Научная статья на тему 'Методы, направленные на формирование самопринятия в подростковом возрасте'

Методы, направленные на формирование самопринятия в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1093
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОПРИНЯТИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПОДРОСТКИ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ / PERSONALITY / SELF-ACCEPTANCE / DIAGNOSIS / ADOLESCENTS / METHODS OF FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Стручкова Вера Николаевна

Самопринятие представляет собой фундаментальное образование структуры личности и проявляется в положительном переживании окружающей действительности через систему морально-нравственных ценностей критериев, принятых в обществе. В психологических и социологических исследованиях понятие «самопринятие» рассматривается, как основа личностного развития. Очень широко данное понятие изучается К. Роджерсом, А. Маслоу, А.Б. Орловым в гуманистической психологии. На современном этапе проблемой самопринятия занимаются педагоги-психологи: Н. И. Козлов, В. С. Александрова, С. Н. Тришкина, А. И. Денисова, Т. Н. Гущина, Е. М. Уманская, Н. О. Нечаева, В. А. Головородова и др. В данной статье на основе анализа психологической, социологической литературы по теме исследования описаны диагностические методики. А также представлены результаты исследования, проведенные на базе филиала ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» в МО «Нерюнгринский район». На основе обобщения психолого-педагогического опыта отобраны более эффективные методы и приемы, направленные на формирование самопринятия в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Стручкова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AIMED AT THE FORMATION OF SELF-ACCEPTANCE IN ADOLESCENCE

Self-acceptance is a fundamental formation of the personality structure and is manifested in a positive experience of the surrounding reality through a system of moral values of the criteria adopted in society. In psychological and sociological studies, the concept of "self-acceptance" is considered as the basis of personal development. This concept is very widely studied by C. Rogers, A. Maslow, A.B. Orlov in humanistic psychology. At the present stage, the psychologists: N. I. Kozlov, V. S. Alexandrova, S. N. Trishkina, A. I. Denisova, T. N. Gushchina, E. M. Umanskaya, N. O. Nechaev, V.A. Golovorodov, etc. Based on the analysis of psychological and sociological literature on the topic of research, this article describes diagnostic techniques. And also presents the results of a study conducted on the basis of the branch of the GBU RS (Y) Center for Social and Psychological Support for Family and Youth in the Neryungrinsky District. Based on a generalization of psychological and pedagogical experience, more effective methods and techniques were selected aimed at the formation of self-acceptance in adolescence

Текст научной работы на тему «Методы, направленные на формирование самопринятия в подростковом возрасте»

Методы, направленные на формирование самопринятия в подростковом возрасте

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. пед. наук, зав. кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ (г. Нерюн-гри), larisamamedova@yandex.ru

Стручкова Вера Николаевна,

студент кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ (г. Нерюнгри)

Самопринятие представляет собой фундаментальное образование структуры личности и проявляется в положительном переживании окружающей действительности через систему морально-нравственных ценностей критериев, принятых в обществе. В психологических и социологических исследованиях понятие «самопринятие» рассматривается, как основа личностного развития. Очень широко данное понятие изучается К. Роджерсом, А. Маслоу, А.Б. Орловым в гуманистической психологии.

На современном этапе проблемой самопринятия занимаются педагоги-психологи: Н. И. Козлов, В. С. Александрова, С. Н. Тришкина, А. И. Денисова, Т. Н. Гущина, Е. М. Уманская, Н. О. Нечаева, В. А. Головородова и др.

В данной статье на основе анализа психологической, социологической литературы по теме исследования описаны диагностические методики. А также представлены результаты исследования, проведенные на базе филиала ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» в МО «Нерюнгринский район». На основе обобщения психолого-педагогического опыта отобраны более эффективные методы и приемы, направленные на формирование самопринятия в подростковом возрасте.

Ключевые слова: личность, самопринятие, диагностика, подростки, методы формирования.

В зарубежных, отечественных психологических исследованиях одним из трудных периодов в жизни формирования школьников выделяется подростковый возраст. На этой ступени становления происходит не только их физическое взросление, у них меняется взгляд, как на окружающих, так и на себя. То есть отпечаток этих изменений откладывается на их субъективную, динамическую позицию изнутри. Они могут становиться более агрессивными, конфликтными, не слушающими чужие советы, особенно если их дают взрослые. Еще одной серьезной опасностью является попасть под воздействие группировок, сект. Ребята в этом возрасте очень легко могут на это поддастся. Так как они в этом возрасте стараются перестроить все отношения с окружающим миром и самоопределиться в своей жизни.

Необходимо отметить, что на такой ступени взросления рядом обязательно должны находиться близкие люди, которых подросток может прислушаться. Это могут быть родители, сверстники, которые в свою очередь не будут навязчивыми, но в, то, же время с помощью определенных действий смогут помочь ребятам пройти этот путь взросления. Естественно, кроме родителей и друзей на становление подростков будет влиять и окружающая их действительность.

В связи с этим у психологов школ появилась еще одна задача, а именно, оказание психологического консультирования школьникам по самопринятию и обеспечение психологическое здоровья школьников в подростковый период.

Анализ литературы по теме исследования показал, что полное изучение особенностей самосознания у подростков ученых пробуждал интерес, так как подростковый возраст, отмечал Л. С. Выготский «в периодах кризиса, на протяжении относительно короткого времени, сосредоточены резкие и капитальные сдвиги, когда в очень короткий срок человек меняется весь целиком, в основных чертах личности» [1, 2].

В федеральном законе «Об Образовании Российской федерации», статья №34 пункт 1.2. прописаны требования «о создании необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, безопасного обучения и воспитания, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» [5, с. 130].

гп Д

О О .п

о

о

Я

О о о

в

^

я

П ■о

в о

о сч

со

О!

Изучением данной проблемой исследования занимались такие ученые, как И. С. Кон, Т. Д. Мар-цинковская, З. Фрейд, Э. Эриксон, В. И. Слобод-чиков, Е. И. Исаев, С. Холл, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Р.Бернс, Е. Г. Дозорцева и другие.

На современном этапе развития многие практики системы образования в своей психологической работе по формированию самопринятия в подростковом возрасте применяют разнообразные методы, формы, элементы тренинга и т.д. К таким практикам можно отнести: Н. И. Козлова, В. С. Александрову, С. Н. Тришкину, А. И. Денисову, Т. Н. Гущину, В. Г. Маралову, Е. М. Уманскую и др.

Таким образом, поиск наиболее эффективных методов и приемов по проблеме формирования самопринятия у подростков является одной из приоритетных задач образования.

Объект исследования - процесс психологического консультирования подростков по формированию у них самопринятия.

Предмет исследования - методы и упражнения, применяемые в психологическом консультировании подростков по формированию самопринятия.

Цель работы - исследовать особенности формирования самопринятия у подростков.

Итак, на первом этапе исследования в результате анализа психологической литературы мы пришли к выводу, что самопринятие это фундаментальный, специфический, жизненно важный процесс в подростковом возрасте, направленный на выбор из некоторого числа задач наилучшего варианта поведения. При этом функционально-базисными процессами, регулирующие самопринятие, выступают регуляторно-личностные свойства как рациональность и готовность к риску, мотивация успеха и локус контроля, ригидность и импульсивность, гибкость и самостоятельность, и индивидуально-типические особенности саморегуляции поведения как выдвижение и планирование целей, моделирование условий и программирование действий, оценка и коррекция результатов деятельности. Понимание подростками функционально регулирует самопринятие ими себя.

Установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с младшими детьми, особенно если подросток не сам пришел к психологу, а его направил взрослый. Подросток изначально может не доверять психологу. У самого подростка чаще всего нет запроса на психологическую работу. Он выработал те или иные защитные модели поведения, которые его самого устраивают, а не удовлетворяют только взрослых. Взрослые хотят его изменить, у самого подростка потребность в изменении отсутствует. А цель психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту в решении его проблемы.

На втором этапе исследования была проведена на базе ГБУ РС(Я) «ЦСППСиМ» г. Нерюнгри экспериментальная работа. Контингент: школьники в возрасте 12-14лет.

С 03.09.2018 г. по 30.09.2018 г. (п=12), была проведена первичная психолого-педагогическая диагностика с целью выявления проблем по самопринятию у подростков по методикам:

1) методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла (для подростков от 12 лет) (ММИЛ);

2) опросник самооценки психических состояний Г. Айзенка;

3) методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС).

По результатам первой методики было выявлено у 30% подростков среднее значение данного фактора (от 0 до 6 баллов), что характеризует адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. 68% подростков показали ниже среднего значения данного фактора, что говорит о психологической незрелости подростков к адекватности самооценки личности. Подростки подвержены тревоге, низкой дисциплинированности и эмоциональной неустойчивости. Большинство из опрошенных подростков тревожат будущее, они еще не умеют справляться с тревогой и эмоционально-волевой сферой, что приводит личность к асоциальному поведению.

Низкий уровень, выявлен у 2% подростков, которые обладают высокой тревожностью и замкнутостью.

По опроснику самооценки психических состояний Г. Айзенка были выявлены следующие показатели: тревожность 50% от общего количества подростков. Из них 42% обладают средней тревожностью, 8% низкой тревожностью. Высокая фрустрация у 50% испытуемых, у 48% средняя и 2% низкая. Агрессивных подростков в группе 40%, спокойных 2%, и средний результат показали 58% от общей массы. Так же 70% учащихся обладают средней ригидностью, 30% высокой и подростков с низкой ригидностью в группе не выявлено 0%.

Итак, в группе наблюдается высокий уровень тревожности, а также повышенная фрустрация, что говорит о необходимости вести работу по проблемам самопринятия у подростков 12-14лет.

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС) показала следующие результаты: закрытость - 25%; самоуверенность -75%; саморуководство - 16%; отраженное самоотношение - 66%; самоценность - 33%; самопринятие - 66%; самопривязанность - 83%; внутренняя конфликтность - 90%; самообвинение - 33%.

Итак, полученные результаты в ходе первичной диагностики показали, что у большинства подростков завышена внутренняя конфликтность. Также отмечены низкие показатели самопривязанности. У подростков наблюдается низкая самоуверенность, которая отражается в неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях.

В современной практике существуют разнообразные подходы по работе с подростками по проблеме самопринятия. На втором этапе экспериментальной работы был проведен анализ методической литературы, который позволил выявить

следующие направления, методы и приемы в работе практиков образования:

1) аутотренинг (Н. И. Козлов, коуч и консультант (г. Москва));

2) гештальт терапия (В. С. Александрова педагог-психолог ГБУ РС(Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» (г. Якутск));

3) арт-терапия (С. Н. Тришкина практикующий психолог (г. Москва));

4) музыкотерапия (А. И. Денисова психолог (г. Новороссийск));

5) курс занятий по программе воспитания и самовоспитания подростков (Т. Н. Гущина, доцент кафедры воспитания и социальной педагогики Ярославского областного института развития образования, кандидат педагогических наук) (г. Москва);

6) тренинг социальных навыков подростков «Я и мой мир» (по методике и опыту работ В. Г. Ма-ралова доктор психологических наук, профессор, МКОУ «Яйский детский дом «Колокольчик») (г. Кемерово);

7) платилинотерапия (Е. М. Уманская психолог, психолог-сексолог (г. Южно-Сахалинск)).

Р|ассмотр|им пр|имен|яемые нами в работе методы, направленные на формирование самопринятия у подростков.

Метод музыкотерапии.

Необходимо отметить, что данный метод является одним из основыных в работе с подростками по формированию у них самопринятия. Так как ученые уже давно доказали, что музыкальные композиции являются языком невербальной коммуникации, а наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания под воздействием музыки. На занятиях по самопознанию, прояснению «Я - концепции» музыка применяется нами с целью влияния на эмоционально-волевую сферу организма подростка; развития у них познавательных процессов; коммуникативных навыков и навыков взаимодействия друг с другом и окружающими; доброжелательного отношения к окружающим; учит понимать чувства, переданные в музыке и различать оттенки настроения; развивает эмпатию и сопереживание; учит радоваться, заряжаться положительными эмоциями. В ходе таких занятий подростки слушают музыку, настраиваются на прояснение «Я - концепции».

Также на каждом занятии мы использовали музыкальное вступление и музыкальное прощание, этот метод позволяет подросткам ощутить взаимосвязь с коллективом, настроиться на работу, поздороваться и попрощаться со всеми в группе.

Метод игротерапии позволяет подростку получить представление о ближайшем окружении, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, восприятие. Занятия с применением данного ме-

тода способствуют развитию творческих способностей, развитию коммуникативных способностей, они испытывают чувство удовлетворения от совместных игр.

Игры используются в каждом тренинге, все игры подобраны и разработаны в соответствии с тематикой тренинга. Например, в занятии № 1 «Знакомство», в ходе игры используется метод беседы, задаются вопросы, развиваются элементарные представления у подростка, воображение, логическое мышление, память, восприятие.

Метод арт-терапии развивает художественные способности, закрепляет начальные навыки рисования, воображение, проективное мышление, цветовосприятие, мелкую моторику пальцев, учит проявлять смелость в решениях. На наших занятиях, подростки рисуют красками, карандашами, мелками, не стандартными материалами, например пластилином, молоком, воском и т. д.

Беседа и дискуссия - это словесный метод, для целенаправленного обсуждения с подростками какого-либо явления. В беседе подростки учатся ясно выражать свои мысли, развивают умение слышать и слушать собеседника. Беседа имеет значение не только для сообщения подросткам знаний, но и для развития связной устной речи, выработки навыков речи в коллективе. «Дискуссия воспитывает в подростках умение отстаивать свою точку зрения, разрешения конфликтных ситуаций конструктивно. Выходить из них достойно» [2, с. 25].

Метод беседы применяется в каждом занятии на заданную тему. Во время беседы, подростки учатся анализировать материал, учатся формулировать предложения, мыслить на определенную тему, учатся не перебивать друг друга, уважать сверстников, слышать педагога, выражать свое мнение.

В таблице 1 представлены некоторые примеры методы и приемы, применяемые нами на тренингах.

Таблица 1

№ п/п Название тренинг а Цель Методы и приемы

1. Знакомс тво Ознакомление участников с групповой формой работы; создание условий для дальнейшей работы; сплочение; знакомство с индивидуальными особенностями участников. 1. Упражнение «Баранья голова». 2. Правила работы в группе «Принципы тренинга». 3. Упражнения «Я в лучах солнца», «Похвала», «Ритуал прощания».

2. Кто Я? Какой Я? Развивать способность к самоанализу, самопознания; прояснение положительной «Я - концепции». 1. Дискуссия. Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна). 2. Упражнения «Поздоровайтесь руками», «Кто я?», «Ритуал прощания».

3. Мое имя способствовать в осознании подростками ресурсного значения собственного имени и его различных форм; Упражнения: «Что в имени моем?», «Талисман», «Телеграмма», «Реклама двигатель

гп Д

О О .п

о

О

в

О О

о

в

^

я

П ■о

ш й X О"

<5

О О

л

(Б й О 00 ш

X

высокая - 0%, высокая - 5%, средняя - 59%, низкая - 36%, очень низкая - 0%). По всем методикам, используемым нами для диагностики, при математической обработке, выявлены достоверные различия в показателях, что подтверждает эффективность подобранных нами методов.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2015. - 368 с.

2. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи : Учеб.-метод. Рос.акад.образования. Моск.психолого-соц.ин-т. - М. : МОДЭК, 2015. - 416с.

3. Беличева С. А. Социальная педагогика : учеб пособие для студентов вузов - М. : Владос, 2016. -272с.

4. Бишоп С. Тренинг уверенности в себе. - СПб. : Питер, 2016. - 208 с.

5. Опыт работы ГБУ «Центр социально-психологической поддержки молодежи Республика Саха (Якутия)»:информ. - метод.сб. / М-во по молод. Политики Респ. Саха (Якутия), ГБУ «Центр соц.-пси-хол. поддержки молодежи Респ. Саха (Якутия)»; [сост. О.И.Львова; редкол.: Н.Д.Елисеева и др.].-Якутск : СМИК-Мастер, 2012. - 352 с.

Methods aimed at the formation of self-acceptance in

adolescence Mamedova L.V., Struchkova V.N.

North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova Self-acceptance is a fundamental formation of the personality structure and is manifested in a positive experience of the surrounding reality through a system of moral values of the criteria adopted in society. In psychological and sociological studies, the concept of "self-acceptance" is considered as the basis of personal development. This concept is very widely studied by C. Rogers, A. Maslow, A.B. Orlov in humanistic psychology.

At the present stage, the psychologists: N. I. Kozlov, V. S. Alexandrova, S. N. Trishkina, A. I. Denisova, T. N. Gushchina, E. M. Umanskaya, N. O. Nechaev, V.A. Golovorodov, etc. Based on the analysis of psychological and sociological literature on the topic of research, this article describes diagnostic techniques. And also presents the results of a study conducted on the basis of the branch of the GBU RS (Y) Center for Social and Psychological Support for Family and Youth in the Neryungrinsky District. Based on a generalization of psychological and pedagogical experience, more effective methods and techniques were selected aimed at the formation of self-acceptance in adolescence. Key words: personality, self-acceptance, diagnosis, adolescents,

methods of formation. References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abramova G. S. Practical psychology. - 2nd ed., Erased. - M.:

Academy, 2015 .-- 368 p.

2. Bashkatov I. P. Psychology of asocial-criminal groups of adolescents and youth: A Textbook. Method. Ros.akad.obrazovaniya. Moscow Psychological and Social Institute - M.: MODEK, 2015 .-- 416s.

3. Belicheva S. A. Social pedagogy: textbook for university students

- M.: Vlados, 2016. - 272с.

4. Bishop S. Self-confidence training. - SPb. : Peter, 2016 .-- 208 p.

5. Experience GBU "Center for socio-psychological support of youth

of the Republic of Sakha (Yakutia)": inform. - method. / M in young. Politicians Resp. Sakha (Yakutia), State Budgetary Institution "Center for Social-Psychol. Youth Support Rep. Sakha (Yakutia) "; [comp. O.I. Lvova; Editorial: N.D. Eliseeva et al.] .- Yakutsk: SMIK-Master, 2012. - 352 p.

самоанализ подростками отношения к имени как проекции самоотношения. прогресса!», «Ритуал прощания» [4, с. 56].

4. Как я выгляжу ? разрядка негативных чувств, связанных у подростков с переживанием недостатков своей внешности. 1. Беседа вербальное и невербальное общение. 2. Упражнения: «Имя + что обо мне никто не знает», «Продолжи фразу», «Стройся!», «Ритуал прощания».

4. Как я выгляжу ? самооценка подростками представлений об идеальной внешности; разрядка негативных чувств, связанных у подростков с переживанием недостатков своей внешности. 1. Беседа вербальное и невербальное общение. 2. Упражнения: «Имя + что обо мне никто не знает», «Продолжи фразу», «Стройся!», «Ритуал прощания».

5. Как я выгляжу ? разрядка негативных чувств, связанных у подростков с переживаниями недостатков внешности. 1. Дискуссия «Избавление от самокритики». 2. Упражнения: ««Имя +прилагательное», «Уровень счастья», «Стройся!», «Ритуал прощания».

6. Каков Я на самом деле? активизация процесса рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я -концепции. Упражнения: «Дождик», «Принятие себя», «Рисунок Я», «Девиз», «Ритуал прощания, дарение подарков».

7. Уверенн ое и неувере нное поведен ие формулирование представлений о различиях между уверенным, неуверенным, самоуверенным поведением. 1. Техника «Интервью». 2. Упражнения: «Приветствие частей тела», «Найди общее», «Ритуал прощания, дарение подарков».

8 Уверенн ость в себе Обучить умению отличать уверенное поведение от неуверенного; содействие уверенности в себе. Упражнения: «Презентация в стиле stand up», «Галерея», «Круг доверия», «Пустой стул» [3, 120], «Ритуал прощания, дарение подарков.

9 Мир чувств развитие умения распознавать и выражать различные эмоциональные состояния; осознание собственной модели поведения при проявлении различных эмоций. 1. Арт-терапия «Карта моих эмоций». 2. Игротерапия «Театр одного актера». 3. Упражнения: «Приветствие себя», «Ритуал прощания, дарение подарков.

© о

0 сч <e

01

На третьем этапе психолого-педагогического исследования была проведена итоговая диагностика по тем же методикам, что и вначале исследования.

Динамика формирования позитивного самопринятия в эксперименте показала, что проведенная нами работа по проблеме самопринятия подростков дала высокие показатели. Существенно снизилась общая тревожность - 2б%, возбудимость - 24%. Повысилась уверенность в себе, снизился страх самоутверждения - 17% и склонность к риску - 10%. Снизился уровень нервного напряжения (очень высокая - 0%, высокая - 10%, средняя - 45%, низкая - 43%, очень низкая - 3%) и личностная тревожность (очень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.