Библиографический список
1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. 1120 с.
2. Бланк И.А. Управление прибылью. К.: «Ника-Центр», 1998. 544 с.
A.V. Andryukhin
Definition of rational structure of financing ofprocess of updating fixed capital of the enterprise
The mechanism of formation of rational structure of financing of process of updating of a fixed capital of the enterprise is developed. Use of the developed mechanism allows to define rational structure between extra and own sources of financing of process of updating of means of work which provides realization of effective financial activity of the enterprise.
Keywords: updating, fixed capital, financing of investments, rational structure of the
capital.
УДК 338.45
Н.Е. Цуканова, аспирант, (Россия, Орел, Госуниверситет - учебно-научно-производственный комплекс)
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рассматриваются подходы к оценке инновационного потенциала, предлагаемые разными авторам, а также приводится собственная методика количественной оценки потенциала по осуществлению инновационного развития мебельных предприятий.
Ключевые слова: инновационный потенциал производственного предприятия.
В настоящее время в современной специальной литературе России нет единого устоявшегося определения понятия инновационного потенциала предприятия, так же как нет и отработанных на практике комплексных методик его оценки. Подходы ученых к данной проблеме разнятся в зависимости от понимания сущности инновационного потенциала, а также целей каждого конкретного исследования.
Так, например, Анисимов Ю.П., Пешкова И.В. и Солнцева Е.В. [1] в качестве элементов структуры инновационного потенциала выделяют следующие:
- финансово-экономические возможности предприятия;
- научно-технические возможности;
- состояние организационных возможностей предприятия;
- кадровые возможности.
При анализе каждой составляющей инновационного потенциала авторы данного подхода рассматривают различные параметры оценки, определяют их значение и важность для предприятия. Общий показатель составляющей инновационного потенциала рассчитывается путем суммы произведений важности параметра на его значение.
Характеристика элементов инновационного потенциала требует комплексной оценки. Интегральный показатель инновационного потенциала для предприятия определяется по формуле:
И = 1ф1 • Кф + !н-т • Кн-т + ¡ф • Киф +1* • Кк, И е [0;1] (1)
Кф + Кн-т + Киф + Кик = 1
где !ф1, 1н-т, , — обобщающие показатели по финансовому, научно-техническому, организационному и кадровому элементам инновационного потенциала предприятия; Кф, Кн-т, Киф, Кик — коэффициенты значимости элементов инновационного потенциала, определенные с помощью экономико-математических методов ранговой корреляции.
В данном подходе оценка инновационного потенциала (вместе с оценкой инновационной активности) является лишь частью оценки инновационной деятельности предприятия.
М.М. Артёмова предлагает характеризовать инновационный потенциал предприятия по следующему набору из пяти показателей [2]:
- удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства;
- отношение количества внедренных разработок к поданным;
- количество инновационных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства;
- количество направлений, по которым осуществлены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- количество работающих, прошедших профессиональную подготовку и повысивших свою квалификацию.
Нетрудно заметить, что четыре из пяти показателей характеризуют не собственно инновационный потенциал предприятия, а результативность его реализации. И лишь показатель, с помощью которого оценивается уровень квалификации работающих, действительно качественно характеризует обеспеченность предприятия человеческими ресурсами.
О.А. Митякова и Т. А. Федосеева предложили другой, более структурированный способ оценки инновационного потенциала экономических систем (единичных предприятий, группы отраслевых предприятий, регио-
на, страны). И в статье О.А. Митяковой, и в автореферате Т.А. Федосеевой приведен одинаковый набор показателей по составляющим инновационного потенциала: кадровому, научно-технологическому, финансово-экономическому, производственно-технологическому, организационно-управленческому потенциалам.
Достоинством методики О.А. Митяковой и Т.А. Федосеевой является «единая формализация параметров, возможность использования как количественных, так и качественных показателей, применимость к различным типам экономических систем» [5]. Также методика, по словам авторов, «позволяет, с одной стороны, исследовать динамику развития промышленного предприятия, а с другой — определить его рейтинг среди аналогичных предприятий в отрасли» [3].
Однако в данной методике не поясняется, почему были выделены именно такие компоненты инновационного потенциала. К тому же вызывает некоторое сомнение обоснованность методики расчета некоторых показателей. Так, например, коэффициент, характеризующий маркетинговые стратегии управления инновациями (этот коэффициент входит в группу показателей организационно-управленческого потенциала), учитывает такие данные, как: ценовая политика предприятия, уровень послепродажного обслуживания и другие. Из текста статьи и автореферата не ясно, каким образом такие характеристики связаны с инновационной деятельностью предприятия. Но даже если имеется в виду ценовая политика по отношению к инновационному продукту, то тогда эта характеристика относится уже не к собственно инновационному потенциалу, а скорее к эффективности его реализации в конкретной инновации. Такие же замечания можно сделать и по отношению к некоторым другим показателям, перечисленным в данной методике, например к доле инновационной продукции в общем объеме реализованной продукции или к производительности труда. Помимо этого, в методике перечисляются и показатели, имеющие отношение к финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, но не раскрывающие специфику инновационной деятельности предприятия. Особенно это касается показателей финансово-экономического потенциала, таких, как: финансовая устойчивость, ликвидность, прибыль, рентабельность и деловая активность.
Методика Н.С. Соменковой [4] базируется на том же предположении, что и методика Т.А. Федосеевой и О.А. Митяковой, а именно что инновационный потенциал предприятия состоит из организационно-управленческого, научно-технического, производственно-
технологического, финансово-экономического и кадрового потенциалов. Однако формула расчета интегрального показателя уровня инновационно-
го потенциала по Н.С. Соменковой имеет более простой вид, чем формула Митяковой-Федосеевой:
1р=1 ;=1 ьл (2)
где 1Р — инновационный потенциал; п — число составляющих инновационного потенциала; Я — 1-я составляющая инновационного потенциала; к! — весовой коэффициент 1-й составляющей инновационного потенциала (определяется экспертным путем).
К сожалению, в статье Н.С. Соменковой не приводится алгоритм расчета показателя Зато в статье присутствует предложение рассчитывать коэффициент использования инновационного потенциала, определяемого отношением величины реального инновационного потенциала к его максимальной величине, что тесно связывает подход Н.С. Соменковой с расчетом инновационной активности предприятия.
Целевые показатели оценки инноваций включают в себя такие показатели, которые характеризуют степень обновления факторов производства и производимого продукта, отражают рост конкурентоспособности производства в целом, ускорение процесса производства и относительную экономию ресурсов.
В настоящей статье предлагается количественная оценка потенциала по осуществлению инновационного развития мебельных предприятий.
Показатели инновационной активности предприятия:
1. Кадровая обеспеченность инновационной деятельности (УДК):
ЧР
УД к = ЧЧрРгКР (3)
ЧРППП
где ЧРниокр — численность работников, связанных с выполнением НИОКР; ЧРппп — общая численность работающих.
Этот показатель характеризует долю работников, непосредственно осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также патентно-лицензионную деятельность.
2. Доля оборудования, связанного с инновационными внедрениями (УДоб):
уд = ОПФин (4)
УДо6 ОПФ (4)
где ОПФин — стоимость имущества экспериментального и исследовательского назначения; ОПФ — общая стоимость машин и оборудования предприятия.
Этот показатель показывает насколько предприятие технически и технологически готово к выполнению инновационных программ, насколь-
ко прогрессивна его материально-техническая база и способна проводить опыты и эксперименты, необходимые в инновационных проектах.
3. Доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов предприятия (УДнм):
С
УДнм = ОПФ (5)
где Снм — стоимость нематериальных активов.
Этот показатель инновационного потенциала предприятия свидетельствует о наличии у него интеллектуальной собственности в виде товарных знаков, патентов на изобретения, промышленных образцов новых видов продукции, ноу-хау, документации на новые технологии и т. п.
4. Обеспеченность предприятия финансовыми средствами (инвестициями) для финансирования инновационных проектов (Офс).
В качестве источников финансовых средств, прежде всего, оцениваются собственные внутренние источники: прибыль, амортизационный фонд, резервы и накопления для развития производства. Вполне возможно использование привлеченных и заемных средств, в частности на основе проектного финансирования. При решении проблем, связанных с охраной окружающей среды и социальных, возможно получение специальных грантов из различных целевых фондов. Обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами может быть определена по формуле:
ОИ
= ОТ- (6)
общ
где ОИс — обеспеченность инновационной деятельности собственными финансовыми средствами; Иобщ — общая сумма потребных инвестиций.
Обеспеченность предприятия финансовыми средствами для проведения инновационной деятельности гарантирует ему определенную независимость и устойчивость развития, реальность выполнения инновационных проектов. Чем выше этот показатель, тем благонадежнее предстает предприятие перед соучастниками проектов.
Предложенные показатели, характеризующие инновационную активность предприятия, не имеют нормативов. Практически, чем выше значения показателей, тем большим инновационным потенциалов обладает предприятие. Совокупность показателей может дать картину возможностей предприятия осуществлять инновационную деятельность одновременно с текущей производственной деятельностью (Пин).
В ходе настоящего исследования нами был выполнен анализ инновационного потенциала трех мебельных предприятий. По организационно-правовой форме эти предприятия представлены акционерами обществами. По размерам внеоборотних активов это средние предприятия с их суммой
от 8,9 млн руб. до 24,5 млн руб., с численностью работающих от 62 человек до 615 человек. В связи с коммерческой тайной их названия не даются, условно они обозначаются: А, В, С. По типу производства — серийные, ассортиментно-продуктовый набор — примерно одинаковый — корпусная мебель.
Основываясь на приведенных результатах исследования способностей промышленных предприятий к инновационному интенсивному развитию в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, мы пришли к выводу, что практически все обследованные предприятия, являющиеся типичными представителями промышленно-производственной деятельности, по принятым нами показателям инновационной активности имеют максимальный уровень использования своего потенциала развития 50 % (0,5). Следовательно, в качестве норматива для интегральной инновационной активности по четырем показателям он может быть принят (0,5-4) = 2.
Выполненные обследования и расчеты предложенных показателей на трех мебельных предприятиях позволили установить ранжирование предприятий по ним и отнести их по уровню инновационного потенциала к трем группам: лидеры, последователи, имитаторы. Предлагается на основании оценки интегральной инновационной активности рекомендовать предприятиям придерживаться соответствующей инновационной стратегии:
- при Пин = 1,41-2,0 — наступательная стратегия;
- при Пин = 0,7-1,4 — оборонительная стратегия;
- при Пин = 0-0,7 — имитационная стратегия.
При высоком уровне и инновационной активности фирмы-лидеры формируют инновационную систему производства для выполнения полного цикла инноваций от зарождения идеи до ее реализации. При среднем уровне инновационной активности инновационная система производства ставит перед собой задачи удержания конкурентных позиций на уже имеющихся рынках. Главной функцией инновационного менеджмента при этом является контроль соотношения «затраты-результаты» в инновационном процессе и активизация НИОКР. При низком уровне инновационной активности фирмы выбирают политику копирования основных потребительских свойств нововведений, выпущенных лидерами — инновационными фирмами.
Приведенная методика определения уровня инновационных возможностей позволит предприятию наиболее рационально сформировать инновационную систему производства на начальном этапе и усовершенствовать ее в дальнейшем развитии.
Мебельные предприятия весьма различны по своей организационной структуре, характеристике производственного потенциала. Однако расче-
ты по предложенной методике показали, что практически все они обладают примерно одинаковой инновационной активностью и относятся к категории последователей и имитаторов. Если анализировать три составляющие инновационного потенциала: кадровую, технико-технологическую и инвестиционную, то становится очевидным, что у обследуемых предприятий очень низкие показатели кадровой и производственной обеспеченности, что подтверждают сведения о состоянии мебельных предприятий и является типичной картиной для большинства современных мебельных производств. Совершенствование механизма хозяйствования и организация предприятий по типу инновационной системы производства — необходимое условие успешной деятельности современного предприятия.
Учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод, что производственным предприятиям, в том числе мебельным, необходимо перестраиваться более активно на инновационный путь развития. Инновационная стратегия развития предприятий мебельной промышленности должны способствовать повышению эффективности производства путем формирования механизмов развития и повышения конкурентоспособности. Для этого важно формирование стратегии повышения конкурентоспособности мебельного производства на основе эффективной инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Анисимов Ю.П., Пешкова И.В., Солнцева Е.В. Методика оценки инновационной деятельности предприятия // Инновации. 2006. № 11. С. 49-55.
2. Артёмова М.М. Стратегическое управление затратами научно-производственного комплекса при реализации инновационного потенциала: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тюмень, 2006. 18 с.
3. Митякова О.И. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Финансы и кредит. 2004. № 13. С. 69-74.
4. Соменкова Н.С. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 1. С. 160-162.
5. Федосеева Т.А. Мониторинг инновационного развития экономических систем: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Н. Новгород, 2007. 22 с.
N.E. Tsukanova
Methods of innovation potential's evaluation of the Production companies
Approaches to the evaluation of innovation potential proposed by different authors are reviewed, and a proper method of quantifying potential evaluation to implement the innovation development of furniture enterprises is offered.
Key words: innovation potential of the production company.