Научная статья на тему 'Методы освоения этнодизайна в процессе подготовки специалистов в области дизайна'

Методы освоения этнодизайна в процессе подготовки специалистов в области дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ДИЗАЙН / ЭТНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ЭТНОДИЗАЙН / DIDACTIC METHOD / TECHNOLOGICAL RECONSTRUCTION / DESIGN / ETHNIC ART / ETHNIC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Ольга Михайловна

Статья посвящена проблеме повышения эффективности образовательного процесса в высшей школе. Обосновывается использование современных проблемно-исследовательских методов в процессе подготовки специалистов в области дизайна, в рамках дисциплины «этнодизайн». Раскрыты возможности применения метода реконструкции как инструмента комплексного изучения наследия этнического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPMENT OF ETHNIC DESIGN IN THE COURSE OF PREPARATION OF EXPERTS OF DESIGN

The article is devoted to the problem of improvement the effectiveness of the educational process in higher education. The use of modern problem-research methods in the process of the preparation of experts in the field of design, within the discipline ethnodesign is explained. The possibilities of applying the method of reconstruction as a tool for complex studying the legacy of ethnic art are revealed.

Текст научной работы на тему «Методы освоения этнодизайна в процессе подготовки специалистов в области дизайна»

МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ЭТНОАИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

Дидактический метод, технологическая реконструкция, дизайн, этническое искусство, этнодизайн.

Этнодизайн как дисциплина, обладающая самостоятельным объектом изучения и рядом специфических методов, уверенно заняла свое место в профессиональной подготовке специалистов в области дизайна. Среди дидактических методов в преподавании этнодизайна, наряду с репродуктивным (лекционным) методом, значительное место занимают методы практического характера. Основная цель использования практических методов — стимулирование развития творческих и познавательных способностей студента. Наиболее высоким уровнем познавательной активности характеризуется исследовательский метод, частным случаем которого можно считать метод технологической реконструкции художественных процессов этнического искусства.

Суть метода реконструкции состоит в максимально полном экспериментальном воспроизведении аутентичных технологий и материалов с целью глубокого освоения и изучения определенного технологического процесса или специфического объекта творчества [Семенов, 1963, с. 191]. Метод реконструкции способен с успехом решать задачи воссоздания в ходе эксперимента процессов обработки исходного материала, этапов изготовления и декорирования предмета этнического искусства. Используя аутентичные сырье, материалы и специфический инструмент, исследователь получает возможность более глубоко понять и оценить их свойства, потенциальные возможности и изучить природу тех или иных художественных проявлений. Метод реконструкции может стать ведущим в преподавании дисциплины «этнодизайн».

Метод реконструкции в разной степени полноты воспроизведения имеет достаточно широкое распространение в современном мире. Например, так называемая «историческая реконструкция».

В области восстановления художественных процессов и технологий этнического искусства в процессе подготовки специалистов в высшей школе метод реконструкции, к сожалению, еще не получил такого широкого применения, как в исторических науках, хотя его эффективность, подтвержденная отдельными экспериментальными проектами и практическими опытами, уже очевидна. Прием реконструкции представляется перспективным как в практике обучения художников и дизайнеров, так и в искусствоведении. В своей книге «Историческая реконструкция по данным археологии» A.B. Коробейников применительно к археологическим исследованиям предлагает метод реконструкции процессов «как наиболее эффективный и дающий объективные данные, в отличие от классического метода этнографической аналогии, при котором отдельные характеристики объекта определяются в ходе поиска аналога среди уже описанных предметов. Что не дает возможности применения измеряемых параметров и зачастую приводит к повторению ранее допущенных ошибок. Метод исторической реконструкции технологий становится важным и достоверным источником получения информации, наря-

Педагогика

ду с методами поверхностного изучения вещей и морфологического метода» [Коробейников, 2005, с. 13].

Важной составляющей учебного процесса для студентов художественных специальностей являются практики: музейные, пленерные и производственные, практики, эффективность которых должна существенно повыситься за счет включения элементов реконструкции. Освоив данный метод на примере отдельных технологических процессов, изученных в ходе практик, студенты начинают эффективно пользоваться им в самостоятельной учебной деятельности, при проведении курсовых и дипломных исследований [Исаева, 2009, с. 5].

К сожалению, современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве — это использование материалов и технологий по хорошо прописанной пошаговой инструкции. Изданные за последнее десятилетие книги по декоративно-приклад-ному искусству — наглядная иллюстрация тенденции. Красиво иллюстрированные эффектные издания содержат готовые художественные идеи и подробное описание их реализации. Приведем лишь один фрагмент из подобной инструкции по созданию поверхности с эффектом патины: «Нанесите равномерный слой основы (продукт 1), высушите в течение часа и нанесите два слоя золота (продукт 2). Пока металлическая краска еще сырая и липкая, нанесите поверх нее слой синей патины (3)» [Идея. Краски для прикладного..., 1998, с. 78]. И ни слова о химическом составе ингредиентов, о процессах взаимодействия красок, приводящих к возникновению эффекта трещинок. Все это остается тайной для молодого художника. Такая ситуация грозит тупиком в личном развитии дизайнера или художника.

Материалы этнического искусства дают практически неисчерпаемое поле для исследования и реконструкции. Эти материалы имеют, как правило, природную основу, они экологичны и легко доступны. Для их изготовления не нужно высокотехнологичного оборудования, их возможно получить самостоятельно. В ходе ре-конструкционного эксперимента, варьируя ингредиенты, можно найти оптимальное сочетание и пропорции, наиболее полно определить художественные свойства материала, области его применения и способы создания художественного эффекта.

Использование метода реконструкции обогащает личный, профессиональный опыт будущего педагога. Например, в ходе изучения в рамках этнодизайна традиционной керамической игрушки была выявлена одна особенность, характерная только для Аба-шевской традиции. Камеру будущего свистка народные мастера делали, применяя деревянную коническую заготовку — «дупель», на которую наматывался кусок глины, раскатанной в пласт. Полученный полый конус и служил камерой будущего свистка. В процессе реконструкции процесса было сделано два важных открытия. Первое - тембр звука свистульки значительно отличался от других игрушек, сделанных по рекомендуемой в литературных источниках методике. Второе — характерные черты общего пластического решения игрушки в данной традиции напрямую связаны с технологией изготовления конусообразной камеры. Именно она и создает общий абрис изделия: длинную шею, маленькую головку, утяжеленный зад. Интересно, что большинство исследователей этнической игрушки, описывая особенности пластики в Абашевской традиции, не связывают их со своеобразным приемом изготовления, а обычно даже не упоминают об использовании «дупеля». Так, в книге широко известного популяризатора народных ремесел Геннадия Федотова «Послушная глина» предлагается сделать «оле-ня-свистульку» из целого куска глины, прилепив свисток, выполненный отдельно, что, очевидно, лишает ее не только этнографической достоверности, но меняет звук и общее пластическое решение [Федотов, 1999, с. 84].

Развитие творческих способностей — бесспорная составляющая образовательного процесса. Говоря о творчестве применительно к художественным специальностям, чаще всего понимают процесс создания образа и способы его воплощения. Но необ-

ходимо помнить и о другой области возможного применения творческих способностей — области художественных технологий. В формировании профессиональных компетенций художника-дизайнера отсутствие опыта творческой конструктивнотехнологической деятельности может значительно сузить его возможности как профессионала. «Специалист с высшим образованием должен решать не полностью предписанные или вообще не предписанные профессиональные задачи, становление у него в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из сторон общепрофессиональной подготовки специалиста» [Фокин, 2002, с. 161]. Реализация метода реконструкции в учебной дисциплине «этнодизайн» позволяет студенту эффективно действовать и в научно-исследовательской парадигме. Это подразумевает: исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных технологий по различным параметрам (материал, фактура и структура, технологический прием, рабочий инструмент, красочные материалы), исследование вариабельности моделирования форм, исследование возможностей создания объектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных технологий.

Наиболее продуктивным и полноценным является реконструктивный эксперимент, проведенный на реальном этнографическом материале. Региональные принципы подбора изучаемого материала определяют высокую степень приближенности к собственной, этнически, исторически и национально близкой культуре. Исследование особенностей собственных локальных традиций и связанные с этим открытия как индивидуально, так и общественно значимого характера придают методу технологической реконструкции в системе преподавания очевидную нравственную и даже патриотическую воспитательную окраску.

Метод технологической реконструкции художественных процессов можно считать комплексным, так как в процессе реконструкции студентами осуществляются различные виды учебной деятельности. По работе с источниками информации метод технологической реконструкции отождествляем с репродуктивными и поисковыми методами учебной деятельности. По уровню наглядности и доступности он схож с демонстрационным методом. По типу познавательной деятельности — это эвристический исследовательский метод. При этом отличительным достоинством метода технологической реконструкции, применительно к образованию художников, является то, что результатом деятельности всегда становится художественный, творчески преобразованный продукт.

Применяя метод технологической реконструкции художественных процессов как структурообразующий в рамках дисциплины «этнодизайн», удается вывести эту дисциплину на новый уровень и с точки зрения научной достоверности содержания, и с позиции эффективности формирования профессиональных компетенций дизайнера.

Библиографический список

1. ИДЕЯ. Краски для прикладного творчества. Милан, 1998. 82 с.

2. Исаева Т.И. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля: автореф.СПб., 2009. 17 с.

3. Коробейников A.B. Историческая реконструкция по данным археологии. Ижевск, 2005, 180 с.

4. Семенов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента // Новые методы в археологических исследованиях. М.; JL: Наука, 1963. С. 191-214.

5. Федотов Г.Я. Послушная глина / М.: Аст-пресс, 1999. 144 с.

6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. М.: Академия, 2002. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.