Научная статья на тему 'Методы обучения игре на фортепиано китайских детей школьного возраста'

Методы обучения игре на фортепиано китайских детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы обучения игры на фортепиано / китайская фортепианная педагогика / музыкальное образование в Китае / исполнительские манеры «Вэн» и «Ву» / methods of teaching piano playing / Chinese piano pedagogy / music education in China / performing manners “Wen” and “Wu”.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инь Сянкунь

В статье рассматриваются основные методы обучения, используемые в китайской фортепианной педагогике. На основе учебных пособий и методических указаний китайских ученых и педагогов описываются базовые технические методы и приемы освоения инструмента. В китайской педагогике сложились собственные методы обучения игры на фортепиано, опирающиеся на дыхательные практики «Цигун» и исполнительские манеры «Вэн» и «Ву». Для подтверждения эффективности обучения по китайским методам на констатирующем этапе исследования был проведен эксперимент технического освоения фортепиано. В результате полученные данные дают возможность продолжить опытно-экспериментальную работу на формирующем этапе с использованием собственной методики обучения, разрабатываемой автором. В процессе обучения у китайских детей школьного возраста развивается музыкальный слух, чувство ритма, память, внимание, мышление, воображение, концентрация, моторика пальцев и рук, координация движений. В заключении подводятся итоги констатирующего этапа эксперимента и оценивается эффективность описанных методов обучения, анализируется потенциал и возможности развития существующих методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING PIANO PLAYING TO CHINESE SCHOOL-AGE CHILDREN

The article discusses the main teaching methods used in Chinese piano pedagogy. On the basis of textbooks and methodological guidelines of Chinese scientists and teachers, the basic technical methods and techniques of mastering the instrument are described. Chinese pedagogy has developed its own methods of teaching piano playing, based on the breathing practices of “Qigong” and the performing manners of “Wen” and “Wu”. To confirm the effectiveness of teaching by Chinese methods, an experiment of technical mastering of the piano was conducted at the ascertaining stage of the study. As a result, the data obtained make it possible to continue experimental work at the formative stage using the author’s own teaching methodology. In the process of learning, Chinese schoolage children develop musical hearing, sense of rhythm, memory, attention, thinking, imagination, concentration, motor skills of fingers and hands, coordination of movements. In conclusion, the results of the ascertaining stage of the experiment are summarized and the effectiveness of the described teaching methods is evaluated, the potential and possibilities for the development of existing methods are analyzed

Текст научной работы на тему «Методы обучения игре на фортепиано китайских детей школьного возраста»

Методы обучения игре на фортепиано китайских детей школьного возраста

Инь Сянкунь,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

В статье рассматриваются основные методы обучения, используемые в китайской фортепианной педагогике. На основе учебных пособий и методических указаний китайских ученых и педагогов описываются базовые технические методы и приемы освоения инструмента. В китайской педагогике сложились собственные методы обучения игры на фортепиано, опирающиеся на дыхательные практики «Цигун» и исполнительские манеры «Вэн» и «Ву». Для подтверждения эффективности обучения по китайским методам на констатирующем этапе исследования был проведен эксперимент технического освоения фортепиано. В результате полученные данные дают возможность продолжить опытно-экспериментальную работу на формирующем этапе с использованием собственной методики обучения, разрабатываемой автором. В процессе обучения у китайских детей школьного возраста развивается музыкальный слух, чувство ритма, память, внимание, мышление, воображение, концентрация, моторика пальцев и рук, координация движений. В заключении подводятся итоги констатирующего этапа эксперимента и оценивается эффективность описанных методов обучения, анализируется потенциал и возможности развития существующих методик.

Ключевые слова: методы обучения игры на фортепиано, китайская фортепианная педагогика, музыкальное образование в Китае, исполнительские манеры «Вэн» и «Ву».

Введение

Китайская фортепианная культура сформировалась относительно недавно - лишь на рубеже XIX-XX веков с приходом в страну большого притока иностранцев после окончания Опиумных войн. Однако несмотря на позднее проникновение в Китай музыкальных инструментов европейского типа, наблюдалось достаточно быстрое распространение западных музыкальных традиций. В связи с широкой культурной ассимиляцией фортепианная музыка стала очень популярна, что впоследствии привело к возникновению профессионального фортепианного образования. В частности, развитие получило школьное музыкальное образование.

Краткий обзор литературы

На сегодняшний день в Китае существует множество методических разработок и учебных пособий по обучению детей игре на фортепиано. В качестве примера можно привести труды ученых-педагогов, занимающихся вопросами обучения игры на фортепиано таких как Дань Чжаои [3], Ин Шичжэнь [4], Ляо Найсюн [6], Хань Линьшэн [9], Цзян Чэнь [11], Чжао Саошэн [12] и др. Под влиянием вестерниза-ции китайское фортепианное образование изначально во многом опиралось и повторяло тенденции западной музыкальной школы, но со временем искусство игры на фортепиано стало приобретать характерные китайские национальные черты. При этом увеличилось количество китайских преподавателей фортепиано, которые умело применяли знания, полученные за границей, для расширения и развития традиционной китайской музыкальной культуры. Так, «в 1930-х годах, на основе практики создания фортепианной музыки, китайские музыканты провели углубленное исследование китайской фортепианной музыки и создали большое количество произведений фортепианной музыки с китайскими этническими особенностями, сформировав китайский фортепианный стиль» [2, с. 6]. Например, большую популярность обрели пьесы для фортепиано Хэ Лютина - "Малая флейта пастушка", "Колыбельная песня", "Вечеринка", "Пьеска"; Соната для фортепиано си-бемоль минор Ма Сиконга.

Результаты и обсуждения

Фортепианное образование в Китае построено на классических российских и западных методах обучения музыке с опорой на национальный музыкальный репертуар. «Самобытность, а также оригинальность китайской фортепианной музыки были предопределены, с одной стороны, религиозно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

философской концептуальной базой (в первую очередь, речь идёт о конфуцианстве, даосизме), с другой стороны - ценностями народной культуры (театральный и ритуальный жанры синкретичных форм искусства, инструментальный и песенный фольклор)» [15, с. 116-117]. Таким образом, китайская фортепианная педагогика формировалась на основе исторических традиций и в результате культурно-образовательного обмена между музыкантами-педагогами, что нашло отражение в методах обучения детей школьного возраста, применяемых в процессе игры на фортепиано.

Методы обучения в современной китайской музыкальной педагогике опирается на достижения в различных областях знаний. Например, психолого-педагогический аспект, используемый в обучении, он обязательно должен присутствовать в воспитательной работе. [14, с. 5]. Методы воспитания направленны на приобщение ребёнка к прекрасному, развитию у него нравственных, духовных и эстетических ориентиров. Музыкальные навыки и умения формируются в ходе осознанной и целенаправленной практической деятельности, где значимое место отводится раскрытию творческого потенциала и эстетических взглядов, а также выработке мотивации и интереса к обучению.

Помимо этого, одним из важных ключевых факторов фортепианной педагогики в Китае является ориентированность на систематическое прора-батывание технических упражнений. В пособиях методические указания направлены на изучение правильного положения тела при работе с музыкальным инструментом. В особенности, уделяется большое внимание позе сидящего и положению корпуса во время игры. Верхняя часть тела должна располагаться строго вертикально, плечевые суставы слегка наклонены вперед. При этом центр тяжести должен располагаться в нижней части, а именно в области таза. Подобная поза обеспечит устойчивую опору и позволит обучающимся прочувствовать и научиться контролировать силу нажатия на клавиши. В том числе педагоги концентрируются на положении рук обучающихся.

Методы технического освоения игры на инструменте включают множество задач. Среди них особое значение имеют методы национальной оздоровительной системы "Цигун" (пер. с кит. "работа с энергией"). В китайском образовании «заслуживают внимания сугубо национальные черты китайской фортепианной педагогики - особые исполнительские стили и использование в методике обучения китайской оздоровительной системы "Цигун"» [8, с. 110]. Специальные дыхательные практики "Цигун" дают возможность развивать духовные и физические способности детей школьного возраста, тренировать навыки работы с фортепиано.

В школьном возрасте первостепенной задачей является заложить концепцию правильной постановки рук, чтобы в дальнейшем избежать проблем с сжатостью запястья (так называемым, синдромом карпального канала). Для избежания превышения нагрузки на руки необходимо следовать

следующим правилам во время игры на фортепиано.

Во-первых, локоть, запястье и кисть должны располагаться на уровне клавиатуры или чуть выше, чтобы сделать возможным комфортное и лёгкое "скольжение" пальцев по клавишам. Во-вторых, рука должна быть расслаблена и при этом описывает полукруг, пальцы немного согнуты вовнутрь, а опора рук сосредоточена на их кончиках. В-третьих, во время игры необходимо расположить пальцы ближе к чёрным клавишам, а не с края клавиатуры. Также «хорошая позиция руки обеспечивается первым и пятым пальцами, они должны держать кисть. Первый и пятый пальцы образуют так называемый «свод», приподнятость кисти над клавиатурой» [5, с. 52]. Тем не менее, не стоит забывать о тренировке и других пальцев, так как от их подготовки зависит уровень технического овладения приёмов звукоизвлечения.

К основным традиционным приёмам звукоиз-влечения на фортепиано относятся legato, non-legato, staccato. Их, в свою очередь, дополняют промежуточные туше - tenuto, mezzo, mezzo legato, mezzo staccato. Legato (с итал. связно, плавно) предполагает цельное исполнение музыкального произведения с плавным переходом от одного звука в другой, в то время как non legato (несвязно) допускает наличие небольших пауз между нотами. Движения пальцев при создании звуков legato и non legato медленные и выверенные. При исполнении staccato (с итал. отрывисто) ребёнок учится извлекать чёткие, отрывистые и острые ноты; кончики пальцев быстро ударяют по клавишам.

Основной момент звукоизвлечения tenuto заключается в удерживании полной длительности ноты с небольшим превышением, mezzo же предполагает извлечение тихого умеренного звучания, то есть половины ноты. Использование описанных методов обучения игре на фортепиано позволяет повысить эффективность освоения теоретико-практических знаний у китайских детей школьного возраста и улучшить технический уровень исполнения.

В современной китайской фортепианной педагогике выделяют две исполнительские манеры - "Вэн" и "Ву". Для стиля "Вэн", что в переводе означает "покой", характерна сосредоточенная игра на инструменте, передающая настроение музыкального произведения исключительно при помощи звукоизвлечения. В связи с этим, при обучении большое внимание уделяется аппликатуре: положению пальцев на клавишах и технике последовательных пальцевых движений, необходимой для получения нот разной тональности. При этом «эмоциональность, преувеличенность переживания или даже манерность поведения за инструментом абсолютно неуместны - все эти элементы должны быть трансформированы в непосредственное исполнение» [7, с. 111].

Исполнение в стиле "Ву" (в пер. с кит. "воинственный"), наоборот, требует внешнего проявления сильных чувств и эмоций. Данная исполни-

тельская манера предполагает передачу настроения посредством активных движений корпуса, рук, головы, а также выразительной мимики. Внешняя эмоциональная окраска добавляет произведению новое содержание, что в итоге расширяет пространство для воображения слушателя.

Также, как упоминалось ранее, в китайском школьном музыкальном образовании применяются методы национальной оздоровительной системы "Цигун". Преимущественно педагоги интегрируют в процесс обучения специальные дыхательные практики "Цигун", которые помогают освоить дальнейшие упражнения на развитие чувства ритма.

В качестве примера можно привести приём голосового моделирования произведения. Обучающийся вслух с выражением просчитывает структуру музыкальной композиции и таким образом выявляет ритмические опоры. При этом речевое проговаривание может сопровождаться аккомпанементом или различными повторяющимися движениями (марширование, хлопки в ладоши, прыжки). В целом необходимо отметить, что «речевая моторика более «технична» в сравнении с фортепианной. Она позволяет с помощью четкого прого-варивания простых в артикуляционном отношении слогов легко воспроизвести сложные ритмические построения, затем становится эталоном для четких движений рук и пальцев, стимулирует их активную и правильную работу» [1, с. 304].

В процессе технического освоения инструмента у китайских детей школьного возраста развивается музыкальный слух, чувство ритма, память, внимание, мышление, воображение, концентрация, моторика пальцев и рук, координация движений. Все описанные методы были использованы в обучении детей школьного возраста в детской музыкальной школе в г. Чжумадянь, провинция Хэнань.

Заключение

Китайское фортепианное образование необходимо рассматривать как целостную систему, включающую множество методик и методов обучения и воспитания. Представленные и описанные в статье методы освоения игры на фортепиано демонстрируют эффективные результаты и, следовательно, обладают дидактическим потенциалом. Сегодня «система обучения китайских детей игре на фортепиано совершенствуется» [13, с. 42] и требует нового осмысления традиционных и современных методов и приемов.

Литература

1. Ван Г. Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения игре на фортепиано посредством моделирования // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: V Международная научно-практическая конференция, Минск, 11 ноября 2020 года. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государ-

ственный педагогическим университет имени Максима Танка», 2020. - С. 302-306.

2. Ван Д. История развития преподавания фортепианного искусства в Китае // Общество и наука: векторы развития, Чебоксары, 28 декабря 2022 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». -Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2022. - С. 28-33.

3. Дань Чжаои. Обучение и консультирование детей на фортепиано // Народная музыкальная пресса, 2004. - 198 с. (на кит.яз.)

4. Ин Шичжэнь. Метод обучения на фортепиано // Народная музыкальная пресса, 2007. - 194 с. (на кит.яз.)

5. Ли Линцзюнь. Начальное фортепианное обучение в современном Китае: педагогический аспект // Научный рецензируемый журнал «Кант». - 2018. - № 4(29). - С. 49-54.

6. Ляо Найсюн. Музыкальное образование. - Пекин: Центр. муз. консерватория, 2010. - 665 с. (на кит. яз.)

7. Ню Яцянь. О фортепианной педагогике в современном Китае // Преподаватель XXI век. -2009.- № 2. - С. 108-112.

8. Се Хэн. Проблемы фортепианной педагогики в Китае // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2016. - № 179. - С. 109-113.

9. Хань Линьшэн, Ли Сяопин, Сюй Фыэй, Чжо Хэц-зюн: учебник для фортепиано. - Шанхайская музыкальная пресса, 2004. - 115 с. (на кит.яз.)

10. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. - СПб.: Астерион, 2009. - 158 с.

11. Цзян Чэнь. Основной учебник для фортепиано Фердинанд Бейер. - Шанхайская образовательная пресса, 2008. - 100 с. (на кит.яз.)

12. Чжао Сяошэн. Система композиции тайцзи (Новая редакция). - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006. - С. 296-300.

13. Чжоу Цзямин. Исследование текущего состояния и стратегии обучения китайских детей игре на фортепиано // Художественное образование. - Пекин, 2020. - № 11. - С. 39-42. (на кит. яз.)

14. Юань Яцю. Фортепианное исполнение - изучение психологических проблем. - Дунбэй-ский педагогический институт, 2007. - С. 5-12. (на кит. яз.)

15. Юй Шэнлинь, Торопова А.В. Становление национального стиля фортепианной музыки в контексте истории инструментального искусства Китая // Музыкальное искусство и образование. - 2022. - Т. 10. - № 1. - С. 106-121.

METHODS OF TEACHING PIANO PLAYING TO

CHINESE SCHOOL-AGE CHILDREN

Yin Xiangkun

Herzen State Pedagogical University of Russia

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

The article discusses the main teaching methods used in Chinese piano pedagogy. On the basis of textbooks and methodological guidelines of Chinese scientists and teachers, the basic technical methods and techniques of mastering the instrument are described. Chinese pedagogy has developed its own methods of teaching piano playing, based on the breathing practices of "Qigong" and the performing manners of "Wen" and "Wu". To confirm the effectiveness of teaching by Chinese methods, an experiment of technical mastering of the piano was conducted at the ascertaining stage of the study. As a result, the data obtained make it possible to continue experimental work at the formative stage using the author's own teaching methodology. In the process of learning, Chinese schoolage children develop musical hearing, sense of rhythm, memory, attention, thinking, imagination, concentration, motor skills of fingers and hands, coordination of movements. In conclusion, the results of the ascertaining stage of the experiment are summarized and the effectiveness of the described teaching methods is evaluated, the potential and possibilities for the development of existing methods are analyzed.

Keywords: methods of teaching piano playing, Chinese piano pedagogy, music education in China, performing manners "Wen" and "Wu".

References

1. Wang G. Development of a sense of rhythm at the initial stage of learning to play the piano through modeling // Current problems of art: history, theory, methodology: V International Scientific and Practical Conference, Minsk, November 11, 2020. - Minsk: Educational Institution "Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank", 2020. - P. 302-306.

2. Wang D. History of the development of teaching piano art in China // Society and science: vectors of development, Cheboksary, December 28, 2022 / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chuvash State University named after. I.N. Ulyanov." - Cheboksary: Limited Liability Company

"Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus". - 2022. -P. 28-33.

3. Dan Zhaoyi. Teaching and counseling children on the piano // People's Music Press, 2004. - 198 p. (in Chinese)

4. Ying Shizhen. Method of teaching the piano // People's music press, 2007. - 194 p. (in Chinese)

5. Li Lingjun. Primary piano teaching in modern China: pedagogical aspect // Scientific peer-reviewed journal "Kant". - 2018. -No. 4(29). - pp. 49-54.

6. Liao Naixiong. Musical education. - Beijing: Center. music Conservatory, 2010. - 665 p. (in Chinese)

7. Niu Yaqian. About piano pedagogy in modern China // Teacher of the XXI century. - 2009. - No. 2. - pp. 108-112.

8. Xie Heng. Problems of piano pedagogy in China // News of the Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen. - 2016. - No. 179. - pp. 109-113.

9. Han Lingsheng, Li Xiaoping, Xu Fuei, Zhuo Hez-jung: a textbook for piano. - Shanghai Music Press, 2004. - 115 p. (in Chinese)

10. Huang Ping. The influence of Russian piano art on the formation and development of the Chinese pianistic school. - St. Petersburg: Asterion, 2009. - 158 p.

11. Jiang Chen. Basic piano textbook by Ferdinand Beyer. - Shanghai Educational Press, 2008. - 100 p. (in Chinese)

12. Zhao Xiaosheng. Taiji composition system (New edition). -Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2006. - P. 296300.

13. Zhou Jiaming. Research on the current state and strategy of teaching Chinese children to play the piano // Art Education. -Beijing, 2020. - No. 11. - P. 39-42. (in Chinese)

14. Yuan Yaqiu. Piano performance - study of psychological problems. - Dongbei Pedagogical Institute, 2007. - pp. 5-12. (in Chinese)

15. Yu Shenglin, Toropova A.V. Formation of the national style of piano music in the context of the history of instrumental art in China // Musical art and education. - 2022. - T. 10. - No. 1. -P. 106-121.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.