Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУВЕРЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ'

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУВЕРЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суверенное государство / внутренняя безопасность государства / общественный порядок / органы внутренних дел / методы обеспечения внутренней безопасности в государстве / sovereign state / internal security of the state / public order / internal affairs bodies / methods of ensuring internal security in the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.Ж. Асанбекова, Ч.К. Жаанбаева

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что состояние безопасности делает возможным нормальное течение человеческой жизнедеятельности, способствует достижению благополучия и устойчивого развития во всех наиболее значимых социальных сферах. В работе дается определение национальной безопасности. Анализируются различные подходы к обеспечению внутренней безопасности в суверенном Кыргызстане, содержащиеся в Стратегии национальной безопасности Кыргызской Республики. Перечисляются способы и различные административно-правовые методы обеспечения внутренней безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ENSURING INTERNAL SECURITY OF SOVEREIGN KYRGYZSTAN IN THE INTERESTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE STATE

The relevance of the topic of the article is due to the fact that the state of security makes possible the normal course of human life, contributes to the achievement of well-being and sustainable development in all the most important social spheres. The paper defines national security. Various approaches to ensuring internal security in sovereign Kyrgyzstan, contained in the National Security Strategy of the Kyrgyz Republic, are analyzed. The ways and various administrative and legal methods of ensuring internal security are listed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУВЕРЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ»

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУВЕРЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Д.Ж. Асанбекова, канд. пед. наук, доцент Ч.К. Жаанбаева, канд. юрид. наук, доцент Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-14-18

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что состояние безопасности делает возможным нормальное течение человеческой жизнедеятельности, способствует достижению благополучия и устойчивого развития во всех наиболее значимых социальных сферах. В работе дается определение национальной безопасности. Анализируются различные подходы к обеспечению внутренней безопасности в суверенном Кыргызстане, содержащиеся в Стратегии национальной безопасности Кыргызской Республики. Перечисляются способы и различные административно-правовые методы обеспечения внутренней безопасности.

Ключевые слова: суверенное государство, внутренняя безопасность государства, общественный порядок, органы внутренних дел, методы обеспечения внутренней безопасности в государстве.

Сложная многоуровневая социальная система, каковой является национальная безопасность, формируется в русле объективных процессов и под воздействием множества факторов - внутренних и внешних, экономических и политических, природных и климатических, экологических и техногенных. Эти факторы в свою очередь подвержены также влиянию времени, среды, уровня развития цивилизации, состоянию законности и правопорядка и др. Все это в полной мере относится и к такому виду национальной безопасности, как внутренняя безопасность общества. Поэтому для изучения состояния внутренней безопасности общества используют методы факторного анализа, сущность которых состоит в выявлении причин изменения состояний какого-либо социального явления. Использование факторного анализа в системных исследованиях внутренней безопасности заключается в том, чтобы определить число, размер и природу наиболее существенных и относительно независимых функциональных характеристик этого вида национальной безопасности в целом. Этими базовыми параметрами системы являются факторы национальной безопасности [1].

Как показал анализ факторов, влияющих на внутреннюю безопасности, их можно объединить в две большие группы: внутренние и внешние. Рассмотрим их более детально.

Несмотря на всю важность внешних факторов, главное влияние на обеспечение безопасности государства оказывают внутренние факторы - экономические, политические, морально-психологические и криминогенные. Благополучие народов напрямую связано с добротностью устройства, мудростью, опытностью и эффектностью действия политических институтов. Именно поэтому издревле развивался механизм «охранения» государства, политического строя, общественной безопасности, значение которых сейчас существенно усиливается.

Во-первых, возрастает роль указанных политических составляющих в общественной жизни. Они создают своеобразный «генетический код», проекцию будущего, определяют «технологию» его создания.

Во-вторых, они становятся более уязвимыми для проникновения в них преступных элементов и сил, которые особенно активизируются в переломные времена.

В-третьих, возрастают деструктивные возможности этих элементов и сил, действующих зачастую изнутри страны.

Обеспечение внутренней безопасности общества, как и других ее видов, осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта безопасности на объект ее деятельности. Эта деятельность проводится с помощью всевозможных способов, средств и приемов, которые принято называть методами.

Методам обеспечения внутренней безопасности государства присущи определенные специфические черты, такие, как:

- управляющее воздействие субъекта на состояние безопасности;

- выражение связи субъекта безопасности с объектом, на который воздействуют;

- упорядочивают и организуют происходящие в системах субъектов безопасности процессы и приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности субъектов безопасности [1].

Методы часто имеют альтернативный и адресный характер и являются действенным инструментом политики государства в сфере безопасности, в которых находит свое выражение публичный интерес и воля государства.

В связи с тем, что процесс обеспечения внутренней безопасности общества является сложным и многогранным, определяется и существование множества методов ее обеспечения. Нам представляется, что разнообразие и множественность методов не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется присущим только ему способом реализации целей и задач обеспечения безопасности.

Наиболее действенные и универсальные методы обеспечения общественной безопасности - убеждение и принуждение.

Моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта безопасности на волю и поведение людей, призванное побуждать, укреплять и развивать сознательность, соответствующую целям и задачам обеспечения безопасности и стимулировать должное поведение в этой области, составляет основу и сущность метода

убеждения. Такое воздействие имеет целью изменять неправильные взгляды, поведение и формировать соответствующие правовым и моральным требованиям общества свойства личности.

В сфере безопасности ее субъекты используют правовое обучение и воспитание, разъяснение, рекомендации, критику антиобщественных действий, поощрение и иные меры (виды) убеждения, которые являются важным средством предупреждения и профилактики действий, угрожающих общественной безопасности. «Воспитайте человека, и вы воспитаете гражданина», - отмечал известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский [2].

Так как убеждение не всегда оказывается достаточно эффективным средством воздействия, при необходимости обеспечения общественной безопасности используется комплекс мер, применение которых оказывают необходимое воздействие на общественные отношения в сфере безопасности.

Суть же принуждения, как метода обеспечения безопасности целиком и полностью состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности. Обеспечивая общественную безопасность, а также осуществляя иные функции, ее субъекты уполномочены предъявлять к участникам отношений в этой сфере требования, связанные с обеспечением безопасности, исполнение которых «гарантируется, а при необходимости и обеспечивается применением принуждения».

Надо иметь в виду, что меры принуждения могут применяться не только в связи с правонарушениями. Они зачастую применяются в целях предупреждения правонарушений в сфере безопасности, наступления общественно опасных последствий при чрезвычайных обстоятельствах. К таким мерам можно отнести оцепление или блокирование участка местности, проведение карантинных мероприятий, досмотры транспортных средств и другие.

Методы убеждения и принуждения, являясь универсальными, выражаются, таким образом, в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более

конкретных способов обеспечения внутренней безопасности. К таковым относятся административные, правовые, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы социального управления.

Одним из критериев классификации методов обеспечения безопасности является «характер воздействия самих методов -прямой или косвенный» [3]. Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним властным воздействием субъекта безопасности на поведение управляемых. В данном случае сам субъект безопасности принимает властное решение, исполнение которого является обязательным для тех, кому оно адресовано. Такие методы прямого непосредственного управляющего воздействия в научных кругах именуются административными. Именно посредством административных методов устанавливаются правила поведения в сфере безопасности общеобязательного или индивидуального характера.

Методы же косвенного управляющего воздействия, применяемые в сфере безопасности, состоят в том, что с их помощью субъект безопасности достигает желаемых целей воздействием непосредственно на интересы управляемых. Последние ставятся в такие условия, в которых они «сами заинтересованы действовать должным образом не в силу предписания, а благодаря стимулированию соответствующими средствами» [4].

Административные методы должны непременно сочетаться с экономическими методами воздействия.

Кроме названных методов в деле обеспечения безопасности используются социально-психологические методы воздействия. Они опираются прежде всего на объективные законы развития социологии и психологии и чаще всего используются с учетом коллективной психологии и общественного мнения. Эти методы направлены на создание в сфере общественной безопасности благоприятного и устойчивого морально-психологического климата для труда и отдыха граждан. Они приобретают особое значение в чрезвычайных и иных условиях жизнедеятельности.

К социальным методам относятся методы управления социальными процессами; методы управления коллективами, органами и группами; методы управления индивидуально-личностным поведением.

Собственно, к психологическим методам относятся воздействие на волю и сознание личности при помощи логических средств, направленных на снятие психической напряженности и влияние на психику путем внушения.

Социально-психологические методы взаимосвязаны и также взаимодействуют с административными и экономическими методами. Тем не менее в сфере общественной безопасности и в деле по ее обеспечению наиболее действенными являются административные методы. В них более ярко выражается управленческая природа деятельности субъектов безопасности. Без их использования практически невозможно обеспечить упорядоченность общественных отношений, быстрое и эффективное решение возникающих проблем. Следует учесть, что бездействие и растерянность также как и промедление в принятии решения, очень часто приводят к отрицательным последствиям и наносят ощутимый вред общественной безопасности.

Таким образом, важнейшей теоретической основой деятельности государственных органов по обеспечению общественной безопасности является наука о милиции. Исторически выработаны и оправдали себя на практике такие социально-правовые и организационные принципы обеспечения общественной безопасности, как гуманизм, социальная справедливость, объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, опора на поддержку и доверие народа, сочетание гласности и профессиональной тайны, законность и дисциплина, а также принципы единства и взаимосвязи всех видов безопасности (политической, экономической, социальной, информационной, экологической и др.), дифференциации и фиксирования функций и полномочий, ответственности в границах компетенции, сочетания линейных и функциональных начал, коллегиальности и едино-

началия, подконтрольности систем обеспечения общественной безопасности соответствующим государственным органам и общественным институтам [5].

И так, важнейшими универсальными методами обеспечения общественной безопасности являются убеждение и принуждение, а также конкретные специфические административные, правовые, экономические, социально-психологические и комплексные методы социального управления [6].

Использование указанных методов окажется эффективным, если они будут применяться с учетом процессов развития, происходящих в сфере обеспечения внутренней безопасности общества.

С учетом замедления экономического роста в мире, в Китае также возможно снижение темпов экономического роста. По этой причине может измениться транзитная роль Кыргызстана в регионе, приносившая республике немалые выгоды. Хотя Кыргызстан и является членом ВТО, ввиду слабости экономики и ее экспортного потенциала, а также незначительной вовлеченности в мировые экономические процессы, негативные последствия глобального кризиса скажутся на республике через соседние государства, с которыми осуществляются основные внешнеэкономические связи - Россию, Китай и Казахстан.

Россия и Казахстан, являясь стратегическими партнерами Кыргызской Республики, оказывают на экономику республики существенное влияние поставками топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров, техники и оборудования, а также в результате денежных переводов кыргызских трудовых мигрантов, работающих в этих странах. В случае падения мировых цен на нефть и газ их экономика испытает серьезные трудности, что окажет негативное влияние также на нашу экономику [7]. А также, ухудшение образовательного, нравственного и культурного потенциала населения, усиление влияния нетрадиционных религиозных течений в жизни общества, напряженная демографическая ситуация в отдельных регионах

республики, нерешенность вопросов регулирования внешней и внутренней миграции.

В ноябре 2020 года указом Президента КР была утверждена Концеция «Развития гражданской идентичности - Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы». Основной целью которой является укрепление единства народа Кыргызстана, повышение толерантности и сохранение уважения к ценностям многообразия.

Концепция имеет пять направлений:

1. Роль кыргызского языка - он должен стать языком интеграции народа.

2. Представленность этнических меньшинств в разных государственных структурах.

3. Понимание концепции «Кыргыз раны» - с помощью СМИ, активистов, спортсменов, деятелей культуры и духовенства.

4. Сохранение родного языка - по Конституции каждый гражданин вне зависимости от своего этноса имеет право на три языка: родной, государственный и официальный.

5. Роль государства, а именно - связь между человеком, проживающим на территории КР, и государством. Права и обязанности друг друга. На данном этапе важную роль сыграют государственные и муниципальные служащие [8].

Граждане Кыргызской Республики проявляют гражданскую активность в общественно-политической и социально-экономической жизни страны (рост участия в выборах, в уплате налогов, в процессе принятия решений на местном уровне и др.). Повышено доверие граждан к политическим институтам и органам государственной власти.

На основе опыта кризиса 2010 года в сфере межэтнических отношений в стране создана система органов управления на центральном и местном уровнях по предотвращению конфликтов и их мониторингу. Данная деятельность нуждается в значительном улучшении, особенно в сфере построения системы сбора данных и отчетности.

Библиографический список

1. Кондрашев Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: диссертация д-ра юрид. наук. - М., 1998.

2. Сухомлинский В.А. Стать человеком // Комсомольская правда. - 1970. - 7 октября.

3. Турдубаев, А.Ж. Понятие внутренней безопасности государства // Вестник КГЮА. -2016. - № 4.

4. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юрист, 1999.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Asanbekova Dz.Zh., КагаЬаеуа K., Osmonova A.A. Principles of Gender Regulation as Priorities for Sustainable Development of Political Parties in Sovereign Kyrgyzstan // Baltic Journal of Law & Politics. - 2022. - Vol. 15, №7. DOI: 10.2478/bjlp-2022-007007.

7. Суеркулов У.С., Асанбекова Д.Ж. Определение морально-нравственных требований уровня правосознания и национального самосознания муниципальных служащих в суверенном государстве // Бюллетень науки и практики. - 2022. - Т. 8, №3. - С. 392-398. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/46.

8. Концеция Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы, от 2020 года указом КР была утверждена.

9. Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 г., но утратила силу 20-декабря 2021 года.

METHODS OF ENSURING INTERNAL SECURITY OF SOVEREIGN KYRGYZSTAN IN THE INTERESTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE STATE

Dz.Zh. Asanbekova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ch.K. Jaanbaeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The relevance of the topic of the article is due to the fact that the state of security makes possible the normal course of human life, contributes to the achievement of well-being and sustainable development in all the most important social spheres. The paper defines national security. Various approaches to ensuring internal security in sovereign Kyrgyzstan, contained in the National Security Strategy of the Kyrgyz Republic, are analyzed. The ways and various administrative and legal methods of ensuring internal security are listed.

Keywords: sovereign state, internal security of the state, public order, internal affairs bodies, methods of ensuring internal security in the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.