Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуммель Е.К.

В статье проводится анализ современных методов оценки конкурентоспособности инновационной продукции.The analysis of actual methods of estimation of innovation products competitiveness is given in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК 339.137.21

Гуммель Е.К. студент гр. ЭОб-132, 4 курс Научный руководитель: Жернов Е.Е., канд. экон. наук, доцент доцент кафедры экономики Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В статье проводится анализ современных методов оценки конкурентоспособности инновационной продукции.

Ключевые слова: инновационная продукция, методы оценки конкурентоспособности.

METHODS OF ESTIMATION OF INNOVATION PRODUCTS COMPETITIVENESS The analysis of actual methods of estimation of innovation products competitiveness is given in the article.

Keywords: innovation products, methods of estimation of competitiveness. В современной экономической системе инновационные товары являются эффективным средством повышения конкурентоспособности предприятия (так как ведут к созданию новых продуктов и притоку инвестиций), выхода предприятия на новые рынки, снижения себестоимости. Помимо этого, внедрение инновационных продуктов создает новые рабочие места и ускоряет научно-технический прогресс, тем самым увеличивая общий уровень экономического развития.

В литературе существует множество определений термина «инновация». В результате ряд авторов под инновационным продуктом признают исключительно изобретение, а другие - любое нововведение в рамках конкретного предприятия. Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо исследовать предпочтения потребителей и требования рынка. Чтобы продукт удовлетворил человеческую потребность, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим, эстетическим, эргономическим, нормативным, экономическим. В частности, необходимо обратить внимание на область применения и назначения товара, его свойства, внешний вид, соответствие товара свойствам человеческого организма, соответствие товара действующим нормам и стандартам, а также уровень цен на товар, его сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, можно сформулировать основной методологический принцип: конкурентоспособность товара можно оценить только при сравнении его с товаром-образцом, который пользуется заслуженным

спросом потребителей, представляющих рассматриваемый рыночный сегмент, отвечает их требованиям и максимально удовлетворяет их потребности. Или же при сравнении данного товара с приоритетными товарами-конкурентами, представленными на данном рынке [3].

Конкурентоспособной будет та инновационная продукция, для которой характерно соответствие следующим требованиям: обладание целесообразной новизной; возможность получения экономического или социального эффекта; пользуется устойчивым спросом. Стратегия предприятия, ориентированная на инновации, может быть успешной и эффективной только при наличии конкурентоспособности самих инноваций, будь они собственные или приобретенные. Для того чтобы осуществление инновационных товаров было успешным, необходима своевременная и как можно более точная оценка будущей конкурентоспособности нововведений. Для достижения вышесказанного возможно использование и применение на практике следующих выводов и предложений.

1. За последние десять лет новые производства, которые появились, относятся к сферам инфраструктуры, а не промышленности. Единственным реальным ресурсом для развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности является инновационный потенциал, практически не задействованный в последние годы.

2. Проанализировав существующие подходы к определению понятия «инновация», для целей данного исследования целесообразно предложить рассматривать инновацию как «продукт научного знания, позволяющий обеспечить конкурентоспособность товара, созданного на его основе или с его использованием».

3. Для успешного осуществления инновационной стратегии необходима оценка конкурентоспособности нововведения, которая будет являться исходным элементом для успешности всей инновационной стратегии.

Конкурентоспособность инновационной продукции - это способность удовлетворения потребностей в сравнении с другими традиционными или инновационными товарами в течение достаточного или определенного периода времени, с учетом достижения эффективности затрат на ее создание на рассматриваемом сегменте рынка. Процесс изучения и оценки конкурентоспособности нововведений должен производиться непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла инновации, от момента ее зарождения до утилизации. Рассмотрим методику анализа конкурентоспособности продукции (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-логическая схема анализа конкурентоспособности

продукции [1]

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо экономического или технического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%, формула (1):

ё

р

р-

* 100,

100

(1)

где ё - единичный параметрический показатель; Р - уровень параметра исследуемого изделия; Р100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющий потребность на 100%.

Групповой показатель (О) объединяет единичные показатели (ёО по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (а;), определенных экспертным путем по формуле (2):

а; * (2)

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому

показателю по экономическим параметрам ^э), формула (3):

1=СТ/Сэ (3)

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Другая методика определения конкурентоспособности основана на исследовании конкурирующих изделий, в первую очередь, с точки зрения обеспечения потребностей покупателей. Оценивается, насколько имеющиеся у конкурентов и собственная продукция удовлетворяют потребностям потенциальных покупателей по своим параметрам [2, с. 397]. Единичные и групповые показатели рассчитываются как для своего изделия, так и для изделия-конкурента, но по отношению к параметру, полностью удовлетворяющему потребность покупателей. Затем сопоставляют показатели своего товара и товара-конкурента и выясняют, какой из них в большей степени соответствует потребности. Указанное сопоставление и позволит определить уровень конкурентоспособности собственного товара в сравнении с товаром-конкурентом. Также можно использовать матричный метод оценки конкурентоспособности продукции. Его сущность состоит в том, что необходимо построить матрицу, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Фактическая конкурентоспособность тем выше, чем больше эта доля, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой предприятием на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Таким образом, рассмотренные методики позволяют оценить, насколько конкурентоспособным является тот или иной вид инновационной продукции. Анализ при этом можно проводить как на основе образца, так и в сравнении с товарами-конкурентами.

Использованные источники:

1.Мансурова Н.А., Клюева Е.В. Алгоритм оценки конкурентоспособности продукции [Электронный ресурс] // Экономические исследования. - 2010. -№ 1 (10). - Режим доступа: http://www.erce.ru/mtemet-magazine/magazine/10/285/.

2.Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 649 с.

3.Сушилова Ю.Н. Методология оценки конкурентоспособности товара [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-otsenki-konkurentosposobnosti-tovara.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.