Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
межличностные отношения / ЗПР / пути оптимизации / старшеклассники / interpersonal relationships / ways of optimization / high school students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татарникова Т.В.

В работе представлены особенности межличностных отношений учащихся старших классов с задержкой психического развития, представлены методы и приёмы, направленные на улучшения межличностных отношений подростков, а также основные условия оптимизации межличностных отношений старшеклассников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татарникова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES FOR OPTIMIZING INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The paper presents the features of interpersonal relationships of high school students with mental retardation, presents methods and techniques aimed at improving interpersonal relationships of adolescents, as well as the basic conditions for optimizing interpersonal relationships of high school students with mental retardation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376

Татарникова Т.В.

студент

Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова

(г. Симферополь, Россия)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в работе представлены особенности межличностных отношений учащихся старших классов с задержкой психического развития, представлены методы и приёмы, направленные на улучшения межличностных отношений подростков, а также основные условия оптимизации межличностных отношений старшеклассников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: межличностные отношения, ЗПР, пути оптимизации, старшеклассники.

Взаимоотношения старшеклассников с задержкой психического развития (далее ЗПР) сильно влияют на их социальную адаптацию и успех в учебе. В связи с этим, в старших классах нарушения адаптации и дезадаптации школьников встречаются чаще всего. Это объясняется особенностями протекания подросткового возраста у школьников с ЗПР.

Одними из основных форм, применяемых для развития межличностных отношений у детей с умственной отсталостью и ЗПР, являются диалоговые методы (дебаты, игры, коммуникативные тренинги, коллективные творческие проекты, игровые программы).

Эти формы взаимодействия помогают развить коммуникативные навыки ребенка, повысить его популярность в общении с одноклассниками, научить

логическому мышлению, критическому мышлению и эффективно организовывать коммуникацию.

Кроме того, для улучшения межличностных отношений очень полезно вести у каждого ребенка Дневник достижений, где он может отмечать свои успехи и повышать свою самооценку. Еще одним эффективным инструментом в работе над отношениями является "Ящик доверия", куда дети могут положить письма с проблемами и пожеланиями, если по какой-либо причине они не могут инициировать вербальный контакт. Успешность работы по формированию гармоничных межличностных отношений в старшей школе во многом зависит от того, насколько педагог способен давать ясные и однозначные инструкции, представлять материал проблемным, включая детей в процесс обучения. Также важно умение изучить каждого ребенка, провести диагностическую работу и основываясь на этом, включить его в групповую работу.

В воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья важен диагностический подход, который поможет определить их текущее состояние и учитывать их индивидуальность и групповую динамику. Также важно, чтобы учитель, родители, психолог и социальный педагог были взаимосвязаны и сотрудничали на благо учащихся.

В старшем школьном возрасте строятся основы для межличностного взаимодействия и коллективных отношений. Особые трудности в коммуникации в этом возрасте могут быть связаны с ограниченными навыками общения с взрослыми и сверстниками, непропорциональными эмоциональными реакциями, ситуативным поведением, затруднениями в решении проблем и низким уровнем навыков практической и речевой коммуникации.

Существует несколько методик для развития благоприятных межличностных отношений и коррекции нарушений в этой области, включая поведенческие стратегии и использование сказкотерапии, которая считается наиболее эффективным методом в поддержке адаптации детей.

В работе педагога-психолога применяются разные методы для формирования благоприятных межличностных отношений в разнообразном классном коллективе. Важно знать, что спортивные мероприятия могут создавать менее комфортные условия для детей с особыми вариантами здоровья и детей без них из-за соревновательного аспекта этой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеева, И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.

2. Баряева, Л.Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Галлямова Ю. С. и др. - М.: Добрый мир, 2018. - 331 с.

3. Брунов, Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Б. П. Брунов ; сост. Б. П. Брунов, В. И. Петроченко. - Красноярск: КГПУ, 2002. - 155 с.

Tatarnikova T.V.

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova (Simferopol, Russia)

METHODS AND TECHNIQUES FOR OPTIMIZING INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abstract: the paper presents the features of interpersonal relationships of high school students with mental retardation, presents methods and techniques aimed at improving interpersonal relationships of adolescents, as well as the basic conditions for optimizing interpersonal relationships of high school students with mental retardation.

Keywords: interpersonal relationships, ways of optimization, high school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.