МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗА
НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ
РЕЗОЛЮЦИИ 753 IATA 1 2
Михалева Ю.С. , Матюхин О.И. Email: [email protected]
1Михалева Юлия Сергеевна - старший преподаватель, кафедра стратегического и финансового менеджмента,
Байкальская международная бизнес-школа Иркутский государственный университет, г. Иркутск; 2Матюхин Олег Игоревич - студент, 2-й факультет,
Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются основные изменения деятельности по прослеживанию багажа, связанные с вступлением в силу Резолюции 753 IATA. В связи с необходимостью всех авиаперевозчиков обеспечить пассажирам информацию о местонахождении багажа, должно быть усовершенствовано технологическое оснащение аэропортов. В связи с этим, предложен новый подход, направленный на снижение случаев краж багажа, заключающийся в организации обмена данными между авиаперевозчиками и аэропортами и подразделениями транспортной полиции на воздушном транспорте в отношении похищенного груза. Предложен подход по автоматизированному обмену данными между подразделениями транспортной полиции, расположенными по пути следования багажа.
Ключевые слова: перевозка багажа, авиационная безопасность, прослеживаемость багажа, резолюция ИАТА 753.
CARGO SAFETY METHODS FOR AIR TRANSPORT IN IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF IATA RESOLUTION 753
Mihalyova Yu.S.1, Matyukhin O.I.2
'Mikhalyova Yuliya Sergeevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF STRATEGIC AND FINANCIAL MANAGEMENT, BAIKAL INTERNATIONAL BUSINESS SCHOOL IRKUTSK STATE UNIVERSITY, IRKUTSK; 2Matyukhin Oleg Igorevich - Student, 2ND FACULTY,
ACADEMY OF MANAGEMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FEDERATION,
MOSCOW
Abstract: the article analyzes the main changes in baggage tracking activities related to the entry into force of IATA Resolution 753. Due to the need for all air carriers to provide passengers with information about the whereabouts of baggage, the technological equipment of airports should be improved. In this regard, a new approach has been proposed aimed at reducing cases of baggage theft, which consists in organizing the exchange of data between air carriers and airports and transport police units on air transport in relation to stolen cargo. An approach is proposed for the automated exchange of data between transport police units located along the baggage line. Keywords: baggage transportation, aviation security, baggage traceability, IATA resolution 753.
УДК 34.096
В ноябре 2017 года была принята Резолюция 753 IATA в отношении прослеживаемой перевозок багажа, которая включает в себя основные принципы (Резолюция 753/30.53) руководство по применению (Резолюция 753/A4A).
С 2018 года исполнение резолюции обязательно для всех членов Международной ассоциации воздушного транспорта. Положения резолюции отражают современное развитие технологий и направлены на повышение качества обслуживания пассажиров авиакомпаниями, сокращение случаев ошибок, и автоматизацию обработки зарегистрированного багажа, повышение качества обслуживания пассажиров, снижение числа случаев правонарушений, связанных с сохранностью багажа, обеспечение единого подхода к отчетности.
В основу деятельности положены четыре принципа:
1. Прослеживаемость при приятии багажа от пассажира авиакомпанией или ее агентом.
2. Прослеживаемость при доставке и погрузке багажа на борт воздушного судна.
3. Прослеживаемость процесса передачи багажа между перевозчиками и перегрузки на другой борт.
4. Прослеживаемость выдачи багажа прибывшему пассажиру [1].
Реализация принципов позволит отслеживать нахождение груза в режиме реального времени не только перевозчикам, но и пассажирам.
В руководстве по применению (Резолюция 753/A4A), подробно описаны ключевые моменты, которые авиперевозчики и их агенты должны учитывать при реализаци принципов. Руководство направлено на создание единого подхода к операциям, текущей и отчетной документации всеми участниками IATA. А именно:
- перечень данных и время их зафиксации в документах;
- единообразный объем и способ обмена информацией;
- выработка совместных решений по обмену данными с заинтересованными сторонами, которые могут повлиять на качество обслуживания;
- повышение эффективности организаций, обслуживающих багаж;
- обмен лучшей практикой применения и реализации принципов [2].
Российская авиация одна из немногих отраслей экономики, в которой компании не отстают от зарубежных конкурентов по уровню цифровизации, внедренной в бизнес -процессы. В настоящее время, прослеживаемость уже внедрена компанией «Аэрофлот». Система получает данные от 400 аэропортов и 500 авиакомпаний. Компания Delta предоставляет пассажирам отслеживать перемещение багажа после сканирования багажной бирки [3].
На фоне растущего пассажирского трафика, который по данным на 1 мая 2019 года увеличился на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возрастает риск количества преступлений связанных с хищением багажа [4]. Преступления являются низко раскрываемыми по следующим причинам: не возможность установления места их совершения, несвоевременное обращение граждан в органы полиции, отсутствие прямых улик указывающих на лицо, совершившее хищение. В ряде случаев невозможность идентифицировать похищенные вещи по индивидуальным признакам, так как носят общий характер.
Проводимые мероприятия, направленные на раскрытие преступлений зачастую положительных результатов не приносят. В настоящий момент отдельными подразделениями полиции на воздушном транспорте, расположенными в городах вылета, перегрузки и прилета багажа, осуществляется оперативный обмен информации о совершенных преступлениях, «по горячим следам» проводятся оперативно-розыскные мероприятия по отработке лиц причастных к погрузке, выгрузке и комплектации багажа пассажиров.
Вместе с этими, информирование о совершенных хищениях личного имущества граждан, ограничивается рамками рассматриваемых материалов КУСП в пределах аэропортов убытия и прибытия. Не исключается версия о том, что лицами причастными к обработке на территории аэропорта, совершаются аналогичные хищения из багажа, убывающего авиарейсами в другие направления. Однако, такой информацией другие подразделения полиции на воздушном транспорте не всегда располагают, что существенно снижает раскрываемость преступлений.
В настоящее время российскими ^-компаниями разрабатывается и тестируется использование радиочастотных меток (далее - ЯРГО) которые позволяют вносить данные о багаже в автоматическом режиме. Метка помещается на багаже в момент регистрации в аэропорту вылета и снимается в момент получения багажа в аэропорту прилета. Багаж проходит через рамки-считыватели, информация появляется в системе автоматически, без участия оператора.
С целью повышения раскрываемости правонарушений, при реализации положений Резолюции 753 IATA необходимо создать возможность оперативного электронного обмена данными авиаперевозчиков и аэропорта с подразделениями транспортной полиции. Данные должны учитывать время входа и выхода, общий период обработки багажа, в каждой зоне:
1.Досмотр багажа при входе в здание аэропорта.
2.Регистрация багажа авиакомпанией или агентом.
3.Проверка багажа на интроскопе.
3а. Ручной досмотр багажа при подозрении на наличие запрещенных к перевозке предметов.
5. Комплектация багажа.
6. Загрузка багажа в отсек воздушного судна.
Для каждой стадии, (кроме досмотра багажа) необходимо провести хронометраж операции, выявить среднее значение, которое должно стать основой для создания инструкции по совершению действий при обработке багажа. После проведения хронометража при среднем потоке, сделать замеры на максимальном и минимальном потоке, выявив стандартные отклонения.
Таким образом, при поступлении заявления о краже, возможно будет получить данные о времени входа и выхода багажа с зоны проведения операции, выявить на какой из стадии произошло превышение времени обработки, с учетом имеющегося стандартного отклонения и данных об интенсивности потока во время прохождения конкретного багажа через определенную зону.
Дополнительно необходимо создание, в отделах полиции на воздушном транспорте, внутренней автоматизированной единой информационно-поисковой системы сбора, обработки, хранения и выдачи сведений о фактах хищения багажа, под условным наименованием «Багаж». Информационно-поисковая система может предусматривать ГО номер считанный с ЯРГО метки, сведения о совершенных преступлениях, предметах похищенного имущества, анкетные данные лиц, причастных к обработке багажа, дата и номера авиарейсов. Создание АИПС «Багаж» с возможностью интегрирования данных о времени нахождения багажа в зонах обработки, обеспечит эффективное взаимодействие между подразделениями полиции на воздушном транспорте, направленное на обеспечение сохранности имущества авиапассажиров.
АИПС «Багаж» будет способствовать реализации Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 года (Приказ МВД РФ от 14.03.2012 № 169) путем увеличения количества актуальной структурированной информации доступной сотрудникам МВД с автоматизированных рабочих мест, обеспечении возможности поиска информации и повышение раскрываемости правонарушений.
Информационная карточка может иметь вид, представленный на рисунке 1.
Дополнительно к информации, представленной в карточке, необходимо предусмотреть возможность выдачи системой информации по введенному ГО номеру багажа, с указанием временного интервала по следующим зонам: регистрация багажа авиакомпанией или агентом, проверка багажа на интроскопе, ручной досмотр багажа при подозрении на наличие запрещенных к перевозке предметов, комплектация багажа, загрузка багажа в отсек воздушного судна.
Обеспечение взаимодействия Министерства внутренних дел с Росавиацией, эксплуатантами воздушного судна и крупнейшими аэропортами России с целью выработки единого подхода к обмену информацией и организации деятельности сотрудников в зонах
59
обработки багажа снизит возможность краж до минимального уровня повысив раскрываемость до максимально возможных значений. Использование современных технологий учета и обмена информацией позволит существенно снизить временные показатели расследования преступлений, повысить оперативность действий и обеспечить достоверность доказательных материалов.
1 Подразделение: ЛО МВД России на воздушном транспорте
1.2 номер КУСП дата
1.2.1 уголовное дело №_по ст. 158 ч. 2 УК РФ от_
1.2.2 отказной материал №_по ч.1 п. 2 ст. 24 УПК РФ
1.2.3 направлено по территориальности в ЛУ МВД России а/п _ исх. _ от
2. период совершения хищения с_по_
3 Место и дата обнаружения хищения
3. 1 обнаружил_по месту жительства по адресу:_
3.2 обнаружил_в аэропорту г._при получении багажа
4 Данные о преступлении 4.1. Краткая фабула
при перелете авиарейсами _ сообщением _ из багажа гр.
_совершено хищение личного имущества.
4.2 Лица причастные к обработке, дата, номер смены
4.2.1 аэропорт убытия, рейс, дата, _, рейс №_
ГО № багажа 000000000000
Погрузка смена №_
ФИО,_г.р.
ФИО,_г.р.
4.2.2 транзитный аэропорт, рейс, дата _, рейс №_дата
4.2.2.1 Разгрузка смена № _ времяДата/время поступления багажа в зону_
поступления багажа в зону_дата/время выхода багажа из зоны_
время выхода багажа из
зоны_
ФИО_, г.р.
ФИО ,_г.р.
4.2.2.2 комплектация рейса № 0000 датаДата/время поступления багажа в зону_
смена №__дата/время выхода багажа из зоны_
ФИО,_г.р.
4.2.2.3 Погрузка рейса № _дата,Дата/время поступления багажа в зону_
смена №__дата/время выхода багажа из зоны_
ФИО_, г.р.
ФИО_, г.р.
4.2.3 аэропорт прибытия, рейс, дата _, рейс. №_, дата
Разгрузка рейса № 1440 смена № 2
ФИО_, г.р.
ФИО_, г.р.
5. Сведения о похищенном имуществе
5. 1 часы наручные мужские «Omega»
5.2 сотовый телефон «_» в корпусе черного цвета, имей 0000000000.
6 Сведения о лицах совершивших_
преступление
7 Сведения о способе совершения хищения
7.1 чемодан был упакован в полимерную пленку, которая в момент получения багажа отсутствовала
7.2 при получении багажа замки были сломаны
7.3 обнаружен прорез в чемодане
8 Дополнительные сведения об обстоятельствах происшествия
8.1
9
багаж гр._был оформлен ошибочно до аэропорта _
Сведения о потерпевшем
ФИО, _ г.р., проживает
по
адресу:
Рис. 1. Информационно-поисковая карточка на хищение багажа Список литературы /References
1. Baggage Track. 12th WORLD CARGO SYMPOSIUM. 13-15 марта 2018.Даллас. Техас. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iata.org/events/wcs/Documents/WCS_2018/wcs-2018-baggage-track.pdf/ (дата обращения: 02.01.2020).
2. Baggage Tracking, IATA Resolution 753/A4A Resolution 30.53 Implementation Guide. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iata.org/whatwedo/ops-infra/baggage/documents/baggage-tracking-implementation-guide.pdf/ (дата обращения: 02.04.2019).
3. Полет в цифровом режиме. // РБК+ «Воздушный транспорт» №6 - 8/2019 от 20 мая 2019 г. С. 150.
4. Рост пассажиропотока российских авиакомпания за пять месяцев составил 12,3% // Авиационный деловой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ato.rucontent/rost-passazhiropotoka-rossiyskih-aviakompaniy-za-pyat-mesyacev-sostavil-123/ (дата обращения: 02.01.2020).