Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности продукции'

Оценка конкурентоспособности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова О.В.

Определяется роль оценки конкурентоспособности продукции в современных условиях рыночной экономики. Рассматриваются методы оценки конкурентоспособности, указываются их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF PRODUCTION COMPETITIVENESS

In article reveals the role of an estimation of production competitiveness in modern conditions of market economy. Estimation Competitiveness Methods are considered,

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности продукции»

свои услуги и при этом оставаться достаточно конкурентоспособным», были сформулированы способы решения этой проблемы [3].

Во-первых, это использование информационных технологий, что не только значительно снижает операционные затраты вуза, но и расширяет возможности субъектов бизнеса в оптимизации выбора объекта покупки. Во-вторых, применение аутсорсинга и логистического сервиса. В-третьих, инновации в форме частных процессных решений, заметно удешевляющих освоенные проекты.

Таким образом, применение концепции инновационно-интегрированного маркетинга приведет к созданию в зоне деятельности вузов необходимой среды для развития наукоемких производств в дальнейшей коммерциализации инновационных продуктов вуза.

Библиографический список:

3. Пиличев В.В., Котляревская И.В. Совершенствование инновационной деятельности в высших учебных заведениях [Текст] / В.В. Пиличев, И.В. Котляревская. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - 170 с.

4. Евстафьев Д.С., Молчанов Н.Н. Маркетинг в информационном обществе [Текст] / Д.С. Евстафьев, Н.Н. Молчанов. Спб: МБИ, 2002. - 226 с.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании [Текст] / А.П. Панкрухин. М.: Интерпракс, 1995. - 240с.

Контактная информация: e-mail: goleva@rb.asu.ru тел.: +7(913)270-0547

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

ESTIMATION OF PRODUCTION COMPETITIVENESS

О.В. СМИРНОВА старший преподаватель кафедры «Экономика и право» филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий управления», г. Мелеуз

O.V. SMIRNOVA the sénior teacher of chair «Economy and Law» of the Branch of the Moscow State University of Technologies and Management in Meleuz

Аннотация

Определяется роль оценки конкурентоспособности продукции в современных условиях рыночной экономики. Рассматриваются методы оценки конкурентоспособности, указываются их преимущества и недостатки. Abstrakt

In article reveals the role of an estimation of production competitiveness in modern conditions of market economy. Estimation Competitiveness Methods are considered,

their advantages and lacks are specified.

Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка конкурентоспособности, методы оценки конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности. Keywords: competitiveness, competitiveness estimation, estimation competitiveness methods, competitiveness indicators.

В современных условиях рыночной экономики вопросы количественной оценки конкурентоспособности приобретают объективную необходимость. Конкурентоспособность является одним из основных критериев оценки продукции производственного назначения, характеризующей возможность существования предприятий любой формы собственности в условиях рынка. Производителю продукции для принятия управленческих решений при разработке, освоении производства, выпуске и реализации, наряду с результатами маркетинговых исследований, необходимы расчетные данные количественной оценки ее конкурентоспособности. Вопросы оценки конкурентоспособности приобретают особую актуальность, когда ее высокий уровень дает товаропроизводителям возможность укрепления своих конкурентных позиций и имиджа на рынке. [1]

Традиционным направлением анализа микроконкурентоспособности являются расчеты и исследования конкурентоспособности товаров, услуг, а также предприятий, их производящих. С помощью соответствующей оценки можно установить, какой из видов продукции (услуг) предпочтительнее для потребителей. Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются

различные субъекты рынка - предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. [1]

Укрупненные этапы оценки конкурентоспособности объекта выглядят следующим образом:

1) изучение проблемы;

2) изучение нормативно-методических документов;

3) изучение внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;

4) изучение конъюнктуры, параметров рынка;

5) сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта;

6) приведение информации в сопоставимый вид по восьми факторам;

7) разработка технологии оценки;

8) анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта;

9) оценка конкурентоспособности объекта;

10) разработка предложений по формированию программы повышения

конкурентоспособности объекта. [1]

Реальная конкурентоспособность оценивается только при сопоставлении с характеристиками и условиями продажи аналогичных товаров конкурентов.

Конкурентоспособность товара складывается из ряда параметров:

- потребительные (то, что входит во второй уровень товара);

- экономические, формирующие полную стоимость товара;

- организационно-коммерческие условия покупки и использования товара включают такие факторы как:

- удобство расчетов и возможности кредитования;

- степень ответственности продавцов (поставщиков) за выполнение обязательств и гарантий;

- обеспеченность обслуживанием в гарантийные и послегарантийные периоды;

- наличие рекламы и технической информации, которые должны обладать необходимым качественным и организационным уровнем;

- наличие привлекательной и яркой упаковки. [1]

Конкурентоспособность как свойство продукции (товара, услуги) обладает количественной характеристикой, измеряемой различными показателями. Основной, наиболее распространенный показатель- это интегральный показатель качества, который был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизован [5].

В работе [5] интегральный показатель (I) качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.

В данной формуле не учитываются затраты на реализацию

продукции. Формула интегрального показателя должна выглядеть следующим образом:

Существующие методы оценки уровня конкурентоспособности продукции классифицируются на дифференциальные, комплексные и смешанные [5].

Дифференциальный метод является наиболее упрощенным методом и основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности, а комплексный - на применение групповых и интегральных показателей. При смешанном методе используются как единичные, групповые, так и

(1)

(2)

где Зр - затраты на реализацию продукции.

интегральные показатели, обеспечивая наиболее полную оценку уровня конкурентоспособности продукции. [1]

Единичный показатель конкурентоспособности определяется как отношение величины единичного параметра качества к аналогичному параметру базового образца [4]:

Р

Ч г = РГ , (3)

рб

где дг - единичный показатель конкурентоспособности по г'-му параметру качества изделия; Рг - величина г'-го параметра качества оцениваемого изделия; Рб - величина г-го параметра качества изделия конкурента или базового образца, способного удовлетворить данную потребность на 100 %.

Групповые показатели конкурентоспособности продукции определяются не только по группам технических параметров, но и экономических и нормативных. Групповой показатель конкурентоспособности изделий по экономическим параметрам определяется с учетом цен потребления сравниваемых изделий:

Jэ = — , (4)

э Цпб

где 1э - групповой показатель конкурентоспособности изделий по экономическим параметрам; Ц п. б - цена потребления конкурирующего изделия (базового образца), р.; Цп - цена потребления рассматриваемого изделия, р. [1]

В данной формуле не учитывается стоимость самой продукции, в связи с этим формула должна выглядеть следующим образом:

ц * ц

Jэ = , (5)

э Цпб * Цб

где Ц б - цена конкурирующего изделия (базового образца), р.; Ц - цена рассматриваемого изделия, р.

Известна методика оценки конкурентоспособности товара по системе 1111 - 5555 [2] без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору (качество товара, цена товара, качество сервиса, эксплуатационные затраты). Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 4(1 + 1 + 1 + 1), максимальное - 20 (5 + 5 + 5 + 5).

Сущность экспертной оценки конкурентоспособности товара (услуги) заключается в следующем. Для ее определения с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее пяти человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист). При аттестации, сертификации, аудите оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой аккредитованной организацией. [2]

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:

X Ej /

n

Кт = —-а,, (6)

т 5 1

где Кт - конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); п - количество экспертов; Бу - экспертная оценка 1-м экспертом ]-го фактора конкурентоспособности товара; од - весомость дго фактора (от 4 до 1); 5 - максимальная оценка фактора.

При данной методике не учитывается следующие факторы -жизненный цикл товаров, реклама, упаковка. Таким образом

конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет рассчитана по формуле:

X

Б j / л

Кт -а1 (7)

5

где Кт - конкурентоспособность товара; n - количество экспертов; Eij - экспертная оценка i-м экспертом j-ro фактора конкурентоспособности товара; aj - весомость j-ro фактора (от 7 до 1); 5 - максимальная оценка фактора. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 7 (1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1), максимальное - 35 (5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5).

Результаты анализа методов количественной оценки уровня конкурентоспособности продукции показывают, что существующие методы не учитывают динамики изменения показателя конкурентоспособности, которая зависит от стадии жизненного цикла, на котором находится товар. Это свидетельствует о недостаточной гибкости известных методов количественной оценки конкурентоспособности продукции и сложность их практического использования для прогнозирования. [1]

Библиографический список:

1. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

2. Фатхутдинов, P.A. Стратегический маркетинг : учебник / P.A. Фатхутдинов. - М. : ЗАО "Бизнес-школа, Интел-Синтез", 2000.

3. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. ; под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М. : Международные отношения, 2004.

4. Данилов, И. П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И. П. Данилов. - М. : Пресс-сервис, 1997.

5. Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И. М. Лифиц. - М. : Юрайт-Издат. 2004.

6. Фатхутдинов, P.A. Управление конкурентоспособности организации : учеб. пособие / P.A. Фатхутдинов. - М. : Изд-во ЭКСМО, 2004.

Контактная информация: e-mail: smirnova olesva@mail.ru тел.: +7(347)643-17-52

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

TERRITORIAL MARKETING AS A TOOL FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S REGIONS

E.H. СТАРЧЕНКО к.э.н, доцент, зам.декана no HP экономического факультета Новокузнецкого филиала-института ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

E.N.STARCHENKO Ph. D., Associate professor, the deputy dean of economic faculty on SW, Novokuznetsk Branch Institute "Kemerovo State University"

Аннотация

Обосновывается необходимость применения территориального маркетинга как действенного инструмента региональной политики, направленной на инновационное социально-экономического развитие. Автором подчеркивается актуальность данного инструмента для промышленных моногородов, на примере муниципальных образований Кемеровской области, а также указывается на особое значение в данном процессе межмуниципальной интеграции. Abstract

The article explains the necessity of territorial marketing as an effective instrument of regional policy, aimed at innovative socio-economic development. The author emphasizes the importance of this tool for the industrial company towns, as an example of municipalities of the Kemerovo region, and also points to the importance in this process of inter-municipal integration.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, моногорода, промышленность, инновационное развитие, межмуниципальная интеграция. Keywords: territorial marketing, company towns, industry, innovation development, inter-community integration.

В настоящее время Россия представляет собой совокупность крайне различающихся между собой регионов, и эти различия всё более углубляются. В большей степени это касается моногородов и монорегионов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.