МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ЭТНОАИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
Дидактический метод, технологическая реконструкция, дизайн, этническое искусство, этнодизайн.
Этнодизайн как дисциплина, обладающая самостоятельным объектом изучения и рядом специфических методов, уверенно заняла свое место в профессиональной подготовке специалистов в области дизайна. Среди дидактических методов в преподавании этнодизайна, наряду с репродуктивным (лекционным) методом, значительное место занимают методы практического характера. Основная цель использования практических методов — стимулирование развития творческих и познавательных способностей студента. Наиболее высоким уровнем познавательной активности характеризуется исследовательский метод, частным случаем которого можно считать метод технологической реконструкции художественных процессов этнического искусства.
Суть метода реконструкции состоит в максимально полном экспериментальном воспроизведении аутентичных технологий и материалов с целью глубокого освоения и изучения определенного технологического процесса или специфического объекта творчества [Семенов, 1963, с. 191]. Метод реконструкции способен с успехом решать задачи воссоздания в ходе эксперимента процессов обработки исходного материала, этапов изготовления и декорирования предмета этнического искусства. Используя аутентичные сырье, материалы и специфический инструмент, исследователь получает возможность более глубоко понять и оценить их свойства, потенциальные возможности и изучить природу тех или иных художественных проявлений. Метод реконструкции может стать ведущим в преподавании дисциплины «этнодизайн».
Метод реконструкции в разной степени полноты воспроизведения имеет достаточно широкое распространение в современном мире. Например, так называемая «историческая реконструкция».
В области восстановления художественных процессов и технологий этнического искусства в процессе подготовки специалистов в высшей школе метод реконструкции, к сожалению, еще не получил такого широкого применения, как в исторических науках, хотя его эффективность, подтвержденная отдельными экспериментальными проектами и практическими опытами, уже очевидна. Прием реконструкции представляется перспективным как в практике обучения художников и дизайнеров, так и в искусствоведении. В своей книге «Историческая реконструкция по данным археологии» A.B. Коробейников применительно к археологическим исследованиям предлагает метод реконструкции процессов «как наиболее эффективный и дающий объективные данные, в отличие от классического метода этнографической аналогии, при котором отдельные характеристики объекта определяются в ходе поиска аналога среди уже описанных предметов. Что не дает возможности применения измеряемых параметров и зачастую приводит к повторению ранее допущенных ошибок. Метод исторической реконструкции технологий становится важным и достоверным источником получения информации, наря-
Педагогика
ду с методами поверхностного изучения вещей и морфологического метода» [Коробейников, 2005, с. 13].
Важной составляющей учебного процесса для студентов художественных специальностей являются практики: музейные, пленерные и производственные, практики, эффективность которых должна существенно повыситься за счет включения элементов реконструкции. Освоив данный метод на примере отдельных технологических процессов, изученных в ходе практик, студенты начинают эффективно пользоваться им в самостоятельной учебной деятельности, при проведении курсовых и дипломных исследований [Исаева, 2009, с. 5].
К сожалению, современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве — это использование материалов и технологий по хорошо прописанной пошаговой инструкции. Изданные за последнее десятилетие книги по декоративно-приклад-ному искусству — наглядная иллюстрация тенденции. Красиво иллюстрированные эффектные издания содержат готовые художественные идеи и подробное описание их реализации. Приведем лишь один фрагмент из подобной инструкции по созданию поверхности с эффектом патины: «Нанесите равномерный слой основы (продукт 1), высушите в течение часа и нанесите два слоя золота (продукт 2). Пока металлическая краска еще сырая и липкая, нанесите поверх нее слой синей патины (3)» [Идея. Краски для прикладного..., 1998, с. 78]. И ни слова о химическом составе ингредиентов, о процессах взаимодействия красок, приводящих к возникновению эффекта трещинок. Все это остается тайной для молодого художника. Такая ситуация грозит тупиком в личном развитии дизайнера или художника.
Материалы этнического искусства дают практически неисчерпаемое поле для исследования и реконструкции. Эти материалы имеют, как правило, природную основу, они экологичны и легко доступны. Для их изготовления не нужно высокотехнологичного оборудования, их возможно получить самостоятельно. В ходе ре-конструкционного эксперимента, варьируя ингредиенты, можно найти оптимальное сочетание и пропорции, наиболее полно определить художественные свойства материала, области его применения и способы создания художественного эффекта.
Использование метода реконструкции обогащает личный, профессиональный опыт будущего педагога. Например, в ходе изучения в рамках этнодизайна традиционной керамической игрушки была выявлена одна особенность, характерная только для Аба-шевской традиции. Камеру будущего свистка народные мастера делали, применяя деревянную коническую заготовку — «дупель», на которую наматывался кусок глины, раскатанной в пласт. Полученный полый конус и служил камерой будущего свистка. В процессе реконструкции процесса было сделано два важных открытия. Первое - тембр звука свистульки значительно отличался от других игрушек, сделанных по рекомендуемой в литературных источниках методике. Второе — характерные черты общего пластического решения игрушки в данной традиции напрямую связаны с технологией изготовления конусообразной камеры. Именно она и создает общий абрис изделия: длинную шею, маленькую головку, утяжеленный зад. Интересно, что большинство исследователей этнической игрушки, описывая особенности пластики в Абашевской традиции, не связывают их со своеобразным приемом изготовления, а обычно даже не упоминают об использовании «дупеля». Так, в книге широко известного популяризатора народных ремесел Геннадия Федотова «Послушная глина» предлагается сделать «оле-ня-свистульку» из целого куска глины, прилепив свисток, выполненный отдельно, что, очевидно, лишает ее не только этнографической достоверности, но меняет звук и общее пластическое решение [Федотов, 1999, с. 84].
Развитие творческих способностей — бесспорная составляющая образовательного процесса. Говоря о творчестве применительно к художественным специальностям, чаще всего понимают процесс создания образа и способы его воплощения. Но необ-
ходимо помнить и о другой области возможного применения творческих способностей — области художественных технологий. В формировании профессиональных компетенций художника-дизайнера отсутствие опыта творческой конструктивнотехнологической деятельности может значительно сузить его возможности как профессионала. «Специалист с высшим образованием должен решать не полностью предписанные или вообще не предписанные профессиональные задачи, становление у него в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из сторон общепрофессиональной подготовки специалиста» [Фокин, 2002, с. 161]. Реализация метода реконструкции в учебной дисциплине «этнодизайн» позволяет студенту эффективно действовать и в научно-исследовательской парадигме. Это подразумевает: исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных технологий по различным параметрам (материал, фактура и структура, технологический прием, рабочий инструмент, красочные материалы), исследование вариабельности моделирования форм, исследование возможностей создания объектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных технологий.
Наиболее продуктивным и полноценным является реконструктивный эксперимент, проведенный на реальном этнографическом материале. Региональные принципы подбора изучаемого материала определяют высокую степень приближенности к собственной, этнически, исторически и национально близкой культуре. Исследование особенностей собственных локальных традиций и связанные с этим открытия как индивидуально, так и общественно значимого характера придают методу технологической реконструкции в системе преподавания очевидную нравственную и даже патриотическую воспитательную окраску.
Метод технологической реконструкции художественных процессов можно считать комплексным, так как в процессе реконструкции студентами осуществляются различные виды учебной деятельности. По работе с источниками информации метод технологической реконструкции отождествляем с репродуктивными и поисковыми методами учебной деятельности. По уровню наглядности и доступности он схож с демонстрационным методом. По типу познавательной деятельности — это эвристический исследовательский метод. При этом отличительным достоинством метода технологической реконструкции, применительно к образованию художников, является то, что результатом деятельности всегда становится художественный, творчески преобразованный продукт.
Применяя метод технологической реконструкции художественных процессов как структурообразующий в рамках дисциплины «этнодизайн», удается вывести эту дисциплину на новый уровень и с точки зрения научной достоверности содержания, и с позиции эффективности формирования профессиональных компетенций дизайнера.
Библиографический список
1. ИДЕЯ. Краски для прикладного творчества. Милан, 1998. 82 с.
2. Исаева Т.И. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля: автореф.СПб., 2009. 17 с.
3. Коробейников A.B. Историческая реконструкция по данным археологии. Ижевск, 2005, 180 с.
4. Семенов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента // Новые методы в археологических исследованиях. М.; JL: Наука, 1963. С. 191-214.
5. Федотов Г.Я. Послушная глина / М.: Аст-пресс, 1999. 144 с.
6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. М.: Академия, 2002. 224 с.