Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1484
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ПОТЕШКИ / ПРОЗРАЧНЫЙ МОЛЬБЕРТ / КОЛЬЦА «СУ ДЖОК» / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махова Фатима Назировна

Статья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах, предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА Махова Ф.Н.

Махова Фатима Назировна - воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 42, г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития -освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах, предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.

Ключевые слова: режимные моменты, мелкая моторика, потешки, прозрачный мольберт, кольца «Су Джок», театрализованная игра.

Важнейшим фактором для развития речи является необходимость создания благоприятной ситуации, которая помогает вызвать желание у ребенка принять участие в речевом общении. Речь - основное средство для общения с окружающим миром. Очень важно, как можно чаще разговаривать с малышом, ведь в основе речи лежит подражание - повторение слов и фраз за взрослым. Речь все время должна окружать ребенка и для этого необходимо произносить вслух все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Во всех видах деятельности я планирую речевое развитие детей. Например, при входе в группу обращаю внимание ребенка на то, что нужно поздороваться. Утро мы начинаем с пальчиковой игры «Здравствуйте, дети!», тем самым я учу детей здороваться. Основательно подхожу к тому, чтобы моя речь была понятной, эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной. При формировании навыков самообслуживания я использую малые формы фольклора, литературные произведения. Например, ознакомление с правилами поведения за столом, правилами посещения туалета, правилами поведения в спальной комнате и т.д. Это дает возможность освоить детям не только посильные самостоятельные действия, но и обогатить запас слов, путем повторения и проговаривания. А также развивается память, воображение, и естественно, разговорная речь.

Большую роль играет проговаривание действия с ребенком. Например, процесс одевания: «Идем одеваться. Сначала надеваем носки. Находи их.

Теперь футболку, надень правильно. Давай, наденем шорты или платье, а теперь осталось надеть кепку и обувь». После завершения процесса одевания не забываю похвалить ребенка за самостоятельность.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления - развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Помимо этого, нужно уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

При развитии дыхания, а также слуха я применяю различные ленточки, бумажные самолетики, жучки, цветочки, мыльные пузыри и др. Особенно важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Для достижения этой цели, я использую пальчиковые игры, гимнастику, различные шнуровки, разного вида мозаики, пазлы. Детям очень нравятся игры с крупой, занятия с песком и водой. Широко применяю в своей работе кольца и шар «Су Джок», где дети совершают ритмические движения в такт стишкам и потешкам. Большим успехом у детей пользуется рисование на прозрачном мольберте, так как такое рисование не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные и

волшебные. А также развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет свои страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и самое важное - общительность.

На прогулке под текст соответствующей потешки или игры дети выполняют действия. Таким образом, у малышей развивается речь, память и появляется интерес к играм.

Я люблю петь вместе с детьми песенки и играть на различных инструментах (металлофон, дудочка и т.д.). Поем очень часто и везде. Это помогает научить детей слушать внимательно пение и игру на инструментах, учит петь без стеснения и с большим удовольствием подпевать взрослым.

Полноценное развитие речи детей невозможно без целенаправленной педагогической деятельности вне занятий. Индивидуальная работа предполагает различные игры на повторение и закрепление программного содержания: дидактические игры, подвижные игры с текстами, хороводные игры, настольно-печатные, игры-драматизации и т.д.

Она проводится в любое время и с небольшим количеством детей (2-5 человек).

Очень важно читать детям знакомые литературные произведения, а также шуточные стихи, которые сделают общение с детьми более интересным, веселым и содержательным.

Наконец, театрализованная игра! Ее значение велико, она совершенствует диалог и монолог, помогает освоить выразительную речь, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В заключение хочется отметить, насколько важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для ребенка!

Она должна быть четкой, неторопливой, доступной для понимания малыша, и грамотной.

Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песни, разучивать стихи, потешки, играть, одним словом, общаться, тем быстрее он овладеет правильной речью!

Список литературы

1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: пособие для работы с детьми

2-7 лет. М: Мозаика-Синтез, 2016. 128 с.

2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера, 2005.

224 с. (Ранний возраст).

3. НемовР.С. Психология 4 издание. М. Владос, 2003.

4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика-Синтез,

2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.