Научная статья на тему 'Методы исследования и этапы формирования профессионального правосознания сотрудника органов внутренних дел'

Методы исследования и этапы формирования профессионального правосознания сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профессиональное правосознание / сотрудники органов внутренних дел / методы исследования / этапы формирования / субъект правовой действительности / professional legal awareness / employees of internal affairs bodies / research methods / stages of formation / subject of legal reality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анастасия Александровна Попова, Владислав Владимирович Савушкин

Рассмотрены методы и этапы формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел (далее – сотрудников). Дается определение профессионального правосознания, приводятся различные мнения и подходы ученных о профессиональном правосознании отдельных категорий сотрудников. Кроме того отмечается, что при исследовании правосознания, в частности профессионального, необходимо учитывать личностные характеристики субъекта правовой действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research methods and stages of formation of professional legal awareness of an employee of the internal affairs bodies

The methods and stages of formation of professional legal consciousness of employees of internal affairs bodies (hereinafter – employees) are considered. The definition of professional legal consciousness is given, different opinions and approaches of scientists about professional legal consciousness of certain categories of employees are given. In addition, it is noted that in the study of legal consciousness, in particular professional legal consciousness, it is necessary to take into account the personal characteristics of the subject of legal reality.

Текст научной работы на тему «Методы исследования и этапы формирования профессионального правосознания сотрудника органов внутренних дел»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-180-183 EDN: https://elibrary.ru/KXZYCI NIION: 2007-0083-3/23-322 MOSURED: 77/27-005-2023-03-522

Методы исследования и этапы формирования профессионального правосознания сотрудника органов внутренних дел

Анастасия Александровна Попова1, Владислав Владимирович Савушкин2

1,2 Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Московская область, Россия

1 nastyavsckb@mail.ru

2 Vlads2@rambler.ru

Аннотация. Рассмотрены методы и этапы формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудников). Дается определение профессионального правосознания, приводятся различные мнения и подходы ученных о профессиональном правосознании отдельных категорий сотрудников.

Кроме того отмечается, что при исследовании правосознания, в частности профессионального, необходимо учитывать личностные характеристики субъекта правовой действительности.

Ключевые слова: профессиональное правосознание, сотрудники органов внутренних дел, методы исследования, этапы формирования, субъект правовой действительности

Для цитирования: Попова А. А., Савушкин В. В. Методы исследования и этапы формирования профессионального правосознания сотрудника органов внутренних дел // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 180-183. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-180-183.

Original article

Research methods and stages of formation of professional legal awareness of an employee of the internal affairs bodies

Anastasia A. Popova1, Vladislav V. Savushkin2

1,2 All-Russian Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of the Ministry of Internal affairs

of Russia, Moscow Region, Russia

1 nastyavsckb@mail.ru

2 Vlads2@rambler.ru

Abstract. The methods and stages of formation of professional legal consciousness of employees of internal affairs bodies (hereinafter - employees) are considered. The definition of professional legal consciousness is given, different opinions and approaches of scientists about professional legal consciousness of certain categories of employees are given.

In addition, it is noted that in the study of legal consciousness, in particular professional legal consciousness, it is necessary to take into account the personal characteristics of the subject of legal reality.

Keywords: professional legal awareness, employees of internal affairs bodies, research methods, stages of formation, subject of legal reality

For citation: Popova A. A., Savushkin V. V. Research methods and stages of formation of professional legal awareness of an employee of the internal affairs bodies. Criminological Journal. 2023;(3):180-183.(In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-3-180-183.

На современном этапе развития социума возрастает интерес исследования профессионального правосознания сотрудника правоохранительных органов. Данное обстоятельство обуславливается тем,

что профессиональное правосознание, выступающее социально-правовым явлением, подвержено различным изменениям вследствие постоянного на него воздействия различной категории факторов, которые

© Попова А. А., Савушкин В. В., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого, профессиональное правосознание либо приобретает иное качественное содержание и переходит на новый, более высокий, уровень развития либо деформируется.

При освоении и длительной эксплуатации профессиональной роли избежать изменений в структуре личности практически невозможно. Учитывая тот факт, что сотрудник в процессе осуществления юридической (правоприменительной) деятельности постоянно сталкивается с негативными явлениями социальной жизни (факты совершения преступлений, взаимодействие с лицами криминальной среды, стрессовые ситуации, выполнение служебных обязанностей наряду с чрезмерными психическими и физическими нагрузками и т. д.), факторы, оказывающие воздействие на его профессиональное правосознание, носят, в большинстве случаев, именно негативный характер. Последствиями такого негативного воздействия является деформация профессионального правосознания, имеющая различные формы проявления, которым соответствует определенный тип поведения.

По мере исследования правосознания в целом, без соотнесения его с какой-то конкретной группой людей, возрастал интерес в исследованиях, направленных на изучение профессионального правосознания, вследствие чего было сформулировано его определение. Профессиональное правосознание понималось как представления, понятия, идеи, убеждения, обычаи, традиции, чувства, складывающиеся у профессионалов - юристов, имеющих наиболее существенное значение при реализации юридических норм. Понятия, идеи, убеждения юристов-профессионалов формируются на основе юридической практики под влиянием правовой науки.

Активное исследование проблемных аспектов профессионального правосознания (его деформации) начинается с 1990-х г. Исследования поднимали вопросы индивидуального профессионального правосознания отдельных категорий сотрудников правоохранительных органов. Например В. Н. Коробка занимался изучением правосознания сотрудников следственных органов, М. А. Шерменев - сотрудников уголовно-исполнительной системы, Чалков - военнослужащих. В процессе исследования профессионального правосознания ученые правоведы разрабатывали различные подходы к его изучению. Например В. С. Гайдельцова придерживалась мнения, что наиболее эффективным подходом исследования данного феномена является антропологический. Антропологическим подходом считается совокупность приемов и способов изучения феномена, где предметом изучения выступает именно человек, его менталитет, картина мира, мировоззрение. Т. е. в соответствии с данным подходом методом изучения правосознания является юридико-антропо-

логический анализ, суть которого заключается в первостепенном изучении не нормативных предписаний, которые в совокупности формируют правовую реальность, а в исследовании человека, существующего в этой правовой реальности, который выступает главной целью в праве. При этом, для более эффективного исследования профессионального правосознания, правовую реальность разделяют на два уровня - нормативный и антропологический.

Содержанием нормативного уровня является институциональная (формально-нормативная) основа, применительно ко второму уровню (антропологическому) в качестве его содержания выступает антропо-лого-правовая основа.

В качестве аргументации эффективности своего подхода приводится примеры, когда элементы правовой реальности, имеющие институциональную и юри-дико-антропологическую основу, отличаются друг от друга. «Например, очевидно, что текст закона и смысл правовой нормы - это разные по своей правовой природе явления... либо понятие субъекта права, отражающее правовой образ человека, и сам реальный человек». Эффективность такого подхода еще обуславливается тем, что изучая правовую действительность, воспринимаемую сознанием конкретного индивида, речь идет не о субъекте права, обладающего определенными формально юридическими признаками, данный индивид является живым человеком с определенной системой ценностей, эмоциями, выступающими в качестве реакции на конкретные правовые явления и участвующие в процессе формирования его отношения к существующей правовой действительности, т. е. в формировании его правосознания. Поэтому при исследовании правосознания, в частности и профессионального, необходимо учитывать личностные характеристики субъекта правовой действительности. Таким образом, антропологический подход исследования данного феномена является достаточно эффективным.

Профессиональное правосознание сотрудника неразрывно связано с профессиональной деятельностью, которая заключается в реализации правовых знаний при возникновении определенного юридического факта. При этом в правовой теории профессиональное правосознание рассматривается как наиболее совершенная форма сознания, обеспечивающая правопорядок и законопослушное поведение. Данная позиция аргументируется тем, что «профессиональный юрист, знающий право, законодательство, постоянно работающий в данной сфере, является гарантом законности и социальной стабильности». Напротив, с позиции юридико-антропологического анализа, профессиональное правосознание сотрудника, содержанием которого являются глубокие правовые знания, не является гарантом желаемого правового поведения, по причине того, что абсолютной основой его

№ 3 / 2023

Криминологический журнал

181

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

правосознания не является знание норм права, наряду с ними, в процессе формирования его субъективного восприятия правовой действительности, участвуют ценностные характеристики личности сотрудника, формируемые не столько юридической практикой, сколькой практической жизнью. Данные ценностные характеристики участвуют в процессе принятия сотрудником правового решения в рамках определяемой нормой права. Например большую роль играют внутренние убеждения следователя при оценке доказательств, при вынесении судьей меры наказания в пределах, определяемых нормой права, и т. д. Сама правовая система предусматривает возможность перенесения определенных ее элементов, связанных с моментом правового регулирования, с нормативного на антропологический уровень, когда для принятия юридически значимого решения сотрудник опирается не только на норму права, но и на сложившуюся систему своих ценностей и систему ценностей общества.

Как уже отмечалось выше, под профессиональным правосознанием понимают понятия, идеи, убеждения, обычаи..., складывающиеся у профессионалов - юристов, имеющих значение при реализации правовых норм. Данное определение раскрывает содержание профессионального правосознания и объясняет механизм его реализации (идей, чувств, убеждений и т. д.), в качестве которого выступает ситуация, обуславливающая принятие юристом правового решения.

Как известно, процессу формирования профессионального правосознания предшествует формирование правосознания, не связанного с осуществлением юридической деятельности. Правосознание складывается в процессе социализации личности, которая делится на общую и правовую.

В процессе социализации, которая вынесена за рамки юридической деятельности, у индивида формируются первоначальные представления о праве, его предназначении в обществе, убеждения, усваиваются правовые стандарты культуры и др. Такой уровень правосознания в научной литературе принято считать за обыденный. Данного уровня не достаточно, чтобы начать заниматься профессионально юридической деятельности, однако от содержательности данного уровня зависит, в какой мере он будет участвовать в процессе формирования профессионального сознания человека в случае его ориентации на освоение юридической специальности.

Наряду с системой ценностей на профессиональное правосознание сотрудника оказывают влияние социальные условия, в которых он осуществляет юридическую деятельность. К ним относятся отношения семейного и бытового характера, взаимоотношения с трудовым коллективом, с иными социальным группами, социально-бытовые условия жизни, физические

нагрузки, распорядок трудового дня. Это обуславливается тем, что вышеперечисленные социальные условия более глубоко и сознательно оцениваются сотрудником при изучении закономерностей государственно-правовых явлений, аксиологических аспектов правовой действительности, которые познать при поверхностном изучении права невозможно. Влияние социальных условий на формирование профессионального правосознания объясняется тем, что они переносятся сотрудником на возникшие правовые ситуации и сопоставляются с существующей правовой действительностью.

Также в процессе формирования правосознания сотрудника участвуют его личностные качества, к которым относятся его волевые установки, скорость реагирования на ситуации, требующие быстрого принятия решения, способность к осуществлению познавательной деятельности, стремление к повышению своей профессиональной компетенции, уровень ответственности. Личностные качества, жизненные ценности, ориентация в совокупности с социальными условиями осуществления сотрудником профессиональной деятельности оказывают комплексное воздействие на формирование его профессионального правосознания. Процесс формирования правосознания юристов-профессионалов условно можно разделить на несколько этапов.

Первоначальный этап формирования профессионального правосознания начинается с образовательной организации, в которой будущий сотрудник осваивает юридическую специальность. Образовательный процесс направлен не только на получение необходимого уровня теоретических и научных знаний, но и на развитие навыков и умений необходимых для осуществления определенного вида юридической деятельности. Качественно усвоенная учебная программа всегда отражается непосредственно при осуществлении сотрудником юридической деятельности, например, правильное составление и оформление юридических документов, грамотное их обоснование, стиль изложения в них текста и т. д. Высокий уровень профессиональной компетенции исключает поверхностного рассмотрения правовых ситуаций и принятия неправильных по ним соответствующих решений.

Вторым этапом формирования профессионального правосознания является осуществления сотрудником юридической деятельности. На данном этапе молодые специалисты с определенным уровнем теоретических знаний, но, не имея практического опыта, рассчитывают на поддержку и помощь со стороны наставника или непосредственного руководителя. Это является важной составляющей ввиду того, что начинающему сотруднику приходится выполнять служебные обязанности в условиях повышенной психо-фи-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

зической нагрузки и дефицита времени, когда от него требуется быстрое принятие решения и что не маловажно - правильного. Оказание помощи и поддержки со стороны более опытных сотрудников способствует возникновению дополнительного импульса для развития профессионального правосознания и его перехода на новый уровень.

Таким образом, процесс формирования правовой идеологии и правовой психологии сотрудника длится всю его профессиональную «жизнь», видоизменяясь под влиянием различных факторов юридического, антропологического и аксиологического характера. В силу различных обстоятельств, к сожалению, правосознание, в том числе, профессиональное, может искажаться.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Проблемы теории права. В двух т. Т. 1. Свердловск, 1972.

2. Гайдельцова В. С. Проблемы формирования профессионального правосознания сотрудни-

ков правоохранительных органов и специальных служб. Минск, 2020.

3. Попова А. А., Волгина Г. Е., Василькив И. Н. К вопросу квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Вестник ВИПК МВД России. №2 (58). 2021. С. 66-70.

Bibliographic list

1. Alekseev S. S. Problems of the theory of law. In two vol. Vol. 1. Sverdlovsk, 1972.

2. Gaideltsova V. S. Problems of formation of professional legal consciousness of law enforcement officers and special services. Minsk, 2020.

3. Popova A. A., Volgina G. E., Vasilkiv I. N. To the issue of qualification requirements for candidates for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Vestnik VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia. №2 (58). 2021. Р. 66-70.

Информация об авторах

A. А. Попова - доцент кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом в органах внутренних дел центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

B. В. Савушкин - начальник международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук.

Information about the authors

А. A. Popova - Associate Professor of the Department of Personnel Support and Personnel Management in the Internal Affairs Bodies of the Center for Personnel, Psychological, Pedagogical and Medical Support of the Activity of the Internal Affairs Bodies of the All-Russian Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of the Ministry of Internal affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

V. V. Savushkin - Head of the International Interagency Training Center for Operational Units named after Lieutenant General of Police A. N. Sergeev of the All-Russian Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of the Ministry of Internal affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 07.08.2023; принята к публикации 15.08.2023.

The article was submitted 12.07.2023; approved after reviewing 07.08.2023; accepted for publication 15.08.2023.

№ 3 I 2023

Криминологический журнал

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.