Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
УДК 342 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/46
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ УРОВНЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СУВЕРЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
©Суеркулов У. С., ORCID: 0000-0001-6115-7309, Ошский государственный университет,
г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Асанбекова Д. Ж., ORCID: 0000-0002-6057-7835, канд. пед. наук, Институт философии и политико-правовых исследований НАН Киргизской Республики, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
DETERMINATION OF MORAL AND ETHICAL REQUIREMENTS IN LEVEL OF LEGAL CONSCIOUSNESS AND NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF MUNICIPAL EMPLOYEES IN A SOVEREIGN GOVERNMENT
©Suerkulov U., ORCID: 0000-0001-6115-7309, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Asanbekova D., ORCID: 0000-0002-6057-7835, Ph.D., Institute of Philosophy and Political Legal Studies of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность. Для становления страны как суверенного, независимого, демократического и правового государства и консолидации общества достаточно актуально определение вопросов о необходимости повышения морально-нравственных требований к муниципальным служащим с целью повышения их уровня правосознания и национального самосознания и необходимости создания высококвалифицированной муниципальной службы, движущей силой которой выступают ее кадры. Материалы и методы исследования: проведен анализ морально нравственных требований уровня правосознания и национального самосознания муниципальных служащих в суверенном государстве и направлений необходимых для анализа и оценки личностных качеств муниципальных служащих. Они рассматриваются как особая социальная общность со своими качественными параметрами, корпоративными интересами, общими ценностями, нормами и традициями, связями и авторитетом. Цели исследования: анализ современной практики, свидетельствующий о росте числа коррупционных правонарушений и показывающий сознание некоторой части муниципальных служащих. Результаты исследования: в современный период для государственного строя в Кыргызстане нет значительнее задачи, чем формирование специального социального слоя профессионально подготовленных и нравственно-воспитанных муниципальных служащих, способных гарантировать высокую социальную эффективность и безупречность работы органов власти. Выводы: в связи с этим в будущем предложим в Основном законе страны закрепить отдельным положением обязанность уважать и соблюдать Конституцию.
Abstract. Research relevance: In a sovereign country formation, independent, democratic and legal government and consolidation of society, are quite important to determine issues of need in increasing moral requirements for municipal employees in order to increase their level of legal consciousness and national self-awareness and the need to create a highly qualified municipal service, the driving force of which is its cadres. Research materials and methods: analysis of moral
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
requirements legal consciousness level and national self-awareness of municipal employees in a sovereign government and directions necessary for analysis and evaluation of personal qualities of municipal employees. They are considered as a special social community with their own qualitative parameters, corporate interests, common values, norms and traditions, connections and authority. Research objectives: analysis of modern practice, indicating an increase in the number of corruption offenses and showing the consciousness of some part of municipal employees. Research results: in modern period, there is no more significant task for the state system in Kyrgyzstan than the formation of a special social stratum of professionally trained and morally educated municipal employees who can guarantee high social efficiency and impeccability of the work of government bodies. Conclusion: in this regard, in the future, we will propose in the Basic Law of country to fix the obligation to respect and observe the Constitution as a separate provision.
Ключевые слова: муниципальные служащие, анализ современной практики, уровень правосознания, суверенный Кыргызстан.
Keywords: municipal employees, sovereign Kyrgyzstan, analysis of modern practice, level of legal awareness.
Введение
На прошедшем 21 октября 2021 года Республиканском совещании глав органов местного самоуправления и местных государственных администраций Президент Киргизской Республики Садыр Жапаров выделил одной из основных приоритетных задач — необходимость повышения системы духовно-нравственных ценностей в обществе, особенно в структуре органов муниципальной власти среди муниципальных служащих [1].
С. Н. Жапаров отметил: «Сколько бы красиво написанных документов и стратегий ни принималось по коррупции, без систематической борьбы с ней работа не продвинется вперед! На сегодня известно много случаев привлечения к ответственности должностных лиц местного самоуправления — мэра, акима, главы айыл окмоту и других. По итогам 9 месяцев 2021 года к уголовной ответственности привлечены 46 глав местных органов власти. Вот почему я требую от вас перемен, воли и решимости. Призываю соблюдать закон и быть справедливыми! Прошу не только участников этой встречи, но и всех государственных чиновников соблюдать это требование. Мы пришли к сегодняшней ситуации, потому что на протяжении 30 лет закрывали глаза на коррупцию и скрывали ее нарастающие масштабы. Госслужащие должны быть защищены в правовом поле от преследования за законное раскрытие информации о нарушениях законов, правил и инструкций, а также о некомпетентном управлении, о злоупотреблениях властью и фактах коррупции [2]. Правоохранительные органы не обращали внимания на те факты, которые были известны гражданам», — сказал Садыр Жапаров. Президент сказал, что коррупция пронизала всю систему государственной власти и все отрасли — от рядового служащего до руководителя. Существуют схемы, в которые вовлекаются новые сотрудники и встают на путь коррупции. Делается все необходимое, чтобы избавиться от этого.
Важно чтобы служащие государственного аппарата и государственные институты отвечали требованиям общества и интересам граждан так как работая на государственной службе, человек принимает на себя определенные обязательства [3].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
Материал и методы исследования В работе проведен анализ морально нравственных требований уровня правосознания и национального самосознания муниципальных служащих в суверенном государстве и направлений необходимых для анализа и оценки личностных качеств муниципальных служащих. Рассмотрены основные направления и правила в правосознании муниципальных служащих.
Результаты и обсуждение На наш взгляд, если продолжать логику сказанного, необходимо возглавить работу по формированию правильной системы ценностей в обществе. Существенный блок внутренних проблем, выявленных кризисом, связан с духовным состоянием общества. Легкие деньги в виде дешевых кредитов привели к росту расточительства. Огромные суммы денег выбрасывались на роскошь и «соревнования» в строительстве особняков, проведении дорогостоящих юбилеев и свадеб и т. д. Сейчас этим людям надо доказать, что они вместе с народом. В обществе ослабли такие ценности, как трудолюбие, стремление к профессиональному росту и нравственному совершенствованию. Забывались традиции милосердия и взаимовыручки. Среди молодежи следовало бы настойчиво культивировать ценности межэтнического взаимного согласия и патриотизма, формировать иммунитет к нарушениям законов и проступков [4].
В зависимости от социокультурного развития территории, религиозного, национального и других факторов, влияющих на реализацию государственных функций, отношение к этике службы проявляется неодинаково [5]. Умения и знания муниципального служащего не рождаются вместе с рождением, их надо воспитывать, формировать, а осуществлять этот процесс необходимо с помощью конкурсного отбора. Поэтому новая модель муниципальной службы в стране должна установить обязательный конкурсный отбор для кандидатов при поступлении на политическую и административную муниципальную службу.
Анализ современной практики, свидетельствующий о росте числа коррупционных правонарушений, показывает, что сознание некоторой части муниципальных служащих предопределено обесцениванием моральных норм и запретов, что в совокупности с традиционной «бюропатологией» таит в себе серьезные опасности для общества в будущем, а также дает о себе знать и в наши дни. Так, деформации личности государственных служащих, своекорыстие муниципальных служащих, факты разбазаривания и присвоения бюджетных средств, должностных и моральных нарушений оказывают деструктивное влияние на правовое пространство республики, на правосознание и поведение граждан, на моральные устои общества в целом. Атрофия честности и неподкупности муниципальных служащих создает питательную среду для коррумпированности аппарата. Также необходимо отметить, что в современных органах в психологии муниципального служащего сформировалось достаточно устойчивое суждение о том, что служба в муниципальных органах представляет собой не служение обществу и государству, а получение привилегий и удовлетворение личных интересов за счет интересов общества и государства.
Также особенно опасным для правосознания является «двойное сознание», двоемыслие, распространенное среди муниципальных служащих, которые, как правило, говорят одно, а делают другое, оно приобретает формы заядлого лицемерия, непоследовательности, когда муниципальный служащий, как правило, противоречит самому себе, живет «двойной жизнью». И поэтому к основным направлениям, из которых необходимо анализировать и оценивать личностные качества муниципальных служащих руководящего аппарата,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
относятся нравственность, интеллектуальное здоровье. Так, прежде чем принять муниципального служащего руководящего аппарата на муниципальную службу необходимо интересоваться такими проявлениями человеческой сущности, как его отношение к семье, роду, к своему народу, к истории страны, к предкам, к культурному достоянию, закону, Родине, отчизне, т.е. ко всему, что за его личными пределами принадлежит другим людям.
То есть если основное в жизни муниципального служащего связано с понятием «я» «мое» «только мне», то это будет давать о себе знать также всегда, особенно когда необходимо будет сделать выбор между личной и общественной пользой. Государство возлагает в отношении должностных лиц высокую ответственность и поэтому им по своему призванию необходимо обладать развитым и углубленным правосознанием. Законодатели, сотрудники исполнительных органов власти, судьи только тогда стоят на высоте своего призвания, когда они руководствуются волею к цели права и сами выступают в жизни ее исследователями и творцами. Правосознание этих лиц должно находиться в причинно-следственной связи с доброй волей и патриотизмом, непоколебимой верой в благородство государственности. Правосознание этих лиц должно отличаться углубленным чувством ответственности и способностью к императивным решениям. Дефект правосознания муниципальных служащих, особенно политических, может стать результатом тяжелых последствий для всего политического строя. Воля к власти должна быть не беспредельным властолюбием. Лицо, обладающее определенными властными полномочиями, не должно видеть в своем публичном полномочии только корыстно реализуемую выгоду. В правосознании должно быть четко зафиксировано, что публичная власть есть обязанность перед обществом и это ответственное бремя, которое требует компромисса, защиты государственного интереса, не в ущерб интересам личности и общества. И поэтому муниципальные служащие, не обладающие правосознанием государственника, патриота, имеющие злую волю, корыстные или классовые интересы, не верящие в назначение и силу государства и не сознающие своей ответственности, деформируют наиболее важное в системе государства — веру в право и волю к государственному единству.
И поэтому необходимо отметить, что в государстве и при государственном строе властные полномочия должны принадлежать достойным гражданам, представляющим интересы государства. Соответственно, государству необходимо уметь выделять лучших граждан. При этом критерии, по которым определяются лучшие граждане, не должны быть условными, безотносительными.
Как говорил великий мыслитель Калыгул Бай уулу:
Если грубо говорить, то не слушается людьми,
Грубых слов человек не слушает
Достаточно вежливых слов,
Они доходят не до мозга, но до спинного мозга.
Если объяснить спокойно
Люди стыдятся и становятся благодарными.
Эти слова можно считать требованиями ко всем, кто осуществляет публичную власть. Особенно это касается политических муниципальных служащих, от которых зависит судьба страны. Однако не каждое лицо обладает теми средствами, которые необходимы для реализации властных полномочий — правильным пониманием государственной цели, неподкупностью, волею гражданского мужества и организационным даром, развитым
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
правосознанием. Способность к власти есть достаточно высокая квалификация душевных, личностных качеств лиц, стоящих на данном уровне.
Также необходимо отметить, что дееспособность политической власти измеряется государственным правосознанием. Противоправно поведение должностных лиц, исполняющих свои обязанности в структурах органов исполнительной и судебной власти и пользующихся при этом одновременно политической недееспособностью народных масс в целях подмены государственных интересов собственными, корыстными, классовыми, удерживающих правосознание народа на низком, обыденном уровне, устанавливая в представлении народа идеи государственных интересов как корыстные, классовые интересы данных государственных органов. Эти должностные лица воспитывают в народе недоверие к государственной власти, злобность, агрессивность, пытаясь взрастить тех, кто, потеряв страх, внушаемый им, решит открыто заменить политическую власть своим произволом. Такое поведение является свидетельством того, что их собственное правосознание не соответствует необходимому уровню, а именно здесь отсутствует благородство правосознания.
Следует отметить, что через правовую психологию может быть раскрыт механизм регулирования правопослушного, законоисполнительного поведения муниципальных служащих. В правовой психологии муниципальных служащих необходимо выделить отдельно категорию «самосознание». К нему традиционно относится чувство долга, ответственности, стыда, чести, достоинства и совести. Совесть и долг — вот основа самосознания муниципального служащего. Совесть — понятие морального сознания, убежденность в том, что есть добро и зло, сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, основанное на нравственном самосознании, самооценке, самоконтроле личности. Категория долга, как следствие проявления определенного уровня сознания, выступает как нравственное содержание законности. Именно совесть есть регулятор ограничения поведения личности, при условии его юридической правомерности.
Также необходимо выяснение мотивации при приеме на работу для муниципальных служащих. Для этого необходимо разработать определенные тесты. При выяснении мотивации важно определить такие деловые качества, как открытость, доброжелательность, склонность к взаимопомощи, терпимость к чужим жизненным идеалам (толерантность). В настоящее время существует немалое количество всевозможных международных деклараций, конвенций, пактов, внутригосударственных документов о правах человека и гражданина. Но до сих пор нет единого документа об обязанностях личности, общества, власти. Иначе говоря, отсутствует определенный кодекс обязанностей, который должен непременно присутствовать в государстве. В связи с этим в будущем предложим в Основном законе страны закрепить отдельным положением обязанность уважать и соблюдать Конституцию.
Также предлагаем внести изменения (подчеркнутые курсивом) в содержание текста Присяги политического государственного служащего в следующей редакции: «Перед народом и Президентом Кыргызстана, осознавая несение муниципальной службы как выражение особого доверия со стороны общества и государства, также осознавая высшую степень ответственности, торжественно клянусь посвятить все свои силы и знания делу экономического, интеллектуального и духовного развития моей Родины — Кыргызской Республики, строго соблюдать Конституцию и законы государства, во всех своих действиях руководствоваться требованиями законности, справедливости, беспристрастности, честности, высоконравственных норм морали, гражданского и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
межнационального согласия, добросовестно, профессионально, самоотверженно и беззаветно служить народу, укреплять государственность и авторитет моей страны в мировом сообществе и внутренней политике Кыргызстана. Клянусь. Осознаю, что нарушение этой моей присяги несовместимо с высоким званием государственного служащего и буду нести ответственность в соответствии с законодательством Республики.
В отношениях с гражданами и юридическими лицами муниципальные служащие должны:
1. способствовать укреплению и повышению доверия граждан и иных лиц к институтам государства;
2. своими действиями и решениями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной и иной деятельности; ...
3. уважать честь и достоинство и деловую репутацию, человека и гражданина независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения;
4. соблюдать требования высоконравственных морально-этических норм;
Муниципальным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам
государственной политики и служебной деятельности, если оно: содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства и иных третьих лиц».
И, наконец, с целью необходимости повышения морально-нравственных требований муниципальных служащих [6] можно рекомендовать им постигать трактаты и афоризмы великих классиков определенных исторических эпох и современности об истине, жизни и поведении.
Выводы
Для избавления себя от них есть только одно средство, работа каждого над самим собою. Часто думают, что помочь могут законы и правительства. Но этого не может быть, потому что пишут законы и правят людьми такие же люди, страдающие от тех же соблазнов похоти, гордости и корыстолюбия. И потому на законы и правителей нельзя надеяться. И потому одно, что могут сделать люди для своего блага, — это уничтожение в себе и похоти, и гордости, и корыстолюбия. Никакое улучшение невозможно, пока каждый не начнет это улучшение с самого себя».
Список литературы:
1. Закон Кыргызской Республики от 21 августа 2004 года №165 «О муниципальной службе». https://clck.ru/dhYP5
2. Курбанов Р. Д. Формирование нравственности и морали государственных служащих в Российской Федерации // Власть. 2008. №1. С. 31-35.
3. Архипова Н. И. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ Серия Экономика. Управление. Право. 2011. №4 (66). С. 29-42.
4. Тория Ж. Н. Особенности формирования общероссийской гражданской идентичности: коммуникологический аспект // Коммуникология. 2016. №2. С. 87-95.
5. Филимонов О. В. Профессиональная этика в механизме государственного управления // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (46). С. 67-71.
6. Бажин И. И. Проблемы профессионализации служащих органов власти // Власть. 2013. №2. С. 34-37.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
References:
1. Zakon Kyrgyzskoi Respubliki ot 21 avgusta 2004 goda № 165 "O munitsipal'noi sluzhbe". https://clck.ru/dhYP5
2. Kurbanov, R. D. (2008). Formirovanie nravstvennosti i morali gosudarstvennykh sluzhashchikh v Rossiiskoi Federatsii. Vlast', (1), 31-35. (in Russian).
3. Arkhipova, N. I. (2011). Etika gosudarstvennykh sluzhashchikh. Vestnik RGGU. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo, (4 (66)), 29-42. (in Russian).
4. Toriya, Zh. N. (2016). Osobennosti formirovaniya obshcherossiiskoi grazhdanskoi identichnosti: kommunikologicheskii aspect. Kommunikologiya, (2), 87-95. (in Russian).
5. Filimonov, O. V. (2018). Professional'naya etika v mekhanizme gosudarstvennogo upravleniya. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii, (2 (46)), 67-71. (in Russian).
6. Bazhin, I. I. (2013). Problemy professionalizatsii sluzhashchikh organov vlasti. Vlast', (2), 34-37. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.02.2022 г. 13.02.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Суеркулов У С., Асанбекова Д. Ж. Определение морально-нравственных требований уровня правосознания и национального самосознания муниципальных служащих в суверенном государстве // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 392-398. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/46
Cite as (APA):
Suerkulov, U., & Asanbekova, D. (2022). Determination of Moral and Ethical Requirements in Level of Legal Consciousness and National Self-consciousness of Municipal Employees in a Sovereign Government. Bulletin of Science and Practice, 8(3), 392-398. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/46