Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК '

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грузовые перевозки / пассажирские перевозки / тарифы на перевозки / расходы перевозчиков / себестоимость транспортных услуг / freight transportation / passenger transportation / transportation tariffs / carrier costs / the cost of transportation services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С-А.Ш. Довтаев, Х.-А.У. Манцаев

Основными и неизменными факторами, оказывающими влияние на рост тарифов, являются те, которые приводят к стремительному увеличению себестоимости перевозок: инфляция и рост стоимости топливно-энергетических ресурсов. Также повышению тарифов способствует наличие неудовлетворенного спроса, с которым предприятие не справляется, либо резкий рост спроса. В статье рассмотрены текущие реалии формировании тарифов на перевозки в Российской Федерации. Отмечено, что на повышение себестоимости услуг грузового и пассажирского транспорта в последние годы оказали влияние ряд факторов, связанных с изменениями в налоговом законодательстве нашей страны. С целью сохранения стоимости своих услуг на одном уровне, перевозчики должны серьезно подходить к оптимизации расходов и снижению себестоимости. В современных экономических условиях существует множество вполне законных способов снижения себестоимости продукции, работ и услуг, в том числе и услуг грузового и пассажирского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF OPTIMIZATION OF FREIGHT AND PASSENGER TRANSPORTATION COSTS

The main and unchanging factors influencing the growth of tariffs are those that lead to a rapid increase in the cost of transportation: inflation and growth in the cost of fuel and energy resources. Also, the increase in tariffs is facilitated by the presence of unsatisfied demand, which the company cannot cope with, or a sharp increase in demand. The article discusses the current realities of the formation of tariffs for transportation in the Russian Federation. It is noted that the increase in the cost of freight and passenger transport services in recent years has been influenced by a number of factors associated with changes in the tax legislation of our country. In order to keep the cost of their services at the same level, carriers must seriously approach cost optimization and cost reduction. In modern economic conditions, there are many completely legal ways to reduce the cost of products, works and services, including the services of freight and passenger transport.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК »

2. Bisuttanova A.A. Modern trends in corporate finance management / A.A. Bisuttanova, N.S. Zemlyakova, O.A. Razzhivin, E.E. Udovik, A.A Adamenko // Espacios. - 2018. - T. 39. - No. 31.

3. Dadasheva D.A. Actual problems of the economic security of the regions of the Russian Federation // D.A. Dadasheva, A.A. Adamenko // Economics. Right. Seal. KSEI Bulletin. - 2018. - No. 3 (79). - S. 75-77.

4. Adamenko A.A. The essence of the calculations, their types and forms. Debt of the organization / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, L.V. Boltysheva // Natural and humanitarian research. - 2019. - No. 23 (1). - S. 57-62.

5. Bashkatov V.V. Theoretical approaches to defining the category of entrepreneurial risks / V.V. Bashkatov, V.S. Bashkato-va // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support II International scientific conference of young scientists and teachers. - 2014. - S. 169-173.

6. Bashkatov V.V. Financial Consequences of Ineffective Tax Risk Management: Russian Practice and Foreign Experience / V.V. Bashkatov, A.V. Belova, T.S. Pirozhkova, Ya.G. Tysyachnikova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. -No. 2 (25). - S. 270-275.

7. Sigidov Yu. I. Formation of accounting and analytical information about cash flows in commercial organizations: monograph / Yu. I. Sigidov, A. A. Adamenko, TE Khorolskaya. - Krasnodar: KubGAU, 2019. - 144 p.

8. Altunina L.N. Evaluation of the effectiveness of cash flow management of a commercial organization / L.N. Altunina, T.E. Khorolskaya, A.I. Smirnova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 41-46.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-3-45-48

С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова»,

S-A.Sh. Dovtaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov;

Х.-А.У. Манцаев - обучающийся 4 курса, Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова»,

Kh.-A.U. Mantsaev - 4th year student, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov.

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК METHODS OF OPTIMIZATION OF FREIGHT AND PASSENGER TRANSPORTATION COSTS

Аннотация. Основными и неизменными факторами, оказывающими влияние на рост тарифов, являются те, которые приводят к стремительному увеличению себестоимости перевозок: инфляция и рост стоимости топливно-энергетических ресурсов. Также повышению тарифов способствует наличие неудовлетворенного спроса, с которым предприятие не справляется, либо резкий рост спроса.

В статье рассмотрены текущие реалии формировании тарифов на перевозки в Российской Федерации. Отмечено, что на повышение себестоимости услуг грузового и пассажирского транспорта в последние годы оказали влияние ряд факторов, связанных с изменениями в налоговом законодательстве нашей страны. С целью сохранения стоимости своих услуг на одном уровне, перевозчики должны серьезно подходить к оптимизации расходов и снижению себестоимости. В современных экономических условиях существует множество вполне законных способов снижения себестоимости продукции, работ и услуг, в том числе и услуг грузового и пассажирского транспорта.

Abstract. The main and unchanging factors influencing the growth of tariffs are those that lead to a rapid increase in the cost of transportation: inflation and growth in the cost of fuel and energy resources. Also, the increase in tariffs is facilitated by the presence of unsatisfied demand, which the company cannot cope with, or a sharp increase in demand.

The article discusses the current realities of the formation of tariffs for transportation in the Russian Federation. It is noted that the increase in the cost of freight and passenger transport services in recent years has been influenced by a number of factors associated with changes in the tax legislation of our country. In order to keep the cost of their services at the same level, carriers must seriously approach cost optimization and cost reduction. In modern economic conditions, there are many completely legal ways to reduce the cost of products, works and services, including the services of freight and passenger transport.

Ключевые слова: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, тарифы на перевозки, расходы перевозчиков, себестоимость транспортных услуг.

Keywords: freight transportation, passenger transportation, transportation tariffs, carrier costs, the cost of transportation services.

Основными и неизменными факторами, оказывающими влияние на рост тарифов, являются те, которые приводят к стремительному увеличению себестоимости перевозок: инфляция и рост стоимости топливно -энергетических ресурсов. Также повышению тарифов способствует наличие неудовлетворенного спроса, с которым предприятие не справляется, либо резкий рост спроса.

Рассмотрим текущие реалии формировании тарифов на перевозки в Российской Федерации.

На повышение себестоимости услуг грузового и пассажирского транспорта в последние годы оказали влияние ряд факторов, связанных с изменениями в налоговом законодательстве нашей страны. Во-первых, нельзя не сказать о повышении ставки налога на добавленную стоимость с 18 % до 20 % начиная с 1 января 2019 г. Во-вторых, в 1,5 раза возросли акцизы на топливо. В-третьих, возросший налог на добычу полезных ископаемых.

Влияние на себестоимость перевозок оказывает множество и иных факторов, которые по отношению к транспортному предприятию можно рассматривать как внешние и внутренние (рисунок 1).

Рисунок 1 - Факторы, оказывающие внимание на себестоимость транспортных услуг

Все указанные факторы непосредственным образом отразились на увеличении стоимости топлива, которое составляет одну из основных статей затрат услуг грузового и пассажирского транспорта.

С целью сохранения стоимости своих услуг на одном уровне, перевозчики должны серьезно подходить к оптимизации расходов и снижению себестоимости. Как известно стремление повысить доход порой наводит некоторых предпринимателей на мысль о применении различных «серых» схем, однако в современных условиях такой метод достаточно опасен для бизнеса и несет за собой риск не только начисления и уплаты штрафов, но и отрицательно сказывается на репутации фирмы. К тому же повсеместное внедрение цифровизации, автоматизация множества процессов и операций, делают прозрачными многие сделки и операции и, как следствие, применение указанных схем становится все более нецелесообразным и опасным.

В современных экономических условиях существует множество вполне законных способов снижения себестоимости продукции, работ и услуг, в том числе и услуг грузового и пассажирского транспорта. Вначале рассмотрим пути оптимизации расходов грузоперевозок.

Одним из способов оптимизации расходов на перевозки грузового транспорта на сегодняшний день выступает сегмент сборных грузов. Перевозка сборного груза будет однозначно дешевле комплектного отправления, но срок доставки при этом может не отличаться. Это связано с тем, что спрос на сборную перевозку возникает при необходимости перевезти небольшие партии. По результатам оценок экспертов данный способ снижения расходов в последние годы активно внедряется в работу многих компаний, предоставляющих данные услуги, доля таких поставок в период с 2019 года возросла более, чем в два раза.

Существуют также и иные работающие способы снижения затрат на грузоперевозки, это оптимизация маршрутов и ресурсов автомобилей, а также мониторинг передвижения транспортных средств. Транспортные компании стремятся максимально сократить «непроизводительные» расходы, то есть снизить число простоев, холостых пробегов и неэффективного использования своих ресурсов.

На решение этих задач нацелены основные технологии, которые сейчас активно внедряются в транспортную и логистическую сферы. В частности, системы мониторинга передвижения транспортных средств позволяет отслеживать любые перемещения, действия с автомобилем и эксплуатационные характеристики машины, начиная с местоположения и маршрута до открытия и закрытия дверей. Качественный анализ полученных с помощью такой системы сведений, позволяет руководству транспортной компании существенно снизить затраты на оказываемые услуги, а также повысить эффективность работы транспорта компании.

Так, постоянный контроль за работой транспортных средств позволяет выявить нарушителей рабочего процесса, воровство, фактический расход горюче-смазочных материалов, нецелевые поездки и прочие виды нарушений, вызывающий рост необоснованных расходов. Система дает возможность определить реальный расход топлива для всего автопарка, то есть появляется возможность экономии на закупке топлива. Также мож-

но выявить оптимальные по затратам рейсы и машины, что однозначно повышает эффективность каждой отдельной поездки. Также немаловажно, что система мониторинга способствует предотвращению кражи и порчи техники, а также груза, что позволяет сохранить лояльность партнеров и заказчиков. В том случае, если транспортные средства переданы в аренду, система позволяет контролировать технику в аренде и арендаторов на предмет невыплат по действующим договорам.

Далее рассмотрим возможность оптимизации тарифов на пассажирские перевозки.

Снижение себестоимости пассажирских перевозок представляет собой основной, главный фактор повышения экономической эффективности работы предприятий пассажирского транспорта. На всех видах транспорта снижение себестоимости перевозочного процесса может быть достигнуто за счет использования как экстенсивных, так и интенсивных факторов.

Первая группа факторов повышает качество обслуживания пассажиров, но при этом требует дополнительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Важнейшим экстенсивным фактором повышения экономичности всех видов пассажирского транспорта является постоянное оснащение его новыми видами подвижного состава (многоместными скоростными пассажирскими поездами, самолетами с турбореактивными двигателями; новыми марками вагонов, автобусов и др.). Широкое внедрение современных транспортных средств в эксплуатацию со времен приводит к снижению себестоимости перевозок, создает базу для дальнейшего снижения тарифов на перевозки. Но при этом стоит учитывать, что рассматриваемая группа факторов не всегда дает наибольший экономический эффект, а обновление автопарка должно сопровождаться его более интенсивным использованием.

К интенсивным факторам снижения себестоимости пассажирских перевозок можно отнести следующие:

- более полное использование производительности подвижного состава по времени и пробегам;

- повышение производительности труда на ремонтных работах;

- удлинение амортизационных и межремонтных сроков работы подвижного состава на основе высококачественного ремонта и грамотной его эксплуатации;

- экономию топлива и смазочных материалов;

- максимальное сокращение непроизводительных пробегов и простоев подвижного состава;

- сокращение административно-управленческих расходов.

В качестве резюме рассмотрим схему (рисунок 2), на которой кратко представлены способы оптимизации расходов в пассажирских и грузовых перевозках и черты сходные для этих сфер бизнеса.

Рисунок 2 - Схема эффективных методов оптимизации тарифов на перевозку

Таким образом, подводя итог оценки методов эффективной оптимизации тарифов на грузовые и пассажирские перевозки можно выделить наиболее актуальные для текущей рыночной ситуации, в порядке снижения приоритетности:

Мониторинг работы - обширное понятие, которое включает, но не ограничивается

Контролем за простоями, «холостыми» пробегами и неэффективным использованием ресурсов перевозчика. Системы мониторинга позволяют отслеживать любые перемещения, действия с автомобилем и эксплуатационные характеристики машины — от местоположения и маршрута до открытия и закрытия дверей.

Оптимизация маршрутов - имеет огромное значение во всех сферах перевозок, позволяет сократить время простоев на маршруте, увеличить время полезного использования подвижного состава перевозчика, так же позволяет выстроить гибкую систему графиков работы с учётом сезонности.

Оптимизация, цифровизация всевозможных административных и вспомогательных процессов. Особенно актуально для предприятий «выросших» на базе организаций советского наследия. Сокращение штатного состава административного, управленческого, аналитического аппарат предприятия за счёт применения цифровых технологий и кросс- функционального взаимодействия.

В заключении необходимо сказать, что максимальный эффект для снижения себестоимости возможен только при совокупном использовании всех методов, но также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой компании.

Источники:

1. Адаменко А. А. Снижение себестоимости продукции в условиях экономического кризиса / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, А. А. Одуд // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы IV международной научной конференции (г. Краснодар, 9-11 декабря 2015 г.). -Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 649-654.

2. Власова Н. С. Контроллинг как элемент системы управления организацией / Н. С. Власова, А. А. Мешлок, Е.Ф. Сафонова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 2 (25). - С. 82-86.

3. Кузина, А. Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А. Ф. Кузина, Е. А. Павленко // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 198-200.

4. Управленческий учет : учебник / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов, А.А. Адаменко, Н.Ю. Мороз, М.С. Рыбянцева / под ред. Ю. И. Сигидова. - Краснодар, 2017. - 325 с.

References:

1. Adamenko A. A. Reducing the cost of production in the context of the economic crisis / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, A. A. Odud // Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the IV international scientific conference ( Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Publishing house "Magarin O. G.", 2016. - S. 649-654.

2. Vlasova NS Controlling as an element of the organization's management system / NS Vlasova, AA Meshlok, EF Safonova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 2 (25). - S. 82-86.

3. Kuzina, AF Modern approach to improving accounting and cost management of an economic entity / AF Kuzina, E. A. Pavlenko // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. No. 6-7. S. 198-200.

4. Management accounting: textbook / Yu.I. Sigidov, V.V. Bashkatov, A.A. Adamenko, N.Yu. Moroz, M.S. Rybyantsev / ed. Yu. I. Sigidova. - Krasnodar, 2017 . - 325 p.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-3-48-51

С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова»,

S-A.Sh. Dovtaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov;

Х.-А.У. Манцаев - обучающийся 4 курса, Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова»,

Kh.-A.U. Mantsaev - 4th year student, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF HIGH-TECH BRANCHES OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF DEPRESSED TERRITORIES

Аннотация. Опыт развития национальных экономик развитых стран мира говорит о том, что в качестве критериев их устойчивого экономического роста выступают исключительно объемы высокотехнологичных секторов и инновационный потенциал этих стран.

Анализ сложившегося на сегодняшний день негативного экономического положения в агропромышленном комплексе депрессивных республик Юга России требует незамедлительного разрешения проблем формирования и задействования высокотехнологичных отраслей агропромышленного комплекса. Достичь намеченных целей возможно путем внедрения ресурсосберегающих технологий агропромышленного производства и глубокой переработки всех видов производимой в регионе сельскохозяйственной продукции. Развитие высокотехнологичных отраслей АПК зависит от взаимодействия разнонаправленных факторов на территории определенного региона. Кроме того, в современных реалиях депрессивные республики не в состоянии обойтись без комплекса поддерживающих и стимулирующих факторов от федеральных структур.

Abstract. The experience of the development of the national economies of the developed countries of the world suggests that the criteria for their sustainable economic growth are exclusively the volumes of high-tech sectors and the innovative potential of these countries.

An analysis of the current negative economic situation in the agro-industrial complex of the depressive republics of the South of Russia requires an immediate solution to the problems of the formation and use of high-tech branches of the agro-industrial complex. It is possible to achieve the set goals by introducing resource-saving technologies of agro-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.