Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ'

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПСИХОДИАГНОСТИКА / МЕТОДИКА / МЕТОД / НАБЛЮДЕНИЕ / БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедова Х.Л.

B статье дана характеристика основных методов в изучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Oтражены требования, предъявляемые диагностическому инструментарии.In the article the characteristic is given of the main methods in studying children with disabilities. Reflected the requirements of diagnostic tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ»

3. Гришина Н.В. Психология конфликта 2 изд.- СПб., 2008.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.:КСП, 3 изд. 2008.

5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп.-СПб.,2009.

6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 2000.

7. Психология. Учебник/Под ред. А.А. Крылова - М.:Проспект,2 изд.-2003

Магомедова Х.Л. студент 4 курса факультет психологии Дагестанский Государственный университет

филиал г. Кизляр Шуруха Т.А.

научный руководитель, ст. преподаватель

Щеглова Е.В., к.п.н. научный руководитель, доцент Россия, респ. Дагестан, г. Кизляр МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ METHODS OF STUDYING CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL

DISORDERS

B статье дана характеристика основных методов в изучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Oтражены требования, предъявляемые диагностическому инструментарии.

In the article the characteristic is given of the main methods in studying children with disabilities. Reflected the requirements of diagnostic tools.

Knючевые слова: Психодиагностика, метод, методика, наблюдение, беседа.

Key words: Psychodiagnostics, method, technique, observation, conversation

Методы изучения детей с особыми потребностями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику. Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определенном классе ситуаций для решения определенных задач.

Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.

Изучение документации ребенка. Задача изучения документации -сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. B комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, необходимые ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения

можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения специалистов: педиатра, психиатра, невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога, ортопеда.

Материалы подробной выписки ориентируют психолога и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования психических функций.

Метод наблюдения.

Изучение естественного поведения - одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка.

По результатам наблюдения психолог, выявив у ребенка признаки нарушения развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический метод и правильно организовать дальнейшее психологическое исследование ребенка.

Метод беседы.

Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Цель беседы - обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. Цель беседы - обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:

- важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;

- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;

- психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);

- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов)

ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

- эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;

- желательно участие в беседе обоих родителей;

- во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу;

- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях.

Метод экспериментального изучения ребенка.

Метод эксперимента может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности. Помощь экспериментатора строго регламентируется в виде фиксированных инструкций. В качестве показателя обучаемости учитывается:

- возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;

- количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания;

- возможность переноса полученного навыка на новые условия.

Мера помощи связана с изменением степени сложности предлагаемой

ребенку задания. Учитывая это, каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает:

- характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;

- виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, наглядно-действенная, конкретная, организующая, разъясняющая);

- степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания.

Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.

В процессе работы выделяются следующие этапы обучающего эксперимента:

1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента.

2. Сообщение содержания задания (инструкция).

3. Наблюдение за деятельностью ребенка при выполнении задания и оказание дозированной помощи.

4. Оценка результатов деятельности ребенка. Тесты.

Тесты - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во временииспытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий.

Наибольший интерес представляют следующие показатели:

1. Особенности мотивации: вызывают ли задания интерес, какова реакция на неуспех, как ребенок оценивает свои возможности и достижения.

2. Особенности общения ребенка с экспериментатором: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие, рассказывает что-нибудь о себе.

3. Особенности внимания: отвлекаемость, переключаемость, колебания, показатели самоконтроля.

4. Динамические характеристики деятельности: импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий или заторможенность, медлительность, истощаемость.

5. Характеристики моторики: быстрота движений, координация, сила мышечного тонуса, точность движений.

6. Речевые особенности: несформированность фразовой речи, трудности произношения, неверное употребление слов, оговорки, речевая инертность, нарушение регулирующей функции речи.

7. Способы выполнения заданий: решение методом проб и ошибок или с применением логических приемов, происходит ли перенос найденного способа на аналогичные задания.

Использованные источники:

1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 352 с.

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.:Издательство Владос - Пресс, 2003. - 160 с.

3. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПо «МОДЭК», 2009. - 208 с.

4. Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методическийконспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальнойпсихологии).- М., 1999.

5. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи: Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов.

6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование

миров. Москва-Воронеж, 1996. С. 660.

УДК 608.4

Маренов Б.И., к.т.н.

доцент

кафедра мировой экономики и региональных рынков

ННГУ им. Н.И. Лобачевского СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация: в статье рассматривается актуальность применения группы технических средств таможенного контроля радиоактивных материалов; проведен анализ различных дозиметров; даны рекомендации по выбору данных групп технических средств; определены перспективы их развития.

Ключевые слова: технические средства диагностики, средства нанесения и считывания специальных меток, таможенный контроль, радиоактивные материалы, дозиметры

Annotation: This article examines the relevance of the application of a group of technical means of customs control of radioactive materials; analyzes the various dosimeters; recommendations on the choice of means of data groups; identified the prospects of their development.

Keywords: technical diagnostic agents, application and reading the special labels, customs control, radioactive materials, radiation monitors

В настоящее время значительно повысилась опасность перевозок через таможенную границу средств радиоактивного заражения и делящихся материалов. Это связано с повышенным вниманием к этим средствам ввиду их способности к массовому заражению и уничтожению местности ,объектов и всего живого на зараженной территории.. Особенно это стало актуально в связи с участившимися авариями на ядерных объектах ( Чернобыльская , Фокусимская АЭС) , гидро - электро станциях, а так же стремлении террористических организаций к завладению этим видом оружия

Статистические данные работы органов таможенного контроля говорят о повышающемся внимании к техническим средствам таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТС ТКДРМ.). Однако проблемным является вопрос о выборе наиболее целесообразных моделей этих приборов для эффективного таможенного контроля радиоактивных материалов. Поэтому возникла

необходимость в проведении сравнительного анализа существующих и перспективных моделей ТС ТКДРМ с целью выбора для таможенных органов контроля наиболее перспективных моделей этих средств Известно, что ТС ТКДРМ классифицируются на различные группы в зависимости от назначения :

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.