Решетневскуе чтения. 2013
ситуаций, когда один сотрудник «не так понял», что имел в виду другой, и поэтому произвел не тот продукт или отгрузил клиенту не то, что требовалось.
Также стоит отметить, что система НСИ - не единственная область, требующая наведения порядка в большинстве компаний.
Удастся ли предприятию максимально использовать выгоды от внедрения грамотной системы НСИ, во многом зависит от того, насколько хорошо организованы основные бизнес-процессы, продумана стратегия развития и расставлены приоритеты, а также от того, соответствуют ли действия подразделений компании избранной стратегии и скоординированы ли их действия между собой.
Библиографические ссылки
1. Погодин В. А., Схиртладзе А. Г. Интегрированные системы проектирования и управления. Корпоративные информационные системы. Тамбов, 2006. 114 с.
2. Хватов Б. Н. Гибкие производственные системы. Расчет и проектирование. Тамбов, 2007. 112 с.
References
1. Pogodin V. A., Shirtladze A. G. Integrations systems design and management. Corporate information systems. Tambov, 2006. 114 р.
2. Hvatov B. N. Agile manufacturing systems. The calculations and design. Tambov, 2007. 112 р.
© Фортунов Е. С., Гуляев А. Ю., Галаев А. С., 2013
УДК 004.051
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ АСУ
Л. С. Чабан
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected]
Рассмотрены варианты оценки эффективности и результативности автоматизированных систем управления (АСУ).
Ключевые слова: оценка, эффективность, результативность, АСУ.
ESTIMATING METHODS OF PERFORMANCE AND EFFICIENCY OF AUTOMATIC CONTROL SYSTEM
L. S. Chaban
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
Performance and efficiency of automatic control system estimating variants are considered.
Keywords: estimating, performance, efficiency and automatic control system.
Внедрение информационных технологий связано с высокими затратами и вызывает все больший интерес руководства предприятий к оценке эффективности использования созданной с их помощью АСУ [1-4]. В результате чего встает задача оценки результативности использования АСУ, четкого соотнесения целей и ожидаемых результатов от ИТ-проектов с бизнес-стратегией предприятия.
Для решения этих задач необходимо комплексное изучение деятельности АСУ, основанное на системном анализе. Сбор первичных данных по компонентам АСУ позволяет определить технические характеристики использования компонентов (частота, объем, доля, периодичность). Их трансляция в экономиче-
ские показатели и объединение в единую систему позволит получить эффективный инструмент для обоснования проекта, четкого соотнесения целей и ожидаемых результатов от развития АСУ с бизнес-стратегией предприятия.
Специфика оценки эффективности информационных технологий состоит в отражении их результатов, которые не являются доходами от продаж выпускаемой продукции, поэтому отличаются от результатов промышленных инвестиционных проектов.
Для оценки эффективности можно использовать 5 ключевых областей управления ИТ:
Соответствие стратегии делает акцент на связи между планами бизнеса и ИТ, выявлении, поддержке
Информационно-управляющие системы
и контроле за ценностным предложением ИТ, а также на соответствии ИТ и бизнес-операций.
Полезность представляет собой реализацию ценностного предложения, контроль за тем, чтобы ИТ обеспечивали определенные стратегией преимущества, сосредоточение на оптимизации затрат и подтверждение подлинной ценности ИТ.
Управление ресурсами посвящено вопросам, связанным с управлением критичными ИТ-ресурсами, а именно, с оптимизацией инвестиций и должным руководством приложениями, информацией, инфраструктурой и персоналом. Ключевые вопросы касаются оптимизации знаний и инфраструктуры.
Управление рисками требует осведомленности высшего руководства в области рисков, четкого понимания корпоративного подхода в их отношении, соответствия требованиям прозрачности в отношении существенных рисков, включения функции управления рисками в практику организации.
Оценка эффективности представляет собой контроль за реализацией стратегии, результатами проектов, использованием ресурсов, эффективностью процессов и сервисным обслуживанием. Для этого применяются, в частности, системы сбалансированных показателей, которые преобразуют стратегию в последовательность действий, результаты которых измеряются иными, по сравнению с бухгалтерским учетом, методами.
Другим фактором для оценки являются показатели результативности (KGI) и показатели эффективности (КР1).
Показатель результативности говорит о том, достигнуты ли определенные цели. Эти показатели могут быть измерены только после совершения факта и поэтому называются индикаторами задержки.
Показатели эффективности говорят о том, вероятно ли вообще достижение цели.
Эти показатели могут быть измерены до получения результата и поэтому называются индикаторами опережения.
Показатели ЕР! и KGI можно разделить на три уровня: уровень бизнес-целей, уровень ИТ-процесса, уровень действий.
На первом уровне показатели эффективности ИТ определяют, что является вкладом ИТ в достижение бизнес-целей и как это измерить.
На втором уровне показатели эффективности ИТ-процесса демонстрируют, что является вкладом ИТ-процесса в достижение ИТ-целей и как это измерить.
На последнем уровне показатель эффективности отдельных видов деятельности определяет, что должно произойти внутри ИТ-процесса для достижения требуемой эффективности и как это измерить.
Тип «Доля». Доля представляет собой отношение количества измеряемого атрибута, указанного в наименовании критерия, и общего количества данного свойства.
Тип «Число» (штуки, денежные единицы, часы/дни/недели). Количественный показатель, который определяется простым подсчетом необходимого атрибута.
Тип «Оценка». Это показатели, для которых единицами измерения выступают баллы от 0 до 5. Принцип подсчета таких показателей взят по аналогии с моделями зрелости.
Желаемые результаты (KGI) представляют собой краткие рекомендации или максимальное значение показателя результативности. Измерив показатели, мы можем соотнести их с максимальными значениями и определить, к какому уровню зрелости возможно отнести АСУ в целом.
Библиографические ссылки
1. Антее Г. Сбалансированная система показателей // Директор информационной службы. 2003. № 6.
2. Гринберг A. C., Король И. А. Информационный менеджмент : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-Дана, 2003. 415 с.
3. Веревченко А. П., Горчаков В. В., Иванов И. В., Голодова О. В. Информационные ресурсы для принятия решений : учеб. пособие. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. 560 с.
4. Елепов Б. С., Чистяков В. М. Управление процессами использования информационных ресурсов. Новосибирск : Наука, 1989. 238 с.
References
1. Antee G. Sbalansirovannaja sistema pokazatelej // Direktor informacionnoj sluzhby. 2003. № 6.
2. Grinberg A. C., Korol' I. A. Informacionnyj menedzhment : Ucheb. posobie dlja vuzov. M. : JuNITI-DANA, 2003. 415 s.
3. Verevchenko A. P., Gorchakov V. V., Ivanov I. V., Golodova O. V. Informacionnye resursy dlja prinjatija reshenij : Ucheb. posobie. M. : Akademicheskij Proekt ; Ekaterinburg : Delovaja kniga, 2002. 560 р.
4. Elepov B. S., Chistjakov V. M. Upravlenie processami ispol'zovanija informacionnyh resursov. Novosibirsk : Nauka, 1989. 238 р.
© Чабан Л. С., 2013