Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ '

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грузовые перевозки / пассажирские перевозки / ценообразование / сфера услуг / транспортные услуги / freight transportation / passenger transportation / pricing / service industry / transport services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б.М. Мусаева

Одну из самых важных составляющих сферы платных услуг, которые оказываются населению, составляют грузовые и пассажирские перевозки. Сложно переоценить не только экономическую, но и социальную значимость всех видов транспортных перевозок, оказывающих огромное влияние на транспортную доступность регионов, уровень транспортной подвижности населения и благосостояния граждан в целом. В современных условиях рыночной экономики транспортные тарифы приобретают первостепенную роль в обеспечении деятельности автотранспортных предприятий, безопасности и качества перевозок, при этом значение издержек при установлении цен не должно быть преувеличено. Результаты многочисленных исследований показали, что наиболее предпочтительными в условиях современной рыночной экономики является использование ценообразования смешанного тип. В статье рассмотрены наиболее широко используемые затратные методы ценообразования на грузовые и пассажирские перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING METHODS FOR FREIGHT AND PASSENGER TRANSPORTATION, WAYS TO IMPROVE THEM

One of the most important components of the sphere of paid services that are rendered to the population is freight and passenger transportation. It is difficult to overestimate not only the economic, but also the social significance of all types of transport, which have a huge impact on the transport accessibility of regions, the level of transport mobility of the population and the welfare of citizens in general. In modern conditions of a market economy, transport tariffs acquire a primary role in ensuring the activities of road transport enterprises, safety and quality of transportation, while the importance of costs in setting prices should not be exaggerated. The results of numerous studies have shown that the most preferable in a modern market economy is the use of mixed pricing. The article discusses the most widely used costly pricing methods for freight and passenger transportation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ »

Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ PRICING METHODS FOR FREIGHT AND PASSENGER TRANSPORTATION, WAYS TO IMPROVE THEM

Аннотация. Одну из самых важных составляющих сферы платных услуг, которые оказываются населению, составляют грузовые и пассажирские перевозки. Сложно переоценить не только экономическую, но и социальную значимость всех видов транспортных перевозок, оказывающих огромное влияние на транспортную доступность регионов, уровень транспортной подвижности населения и благосостояния граждан в целом. В современных условиях рыночной экономики транспортные тарифы приобретают первостепенную роль в обеспечении деятельности автотранспортных предприятий, безопасности и качества перевозок, при этом значение издержек при установлении цен не должно быть преувеличено. Результаты многочисленных исследований показали, что наиболее предпочтительными в условиях современной рыночной экономики является использование ценообразования смешанного тип. В статье рассмотрены наиболее широко используемые затратные методы ценообразования на грузовые и пассажирские перевозки.

Abstract. One of the most important components of the sphere of paid services that are rendered to the population is freight and passenger transportation. It is difficult to overestimate not only the economic, but also the social significance of all types of transport, which have a huge impact on the transport accessibility of regions, the level of transport mobility of the population and the welfare of citizens in general. In modern conditions of a market economy, transport tariffs acquire a primary role in ensuring the activities of road transport enterprises, safety and quality of transportation, while the importance of costs in setting prices should not be exaggerated. The results of numerous studies have shown that the most preferable in a modern market economy is the use of mixed pricing. The article discusses the most widely used costly pricing methods for freight and passenger transportation.

Ключевые слова: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, ценообразование, сфера услуг, транспортные услуги.

Keywords: freight transportation, passenger transportation, pricing, service industry, transport services.

Грузовые и пассажирские перевозки представляют собой одни из самых важных составляющих сферы платных услуг, которые оказываются населению. Сложно переоценить не только экономическую, но и социальную значимость всех видов транспортных перевозок, оказывающих огромное влияние на транспортную доступность регионов, уровень транспортной подвижности населения и благосостояния граждан в целом.

Результатом формирования современного рынка транспортных услуг становится повышение транспортных тарифов, которые являются важным рыночным индикатором пропорциональности развития спроса и предложения в сфере услуг пассажирского транспорта и служат отправной точкой в планировании финансовой деятельности транспортных предприятий. В связи с этим, информация, которая связана с происходящими изменениями в уровне тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, в их количественных и качественных характеристиках тарифных систем, на сегодняшний день является крайне актуальной.

В современных условиях рыночной экономики транспортные тарифы приобретают первостепенную роль в обеспечении деятельности автотранспортных предприятий, безопасности и качества перевозок. Законодательством Российской Федерации отмечено государственное регулирование тарифов на пассажирские и грузовые перевозки, а также возмещение из бюджета соответствующего уровня доли тарифа, некомпенсируемой установленной платой за проезд. Следует отметить, что ограниченные возможности региональных бюджетов часто не позволяют полностью компенсировать убытки предприятий пассажирского и грузового транспорта. Более того, низкий уровень жизни населения способствует необходимости ограничивать уровень транспортных тарифов. Все это способствует формированию новых подходов к определению тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.

Итак, цену услуги можно определять различными методами, каждый из которых будет по-разному влиять на ее уровень. На сегодняшний день методы ценообразования можно условно разделить на три основные группы: затратные, рыночные и эконометрические. Рассмотрим данные методы более подробно.

Затратные методы ценообразования в условиях рынка предполагают определение такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за эту услугу потребитель, и издержками предприятия при ее оказании. Из чего следует, что определение цены должно основываться прежде всего на факторах, относящихся к спросу. При этом значение издержек при установлении цен не должно быть

преувеличено. На практике это может выглядеть следующим образом: предприятие пытается определить, за какую цену оно могло бы предоставить свою услугу на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества самой услуги и т. п., и только после этого определяет свои производственные, коммерческие и административные затраты, которые соответствуют такой цене и изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка. В настоящее время наиболее широко используются следующие затратные методы:

- метод надбавок к полным издержкам (метод «издержки плюс»);

- метод, ориентирующийся на прямые затраты (метод маржинального ценообразования);

- метод, основанный на анализе безубыточности и обеспечении целевой прибыли.

Рыночные методы ценообразования не просто устанавливают ту или иную цену, но и формируют целую систему цен, которая широко охватывает разнообразные услуги и учитывает различия в издержках по их реализации в разных географических районах, а также различия в уровнях спроса и т. д. При использовании такого метода ценообразования предприятие осуществляет свою деятельность в обстановке постоянно меняющегося конкурентного окружения, при этом нередко выступает с инициативой изменения цен и даже может отвечать на ценовые действия конкурентов. Определив исходную цену, предприятие периодически корректирует ее в зависимости от различных факторов, действующих на рынке. На сегодняшний день, могут использоваться разнообразные подходы установления тарифов с использованием рыночного метода ценообразования:

- установление цен с ориентацией на спрос;

- установление цен на новый товар;

- ценообразование в рамках товарной номенклатуры;

- установление цен по географическому принципу;

- установление цен для стимулирования сбыта;

- установление цен на уровне конкурентов.

Эконометрические методы ценообразования предприятия часто используют в проектировании и оказании таких товаров, но в нашем случае - услуг, которые не заменяют ранее освоенную, а дополняют или расширяют уже существующий параметрический ряд услуг. Под параметрическим рядом понимается совокупность однородных услуг, предназначенных для выполнения одних и тех же функций, но отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями. Существует несколько подходов построения цен на новую продукцию или услугу в зависимости от уровня ее потребительских свойств и с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие подходы получили название нормативно-параметрических. К их числу относят подходы регрессионного анализа, балловый, агрегатный.

Результаты многочисленных исследований показали, что наиболее предпочтительными в условиях современной рыночной экономики является использование ценообразования смешанного типа. К сожалению, вопросам ценообразования на транспорте в современной литературе уделяется крайне мало внимания. Как правило, предлагаемые отечественными учеными классификации транспортных тарифов лишь частично охватывают виды транспорта, входящие в транспортную систему России. Совершенно очевидна необходимость в новых подходах к формированию транспортных тарифов, соответствующих современным условиям развития рыночной экономики.

Источники:

1. Адаменко А.А. Снижение себестоимости продукции в условиях экономического кризиса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хо-рольская, А. А. Одуд // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы IV международной научной конференции (г. Краснодар, 9-11 декабря 2015 г.). - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 649-654.

2. Власова Н.С. Система бюджетирования / Н. С. Власова, А. М. Бондарь // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 80-летию Краснодарского края, 2017. - С. 81-85.

3. Власова Н.С. Анализ финансовых результатов дорожно-строительных предприятий / Н.С. Власова, З.В. Наниз, З.А. Гонежук // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 3 (38). - С. 83-90.

4. Власова Н.С. Повышение результативности системы бюджетирования, современные тенденции ее развития / Н.С. Власова // Экономический анализ: теория и практика, 2007. - № 21. С. 54-56.

5. Говдя В.В. К вопросу о развитии концепции стратегического учета // В сборнике: Современные учетно-аналитиче-ские системы в экономике: факты, прогнозы, тенденции развития. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. Кубанский государственный аграрный университет. 2015. - С. 22-29.

6. Говдя В.В. Калькуляционная концепция развития учетно-аналитических систем экономических агентов рынка / В.В. Говдя, Е.А. Тончу, А.А. Ремезков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. - № 98. - С. 1174-1192.

7. Кузина А.Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А.Ф. Кузина, Е.А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 198-200.

References:

1. Adamenko A.A. Reducing the cost of production in the conditions of the economic crisis / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.A. Odud // Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the IV international scientific conference (Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Publishing house "Magarin O.G.", 2016. - S. 649-654.

2. Vlasova N.S. Budgeting system / N. S. Vlasova, A. M. Bondar // Information support for effective management of the activities of economic entities: Materials of the VII International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of the Krasnodar Territory, 2017. - pp. 81-85.

3. Vlasova NS Analysis of financial results of road-building enterprises / N.S. Vlasova, Z. V. Naniz, Z. A. Gonezhuk // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 3 (38). - S. 83-90.

4. Vlasova NS Improving the effectiveness of the budgeting system, modern trends in its development / N.S. Vlasov // Economic analysis: theory and practice, 2007. - No. 21. P. 54-56.

5. Govdya V.V. On the development of the concept of strategic accounting // In the collection: Modern accounting and analytical systems in the economy: facts, forecasts, development trends. Collection of articles based on materials of the IV international scientific-practical conference. Kuban State Agrarian University. 2015 .-- S. 22-29.

6. Govdya V.V. Calculation concept of the development of accounting and analytical systems of economic agents of the market / V.V. Govdya, E.A. Tonchu, A.A. Remezkov // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. - No. 98. - S. 1174-1192.

7. Kuzina A.F. A modern approach to improving accounting and cost management of an economic entity / A.F. Kuzina, E.A. Pavlenko // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. No. 6-7. S. 198-200.

Х.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

Kh.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ DEVELOPMENT OF PERSONAL SECONDARY ECONOMY: ECONOMIC PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация. Личные подсобные хозяйства представляют собой определенную производственно-трудовую нишу для населения, они играют значительную роль в производстве большинства видов сельскохозяйственной продукции, при этом зачастую выступают как социальная потребность и экономическая необходимость, позволяющие решать проблему доходов, давая возможность существовать и развиваться отдельным категориям населения. Однако в деятельности личных подсобных хозяйств существует ряд проблем, что способствует снижению их рентабельности. Стабильное развитие личного подсобного хозяйства гарантировано улучшит качество жизни сельского населения, позволит решить ряд экологических проблем и в целом повысит уровень экономической безопасности нашей страны.

В статье сформулирована роль личных подсобных хозяйств в экономике страны. Обозначены функции и цели данной формы хозяйствования. Выделены основные экономические проблемы, с которыми сталкиваются личные подсобные хозяйства в процессе осуществления своей деятельности, а также перспективы развития данной формы хозяйствования.

Abstract. Personal subsidiary plots represent a certain production and labor niche for the population, they play a significant role in the production of most types of agricultural products, while often acting as a social need and economic necessity, allowing to solve the problem of income, making it possible for certain categories of the population to exist and develop. However, there are a number of problems in the activities of personal subsidiary plots, which contributes to a decrease in their profitability. The stable development of personal subsidiary plots is guaranteed to improve the quality of life of the rural population, solve a number of environmental problems and, in general, increase the level of economic security of our country.

The article formulates the role of personal subsidiary plots in the country's economy. The functions and goals of this form of management are indicated. The main economic problems that personal subsidiary plots face in the process of carrying out their activities are highlighted, as well as the prospects for the development of this form of management.

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, сельское хозяйство, продукция сельского хозяйства.

Keywords: personal subsidiary plots, agriculture, agricultural products.

На сегодняшний день сельское хозяйство является одним из ведущих направлений экономического роста страны. Значительную роль в производстве большинства видов сельскохозяйственной продукции играют личные подсобные хозяйства (ЛПХ), которые представляют собой определенную производственно-трудовую нишу для населения. В современных условиях личное подсобное хозяйство зачастую выступает как социальная потребность и экономическая необходимость, позволяющие решать проблему доходов, давая возможность существовать и развиваться отдельным категориям населения. Основная функция ЛПХ заключается в воспроизводстве и сохранении теоретических знаний, практических навыков и умений, а так же трудовых усилий владельца личного подсобного хозяйства. Приоритетной целью ЛПХ является обеспечение стабильного дохода и достойного уровня благосостояния его владельца за счет организации и ведения аграрного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.