогнозирования, позволяющая эксперту провести оценку механизма и увидеть его дисбалансы (отрицательные МРУ некоторых участников).
Соответствующим образом «вручную» скорректировав способ раздела затрат и вновь используя модель, мы получаем эффективный алгоритм поиска механизма партнерства.
Литература
1. Глазырина И.П. Природный капитал в экономике переходного периода. М.: НИА-Приро-да, РЭФИА, 2001.
2. Лавлинский С.М. Модели индикативного планирования социально-экономического развития ресурсного региона. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.
3. Лавлинский С.М. Государственно-частное партнерство на сырьевой территории: экологические проблемы, модели и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. С. 99-110.
Коротко об авторах_
Лавлинский С.М., д-р техн. наук, профессор, Забайкальский государственный университет Сл. тел. 41-73-12
Научные интересы: разработка компьютерных моделей природно-ресурсной экономики, экономика исчерпаемых природных ресурсов, проблемы устойчивого развития ресурсного региона
Калгина И.С., ст. преподаватель, Забайкальский государственный университет Сл. тел. 41-73-12
Научные интересы: разработка компьютерных моделей природно-ресурсной экономики, проблемы устойчивого развития ресурсного региона
_Briefly about the authors
S. Lavlinskiy, Doctor of Technical Sciences, professor, Zabaikalsky State University
Scientific interests: development of computer models of environmental economy, economy of nonrenewable natural resources, problems of sustainable development of raw material region
I. Kalgina, postgraduate, senior teacher, Zabaikalsky State University
Scientific interests: development of computer models of environmental economy, problems of sustainable development of raw material region