Научная статья на тему 'Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения'

Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1571
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД / ОЦЕНКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / РЫНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / METHOD / ASSESSMENT / COMPETITIVENESS / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / FINANCIAL RESULT / TEACHING EMPLOYEES / MARKET POSITION OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялунина Екатерина Николаевна, Фотеева Наталья Анатольевна

Высококонкурентоспособное дошкольное образовательное учреждение в современных условиях его развития основа предоставления качественных образовательных услуг потребителю. При разработке управленческих решений необходимо оценить важных конкурентов и место учреждения в образовательной отрасли. Для определения влияния движущих сил на учреждение можно использовать предложенную авторскую блочную модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Указанная модель может служить базой для определения конкурентных позиций дошкольного учреждения в целях разработки стратегии его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for assessment of competitiveness of the pre-school educational institution

The high-competitive pre-school educational institution in the modern conditions of its development lays the ground for provision of the high-quality educational services to the consumer. During development of managerial solutions, one must assess important competitors and the place of the institution in the educational industry. To determine the effect of driving forces to the institution, one may use the suggested author's block model of criteria and indices of competitiveness of the pre-school educational institution. The said model may serve as the grounds for determination of competitive positions of the pre-school institution for the purpose to develop strategy of its future development.

Текст научной работы на тему «Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Ялунина Е.Н. , Фотеева Н.А.

1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

АННОТАЦИЯ:

Высококонкурентоспособное дошкольное образовательное учреждение в современных условиях его развития - основа предоставления качественных образовательных услуг потребителю. При разработке управленческих решений необходимо оценить важных конкурентов и место учреждения в образовательной отрасли. Для определения влияния движущих сил на учреждение можно использовать предложенную авторскую блочную модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Указанная модель может служить базой для определения конкурентных позиций дошкольного учреждения в целях разработки стратегии его дальнейшего развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метод, оценка, конкурентоспособность, дошкольное образовательное учреждение, финансовый результат, педагогические работники, рыночное положение дошкольного образовательного учреждения

JEL: C13,120, M12, 020

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Ялунина Е.Н., Фотеева Н.А. Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 7. — С. 779-792. — doi: 10.18334/ce.10.7.35362

Ялунина Екатерина Николаевна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора Института непрерывного образования, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург (ycn@e-tagil.ru)

Фотеева Наталья Анатольевна, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 31.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.07.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.7.35362 (с) Ялунина Е.Н., Фотеева Н.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Функционирование дошкольных образовательных учреждений в условиях риска и неопределенности экономики РФ требует повышения их уровня конкурентоспособности на основе изменения подходов к системе управления образовательным учреждением. В условиях, когда дошкольные образовательные учреждения получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и финансовый результат всецело зависят от степени эффективности их деятельности и устойчивости рыночного положения. Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Разработка надежного аппарата измерения уровня конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения дает возможность оценить его потенциал и спрогнозировать развитие.

Оценка конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения представляет собой сложную многофункциональную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых критериев и показателей конкурентоспособности и их интегрированию.

Многообразие форм конкурентных преимуществ и толкований конкурентоспособности как экономической категории предопределяет необходимость комплексного рассмотрения критериев и показателей, определяющих конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения.

В толковом словаре критерий (с греческого «criterion») определяется как признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки.

Нам представляется, что критерий - это целевой параметр, по которому можно судить о достижении определенного уровня конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Он представляет собой важный отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния; характеризует количественные и качественные стороны явлений, их сущность и степень достижения целей дошкольного образовательного учреждения.

Критерии, характеризующие конкурентоспособность

дошкольного образовательного учреждения, должны отвечать следующим требованиям [6, с. 46]:

1. планировать субсидии на выполнении государственного задания и поступления от оказания образовательным учреждением услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе;

2. фиксировать уровень обязательств и выплат дошкольного образовательного учреждения на достижение поставленных целей;

3«_» 1 и и и

. отражать конечный финансовый результат хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

4. быть универсальными, чтобы их можно было сопоставлять с критериями других дошкольных образовательных учреждений;

5. подвергаться синтезу, то есть быть способным к последовательному разложению на более детальные аналитические показатели;

6. учитывать масштабы времени;

7. отражать лицензионные требования и нормы федерального законодательства.

Критерии конкурентоспособности дошкольного

образовательного учреждения формируют систему показателей. Показатель - признак, характеризующий какую-либо сторону деятельности дошкольных образовательных учреждений, количественная или качественная его составляющая, отражается как степень развития или выполнения отдельной цели образовательного процесса.

Без показателей в формализованном виде, представляющих необходимую информацию, невозможно планирование и контроль деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также оценка конкурентоспособности его потенциала.

Оценка конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект - это не что иное как набор показателей качества, изменение которых отражают количественные и качественные изменения объекта. Важной методологической проблемой является выбор системы сбалансированных показателей, отражающих эффективность использования и специфику формирования потенциала

образовательной организации, ее основные конкурентные преимущества. Система должна характеризовать комплекс важнейших факторов, систематизированных в несколько коэффициентов и результативных показателей. Эффективная система оценки должна отражать конкурентную стратегию дошкольного образовательного учреждения, оптимальность и результативность его ресурсного потенциала.

Анализ литературы показал, что в основном применяются семь подходов оценки конкурентоспособности организации (табл. 1).

Таблица 1

Название Основная характеристика

Изучение конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ Суть в том, что каждая страна специализируется на производстве таких товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем в других странах (у конкурентов).

Оценка теории равновесия Основная суть - в условиях равновесия, когда у организации не существует стимулов для перехода в другое состояние, она достигает максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса на данном рынке). По теории А. Маршалла.

Структурный подход По рыночным позициям организация исходит из знания уровня монополизации отрасли (концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций).

Функциональный подход Заключается в определении соотношения издержки -цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли.

Оценка конкурентоспособности по качеству продукции с использованием многоугольных профилей Основывается на выявлении критериев удовлетворения потребностей у потребителя непосредственно по конкретному товару (услуге), установление иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах спектра по оценке потребителя.

Матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» Заключается в построении матриц, а также предварительном выборе стратегии.

Метод организационного моделирования Осуществляется разработка формализованных математических, графических описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

Источник: составлено автором по: [10, с. 54]

В рамках общих подходов просматриваются различия индивидуального ведения измерения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Подход к оценке конкурентоспособности Т.Н. Богуславской включает три подхода: аксиологический, социокультурный и компетентностный. В основе данных подходов автор рассматривает оценку конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения с позиции системы оценки качества, т.е. через полученный результат [7, с. 3]. Л.А. Парамонова и Т.И. Алиева обозначили проблему оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и считают, что оценка качества не должна сводиться только к диагностике дошкольников [5, с. 4].

И.М. Лифиц считает, что конкурентоспособность услуг складывается из восьми критериев [9, с. 335]: уровень качества; социальная адресность; подлинность; безопасность; потребительская новизна; имидж; информативность; цена потребления. Конкурентоспособность для данного автора сводится к двум критериям - качеству и цене; он считает, что именно первый и восьмой критерии являются более значимыми.

М.В. Крухлет считает неприемлемым для дошкольного образовательного учреждения проводить оценку конкурентоспособности, так как это не рыночный субъект, а образовательная организация, и основная цель ее деятельности - воспитание и развитие детей дошкольного возраста [8, с. 11]. Причем образовательная услуга должна соответствовать образовательному стандарту.

Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей (критериев конкурентоспособности). Такая оценка конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, исключает повторение отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке [6, с. 52].

Описанные методы используются ограниченно, так как оценивают какую-либо одну группу факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения. В разных методах оценки конкурентоспособности образовательного учреждения используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Это

требует использования дополнительных методик. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Поэтому при оценке конкурентоспособности образовательного учреждения необходим комплексный подход. Это обусловлено процессом перехода бюджетных учреждений в автономные, что расширяет возможности ведения хозяйственной деятельности. От успешной организации финансов образовательного учреждения, да и любого предприятия зависит многое: финансовая устойчивость экономического субъекта, выполнение основных целей и задач этого учреждения, ради которых оно функционирует, статус этого учреждения в сфере его деятельности и за его пределами. Основными же проблемами бюджетного образовательного учреждения в настоящее время отмечены: недостаточное бюджетное финансирование, малый объем внебюджетных средств.

В связи с этим возникает потребность в разработке комплексного показателя оценки эффективности образовательного учреждения, направленного на анализ собственных конкурентных преимуществ и оценку конкурентного положения в условиях ограниченности информации.

Считаем, что для получения системной оценки потенциала дошкольного образовательного учреждения наиболее важным аспектом является расчет интегральных показателей, так как именно они дают возможность проследить, как изменяется в динамике конкурентоспособность экономического субъекта как системы, а их расчет осуществляется на основе предварительного комплексного анализа частных показателей, характеризующих состояние различных подсистем образовательного учреждения. Что и следует отразить в нашем исследовании.

С учетом вышесказанного нами разработан комплексный подход для оценки конкурентоспособности дошкольных образовательных учреждений. В его основе лежит авторская методика расчета и оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения на базе выделенных, в качестве важнейших, критериев и показателей.

Специфика дошкольных образовательных учреждений состоит в купле или создании благоприятных условий для освоения основной образовательной программы, зарождении базовой культуры личности в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями1. Поэтому важнейшими критериями конкурентоспособности, по нашему мнению, являются: материально-технические условия, финансовое положение дошкольного образовательного учреждения, качество дошкольной образовательной услуги, рыночное положение и инновационные условия. При этом первые два критерия характеризуют внутреннее конкурентное положение учреждения, а три последних -внешнее. Таким образом, нами выделен полный комплекс приоритетов деятельности дошкольных образовательных учреждений, увязывающий их между собой и отражающий соответствие внутренней и внешней среды субъекта (рис. 1).

Функционирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов внешней и внутренней бизнес-среды, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, которые характеризует совокупный потенциал образовательного учреждения, обеспечивающий оптимальное соответствие внутренней среды - внешней.

1 Составлено автором по: [1, 2, 3]

Рисунок 1. Критерии конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения Источник: Составлено автором по: [1,2,3]

Такая система должна не только состоять из комплекса показателей, но и отвечать основным требованиям системного анализа. Состав показателей системы зависит от многих условий (целевая направленность анализа, вид и форма дошкольного учреждения, отраслевые особенности), а разработка системы показателей носит творческий характер. В нашем случае система показателей разработана для целей конкретного анализа конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и удовлетворяет ряд требований.

Методологическое значение имеет обеспечение такого требования, как: широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого явления; содержательная взаимосвязь этих показателей; формальная взаимосвязь, т.е. логическая зависимость одних показателей от других. Исходя из этого подхода, нам представилось возможным проводить оценку конкурентоспособности не только «экономического потенциала» образовательного учреждения, но и «совокупного потенциала». Показатели, подобранные нами по каждому выделенному критерию конкурентоспособности, сгруппированы в блоки, которые позволяют оценивать локальные потенциалы учреждения в процессе дальнейшей оценки его конкурентных преимуществ. Так, первый блок характеризует эффективность материально-технических условий дошкольного образовательного учреждения; второй блок - финансовое положение экономического субъекта; показатели третьего определяют качество дошкольной образовательной услуги; показатели четвертого оценивают позиции дошкольного образовательного учреждения относительно важнейших конкурентов, т.е. оценивают его рыночное положение и определяют его инновационные условия.

Рассматривая каждый блок как отдельную систему, получаем систему аналитических показателей, из которой складываются синтетические показатели. Правильное определение причинно-следственных связей аналитических и синтетических показателей позволяет воздействовать на результат дошкольной образовательной деятельности. Разработанная блочная модель показателей оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения предлагаемая нами, представлена на рисунке 2.

Критерии и показатели конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

Г

Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4

Эффективность Финансовое Качество дошкольной Оценка рыночного

материально- положение образовательной положения

технических экономического услуги: экономического

условий: субъекта: -коэффициент субъекта

-коэффициент изменения численности детей дошкольного возраста; -коэффициент изменения фондоотдачи; -коэффициент роста материальных запасов. -коэффициент роста доходов от оказания платных услуг (работ); -коэффициент уровня расходов по статье «приобретение работ, услуг» ДОУ; -коэффициент уровня дебиторской задолженности образовательного изменения обеспеченности педагогическими кадрами первой категории; -коэффициент роста численности педагогов, работающих на дополнительных программах; -коэффициент текучести педагогического и инновационных условий: -доля рынка ДОУ; -коэффициент наличия дополнительных образовательных программ; -коэффициент роста инновационных технологий ДОУ.

учреждения. персонала.

Рисунок 2. Блочная модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения Источник: составлено автором по: [1, 2, 3, 9]

При разработке системы показателей нами учтено требование древовидной структуры, поэтому совокупность частных показателей системы интегрируются в один или несколько обобщающих показателей, что позволило дать комплексную, обобщенную характеристику конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. При этом интегральные показатели рассматриваются не как заменители, а только в системе с частными показателями. Требование обозримости предопределило взаимное дополнение показателей системы, которые отражают все существенные характеристики потенциала и мало коррелируют между собой. Нами соблюдено требование разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, отражающих экстенсивные и интенсивные факторы развития учреждения. При этом приоритет отдан использованию относительных показателей (индексов, коэффициентов, удельных величин), что повышает конкретность обработки данных и позволяет использовать экономико-статистические и математические методы анализа. Конкурентоспособность учреждения по нашей методике можно определять в статике и динамике. В статике конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения определяется с учетом весомости факторов конкурентного преимущества, отражающих

элементы совокупного конкурентоспособного потенциала дошкольного образовательного учреждения.

В динамике конкурентоспособность образовательного учреждения определяется по тем же принципам (в качестве исходных данных принимаются показатели на прогнозируемый период), а также сопоставлением показателей анализируемого объекта с базовым с помощью индексно-индикаторного приема анализа.

Требование неформальности в предполагаемой системе показателей также соблюдено, так как она обладает аналитическими возможностями и обеспечивает оценку текущего состояния дошкольного образовательного учреждения и перспектив его развития, что служит основой для принятия оптимальных управленческих решений, направленных в данном случае на повышение конкурентоспособности. Схема предлагаемой методики комплексной оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения представлена в таблице 2.

Заключение

Таким образом, нами предлагается оценка

конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения с применением комплексного подхода, то есть диагностика совокупного потенциала образовательного учреждения с учетом влияния внешних факторов. Представленная методика позволит четко определить проблемы дошкольного образовательного учреждения и скорректировать планирование основных параметров для полноценного развития по обозначенным четырем направлениям, которые позволят учреждению достичь реализации образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и запросами потребителей.

Таблица 2

Комплексная оценка конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

Критгрии и пакэзатг™ конкурентоспособности Рога> покэззтг™ а шешг Правило рясчвтз покэззтг™

1. Эффективность материально-технических условий

11 Коэффициент изменен™ численност! детей дошкотънопо возрасв Показе 1ьэе_ди нам* у до школьно го ойразовакльного ^чрезвден™, откоторого заБиси-озьемфшансюован™ бюджетными средс"БЭ1Л1 = Цддб. 1 Чддв-., Чддь. -численнось детей др и сольного во^астаоттеттюго период; ЧддБ--1 - чисгеннос~ь да те идо школьно го ьозоаста цвилого года.

1.2. Коэффициент изменен™ фондоотдачи Рсс-коэффициенв фондоотдачи СБвдетельсв^еюЭ износе матер рвг ью-техн тесно й Заа 1 ДОТ и= Рп.'Тп-* Рп-фондоотдача отче ко го пода: Рп-1 -фондооэдана пэошлопо года. Р = РГУРМ Р--о5|даясуитеа поступленя'заоиетный период: Р_1 - оддая сут/ие поступлен ий цзошлого гада.

'.3. Коэффициент изменена мавэрвльных запэсо ь до школьного озразо Бательного утрелщеню Характер из ^"эффектгеносъ испогьзован™ хпои дошкогънопо озразо Бательного крещен № Кс^Кс^, КЬ^.-к0эффициент050рэчюэеи)с»10тче»10Г0 года: Ко^-коэффициеь-ойоранжаемоси цюшлопо года. Ко5 = р/мг Р-о5щая сумма поступпеню отчетного гада: гатериагы-ье запас= нюшпопо пода.

?. Финансовое положение экономического субъекта

2.1. Коэффидентросп доводов о'оказан™ платаьк1Слуг{ра5о1) ПназлаетасБсносъ дошкольного образовательного ^мреждения б гтэ »лечении б ней юджеп- ь к сре дсъ 1рд = С- / [1г- Д0ЭЕД1] ю-сказан™ штатных услуг отче ко по года; 0-1 - дот ды о "оказано платнхьслуг изошло по пода.

2.2. Коэффмциенграоццованю средсъ по ста!»е: зГ^иойретение рззо г(>слуг)» Характер из >е-рационал>ностъ испогьзоБаню средств на гтэиооретен ие ра5о т(>слуг) у с"ороннихорга1-изаций Р--о5|даясут^араоидовоиеттюго периода: -оядая сумма эаоюдоБ цмшлого пеоиода.

р о

сл

тз

ш а:

ш ш с

1 о а:

ш о

ш ш н П

0) ь а;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 сг 4

о. о I о в о

о э

< П)

о -С П)

00 ш тз л> 36 а о 3;

ш ^ ь л> ь

о л> I ^ я 0)

ч

о — о

^ ь

ш СП тз л> ш н ^ о

ш .1=

СТ> ^ 0)

N1 ш I

I

ш

7:

ш о

^ I

о 7:

I ■<

о тз

^ 0) I ч

ш 1 о о ^ о о

N1 о

о сл

I

ст> 1 о о 5

О

1-* 0 1 Е ^ о ь

сг I

ю о

-1 о

а

«о

ИСТОЧНИКИ:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №

1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №

1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования».

3. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением

Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

4. Вирабова М.Р. Повышение конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы

образования: Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Кисловодск, 2011. - 161 с.

5. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. -

М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.

6. Ялунина Е.Н. Конкурентоспособность розничного торгового предприятия: Автореф. дис.

... к.э.н.: 08.00.05. - Екатеринбург, 2007. - 199 с.

7. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного

образования // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4. - С. 52-63.

8. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: Учебное пособие. - М.:

ИЦ «Академия», 2002. - 112 с.

9. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: Учебное

пособие. - М.: Юрайт, 2004. - 335 с.

10. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью: Учебное

пособие. - М.: ИНФА, 2007. - 276 с.

Ekaterina N. Yalunina, Doctor of Science, Economics; Associate Professor, Deputy Director of Institute of Continuous Education, Ural State University Natalya A. Foteeva, Master Student, Ural State University

Methods for assessment of competitiveness of the pre-school

educational institution

ABSTRACT

The high-competitive pre-school educational institution in the modern conditions of its development lays the ground for provision of the high-quality educational services to the consumer. During development of managerial solutions, one must assess important competitors and the place of the institution in the educational industry. To determine the effect of driving forces to the institution, one may use the suggested author's block model of criteria and indices of competitiveness of the pre-school educational institution. The said model may serve as the grounds for determination of competitive positions of the pre-school institution for the purpose to develop strategy of its future development. KEYWORDS: method, assessment, competitiveness, pre-school educational institution, financial result, teaching employees, market position of the pre-school educational institution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.