Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юров Н. Ю.

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения программы управления инновационными процессами подготовки будущих педагогов в цифровой образовательной среде в учебный процесс. В современных условиях информатизации и информатизации образования, будущему педагогу необходимо владеть навыками разработки и проектирования, а также эффективного использования цифровой образовательной среды в профессиональной деятельности. Для успешной реализации внедрения будущими учителями программы управления инновационными процесами в образовательный процесс, необходимо в процессе обучения в вузе осуществлять соответствующую подготовку студентов. Целью статьи является анализ изучения готовности будущих педагогов - студентов старших курсов Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина к использованию цифровой образовательной среды в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Н.Ю. Юров

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения программы управления инновационными процессами подготовки будущих педагогов в цифровой образовательной среде в учебный процесс. В современных условиях информатизации и информатизации образования, будущему педагогу необходимо владеть навыками разработки и проектирования, а также эффективного использования цифровой образовательной среды в профессиональной деятельности. Для успешной реализации внедрения будущими учителями программы управления инновационными процесами в образовательный процесс, необходимо в процессе обучения в вузе осуществлять соответствующую подготовку студентов. Целью статьи является анализ изучения готовности будущих педагогов - студентов старших курсов Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина к использованию цифровой образовательной среды в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, единое информационное пространство образовательного учреждения, компетентность будущего педагога, информатизация образования, профессиональная подготовка будущего педагога.

Развитие современной системы высшего образования, направленной на совершенствование подготовки педагогических кадров, выдвигает на первый план проблему управления инновационными процессами подготовки будущих педагогов. Стремление всех уровней образования к инновационным процессам диктует необходимость трансформации учебного процесса в образовательных организациях и оптимизацию управления процессом подготовки студентов, будущих педагогов. Её решение вполне вероятно лишь только с учетом возрастающей роли цифровых образовательных технологий. Так в государственной программе «Развитие образования» определены основные цели до 2025 года: качество образования, доступность образования, онлайн-образование. В рамках которой планируется реализация таких приоритетных проектов, как «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» и др., создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях; увеличение численности лиц, прошедших обучение на онлайн-курсах [2]. В настоящее время образование переживает новый этап в собственном развитии: происходит переход от информатизации как «процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального применения современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания» к цифровизации как «созданию нового продукта в цифровой форме с новыми возможностями» [4].

Информатизация оказывает значительное воздействие на происходящие в педагогической теории и практике изменения, вносит коррективы в содержание и технологии образования, способствует активизации инновационных процессов в том числе в подготовке будущих педагогов. Инновационный процесс следует рассматривать как комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т.п.), целью которого является перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития. Новыми социальными требованиями к системе образования обусловлена необходимость управления происходящими инновационными процессами, создание такого механизма устойчивого развития образовательной деятельности, который сможет обеспечить достойное качество обучения на основе сохранения его фундаментальности и в тоже время соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и государства.

А.В. Хуторской даёт определение инновационной деятельности, отмечая, что это «комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам

© Н.Ю. Юров, 2021.

Научный руководитель: Попова Ольга Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, Россия.

процесс», а ее основными функциями являются изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п [7].

По определению Т.И. Шамовой, инновационный процесс следует рассматривать как инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние [8].

Особенностью инновационного процесса является циклический характер. Он выражается в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш. Происходящие в обществе инновационные изменения, такие как тотальная цифровизация, виртуализация образования, распространение системы ценностей сетевой культуры, индивидуализация образования и др. оказывают влияние и на процессы подготовки будущих педагогов в системе высшего образования.

Н.Ю. Игнатова предлагает рассматривать содержание категории «цифровое образование» как взаимодействие в диаде «преподаватель - студент» при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой будут служить цифровые технологии [4]. В связи с чем, как отмечает автор, у преподавателей высших учебных заведений возникает потребность в наличие умения ориентироваться в потоке цифровой информации, а владение цифровыми технологиями во многом определяет эффективность их применения в образовательной деятельности [4].

Результатом овладения ИТ компетенциями должно быть: высокий профессиональный уровень педагогов в области работы с цифровыми устройствами, владения педагогическими технологиями и методами использования информационных образовательных ресурсов.

Следует отметить, что к вопросам расширения состава компетенций педагога, изменений в профессиональной готовности педагога будущего обращаются многие авторы (Т.Б. Гребенюк, И.А. Патронова), при этом большая часть авторов отмечает, что на фоне базовых профессиональных компетенций в характеристике педагога будущего появятся такие, которые отвечают перспективным требованиям [3, 6]. С точки зрения концепции индивидуальности (Т.Б. Гребенюк), в которой индивидуальность рассматривается как педагогическая характеристика человека, включающая описание семи сфер психики - интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции [3] можно определить способности и умения, специфичные для цифровой среды.

Как отмечает А.А. Башмаков, к сожалению, в настоящее время высшая школа отстает от требований цифровизации, что обусловлено: «во-первых, недостаточностью применения в вузах эффективных цифровых инструментов; во-вторых, несвоевременностью внедрения цифровых технологий для: персонализации обучения, повышения мотивации учения; в-третьих, упрощения деятельности по оценке качества предметных достижений обучаемых (мониторинг, отчетность) и т.п.» [1, с. 6].

А.А. Башмаков сформулировал общие требования, предъявляемые к специалисту цифрового поколения: «информационная грамотность (способность создания и использования контента с помощью цифровых технологий, включая программирование, поиск, обмен информацией и др.); развитая информационная культура как составляющая общечеловеческой культуры и обязательное условие существования в социуме; высокая мотивация к непрерывному обучению и трудовой миграции, обусловленная стремлением к овладению новыми профессиями; индивидуализация образовательной траектории (индивидуальный подход к процессу обучения дисциплинам учебного плана); междисциплинарность как ключевая компетенция, подразумевающая разнонаправленность в построении образовательной траектории: узкая специализация или широкий набор компетенций, позволяющий быть востребованным узкоспециализированным или широкопрофильным специалистом, который может легко менять область приложения своей профессии, занимая подходящую компетенциям нишу и др.» [1, с. 10-11].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что информационная образовательная среда является источником развития личности, при этом организованная среда должна соотноситься с потребностями личности и предоставлять возможность для активной творческой деятельности. В процессе циф-ровизации образования фундаментально изменяются структура и организация образовательного процесса, что приводит преподавателя к выбору современных материалов для создания и организации новых курсов, а также для управления инновационными процессами подготовки будущих педагогов [9].

Принимая во внимание структурные компоненты цифровых компетенций, мы взяли за основу критерии и показатели уровня сформированное™ ИКТ-компетенций будущих педагогов, предложенные Т.С. Моспан [5]. Ею предложены характеристики критериев сформированности профессионально-важных качеств будущих педагогов для работы в ЦОС: мотивационно-потребностный, гностический, операциональный критерии и самооценка. На основании определения сущности каждого критерия выделены соответствующие им показатели, уровни и средства.

Данный критериально-оценочный аппарат применялся для исследования готовности будущих педагогов к работе в цифровой среде. Для обоснования теоретических положений на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» (АГГПУ им. В.М. Шукшина) в г. Бийске в апреле-июне 2021 г. проведен констатирующий этап эксперимента, целью которого являлось выявление исходного уровня сформированности ИКТ-компетенций будущих педагогов 3-4 курса.

В эксперименте приняли участие студенты 3-4 курсов направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в количестве 72 человек.

Для проведения измерений уровня готовности будущих педагогов для работы в ЦОС был применен комплекс критериально-оценочных средств, позволяющий провести объективную оценку и самооценку педагогических явлений. Данный этап эксперимента проводился методом поперечного среза с применение эмпирических методов исследования (наблюдение, анкетирование, мониторинг результатов учебной и внеучебной деятельности, изучение анализа продуктов деятельности бакалавров).

Применение критериев, показателей и средств измерения позволили выделить три уровня готовности будущих педагогов для работы в ЦОС: (высокий, средний и низкий). Для измерения самооценки профессиональных качеств будущих педагогов для работы в ЦОС равноценно выступают уровни: завышенный, адекватный и низкий. Каждому критерию соответствуют свои средства оценивания и самооценивания.

Рассмотрим ход и описание констатирующего этапа эксперимента у 3 -4 курса выбранных направлений подготовки. Цель - выявление исходного уровня готовности будущих педагогов для работы в ЦОС у обучающихся.

Студенты, принимавшие участие в констатирующем этапе эксперименте, были распределены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ). Разделение на группы совершено по принципу подгрупп. Уровень обученности студентов не определялся и деление произведено по списку, первая половина группы отнеслась к экспериментальной, а вторая - к контрольной группе.

Для определения самооценки уровней готовности будущих педагогов для работы в ЦОС, применялась разработанная карта самооценки. Карта включает группы ПВК по одноименным критериям, где среднее значение определяется по каждому критерию отдельно с применением десятибалльной шкалы. Низкий уровень оценивается баллами в диапазоне от 1 до 3, средний от 4 до 7 и высокий от 8 до 10.

Результаты распределения бакалавров вуза по уровням сформированности каждого компонента готовности на этапе констатирующего эксперимента представлено в таблице 1.

Таблица 1

Уровни готовности будущих педагогов для работы в ЦОС (апрель-июнь 2021 г.), %_

Группы ПВК для работы в ЦОС Уровни сформированности Критерии готовности для работы в ЦОС

Мотивационно-потребностный Гностический Операциональный

Социально-педагогические Высокий 17 10 7

Средний 30 17 21

Низкий 53 74 72

Мотивационно-эмоциональные Высокий 17 11 13

Средний 35 17 18

Низкий 49 72 69

Гностические Высокий 7 7 6

Средний 21 21 17

Низкий 72 72 78

Культурно-просветительские Высокий 10 8 7

Средний 14 15 15

Низкий 76 76 78

Продолжение таблицы 1

Группы ПВК для работы в ЦОС Уровни сформированности Критерии готовности для работы в ЦОС

Мотивационно-потребностный Гностический Операциональный

Конструктивно-проективные Высокий 7 6 4

Средний 21 14 13

Низкий 72 81 83

Совокупность качеств цифровая грамотность Высокий 6 4 3

Средний 15 11 10

Низкий 79 85 88

Полученные результаты по трем критериям диагностировали о наличии трех уровней готовности будущих педагогов для работы в ЦОС, однако у большей части по группам качеств (социально-педагогическая - 66%, мотивационно-эмоциональная - 63%, гностическая - 76%, культурно-просветительская -74%, конструктивно-проективная - 79%, цифровая грамотность - 84%) достаточно низкие показатели. Это свидетельствует о необходимости проведения последующих диагностик, основываясь на предположении о том, что после освоения основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) первого курса обучения у групп респондентов повысится уровень ИКТ-компетенций для работы в ЦОС.

Самооценка ПВК будущих педагогов для работы в ЦОС рассматривалась отдельно, по модифицированной методике исследования самооценки ПВК, для возможности сравнительного анализа. На основе видов самооценки выделено три уровня сформированности: завышенная, адекватная и низкая, описанные ранее. Переход от завышенного к адекватному, от низкого к адекватному уровню самооценки студентов педагогического вуза определяется уровнем сформированности всех компонентов ПВК для работы в ЦОС.

Таким образом из полученных результатов, выявлено, что подавляющее большинство студентов относят себя к низкому уровню самооценки ПВК для работы в ЦОС, что равноценно результатам оценки групп качеств по критериям (мотивационно-потребностного, гностического и операционального). Результативность управления инновационными процессами подготовки будущего педагога в цифровой образовательной среде значительно повысится, если разработать, теоретически обосновать и внедрить в образовательную деятельность педагогического вуза программу управления подготовкой будущих педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, обеспечивающей формирование у студентов необходимых умений по применению цифровых образовательных ресурсов и современных информационных образовательных технологий. Необходим поиск путей повышения эффективности управления инновационными процессами подготовки будущих педагогов в цифровой образовательной среде. Разработка и внедрение программы и методики управления инновационными процессами подготовки будущих педагогов в цифровой образовательной среде будет способствовать формированию готовности студентов к использованию цифровых образовательных технологий.

Библиографический список

1. Башмаков, А. А. Инновационные направления развития высшего профессионального образования в контексте цифровой эпохи // Инновационные процессы в науке и образовании: монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева — Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». — 2019. — 218 с. - С. 6-19.

2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Концептуальные подходы к организации многоуровневой подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации /М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - №60-4. - С. 71-74. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-organizatsii-mnogourovnevoy-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 19.09.2021).

3. Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 20-27. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3jul2020/kvo203/ (дата обращения: 19.09.2021).

4. Игнатова, Н. Ю. Образование в цифровую эпоху : монография / Н. Ю. Игнатова; М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - 128 с.

5. Моспан, Т. С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Моспан Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Кемеровский государственный университет]. - Кемерово, 2020. - 23 с.

6. Патронова, И. А. «Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 4 (декабрь). - С. 48.

7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А. В. Хуторской. - Москва : Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.

8. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для ст. вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. / Под ред. Т. И. Шамовой - Москва : Академия, 2010. - 384 с.

9. Швец Н.А., Мокрецова Л.А., Попова О.В, Практическая подготовка педагога в цифровой образовательной среде непрерывного образования / Л.А. Мокрецова, О.В. Попова, Н.А. Швец // «^ирп бшм беру жуйесшщ заманауи контека жагдайында ^азакстан Республикасыныц уздаказ бЫм беруЬ>: 2021 жылдыц 19 акцандагы Ы.Алтынсариннщ 180 жылдыгына арналган Халыкаралык Fылымитэжiрибелiк конференция материалдары. II Кггап. - ^останай: А.Байтурсынов атындагы ^останай eцiрлiк университетi, 2021. - 582 б. = «Непрерывное образование Республики Казахстан в контексте современных вызовов к образовательной системе»: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 180-летию Ы. Алтынсарина, 19 февраля 2021 года. II Книга. - Костанай: Костанай-ский региональный университет имени А. Байтурсынова, 2021. - 582 с. - С. 175-180. - URL: https://ksu.edu.kz/images/page/ksu/nauka-i-innovacii/altynsarin readings 2.pdf (дата обращения 19.09.2021).

ЮРОВ НИКИТА ЮРЬЕВИЧ - магистрант, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.