Научная статья на тему 'Преимущества внедрения единой системы нормативно-справочной информации'

Преимущества внедрения единой системы нормативно-справочной информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1159
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НСИ / НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / REGULATORY BACKGROUND INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ / PRODUCTION MANAGEMENT / RBI

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фортунов Е.С., Гуляев А.Ю., Галаев А.С.

Рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единой системы нормативно-справочной информации (НСИ). Приводится перечень базовых справочников НСИ. Описываются причины, проблем связанных с ведением нормативно-справочной информации в информационных системах. Выделяются преимущества построения единой системы хранения нормативно-справочной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF IMPLEMENTING A UNIFIED SYSTEM OF REFERENCE DATA

The problems associated with the lack of a single system of reference data are assumed. A list of basic reference data is given. The causes of the problems associated with the conduct of the reference data in information systems are described. The benefits of building a unified storage of reference data are highlighted.

Текст научной работы на тему «Преимущества внедрения единой системы нормативно-справочной информации»

информационных систем огромное внимание уделяется качеству в приоритетных направлениях информатизации процессов управления, а также развитии экономических реформ на территории страны [1].

Актуальность данной работы состоит в том, что изучение межотраслевых информационных систем в составе территориальных информационных систем позволяет увеличить эффективность системы управления, а также сформировать тенденции к развитию информационного общества.

Объект исследования работы выражен в межотраслевых информационных системах в составе территориальных информационных систем.

В настоящее время идет массовый ввод межотраслевых информационных систем, что во многом отражается на качестве обслуживания и управления. Создание плотной сети между различными учреждениями ускоряет процесс обработки данных, о чем свидетельствуют современные показатели скорости обслуживания в государственных учреждениях. Хотя на современном этапе не была полностью достигнута интеграция информационных технологий, процесс автоматизации государственных учреждений, а также их взаимосвязь с другими экономическими объектами постоянно развивается.

Применение территориальных информационных систем так же влияет на процесс управления. Необходимая информация должна находиться в постоянном, ускоренном режиме доступа, что ранее было особенно осложнено с учетом расстояния. Теперь же с развитием территориальных информационных систем проблема отдаленности районов постепенно сокращается, что позволяет увеличить эффективность управления, достигнуть должного уровня в развитии управленческих процессов.

Межотраслевые информационные системы в составе территориальных информационных систем -это еще один шаг на пути к созданию универсальной системы управления. С её помощью можно решить множество проблем, связанных с взаимодействием

государственного управления и экономических объектов, но при этом распространив действие и на отдалённые регионы.

Сейчас достаточно сложно проанализировать полученный эффект от внедрения таких технологий, поскольку во многом нет их полной интеграции, а современный уровень не дает оснований для дачи оптимальной оценки. Однако на современном этапе уже можно проанализировать проблемы использования таких систем, а также спрогнозировать возможные сложности в последующей реализации. На данный момент такая оценка не давалась [2].

Поэтому межотраслевые информационные системы в составе территориальных информационных систем однозначно существенно упростят процесс управления, но говорить о статистических показателях данного процесса пока рано. В условиях постоянно развивающегося рынка автоматизированных систем требование к автоматизации органов власти является существенным шагом к созданию информационного общества.

Полученные результаты исследования помогут более точно сформулировать проблемы внедрения и использования межотраслевых информационных систем в составе территориальных информационных систем. Выявление слабых мест есть шаг к их устранению, так как любое решение задачи начинается с постановки условий.

Библиографические ссылки

1. Логинов В. Н. Информационные технологии управления. М. : КноРус, 2013. 240 с.

2. Амириди Ю. В. Информационные аналитические системы. М. : Синергия, 2013. 384 с.

References

1. Loginov V. N. Informacionnie tehnologii upravlenia. Moscow, KnoRus, 2013, 240 p.

2. Amiridi U. V. Informacionnie analiticheskie sistemi. Moscow, Sinirgia, 2013, 384 p.

© Свиридова А. С., 2013

УДК 004.91

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Е. С. Фортунов, А. Ю. Гуляев, А. С. Гелаев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-шаП: info@sibsau.ru

Рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единой системы нормативно-справочной информации (НСИ). Приводится перечень базовых справочников НСИ. Описываются причины, проблем связанных с ведением нормативно-справочной информации в информационных системах. Выделяются преимущества построения единой системы хранения нормативно-справочной информации.

Ключевые слова: НСИ, нормативно-справочная информация, информационные системы, управление производством.

Информационно-управляющие системы

BENEFITS OF IMPLEMENTING A UNIFIED SYSTEM OF REFERENCE DATA

E. S. Fortunov, A. Y. Gulyaev, A. S. Galaev

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: info@sibsau.ru

The problems associated with the lack of a single system of reference data are assumed. A list of basic reference data is given. The causes of the problems associated with the conduct of the reference data in information systems are described. The benefits of building a unified storage of reference data are highlighted.

Keywords: RBI, regulatory background information, information systems, production management.

В настоящее время большинство средних и крупных компаний обзавелось как минимум одной, а то и несколькими информационными системами (ИС). Однако в большинстве случаев обнаружилось, что вместо преимуществ, которые приносит автоматизация, они получили новые проблемы в области хранения и анализа данных с использованием ИС.

Зачастую в крупных компаниях существует одновременно несколько ИС, которые внедрялись в разное время, а решение о внедрении принималось разными людьми. Как правило, часть данных в таких системах дублируется, а часть вообще нигде не учитывается. Предназначение каждой системы четко не определено, поэтому каждое подразделение работает в той ИС, в которой ему привычнее. В результате невозможно, например, сравнить плановые и фактические объемы производства, потому что планирование происходит в одной системе, а учет фактически произведенной продукции ведется в другой. Также возможна ситуация, когда в компании применяется одна информационная система, но в отчетах, выгружаемых из системы, возникают ошибки: одна и та же позиция товара встречается несколько раз, какие-то позиции отсутствуют. В результате руководство компании принимает решения, полагаясь только на собственную интуицию.

Грамотно построенная система НСИ необходима для корректного планирования и учета любой производственной и торговой компании. Под НСИ понимают такую систему справочников, в которой систематизирована и классифицирована вся информация о готовой продукции, сырье и материалах, рецептурах или спецификациях и т. д. Эта система должна лежать в основе любой ИС, внедряемой компанией [2]. Как правило, в производственных компаниях существует несколько базовых справочников:

- справочник номенклатуры: готовая продукция, полуфабрикаты, сырье, материалы;

- справочник рецептур/спецификаций (bill of material);

- справочник производственных площадок (если у компании их больше одной);

- справочник клиентов;

- справочник поставщиков.

Могут существовать и другие справочники - цен, складов, точек отгрузки и т. д. Каждая компания в зависимости от масштаба и направлений деятельности сама определяет, какие именно справочники ей

необходимы и какая информация должна в них содержаться.

Причины проблем с ведением НСИ, обусловленных уровнем организации взаимодействия подразделений компании, можно назвать следующие:

- не назначены сотрудники, ответственные за ведение справочников компании;

- неправильно определены функции сотрудников по внесению изменений в НСИ;

- при существовании нескольких ИС одни и те же данные вносятся в различные ИС разными сотрудниками;

- четко не разграничены права доступа в ИС - изменения в НСИ могут быть внесены кем угодно;

- принятая система НСИ не утверждена руководством как обязательная для использования всеми сотрудниками компании, и те вносят информацию, кто как привык.

Грамотно выстроенная система хранения НСИ позволяет решить следующе проблемы:

1. У компании, внедрившей систему НСИ, появляется единая база данных для всех процессов планирования и учета. Это означает, что вы можете сравнить плановые и фактические данные (например, объемы продаж или объемы производства), если они ведутся в разных информационных системах.

2. С внедрением системы НСИ появляется единая база для планирования на различных временных промежутках, что дает возможность сравнения долгосрочных планов с краткосрочными. Ведь нередко долгосрочное планирование ведется в одной ИС, а краткосрочное - в другой. Таким образом, система НСИ повышает точность планирования и учета [1].

3. Система НСИ облегчает решение актуальной для многих компаний проблемы производственного учета. В сложных производствах весьма нелегко построить в ИС всю цепочку производственного учета от момента поступления сырья и материалов «на входе» до момента поступления на склад готовой продукции «на выходе». Ведь для этого нужно не только включить в номенклатуру готовую продукцию, сырье и материалы, все полуфабрикаты, которые появляются в производственном процессе на разных стадиях, но и отразить в ней цепочку превращений «сырье - полуфабрикат - готовая продукция» для каждого цеха.

4. Единая система НСИ позволяет говорить на одном языке продавцу и сотруднику отдела планирования, закупщику и технологу. Возникает меньше

ситуаций, когда один сотрудник «не так понял», что имел в виду другой, и поэтому произвел не тот продукт или отгрузил клиенту не то, что требовалось.

Также стоит отметить, что система НСИ - не единственная область, требующая наведения порядка в большинстве компаний.

Удастся ли предприятию максимально использовать выгоды от внедрения грамотной системы НСИ, во многом зависит от того, насколько хорошо организованы основные бизнес-процессы, продумана стратегия развития и расставлены приоритеты, а также от того, соответствуют ли действия подразделений компании избранной стратегии и скоординированы ли их действия между собой.

Библиографические ссылки

1. Погодин В. А., Схиртладзе А. Г. Интегрированные системы проектирования и управления. Корпоративные информационные системы. Тамбов, 2006. 114 с.

2. Хватов Б. Н. Гибкие производственные системы. Расчет и проектирование. Тамбов, 2007. 112 с.

References

1. Pogodin V. A., Shirtladze A. G. Integrations systems design and management. Corporate information systems. Tambov, 2006. 114 р.

2. Hvatov B. N. Agile manufacturing systems. The calculations and design. Tambov, 2007. 112 р.

© Фортунов Е. С., Гуляев А. Ю., Галаев А. С., 2013

УДК 004.051

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ АСУ

Л. С. Чабан

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-таЛ: ChabanLS@bmail.ru

Рассмотрены варианты оценки эффективности и результативности автоматизированных систем управления (АСУ).

Ключевые слова: оценка, эффективность, результативность, АСУ.

ESTIMATING METHODS OF PERFORMANCE AND EFFICIENCY OF AUTOMATIC CONTROL SYSTEM

L. S. Chaban

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: ChabanLS@bmail.ru

Performance and efficiency of automatic control system estimating variants are considered.

Keywords: estimating, performance, efficiency and automatic control system.

Внедрение информационных технологий связано с высокими затратами и вызывает все больший интерес руководства предприятий к оценке эффективности использования созданной с их помощью АСУ [1-4]. В результате чего встает задача оценки результативности использования АСУ, четкого соотнесения целей и ожидаемых результатов от ИТ-проектов с бизнес-стратегией предприятия.

Для решения этих задач необходимо комплексное изучение деятельности АСУ, основанное на системном анализе. Сбор первичных данных по компонентам АСУ позволяет определить технические характеристики использования компонентов (частота, объем, доля, периодичность). Их трансляция в экономиче-

ские показатели и объединение в единую систему позволит получить эффективный инструмент для обоснования проекта, четкого соотнесения целей и ожидаемых результатов от развития АСУ с бизнес-стратегией предприятия.

Специфика оценки эффективности информационных технологий состоит в отражении их результатов, которые не являются доходами от продаж выпускаемой продукции, поэтому отличаются от результатов промышленных инвестиционных проектов.

Для оценки эффективности можно использовать 5 ключевых областей управления ИТ:

Соответствие стратегии делает акцент на связи между планами бизнеса и ИТ, выявлении, поддержке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.