14. Попов А. И., Мищенко Е. С., Симбирских Е. С. Повышение качества подготовки студентов к инновационной деятельности посредством международных образовательных проектов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. № 4 (70). С. 138-150.
References
1. Yudin V. A., Popov A. I. Formirovanie innovacionnoj gotovnosti specialistov v olimpiadnom dvizhenii po teoreticheskoj mekhanike [Formation of innovative readiness of specialists in the Olympiad movement in theoretical mechanics]. Alma Mater (Herald of Higher Education), 2018, no. 3, pp. 60-66. (In Russian).
2. Popov A. I. Istoriya stanovleniya i tendencii razvitiya olimpiadnogo dvizheniya po teoreticheskoj mekhanike [History of formation and development trends of the Olympiad movement in theoretical mechanics]. Tambov, 2010, 136 p. (In Russian).
3. Repina E. G. Studencheskoe olimpiadnoe dvizhenie kak instrument poiska odarennoj molodezhi i pedagogicheskoj raboty s nej: principy organizacii i opyt provedeniya [Student Olympiad movement as a search tool and pedagogical work with gifted youth: principles, characteristics, experience]. Samara Journal of Science, 2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 297-302. (In Russian).
4. Rybaulina I. V., Generalov A. V., Tishina M. V. K voprosu provedeniya meropriyatij Vserossijskoj studencheskoj olimpiady inzhenernyh napravlennostej [To the issue of holding events of the All-russian students Olympiad in engineering directions]. Bulletin of Science and Education, 2017, no. 11 (35), pp. 80-82. (In Russian).
5. Naumkin N. I., Shalabaj T. L., Lomatkina M. V. Metodika analiza sostoyaniya problemy formirovaniya u studentov kompetentnosti v innovacionnoj inzhenernoj deyatel'nosti [Methods of analysis of the problem of formation of students competence in innovative engineering]. Modern High Technologies, 2018, no. 6, pp. 210-215. (In Russian).
6. Rudskoy A. I., Borovkov A. I., Romanov P. I., Kiseleva K. N. Inzhenernoe obrazovanie: mirovoj opyt podgotovki intellektual'noj elity [Engineering education: world experience of preparation of intellectual elite]. St. Petersburg, 2017, 216 p. (In Russian).
7. Andreev V. I. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti [Konkurentnaya: training course for creative self-development of competitiveness]. Kazan, 2004, 468 p. (In Russian).
8. Barysheva T. A. Kreativnost'. Diagnostika i razvitie [Creativity. Diagnosis and development]. St. Petersburg, 2002, 205 p. (In Russian).
9. Vishnyakova N. F. Psihologicheskie osnovy razvitiya kreativnosti v professional'noj akmeologii [Psychological bases of development of creativity in professional acmeology]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1996, 40 p. (In Russian).
10. Bogoyavlenskaya D. B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej [Psychology of creative abilities]. Moscow, 2002, 320 p. (In Russian).
11. Kazanskij O. A. Pedagogika kak lyubov' [Pedagogy as love]. Moscow, 1996, 133 p. (In Russian).
12. Naumkin N. I., Lomatkin A. N. Innovacionno-orientirovannyj integrirovannyj praktikum po prikladnoj mekhanike [Innovation-Oriented integrated workshop on applied mechanics]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2017, no. 3 (65), pp. 166-174. (In Russian).
13. Molotkova N. V., Rakitina E. A., Popov A. I. Mekhanizm ispol'zovaniya cifrovoj obrazovatel'noj sredy v inzhenernom obrazovanii [The mechanism of using digital educational environment in engineering education]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2018, № 2 (68), pp. 163-172. (In Russian).
14. Popov A. I., Mishchenko E. S., Simbirskih E. S. Povyshenie kachestva podgotovki studentov k innovacionnoj deyatel'nosti posredstvom mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh proektov [Improving the quality of students' training for innovative activities through international Educational Projects]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2018, no. 4 (70), pp. 138-150. (In Russian).
удк/udc 378 А. И. Тимошенко, Е. Н. Иванова, Т. С. Моспан
A. Timoshenko, E. Ivanova, T. Mospan
индивидуальные образовательные маршруты
как средство формирования профессиональных качеств студентов педагогических вузов
individual educational routes as a means of forming professional qualities of students of pedagogical universities
Введение. Статья посвящена проблеме формирования профессионально важных качеств бакалавров педагогических вузов. Образовательная среда высшей школы обладает богатым потенциалом для организации учебного процесса с выбором способов, приемов, темпа обучения и с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Методология. Создать оптимальные условия для формирования профессионально важных качеств студентов возможно с использованием индивидуальных образовательных маршрутов. Цель статьи — анализ научных понятий «профессионально важные качества», «индивидуальный образовательный маршрут» и классификация маршрутов для студентов педагогических вузов. В основу исследования положен комплексный анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов.
Результаты. Авторы статьи представили этапы формирования профессионально важных качеств средствами индивидуального образовательного маршрута.
Заключение. Уровень сформированности профессионально важных качеств бакалавров педагогического вуза возможно повысить за счет комплексной работы путем проектирования индивидуального образовательного маршрута и своевременной оценки и корректировки педагогом действий студента.
Introduction. The article is devoted to the problem of formation of professionally important qualities of bachelors of pedagogical higher education institutions. The educational environment of the higher school possesses a rich potential for the organization of educational process with a choice of ways, receptions, rates of training and taking into account individual features of students.
Methodology. I tispossibletocreateoptimalconditionsfortheformation of professionally important qualities of students using individual educational routes. The purpose of the article is the analysis of scientific concepts "professionally important qualities", "individual educational route" and classification of routes for students of pedagogical universities. The study is based on a comprehensive analysis of psychological and pedagogical literature, regulatory documents.
Results. The authors of the article presented the stages of formation of professionally important qualities by means of individual educational route.
Conclusion. The level of formation of professionally important qualities of bachelors of pedagogical higher education institution can be increased due to complex work by means of individual educational route design and timely assessment and correction of student's actions by the teacher.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, профессионально важные качества, организационно-педагогические условия, содержание образования, образовательная траектория.
Keywords: individual educational route, professionally important qualities, organizational and pedagogical conditions, educational content, educational trajectory.
Современное высшее образование получило изменения в стандартах подготовки педагогических кадров в виде рекомендаций о введении новых технологий, подходов и методик для обучения студентов — будущих учителей. Кроме федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО 3++), принят и новый профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества учебно-воспитательного процесса через выдвижение огромного ряда требований к подготовленности учителя. Приоритетными к окончанию высшего учебного заведения выступают перечень сформированных квалификационных требований и владение определенными профессиональными компетенциями. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и, соответственно, моделирующий учебно-воспитательный процесс педагог — это гарант решения поставленных государственных задач. Поэтому одной из важнейших задач модернизации высшего образования становится усовершенствование профессионализма выпускников педагогических вузов как фактора повышения качества школьного образования.
В контексте новой образовательной парадигмы квалификационные требования (ключевые компетенции) к студенту бакалавриата педагогического вуза и его способность к успешному выполнению задач и обязанностей в повседневной деятельности обозначают термином «профессионально важные качества» (ПВК).
Представители современной отечественной педагогической науки внесли значительный вклад в развитие научных представлений о профессионально важных качествах студентов вузов и путях их формирования (Б. Г Ананьев, В. А. Бодров, И. А. Зимняя, Н. Э. Касаткина, А. В. Карпов, О. Г Красношлыкова, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, Л. В. Марищук, И. С. Морозова, К. К. Платонов, Е. Л. Руднева, В. Д. Шадриков, А. Ш. Яруллина и др.).
Профессионально важные качества бакалавров педагогического вуза являются характеристиками субъекта учебной деятельности, влияющими на эффективность и успешность его профессионально-педагогического становления. Формирование ПВК студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности нуждается в модернизации.
Авторы, исследующие проблему ПВК специалиста, считают, что в полной мере данные качества сформированы у работающего учителя, а вот предпосылки и отдельные компоненты закладываются в процессе обучения в вузе. В связи с этим несомненный интерес для педагогов представляет поиск новых путей формирования ПВК бакалавров педагогического вуза.
ПВК формируются на трех этапах: подготовительном, основном и завершающем. На подготовительном этапе выявляется исходный уровень сформированности профессионально важных качеств, а также анализируются индивидуальные особенности каждого студента 1-го курса педагогического вуза с помощью диагностического инструментария (анкет «Мотивы получения профессии «учитель», «Мотивация поступления в педагогический вуз», модифицированных методик диагностики личностной мотивации к успеху и исследования уровня общительности студентов, «Уровень принятия себя», карты самооценки ПВК бакалавров педагогического вуза). С помощью критериально-оценочного аппарата определяется уровень сформированности профессионально важных качеств личности студента педагогического вуза по выделенным классификационным группам.
Социально-педагогические — характеризуют социализацию студента, освоение им социокультурного опыта и создание необходимых условий для самореализации в обществе (умение управлять коллективом, инициативность, ораторские способности, работоспособность, умение работать индивидуально и с группой обучающихся и др.).
Культурно-просветительские — отражают формирование системы культурных, духовно-нравственных, эстетических ценностей, патриотизма и здорового образа жизни (организация культурного пространства, потребностей обучающихся культурно-просветительских программ и др.).
Мотивационно-эмоциональные — определяют мотивационные свойства и эмоциональные состояния личности (стрессоустойчивость, целеустремленность, мотивация к профессиональной деятельности, способность к прогнозированию ситуации и др.).
Гностические — способности к определению личности обучающегося с учетом его индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей (анализ собственной деятельности, системное и планомерное повышение профессионального уровня, умение демонстрировать знание предмета и рабочей программы, многогранность в знаниях профиля деятельности и др.).
Конструктивно-проективные — обеспечивают стратегическую направленность на достижение профессионально-педагогических целей (умения планировать и проводить самоанализ урока с дальнейшей коррекций своих действий и др.).
Научно-методические — позволяют вести научную и исследовательскую деятельность (владение современными формами и методами обучения, умение использовать специальные подходы для дифференциации обучающихся в коллективе (дети с ОВЗ и специальными потребностями, одаренные и т. д.), умение использовать современные формы контроля знаний).
Прикладные — это качества с учетом специфики преподаваемой дисциплины или занимаемой должности.
На следующем этапе формирования ПВК бакалавров начинается проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
Основой для изменений содержания профессиональной подготовки будущих учителей служит анализ индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) (С. В. Воробьева, М. И. Губанова, Е. И. Казакова, Н. А. Лабунская, О. В. Петунин, Г В. Санкович, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева, И. В. Чудинова) и схожесть трактовок понятия ИОМ в представлении его как пути результативного достижения студентом определенного уровня образованности [1-3; 6; 7].
Так, Т. В. Фиалкина под индивидуальным маршрутом понимает совокупность образовательных линий, обеспечивающих создание условий для непрерывного самообразования педагога через организацию открытого образовательного пространства, развитие профессиональных потребностей путем расширения возможностей выбора наиболее приемлемых способов собственного развития [5].
У И. С. Якиманской данное понятие вводится в контексте процесса самоорганизации и самореализации личности обучающегося в рамках личностно ориентированного обучения как воз-
можность самому определять траекторию индивидуального развития [8]. Существуют родственные дефиниции ИОМ, такие как «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный план». Внесем разграничение в термины: траектория характеризует реализуемый маршрут, программа представляет собой средство реализации образовательного маршрута, а план определяет индивидуальность учебного плана освоения образовательной программы на основе индивидуализации его содержания.
На наш взгляд, цель ИОМ — повышение уровня освоения образовательного стандарта и уровня сформированности ПВК бакалавров педагогического вуза путем целенаправленного проектирования дифференцированной вариативной структуры учебной и внеучебной деятельности студента, отражающей его личностные особенности и контролируемой в рамках отдельной дисциплины.
Методология
Нами предложена классификация индивидуальных образовательных маршрутов для студентов педагогических вузов, основанием выбраны компоненты ведущих видов деятельности педагога и структура профессионально важных качеств бакалавров. Определены следующие типы ИОМ: социально-педагогический, научно-методический, конструктивно-проективный и гностический.
Социально-педагогический маршрут ориентирован на формирование у бакалавров нравственных, коммуникативных, ораторских, эмоционально-волевых и других качеств, способствующих профессиональной социализации студента — будущего педагога. Публичность профессии «учитель» требует соотнесения индивидуальных особенностей с общепринятыми нормами и правилами, принятыми в конкретном социуме (учебном заведении). Маршрут направлен на усвоение обучающимся социальных знаний, ценностей, норм, компетенций, профессиональных и социальных навыков.
Маршрут гностической направленности основан на наполняемости траектории пунктами, связанными с предметными знаниями, анализом своей педагогической деятельности, способностями к стремлению профессионального роста и умением демонстрировать знания рабочей области. Важными качествами каждого педагога являются грамотность и многогранность знаний в преподаваемой области, что позволяет совершенствовать качество образования, формулировать ответы на незапланированные вопросы учеников, быстро адаптироваться к изменениям в образовательной системе, повышать уровень профессиональной квалификации. Еще одним важным пунктом данного маршрута является владение различными оценочными средствами и формами контроля.
Работа учителем в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) предписывает развивать поисковые, аналитические и исследовательские навыки обучающихся, быть компетентным в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Маршрут, ориентированный на развитие способностей к самостоятельности в проектировании, разработке, конструированию и исследованию методик (форм и средств) обучения, называется научно-методический. Это осуществимо при детальном знакомстве с педагогической работой через три линии продвижения: познание — развитие — совершенствование себя в области профессионально-педагогической деятельности.
Вопрос о составляющей «познания» решаем в рамках вузовской образовательной среды путем увеличения теоретического курса психолого-педагогической направленности: посещение дополнительных курсов, участие в семинарах, вебинарах, на круглых столах, научно-практических конференциях.
Линия «развитие» восполняется использованием работы на базе школьной образовательной среды и сотрудничеством студентов со школьниками, студентами среднего профессионального образования (педагогическая практика, экскурсии, совместные проекты и научно-исследовательские работы, соавторство в научных публикациях, сотрудничество в проведении и организации летних школ предметной направленности, содействие в проведении летних школьных площадок).
«Совершенствование себя» как линии продвижения и формирования профессионально важных качеств осуществимо в рамках участия в мероприятиях профессиональной направленности (педагогические конкурсы, научно-практические конференции, семинары, вебинары, круглые столы, фестивали, научно-методические марафоны и др.).
Цель маршрута конструктивно-проективной направленности — формирование способностей к анализу и синтезу, прогнозированию ситуации, использованию творческого подхода, умению
применять инновационные технологии в обучении, способности к проектированию, моделированию и конструированию. Данный образовательный маршрут базируется на достижении поставленных целей в области научного исследования и проектирования, предполагает участие студентов в олим-пиадном движении, научно-практических конференциях, семинарах, грантах и конкурсах.
При проектировании в структуре маршрута отображается цель, технологии, средства, педагогические условия и содержание.
На основном этапе эксперимента происходит отслеживание процесса обучения, построенного на основе ИОМ студентов, с учетом требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы ФГОС ВО 3++, профессионального стандарта педагога и содержания процесса формирования профессионально важных качеств бакалавров педагогического вуза. В ходе обучения ведется текущий контроль уровней сформированностей профессионально важных качеств, по необходимости проводится корректировка структуры маршрута. Организация работы на данном этапе обеспечивает формирование ПВК бакалавров педагогического вуза. Итогом проектирования индивидуального образовательного маршрута для бакалавра педагогического вуза будет утверждение органами управления образовательным процессом, администрирующими органами (факультет, отделение, институт). Использование образовательных траекторий в высших учебных заведениях разрешено Федеральным законом «Об образовании в РФ», но утверждается внутренними правовыми документами (приказ, распоряжение, локальный акт) конкретного учебного учреждения.
При реализации маршрута студенту необходима поддержка, которая понимается как система взаимодействия со студентом, позволяющая направлять, корректировать и оптимизировать путь маршрута. Согласно литературе, индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается в рамках конкретной дисциплины, соответственно, контроль, рефлексию и корректировку стоит проводить преподавателю выбранного предмета (или куратору группы).
Анализ литературы позволяет выделить следующие виды поддержки:
— информационная — связана с повышенной активностью и работоспособностью студента при освоении знаний, формировании практических навыков и в других видах деятельности. Педагоги выступают в качестве консультантов, оказывают помощь студентам в решении возникающих сложностей и трудностей при изучении предметов. По дисциплинам подготовки индивидуального образовательного маршрута проводятся консультации, в рамках которых возможно решить вопросы студентов;
— организационная — характеризует сопровождение решений внеучебных вопросов: работа с библиотекой, распределение в группы по физической культуре, спортивные секции, кружки и сектора творческой направленности, прикрепление к научным лабораториям, школьным образовательным учреждениям, организациям дополнительного образования и др.);
— эмоциональная — проявляется в микроклимате (атмосфере) на отделении, факультете, курсе и в группе. Создание благоприятных условий связано с открытостью педагогического коллектива, их желанием и готовностью к свободному общению со студентами.
Создавать индивидуальный образовательный маршрут предполагается на учебное полугодие/год, так как поддержка предусматривает контроль и оценку прохождения маршрута для возможности адекватной рефлексии, самооценивания и своевременной корректировки действий, что позволяет изменить тип и наполняемость последующего маршрута.
Сегодня в педагогических вузах существует несколько способов проектирования индивидуального образовательного маршрута для формирования ПВК бакалавров педагогического вуза:
1. Замена ряда дисциплин профессионального блока, изменение рабочей программы по прохождению практик, профессиональная направленность при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы, замена тем семинарских, лабораторных и практических работ.
2. Посещение дополнительных занятий с другими направлениями подготовки.
3. Получение дополнительного образования (обучение в институтах переподготовки и дополнительного образования).
4. Привлечение студентов к работе в научных лабораториях кафедры.
5. Участие в олимпиадном движении (вузовского, регионального, всероссийского, международного уровней).
6. Участие в научно-исследовательских и научно-практических конференциях.
7. Участие в конкурсах профессионального мастерства («Студент года», «Новая волна»).
8. Работа в педагогических отрядах (работа в детских оздоровительных лагерях, работа на школьных площадках).
9. Участие в написании научных трудов, публикаций, грантов (самостоятельно, совместно с преподавателями, студентами или обучающимися других образовательных учреждений).
10. Участие в акциях, культурно-массовых мероприятиях.
В маршрут можно вносить корректировки по согласованию с органами управления отделением. По итогам индивидуального образовательного маршрута сдается отчет о проделанной работе с результатами рефлексии и мониторинга аттестационных испытаний и внеурочной деятельности.
Результаты
Заключительный этап предполагает самооценку студентов, оценку проведенной работы педагога с обучающимися и анализ результатов эффективности формирования ПВК через обучение по ИОМ определенного типа. Диагностическим инструментарием оценки уровней сфор-мированности ПВК выбраны: мониторинг текущей и итоговой аттестации учебной деятельности, Наблюдение за студентами в рамках учебной и внеучебной деятельности (лист наблюдения), мониторинг результатов участия во внеучебной деятельности, модифицированная методика исследования самооценки личности на основе разработки А. В. Будасси, характеристика студента по результатам практики.
Заключение
Многоуровневость системы высшего образования предоставляет возможность бакалавру выбрать путь получения образования и профессионального становления, что отражено в индивидуальном образовательном маршруте, приведенном выше.
Создание полноценных условий для формирования профессионально важных качеств студентов педагогического вуза и дальнейшие контролирующие действия педагога позволят подготовить самодостаточную и самореализующуюся личность будущего учителя путем повышения уровня сформированности профессионально важных качеств.
Литература
1. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. № 3 (149). С. 79-90.
2. Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 460 с.
3. Тряпицына А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 50-61.
4. Федеральный образовательный государственный стандарт высшего образования от 01.10.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf (дата обращения: 26.05.2018).
5. Фиалкина Т. В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 31-37.
6. Фролова С. В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов по формированию духовно-нравственных ценностей // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6. С. 55-67.
7. Чекалева Н. В. Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 224-236.
8. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64-67.
9. On Formation of Pedagogical University Student Professional Self-evaluation / Т. S. Mospan, А. I. Timoshenko, Е. N. Ivanova et al. // 8th ESE International Conference on Sports, Health and Management (ESE-SHM 2018). 2018. Vol. 91. P. 79-84.
10. Sagitova R. R., Garaeva A. K. Designing of Individual Educational Routes of University Students in the Process Self-Directed Language Learning // The European Proceedings of Social & Behaviournal Sciences. 2016. № 2. P. 371-379.
References
1. Labunskaya N. A. Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut studenta: podkhody k raskrytiyu ponyatiya [Student's individual educational route: approaches to the disclosure of the concept]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2002, no. 3 (149), pp. 79-90. (In Russian).
2. Vorobieva S. V. Teoreticheskiye osnovy differentsiatsii obrazovatel'nykh programm [Theoretical foundations of the differentiation of educational programs]. Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 1999, 460 p. (In Russian).
3. Tryapitsyna A. P. Soderzhaniye professional'noy podgotovki studentov - budushchikh uchiteley k resheniyu zadach modernizatsii obshchego obrazovaniya [The content of professional training of students - future teachers to solve the problems of modernization of general education]. UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University, 2013, no. 1, pp. 50-61. (In Russian).
4. Federal'nyy obrazovatel'nyy gosudarstvennyy standart vysshego obrazovaniya ot 01.10.2015 g. [Federal educational state standard of higher education from 10.10.2015]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf (accessed 26.05.2018). (In Russian).
5. Fialkina T. V. Metodicheskoye soprovozhdeniye professionalizatsii pedagoga na osnove individual'nogo obnazovatel'nogo marshruta [Methodological support of teacher professionalization on the basis of an individual educational route]. Perm Pedagogical Journal, 2014, no. 5, pp. 31-37. (In Russian).
6. Frolova S. V. Proyektirovaniye individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta vneuchebnoy deyatel'nosti studentov po formirovaniyu dukhovno-nravstvennykh tsennostey [Designing an individual educational route for extracurricular activities of students on the formation of spiritual and moral values]. Russian Journal of Education and Psychology, 2013, no. 6, pp. 55-67. (In Russian).
7. Chekaleva N. V. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov k rabote v usloviyakh innovatsionnogo obrazovaniya [Teachers' training for their work in the conditions of innovative education]. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013, no. 11, pp. 224-236. (In Russian).
8. Yakimanskaya I. S. Trebovaniya k uchebnym programmam, oriyentirovannym na lichnostnoye razvitiye shkol'nikov [Requirements for curricula focused on the personal development of schoolchildren]. Voprosy Psychologii, 1994, no. 2, pp. 64-67. (In Russian).
9. Mospan T. S., Timoshenko A. I., Ivanova E. N., Kuzmina N. D., Pegasova N. A. On Formation of Pedagogical University Student Professional Self-evaluation. 8th ESE International Conference on Sports, Health and Management (ESE-SHM 2018). 2018, vol. 91, pp. 79-84.
10. Sagitova R. R., Garaeva A. K. Designing of Individual Educational Routes of University Students in the Process Self-Directed Language Learning. The European Proceedings of Social & Behaviournal Sciences, 2016, no 2, pp. 371-379.
формирование компетенций студентов технических вузов на основе моделей «круг обучения» и тоте
formation of competencies of students of technical universities on the basis of models "sphere of learning" and tote
Введение. Многочисленные работы по формированию компетенций студентов технических вузов нуждаются в осмыслении. В качестве теоретического основания для анализа выбрано ней-ролингвистическое программирование (НЛП) и основанные на ней модели «Круг обучения» и ТОТЕ («Тест — Операции — Тест — Выход»).
Методология. Теоретической основой исследования выступили работы философа Грегори Бейтсона, а также труды Дж. Миллера, Е. Галантера и П. Прибрама, касающиеся структуры поведения.
Результаты. Формирование компетентностей студентов технических вузов проходит через четыре этапа: бессознательная некомпетентность, сознательная некомпетентность, сознательная компетентность, бессознательная компетентность. Переход от одного этапа к другому зависит от навыков, полученных на предыдущем этапе обучения, мотивации студента и времени, затраченного на учебу. Модель ТОТЕ («Тест — Операция — Тест — Выход») адекватно описывает взаимодействие в системе «преподаватель — студент», а ее применение обеспечивает целенаправленное управление способствующим достижению учебных целей поведением студентов и преподавателей.
Заключение. В работе рассмотрены применение моделей ТОТЕ и «Круг обучения» к формированию компетентностей студентов технических вузов. Выявлены затруднения при формировании компетенций и компетентностей учащейся молодежи: трудности диагностики, неоднократное обращение к формированию универсальных и общепрофессиональных компетенций, профессионально важных качеств в течение всего срока обучения, информационная направленность дипломов государственного образца (описание сданных зачетов и экзаменов, но не состава и уровня освоения сформированных профессионально важных качеств и компетенций).
Introduction. Numerous works on the formation of competencies of students of Technical Universities need to be comprehended. Neuro-linguistic programming (NLP) and the TOTE model based on it were chosen as the theoretical basis for the analysis.
удк/udc 378
С. А. Филичев, О. Д. Лукашевич, Г. В. Ерофеева
S. Filichev, O. Lukasheuich, G. Erofeeva