Научная статья на тему 'Методы обеспечения и фактор-минимум сбалансированности местных бюджетов Новосибирской области'

Методы обеспечения и фактор-минимум сбалансированности местных бюджетов Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ФАКТОР-МИНИМУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скурихина Т.Г.

В статье отмечается, что сбалансированность местного бюджета является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Становление местного самоуправления и устойчивое развитие муниципальных образований РФ всецело зависят от сбалансированности местных бюджетов. Автором решены следующие задачи: уточнено понятие и определены возможные варианты сбалансированности местных бюджетов, определен фактор-минимум обеспечения сбалансированности местных бюджетов Новосибирской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы обеспечения и фактор-минимум сбалансированности местных бюджетов Новосибирской области»

Бюджетная политика

УДК 336.1

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ФАКТОР-МИНИМУМ

СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

_ _ _ ,

НОВОСИБИРСКОМ ОБЛАСТИ*

Т. Г. СКУРИХИНА, кандидат экономических наук, доцент, начальник Управления научно-инновационной деятельности Е-таШ 89137104139@шш1 т Сибирская академия государственной службы

В статье отмечается, что сбалансированность местного бюджета является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Становление местного самоуправления и устойчивое развитие муниципальных образований РФ всецело зависят от сбалансированности местных бюджетов. Автором решены следующие задачи: уточнено понятие и определены возможные варианты сбалансированности местных бюджетов, определен фактор-минимум обеспечения сбалансированности местных бюджетов Новосибирской обл.

Ключевые слова: местный бюджет, сбалансированность, фактор-минимум.

В основе составления, утверждения и исполнения местного бюджета лежит балансовый метод. Теоретически расходы и доходы местного бюджета должны быть равны. Но на практике в процессе составления, утверждения и исполнения местного бюджета может иметь место дефицит, профицит или равенство доходов и расходов бюджета (табл. 1).

Поскольку доходы и расходы являются качественно различающимися отношениями, это вызывает некоторый дисбаланс, который выражается в

* Статья подготовлена по материалам НИР, выполненного в

рамках гранта РГНФ 11-12-54001а/Т.

таких состояниях местного бюджета, как дефицит или профицит. Так, доходы местного бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов местного самоуправления. Расходы местного бюд-

Таблица 1

Варианты состояния местного бюджета*

Наименование Рост доходов Доходы остаются на прежнем уровне Снижение доходов

Рост расходов Равенство. Профицит. ** Дефицит** Дефицит Дефицит

Расходы остаются на прежнем уровне Профицит Равенство Дефицит

Снижение расходов Профицит Профицит Равенство. Профицит.*** Дефицит***

*Предположим, что вначале доходы и расходы местного бюджета были равны.

"Зависит от соотношения темпов роста доходов и расходов местного бюджета.

***Зависит от соотношения темпов снижения доходов и расходов местного бюджета.

жета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением местным самоуправлением своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств местного самоуправления и его использованием по различным направлениям.

По данным министерства финансов Новосибирской области, в общем количестве городских округов и муниципальных районов, утвердивших местные бюджеты в 2009 г., 51 % исполнен с профицитом и 49 % - с дефицитом. В 2010 г. не произошло существенных изменений (рис. 1 и табл. 2). Анализ данных рис. 1 показывает, что сбалансированность бюджетов городских округов и муниципальных районов НСО соответствует данным о сбалансированности местных бюджетов как по России в целом, так и по Сибирскому федеральному округу (СФО).

Принцип сбалансированности реализуется в бюджетных системах различных государств. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во второй половине ХХ в. произошло во многих странах мира. Сбалансированность как основной принцип всегда соблюдался в советской практике. В РФ принцип сбалансированности закреплен в ст. 33 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой он означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Причины бюджетного дефицита могут быть как негативными, так и позитивными.

К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита на местном уровне относят при-

51

49

50,9 46,1

Новосибирская обл.

2009

РФ

Рис. 1. Сбалансированность местных бюджетов Новосибирской обл. в 2009-2010 гг. в сравнении с данным показателем по РФ и СФО, %: 1 - профицит; 2 - дефицит; 3 - равенство доходов и расходов

чины, вызванные большими вложениями бюджетных средств в развитие экономики муниципального образования.

Негативными причинами возникновения являются:

- нерациональность расходования средств местного бюджета;

- недостаточность доходной базы.

Следует отметить, что умеренный дефицит

может выполнять положительную роль. Он позволяет:

- несколько увеличить расходы местного бюджета;

- мобилизовать для их покрытия временно свободные финансовые ресурсы;

- стимулировать заказы на выполнение услуг и работ для бюджетных учреждений;

- активизировать спрос и предложение вследствие создания за счет бюджетных средств новых рабочих мест.

Именно поэтому в законодательстве РФ умеренный дефицит допускается.

Согласно ст. 92 Бюджетного кодекса РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 % объема собственных доходов

местных бюджетов, 4д 51 дефицит бюджета не

должен превышать5 % утвержденного общего годового объема доходов местного 2,4 Н п бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных 2010 поступлений и пос-

туплений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

51,8

1-5,8

СФО

Новосибирская обл.

2010 городские округа Факт «о - о 35 720 -1 643 010,984

План «о О «о о о -2 495 409,856

Муниципальные районы Факт о рп 40 о 363 751 -220 551,711

План о РП о о РП о о -814 848,794

Всего Факт «о РП Г- 00 о 399 471 -1 863 562,695

План «о РП О «о РП о о -3 310 258,650

2009 городские округа Факт «о - о 2 186 -1 892 029,935

План «о о «о о о -2 898 090,244

Муниципальные районы Факт о РП РП о 246 606 -278 025,999

План о РП - ^ о 7 207 -815 911,675

Всего Факт «о РП 00 о 248 792 -2 170 055,934

План «о РП - РП о 7 207 -3 714 001,920

Показатель Количество местных бюджетов, всего Профицитные Дефицитные Сбалансированные Объем профицита, тыс. руб. Объем дефицита, тыс. руб.

Современное российское бюджетное законодательство не устанавливает требований к наличию или обязательному отсутствию профицита местного бюджета, не дает перечня возможных мероприятий по его устранению. В большинстве случаев профицит местных бюджетов формируется за счет переходящих остатков средств местных бюджетов, зачисляемых в их доходы в очередном финансовом году. Обусловлено это тем, что перечисление субсидий из федерального бюджета бюджетам нижестоящих уровней осуществляется в середине или в конце финансового года, и данные средства не могут быть освоены муниципальными образованиями в текущем году. Профицит местного бюджета также может быть отражением трудностей прогнозирования динамики доходов местного бюджета. Какой бы ни была причина образования профицита местного бюджета, органам местного самоуправления необходимо принять меры к сохранению и результативному использованию бюджетных средств, не планируемых ранее для расходования в рамках утвержденного бюджета.

Даже если потребности бюджетной сферы удовлетворяются на высоком уровне, рост доходов дает возможность увеличить наиболее значимые расходы, связанные с повышением качества жизни населения и поддержкой развития бизнеса на территории муниципального образования. Если доходы местного бюджета оказываются выше предусмотренных, то существует реальная возможность стимулировать инновационно-инвестиционную активность муниципального образования.

В мировой практике существует правило: если рост доходов идет интенсивнее роста бюджетных расходов, то возможный профицит, формирующийся в процессе исполнения местного бюджета, служит основанием для внесения изменений и дополнений в ранее принятый бюджет. На стадии разработки проектов местных бюджетов профицит в мировой практике обычно не предусматривается.

В отечественной экономической литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Сбалансированность местных бюджетов Новосибирской обл. может быть достигнута разными методами на двух стадиях:

- на стадиях формирования, рассмотрения и утверждения местного бюджета;

-на стадии его исполнения (табл. 3).

Органы местного самоуправления при выборе приоритетных методов обеспечения сбалансирован-

Таблица 3

Методы обеспечения сбалансированности местного бюджета

Наименование Методы обеспечения сбалансированности местного бюджета

На уровне местного самоуправления На федеральном и региональном уровнях

Стадии формирования, рассмотрения и утверждения местного бюджета Ограничение бюджетных расходов объемом доходов местного бюджета с учетом экономических возможностей муниципального образования Совершенствование механизма распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними

Лимитирование планируемых расходов местного бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению муниципальных услуг, предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат

Выявление и мобилизация резервов роста доходов местного бюджета, как налоговых, так и неналоговых Построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений

Оптимальное планирование направлений инвестиционных бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение задач социально-экономического развития муниципального образования

Использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований

Стадия исполнения местного бюджета Санкционирование бюджетных расходов Оказание дополнительной финансовой помощи в разных ее формах другими уровнями бюджетной системы

Строгое соблюдение установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы

Определение оптимальных сроков осуществления расходов

Использование механизма сокращения и блокировки расходов бюджета

Мобилизация дополнительных резервов роста бюджетных доходов, как налоговых, так и неналоговых

ности местного бюджета должны основываться на анализе причин возникновения дефицита (профицита) и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов. Под факторами сбалансированности местных бюджетов следует понимать совокупность условий, оказывающих влияние на протекающие в муниципальном образовании и за его пределами социально-экономические процессы и их результаты. К факторам сбалансированности местных бюджетов относятся:

1) географическое положение и природно-климатические условия муниципального образования:

- близость к региональному центру;

- уровень социально-экономического положения соседних территорий;

- площадь территории;

- характеристика климата;

- структура ресурсов и уровень их использования;

2) социально-демографическое положение муниципального образования:

- численность населения в трудоспособном возрасте;

- уровень занятости и безработицы;

- половозрастной состав;

- структура образования;

- профессиональный статус;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- естественное и механическое движение населения;

3) пространственная и отраслевая инфраструктуры муниципального образования:

- протяженность автомобильных дорог и тип их покрытия;

- наличие железнодорожного и авиационного сообщения;

- наличие судоходных рек;

- количественно-качественная характеристика жилого фонда и нежилых зданий и помещений общественного и социального назначения;

- количественно-качественная характеристика системы инженерного обеспечения и общего коммунального хозяйства;

- обеспеченность населения образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры и др.;

4) инновационно-инвестиционная активность муниципального образования:

- уровень активности органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций,

а также населения в области создания и/или привлечения, восприятия и практической реализации инноваций с помощью привлечения средств, вкладываемых в воспроизводство инноваций-ресурсов или вовлекаемых в процесс воспроизводства уже в виде инноваций;

- степень интенсивности создания и/или привлечения, продвижения на рынок и использования различных видов инноваций благодаря мобилизации необходимого количества инвестиций;

5) экономическая самодостаточность и место муниципального образования в системе общественного разделения труда, подчеркивающее его влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов:

- количество хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии муниципального образования;

- уровень развития экономики с выделением отраслей жизнеобеспечения населения, «точек роста» и отраслей, обеспечивающих наиболее полную занятость населения и участие муниципального образования в межрегиональной и международной специализации и кооперации.

Органам местного самоуправления при выборе методов обеспечения сбалансированности местных бюджетов использовать закон минимума Либиха. Состояние бюджета муниципального образования зависит от преодоления минимально представленного в данный конкретный момент фактора сбалансированности. В другой период времени ограничивающим сбалансированность бюджета может быть другой фактор минимума. Кроме того, одновременно на сбалансированность местного бюджета может действовать не один фактор минимума, а некоторая их совокупность.

В каждом муниципальном образовании в тот или иной период времени формируется свой перечень факторов минимума сбалансированности местного бюджета. Тем не менее на уровне отдельно взятого субъекта РФ можно определить общий для всех муниципальных образований фактор-минимум, оказывающий основное влияние на решение проблем обеспечения сбалансированности местных бюджетов.

В основе сбалансированности местных бюджетов Новосибирской обл. в 2009-2010 гг. лежал рост доходов. Так, по состоянию на 01.01.2011 общий объем поступивших в эти бюджеты доходов составил 55 055,84 млн руб. При этом рост доходов

за 2009-2010 гг. достиг 111,45 %. Согласно данным официальной отчетности по состоянию 01.01.2011 общий объем поступивших в местные бюджеты РФ доходов составил 2 600,5 млрд руб., что выше уровня 2009 г. на 8,9 % (212,9 млрд руб.). Общероссийская тенденция на уровне Новосибирской обл. повторяется.

Собственные доходы бюджетов городских округов и муниципальных районов Новосибирской обл. в 2010 г. увеличились по сравнению с 2009 г. на 14,48 % (37 695,38 млн руб.). В общем объеме поступивших в 2010 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 62,1 %, безвозмездные поступления (без учета субвенций из фондов компенсаций) - 37,39 %. Изменения структуры собственных доходов местных бюджетов в 2009-2010 гг. характеризуются снижением доли налоговых и неналоговых доходов и ростом доли безвозмездных поступлений на 2,72 %. В целом по РФ собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, также увеличились в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 168,4 млрд руб. (9,3 %) и составили 1 973,3 млрд руб. Новосибирская обл. относится к 65 субъектов РФ, в местных бюджетах которых произошел рост собственных доходов.

Бюджеты муниципальных районов области являются наиболее зависимыми от безвозмездных поступлений, доля которых в собственных доходах составляет 74 % в 2010 г. Следует отметить не только увеличение удельного веса межбюджетных трансфертов (без учета субвенций из фондов компенсаций) в общем объеме собственных доходов бюджетов муниципальных районов, но и увеличение их объема в абсолютном выражении.

В бюджетах городских округов региона более 80 % собственных доходов формируется за счет налоговых и неналоговых доходов. Отмечается не только увеличение удельного веса налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов бюджетов городских округов Новосибирской обл., но и увеличение их объема в абсолютном выражении.

Сбалансированность бюджетов городских округов обеспечивается в основном за счет налоговых и неналоговых доходов, что позволяет органам местного самоуправления быть самостоятельными. Сбалансированность же бюджетов муниципальных районов области обеспечивается за счет оказания

финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня. Преимущественное формирование бюджетов муниципальных районов за счет межбюджетных трансфертов приводит к невозможности реализации основного принципа местного самоуправления - его самостоятельности в решении наиболее важных вопросов местного значения, касающихся основных проблем обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Проанализированные тенденции свидетельствуют о снижении финансовой автономии муниципальных образований, а также о невозможности проведения муниципальными органами власти самостоятельной политики социально-экономического развития муниципальных образований, что в целом не способствует повышению эффективности местного самоуправления.

В процессе исследования был определен фактор-минимум, актуальный для всех муниципальных районов и ряда городских округов Новосибирской обл. Это низкий уровень инновационно-инвестиционной активности (ИИА) муниципальных образований области, за исключением городских округов Новосибирск, Кольцово (наукоград) и ряда муниципальных районов.

Объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. в области составил 106,8 млрд руб., что в сопоставимой оценке соответствует уровню 2009 г., превышая его на 0,1 %. Рост инвестиционной активности в 2010 г. достигнут за счет значительного увеличения по сравнению с 2009 г. объемов государственной поддержки из средств областного бюджета, взаимодействия с государственной корпорацией РОС-НАНО и фондами содействия развитию по вопросу привлечения средств для реализации инвестиционных проектов на территории области, развития парковых и комплексных проектов (промышленно-логистический парк, технопарк Новосибирского академгородка).

Наращивание объема инвестиций наблюдалось в таких важных для экономики области видах деятельности, как производство машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, а также финансовая деятельность, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Росту инвестиционной активности способствовало также увеличение объема работ в строительстве.

Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных крупными, средними и малыми пред-

приятиями городского округа Новосибирск, по итогам 2010 г. - 62, 3 млрд руб. (по итогам 2009 г. - 58,3 млрд руб.). Это составляет более 50 % от общего объема инвестиций в основной капитал по области. В 2010 г. на развитие экономики и социальной сферы муниципальных районов и городских округов области (без городского округа Новосибирск) за счет всех источников финансирования направлено 36 млрд руб. инвестиций в основной капитал (97,2 % к уровню 2009 г. в сопоставимой оценке). Более 40 % всего ежегодного объема инвестиций в основной капитал муниципальных районов и городских округов области (без городского округа Новосибирск) освоено в Новосибирском районе. В 2010 г. положительная динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал (на 5-30 % от уровня прошлого года) отмечена в 23 территориях, отрицательная - в 11 (в 3 этот показатель не превысил 50 %).

Особенностью Новосибирской обл. является размещение на ее территории мощного научно-образовательного комплекса, в состав которого входят:

- академические институты Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук;

- наукоград Кольцово;

- отраслевые научно-исследовательские, конструкторско-технологические и проектные институты;

- высшие учебные заведения.

Инновационная инфраструктура области включает:

- 3 научных городка;

- технопарк «Новосибирск»;

- технопарк Новосибирского академгородка;

- сеть инновационно-технологических центров, частных технопарковых структур;

- бизнес-инкубаторы;

- центры развития инновационных компетенций;

- молодежные творческие мастерские;

- Сибирский институт интеллектуальной собственности и многие другие организации.

Действует и развивается региональная инвестиционная сеть, оказывающая финансовую и организационную поддержку развитию инновационной деятельности и организации банковского сектора.

Новосибирская обл. является первым субъектом РФ, в котором принят закон о научной деятельности -областной закон от 20.04.95 № 17-ОЗ «О научной

деятельности и научно-технической политике Новосибирской области». Также на территории региона действует областной закон от 15.12.2007 N° 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы».

Консолидация усилий всех элементов инновационной системы региона и их системное взаимодействие должны обеспечить более динамичный рост высокотехнологичного сектора экономики области на основе сформированных базовых условий развития инновационной деятельности. По статистике, в регионе имеется несколько сот инновационных или наукоемких компаний, расположенных в основном на территории городских округов Новосибирск и Коль-цово (наукоград). Несмотря на наличие в области научно-технической, образовательной, высокотехнологичной промышленной и технопарковой среды, инновационный бизнес еще не сделал качественного скачка в направлении роста, консолидации и создания масштабных мировых брендов.

Сбалансированность бюджетов городских округов и муниципальных районов Новосибирской обл. обеспечивается за счет оказания финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня (рис. 2). В 2009-2010 гг. лишь 4 муниципальных образования характеризуются низкой степенью дотационности, наличием собственной финансовой базы для исполнения полномочий, эффективностью управления

финансовыми ресурсами и заинтересованностью органов местного самоуправления в саморазвитии. Это городские округа Новосибирск, Кольцово, Обь и Новосибирский район, которые в свою очередь обладают высоким уровнем инновационно-инвестиционной активности в сравнении с другими муниципальными образованиями области.

Анализ данных рис. 2 показывает, что не только в масштабах Новосибирской обл., но и РФ в целом финансово самостоятельными в большей степени являются городские округа. Это связано с тем, что в настоящее время именно в городских округах максимально реализуются факторы (табл. 4), определяющие уровень инновационно-инвестиционной активности муниципального образования.

Таким образом, решение проблемы сбалансированности местных бюджетов Новосибирской обл. зависит от создания условий для преодоления фактора-минимума - низкого уровня инновационно-инвестиционной активности муниципальных образований. Повышение уровня инновационно-инвестиционной активности муниципальных образований положительно скажется на росте налоговых и неналоговых доходов местных и одновременно обеспечит решение задач социально-экономического развития муниципальных образований без привлечения существенного объема таких межбюджетных трансфертов, как дотации.

Таблица 4

Факторы, определяющие уровень инновационно-инвестиционной активности

муниципального образования

Фактор Основные составляющие и индикаторы оценки

Инновационно-инвестиционный потенциал Человеческие ресурсы (доля населения с высшим образованием, численность научных кадров, численность студентов ВУЗов и пр.). Финансовые ресурсы (затраты на НИР, затраты на инновации и пр.)

Инновационно-инвестиционный климат Наличие организаций инновационно-инвесстиционной инфраструктуры (доля организаций инновационно-инвесстиционной инфраструктуры в общем числе организаций и предприятий). Мероприятия в рамках региональной и муниципальной инновационной и инвестиционной политики (суммарный бюджет инновационных проектов, реализуемых на территории и финансируемых из территориальных источников). Нормативно-правовая база. Бизнес-климат (доля инновационных предприятий, организаций, имевших кооперационные связи в процессе инноваций; доля организаций, занятых в сфере высокотехнологичных услуг в общем числе организаций; доля малых предприятий)

Результативность и эффективность инновационной и инвестиционной деятельности Рост занятости вообще, а в частности - в секторе высокотехнологичных производств. Рост средней заработной платы. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Доля экспорта инновационной продукции, работ и услуг инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг

Новосибирская обл. 2009

Новосибирская обл

2008

Рис. 2. Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2008-2009 гг., %: 1 - самостоятельные; 2 - дотационные; 3 - среднедотационные; 4 - высокодотационные

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Власенко О. Е. Методы обеспечения сбалансированности бюджета субъекта РФ. URL: http://com-nauka. isea. ru/section2.aspx.

3. Гришанова О. А. Сбалансированность бюджета субъекта Российской Федерации и пути повышения его доходов. Иваново: ИГУ. 2004.

4. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2011. URL: http://www1.minfin. ru/ru/reforms/local_government/monitoring/.

5. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2010. URL: http://www1.minfm. ru/ru/reforms/local_government/monitoring/

6. Либих Ю. Письма о химии: в приложении к физике, технике и пищевой промышленности. М.: Либ-роком. 2011.

7. Мониторинг и анализ показателей финансовой сферы Новосибирской области. URL: http://imon. mfnso. ru/ CustomReports/Index. aspx.

8. О методических рекомендациях по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов: письмо Министерства финансов РФ от 15.12.2006 № 06-04-08/01-161.

9. О приоритетных задачах по обеспечению эффективного развития Новосибирской области в 2011 году и об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на

период до 2013 года: постановление правительства Новосибирской области от 28.12.2010 № 289-п.

10. Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области: распоряжение губернатора Новосибирской области от 19.10.2009 № 254-р.

11. План социально-экономического развития города Новосибирска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. URL: http://www. novo-sibirsk. ru/partition/economics/ser/.

12. Путеводитель инвестора. Новосибирская область. URL: http://www. nso. ru/priorities/investicii/ Pages/default. aspx.

13. Социально-экономическое развитие муниципальных районов и городских округов (без г. Новосибирска) в 2010 году. URL: http://econom. nso.ru/deyatelnost/territ_razv/Pages/ser_munobr.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.