Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ / КОНСПЕКТ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Елена Николаевна, Перевозчикова Нелли Григорьевна

В статье рассмотрено понятие «конспектирование» и «конспект». Рассмотрены виды конспектов в зависимости от способа предъявления информации: на созданные при чтении книг и восприятии информации на слух (аудировании). Приведены особенности конспектирования текста и конспектирование осуществляющееся при аудировании. Представлена технология работы с опорными словами в тексте. Приведены примеры заданий по выбору опорных слов или словосочетаний на занятиях, а также примеры упражнений по формированию умений создавать конспект при монологическом высказывании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING STUDENTS TO TAKE NOTES OF PROFESSIONAL TEXTS

The article discusses the concept of "taking notes" and "synopsis". The types of notes are considered depending on the method of presentation of information: on those created when reading books and perceiving information by ear (listening). The features of taking notes of the text and taking notes carried out during listening are given. The technology of working with reference words in the text is presented. Examples of tasks for choosing reference words or phrases in the classroom are given, as well as examples of exercises for the formation of skills to create a synopsis during a monologue utterance.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Педагогика

378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Галкина Елена Николаевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Перевозчикова Нелли Григорьевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «конспектирование» и «конспект». Рассмотрены виды конспектов в зависимости от способа предъявления информации: на созданные при чтении книг и восприятии информации на слух (аудировании). Приведены особенности конспектирования текста и конспектирование осуществляющееся при аудировании. Представлена технология работы с опорными словами в тексте. Приведены примеры заданий по выбору опорных слов или словосочетаний на занятиях, а также примеры упражнений по формированию умений создавать конспект при монологическом высказывании.

Ключевые слова: конспектирование, конспект, метод обучения, метод обработки информации, профессиональное обучение.

Annоtation. The article discusses the concept of "taking notes" and "synopsis". The types of notes are considered depending on the method of presentation of information: on those created when reading books and perceiving information by ear (listening). The features of taking notes of the text and taking notes carried out during listening are given. The technology of working with reference words in the text is presented. Examples of tasks for choosing reference words or phrases in the classroom are given, as well as examples of exercises for the formation of skills to create a synopsis during a monologue utterance.

Key words: taking notes, synopsis, teaching method, information processing method, vocational training.

Введение. Первоначально все люди получают две основных профессии - читатель и слушатель. Слушателем человек становится раньше, чем читателем, воспринимать на слух информацию мы можем уже с рождения. Все остальные профессии прилагаются к этим двум. Без этих профессий не стать биологом, инженером, врачом, поваром. Достаточно давно было подмечено, что выписывание мыслей во время прочтения имеет огромную пользу. Выписывание учит выделению главных мыслей, формулированию, структурированию информации. Образовательный процесс связан с кратким изложением информации, конспектированием.

Конспектирование облегчает восприятие и понимание изучаемой темы, позволяет сконцентрироваться на главных моментах, дисциплинирует мысль.

Цель исследования: теоретически обосновать, описать необходимость внедрения методов обучения конспектированию при изучении дисциплин профессионального цикла в образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Существует множество источников информации и процессов ее освоения, каждый из которых требует наличие у человека навыков для качественной работы с ним. Достаточно распространённым процессом освоения информации является конспектирование. Конспектирование представляет собой мыслительно-деятельную работу пишущего. Продукт данного вида работы - конспект, который дает возможность составителю конспекта воспроизвести извлеченный материал. Конспект - это краткое изложение существенного содержания чего-нибудь [9, С. 239]. Процесс конспектирования студенты осуществляют на лекционных занятиях и при работе с печатным текстом.

Конспекты подразделяют в зависимости от способа предъявления информации: на созданные при чтении книг и восприятии информации на слух (аудировании).

В образовательном процессе вуза большое количество теоретического материала по профессиональным дисциплинам представляет собой форму диалога: преподаватель - аудитория. Оратор воплощает информацию посредствам цепи логически связанных суждений. Монологическая научная речь имеет определенную специфику в области фонетики, лексики, грамматики [7].

Чтение лекций - это акт вербального общения, акт коммуникации [6, C. 8]. Лекция - процесс, который предусматривает вербальное воспроизведение преподавателем информации, аудирование, переработку и её усвоение слушателями. Слушатель во время аудирования конспектирующий материал производит отбор информации. Сначала происходит оценка информация, на предмет значимости, нужности, затем производится оценка информации на предмет новизны и важности, только после этих операций должна производиться запись материала.

Необходимо отметить, что речь лектора имеет отличительную черту - склонность к диверсификации содержательного аспекта, так как ей характерны «значительные по размеру отрезки, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность» [2, C. 184-221].

Изложение информации в виде конспекта - процедура выбора лексических единиц, переформулировки и закрепление отобранной информации. При конспектировании происходит сжатие исходного текста. Результатом изменения информации должно стать свертывание ее объема, которое возможно за счет избыточности информации в тексте. При этом отбор лексических единиц и переработка материала представляют собой средство запоминания. Процесс усвоения возможен при условии сформированности таких приемов мыслительной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Студенты, не умеющие правильно конспектировать, стремятся к точному воспроизведению лекционного материала, такой вариант конспектирования может привести их к наличию пропусков в конспекте и утрате информации. Большая часть информации содержащейся в лекциях не может сразу остаться в памяти слушателя, так как преподаватели в лекциях дают свободный материал, собранный из разных источников, что при сегодняшнем прогрессе просто необходимо.

Конспектирование лекционного материала обучающимися представляет собой такой вид деятельности, при котором происходит одновременное восприятие и понимание устного сообщения. В связи с этим мы понимаем конспектирование как особый вид аудирования, где «восприятие - анализ и синтез материальных средств языка (фонем, морфем, слов, предложений и т.д.), а понимание - результат анализа и синтеза смысловых значений этих средств» [5, С. 103]. Следовательно, аудирование - это трансформация фонем, морфем, слов и предложений в конкретную смысл организующую запись.

Мы рассматриваем следующие виды аудирования: 1) аудирование с выбором основного материала из речевого потока, 2) аудирование с выборочным извлечением сведений.

Первый вид аудирования «предполагает обработку смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения».

Второй вид заключает в себе задачу «вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное» [4, С 103].

Навык написания конспекта во время лекции студентом считается одним из базовых учебных навыков. Чем более механическим, не требующим запоминания станет процесс написания слов, формулирования предложений, тем меньше трудностей будет с написанием конспекта. Скорость письма зависит от графической моторики.

Для развития умений выбирать основной материал и выборочно извлекать сведения данные, необходим комплекс упражнений, основанный на внутреннем проговаривании, использовании коротких предложений во время записи, делении речевого потока на составляющие отрезки, перефразировании, замена лексических единиц соответствующими эквивалентными единицами, сокращении или сжатии полученной информации, анализ и синтез воспринимаемой информации.

Приведем примеры упражнений по формированию умений создавать конспект при монологическом высказывании, которые можно использовать при подготовке обучающихся по специальности поварское и кондитерское дело.

Упражнение 1. Определите значение слов, используя словарь: мармит, ценность, льезон, артишок, ассортимент, бакмес, бракераж, брезирование.

Упражнение 2. Прослушайте текст и запишите все сказуемые.

Исходный текст: Срок годности готового супа не более 1-2 ч, если хранить его на мармите. При более длительном хранении качество супа снижается из-за понижения пищевой ценности разрушения витаминов. Супы-пюре, заправленные льезоном, следует хранить при температуре не выше 65° С, холодные супы хранят в холодильной камере. Если с супом отпускают еще мясные и рыбные продукты, то их до подачи хранят на мармите. Раздача супов осуществляется небольшими партиями.

Упражнение 3. Прослушайте предложения, запишите их, сокращая посредствам исключения второстепенных элементов.

Исходный текст: Супы оформляют, используя разные виды зелени, например петрушкой, зеленым луком, укропом, базиликом и т.д. Также иногда супы посыпают приправами: куркумой, паприкой, красным перцем и др. К супам-пюре для украшения используют обжаренные орехи и семечки. Очень часть на супах с помощью сливок рисуют узоры.

Упражнение 4. Соотнесите определения с конкретным термином (таблица 1) [1, С 439,562].

Таблица 1

Задание к упражнению 4

Определение Термин

Изделие в виде шарика: пирожок из заварного теста; Гасконский суп с сухарями или хлебом на дне; Суп с горохом и паприкой. Гарбюр

Комбинированный прием тепловой обработки; Процесс припускания соусов; Процесс нагревания до готовности в жирном бульоне слегка обжаренных продуктов (мяса или овощей). Брезирование

Пирожное из бисквита, состоящего из смеси пшеничной и картофельной муки, по форме напоминающее круглую булку, с мармеладной, желейной начинкой; Рис, запеченный с овощами; Гарнир к прозрачным бульонам. Буше

Уваренный ароматизированный сахарный сироп для глазировки; Острые запеченные гренки из ломтиков пшеничного хлеба, смазанных смесью тертого сыра, томата, перца, яиц; Пирожное слоеное с шоколадной крошкой. Дьябли

Уваренный ароматизированный сахарный сироп; Рагу из белого мяса в белом соусе; Жидкая смесь яиц, молока и воды, обеспечивающая связывание пищевых продуктов. Тираж

Упражнение 5. Прочитайте текст. Заполните таблицу информацией из текста, согласно поставленным вопросам (таблица 2).

Исходный текст: Органолептический анализ - это процесс исследования качества продукции с помощью органов чувств - зрения, обоняния, осязания, вкуса. Точность и достоверность проведенного анализа зависит от эксперта, а точнее от его квалификации, навыков, способностей, также от условий проведения анализа. При соблюдении правил проведения анализа, полученные результаты равноценны результатам анализа с помощью инструментальных методов контроля. Органолептический анализ - это метод, позволяющий быстро оценить качество кулинарной продукции, обнаружить нарушения технологии производства.

Таблица 2

Задание к упражнению 5

Вопросы Информация

что? представляет что?

что? чего?

чего? чего?

что? с помощью чего?

что? равноценны чему?

что? чем?

что? оценивает что?

Конспектирование печатного текста является следствием интеллектуально-речевой работы пишущего. При конспектировании текста на основе чтения пишущий преобразует информацию. Данный вид деятельности опирается на комплекс специальных умений: сокращать текст разными способами, кодировать или декодировать полученную информацию в виде значков, таблиц, схем, использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, - и представляет собой процесс переформулирования, сокращения, адаптирования учебно-научного материала [8, С. 269].

Процесс конспектирования текста начинается с чтения источника информации, отбора материала для письменной фиксации. Занесение информации в письменном виде может быть дословным или измененным, более компактно сформулированным. При конспектировании текста могут использоваться цитаты, символы, условные графические обозначения.

Процесс конспектирования печатного текста, по сравнению с конспектированием при аудировании, чаще всего не имеет трудностей у студентов связанных с нехваткой времени. Трудность при конспектировании при аудировании возникает из-за несоответствия темпов речи устной и письменной лектора и слушателя. Немало среди студентов и таких, которые механически, без осмысления, фиксируют материал, а понимание оставляют на период сессии.

Для удобства написания конспекта, для увеличения скорости написания конспектов можно использовать графические обозначения, сокращения слов. Интересны примеры индивидуальных сокращений из дневников Н.Г. Чернышевского: жзь-жизнь, нд-никогда, х- если [6, С. 21]. Очень большое количество конспектирующих используют обозначения для часто употребляемых слов и словосочетаний, например, может быть - м.б., то есть-т.е., и другие - и др., рассмотрим - р-м. Но сокращая слова нужно помнить о том, что слово должно иметь «запас прочности», чтобы его можно было восстановить в контексте. Например, сокращение карт. может быть расшифровано, как картина, карта, картофель и т.д.

При конспектировании исходного текста преобразование информации происходит вследствие следующих этапов: выделения систематизированных опорных слов или словосочетаний, понятых конспектирующим. Необходимо отметить, что опорные слова или словосочетания связаны с перекодированием текста и по психологическому механизму являются обобщением всего комплекса фраз и слов. Кроме того, они являются ядром расшифровки, репродукции исходного текста.

Технологии работы с опорными словами в тексте включают в себя следующие методы: метод выбора опорных слов или словосочетаний. Он основан на выделении в каждой фразе одно-два опорных слова или словосочетания. Мы рассматриваем фразу как относительное понятие, которое соответствует не фразам текста, а единицам информации.

Опорные слова или словосочетания ранжируются на основные - смыслообразующие, второстепенные -детализирующие.

Рассмотрим приемы данной работы.

Делим материала на группы по смыслу, ассоциациям и т.д. Фиксируем пункт, который является базой и содержит более широкий содержательный спектр, он представляет собой тезис заглавие, пример и т.д. Систематизируем опорные слова или словосочетания, распределяя их по общности признаков. Устанавливаем логическую последовательность опорных слов и словосочетаний.

Возможности использования опорных слов или словосочетаний представлены в процессе преподавания профессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности Поварское и кондитерское дело. Системное применение данного метода позволяет составить визуальную модель учебного материала. Опыт преподавания показывает, что у обучающихся практически не развит такой вид деятельности, он относится к числу сложных комплексных аудитивных умений, которые должны формироваться постепенно.

Приведем пример заданий по выбору опорных слов или словосочетаний на практических занятиях по теме «Классификация и ассортимент полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента».

Исходный текст: В технологии приготовления пищи часто используют сырьевой, рецептурный, компонентный, технологический и другие признаки. Они могут иметь качественное и количественное выражение, называемое значением признака классификации, и различаться по важности (более или менее существенные). Один и тот же признак может иметь разную степень важности в зависимости от цели классификации (научная, торговая, производственная, учебная и др.). Основными принципами классификации следует считать установление ее цели, выбор метода, количества классификационных признаков, последовательность их использования [3, С. 45-46].

Задание: 1. Расчленить текст на смысловые части; 2. Выделить смыслообразующие и детализирующие опорные слова в каждой смысловой части; 3. Подобрать синоним к выделенным опорным словам; 4. Выстроить опорные слова в логической последовательности; 5. Соотнести опорные слова с темой занятия; 6. Составить, по опорным словам, свой текст; 7. Сравнить с исходным текстом, откорректировать свое высказывание.

Сокращение протяженности предложений в конспекте - второй этап.

Приведем пример заданий по теме «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: принцип построения, основные разделы, кондиции сырья» для формирования общих навыков использования условных обозначений или сокращений.

Исходный текст: Для удобства работы поваров многие рецепты собраны в Сборники рецептур. В каждой рецептуре Сборника даны нормы вложения сырья в граммах, характеристики веса - брутто и нетто, нормы выхода готового изделия.

В рецептурах для некоторых блюд (салатов, супов, гарниров и др.) выход приведен на 1 кг. В водной части разделов Сборника указывают рекомендованные нормы отпускаемых потребителям блюд в зависимости от их спроса.

В рецептуры блюд включены основные виды продуктов, ассортимент которых может быть расширен в соответствии с таблицами, приведенными в приложении.

В процессе приготовления возможны потери, поэтому в Сборниках можно найти нормы выхода готовых блюд и полуфабрикатов с учетом потерь, которые происходят в процессе обработки (механические потери, температурные потери, порционные потери и др.).

Расход соли, зелени, специй для приготовления отдельных блюд в рецептурах не указан. Нормы расхода этих продуктов на одно блюдо даны в вводной части соответствующих разделов Сборника.

Рекомендации по отпуску и оформлению блюд тоже могут быть представлены в Сборниках рецептур.

Задания: 1. Выписать все существительные в сокращенном виде, отбрасывая середину слова; 2. Выписать из текста словосочетания, построенные по такому виду подчинительной связи, как согласование и записать его в виде усеченной записи слов: постановка точки у прилагательного или причастия после корня или приставки и корня, а существительное в полной морфемной форме, например, зеленая трава - зелен. трава.

Выводы. Для проверки на практике эффективности использования на занятиях комплекса упражнений для формирования навыков конспектирования научно-учебных текстов и лекционного материала была проведена экспериментальная проверка, результаты которой дали возможность сделать образовательный процесс осмысленным, продуктивным, овладеть обучающимся языком специальности. Методический эксперимент проходил на базе Института

пищевых технологий и дизайна - филиала ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» на базе технологического факультета на занятиях профессионального цикла.

Обучающий эксперимент проводился в экспериментальной и контрольной группах. В контрольной группе обучение проходило согласно рабочей программе без использования комплекса упражнений по формированию умений и навыков конспектирования.

В экспериментальной группе проходила проверка эффективности использования комплекса упражнений для формирования навыков конспектирования научно-учебных текстов и лекционного материала. В результате проведения обучающего эксперимента процент правильности составления конспекта научно-учебного текста и монологического высказывания в контрольной группе составил 53%, а в экспериментальной - 72%.

Основная задача обучающего эксперимента - научить обучающихся видеть структуру и логику построения предложений, текста научного стиля. В связи с этим система упражнений была направлена на пополнение лексических единиц и грамматических моделей профессиональной лексики.

Экспериментальная проверка внедрения системы упражнений по формированию умений и навыков конспектирования подтвердила результативность.

Литература:

1. Большой кулинарный словарь / А. Дюма; перевод с фр. Г.П. Мирошниченко. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - 735 с.

2. Буре, Н.А. Основы научной речи: для студентов нефилол. вузов / Н.А. Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова; под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. - Москва: Академия, 2003. - 270 с.

3. Ковалев, Я.И. Технология приготовления пищи: учебник для средних специальных учебных заведений / Я.И. Ковалев, М.Я. Куткина, В.А. Кравцова; под ред. д-ра тех. наук, проф. М.А. Николаевой. - Москва: Издательский дом "Деловая литература", Издательство "Омега-Л", 2003. - 480 с.

4. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - Санкт-Петербург: БЛИЦ, 2001. - 223 с.

5. Методика / под ред. А.А. Леонтьева. - Москва: Русский язык, 1988. - 180 с.

6. Павлова, В.П. Обучение конспектированию / В.П. Павлова. - Москва: Русский язык, 1978. - 102 с.

7. Потапенко, Т.А. Стилистика русского языка: пособие для студентов-иностранцев технических вузов / Т.А. Потапенко, Г.А. Фёдорова. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 1984. - 86 с.

8. Серегина, О.С. Особенности профессионального конспектирования печатного текста / О.С. Серегина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68 (3). - С. 266-269.

9. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - Москва: «Аделант», 2014. - 800 с.

Педагогика

УДК 37.011.31

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогического мастерства Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

доктор педагогических наук, профессор кафедры

социальной педагогики Фетисов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов с соответствии с современными государственными и общественными требованиями к личности специалиста в области образования. В данной связи авторами обосновывается утверждение о том, что одним из основных условий реализации данной цели является создание инновационной образовательной среды педагогического вуза. В статье проанализирована сущность понятия «инновационная образовательная среда», а также очерчены условия создания инновационной образовательной среды в педагогическом вузе.

Ключевые слова: инновационные процессы, высшее профессиональное образование, педагогическое образование, профессиональная подготовка педагогов, инновационная образовательная среда, инновационная среда учреждения образования.

Annotation. The article studies problems of increase of quality of professional training of future teachers in accordance with the modern state and public requirements of the person skilled in the field of education. In this regard, the author substantiates the assertion that one of the main conditions of realization of this goal is the creation of innovative educational environment of pedagogical University. The article analyzes the essence of the concept «innovative environment» and outlines the conditions for the creation of innovative educational environment in pedagogical University.

Key words: innovative processes, higher professional education, pedagogical education, professional training of teachers, innovative educational environment, the innovative environment of the educational institution.

Введение. Современное общество, ввиду тенденций и направлений его стремительного развития, нуждается в специалистах нового типа, способных к реализации интеллектуальной, творческой, креативной деятельности, поиску нестандартных путей решения профессиональных, личных и общественных задач; владеющих умением быстро обучаться и переучиваться, умением самостоятельно добывать знания, приспосабливаясь к изменяющимся условиям труда и общественной жизни. В этой связи современные специалисты должны обладать комплексов сформированных компетентностей, отражающих уровень их профессионализма.

На основе анализа современного рынка труда видим, что сегодня выработаны определенные требования к профессиональной компетентности специалиста, в частности к профессионально-личностным качествам педагога. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.