Научная статья на тему 'Методы и приемы формирования пунктуационных навыков на уроке иностранного языка'

Методы и приемы формирования пунктуационных навыков на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1051
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУНКТУАЦИЯ / ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ / СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна, Носкова Ирина Васильевна

Статья посвящена методам и приемам формирования пунктуационных навыков у обучающихся на уроке английского языка как важного условия полноценного овладения предметом. В статье раскрываются некоторые особенности пунктуации английского языка, в том числе в сравнении с пунктуационным строем русского языка, приводятся примеры методических приемов обучения пунктуационной стороне речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы формирования пунктуационных навыков на уроке иностранного языка»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Любовь Владиславовна Павлюкевич

кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:pavlovely@yandex. ru

Ирина Васильевна Носкова

студентка гр. 742 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: irina. noscova@mail. ru

Аннотация: Статья посвящена методам и приемам формирования пунктуационных навыков у обучающихся на уроке английского языка как важного условия полноценного овладения предметом. В статье раскрываются некоторые особенности пунктуации английского языка, в том числе в сравнении с пунктуационным строем русского языка, приводятся примеры методических приемов обучения пунктуационной стороне речи.

Ключевые слова: пунктуация, знак препинания, синтаксический строй языка.

В условиях глобализации мирового сообщества возрастает необходимость формирования поликультурной языковой личности, происходит усиление тенденции к межкультурной коммуникации, интеграции во всемирное информационное пространство, что, в свою очередь, обусловливает возрастание роли иностранного языка.

На современном этапе стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе принципиально нового качества обученности. Однако, несмотря на возрастающую необходимость во всестороннеразвитых компетентных специалистах, сокращение аудиторных часов приводит к тому, что многие аспекты языка остаются недостаточно изученными. В частности, это касается английской пунктуации.

Притом что обучение таким лингвистическим аспектам, как фонетика, лексика, грамматика считается первоочередной задачей, поскольку они формируют ту базу, без которой невозможно проявление коммуникативной функции языка, пунктуация также является его значимой системой. Она представляет собой проблематичную часть грамматики, изучению и обучению которой уделяется незначительное количество времени.

Вопросами пунктуации занимается ряд ученых (А.Б. Шапиро, Л.И. Зильберман, Г.И. Абрамова, Н.С. Валгина и др.), однако, ее природа и функции недостаточно изучены как в плане общего языкознания, так и с точки зрения отдельных языков. Не существует теории пунктуации, которая соответствовала бы теоретическому уровню науки о языке. В области методики отсутствует необходимое дидактическое оснащение для формирования

пунктуационных навыков. Учащиеся всех ступеней образования не изучают правила пунктуации; обучение ей, как правило, является личной инициативой преподавателя. Таким образом, в связи с незнанием большинства правил пунктуации происходит стремительный рост ошибок не только при использовании знаков препинания, но и, как следствие, во всех остальных аспектах языка.

Безусловно, владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущего расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Изучение пунктуационного строя иностранного языка способствует обогащению знаний во всех остальных аспектах языка, более полноценному развитию языковых умений. При этом реализуется важный методический принцип обучения -принцип интеграции и дифференциации. В связи с вышесказанным представляется целесообразным исследование особенностей пунктуационной системы английского языка и разработка учебно-методических пособий для формирования соответствующих навыков у учащихся.

Э.Д. Розенталь определяет термин «пунктуация» как совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи, а также собрание правил их расстановки. Знаки препинания наряду с буквами являются частью графической системы каждого языка [1, с. 365].

Употребление знаков пунктуации определяется синтаксическим строем языка, смысловым членением высказывания и ритмико-интонационной системой речи.

Сопоставляя пунктуационные системы английского и русского языков, важно отметить, что данные системы в основном совпадают. Однако эти системы, помимо общего сходства, имеют ряд особенностей. Функции одних и тех же знаков препинания, а также способы оформления в письменной речи часто не совпадают.

Известно, что в английском языке насчитывается 12 пунктуационных знаков препинания: точка (full-stop), запятая (comma), восклицательный знак (exclamationmark), вопросительный знак (questiommark), скобки (brackets), кавычки (quotationmark), двоеточие (colon), точка с запятой (semi-colon), дефис (hyphen), тире (dash), апостроф (apostrophe), заглавная буква (capitalletter), многоточие (ellipsis) (Оксфордский словарь). В русском языке нет такого пунктуационного знака, как апостроф; заглавная буква и дефис не считаются пунктуационными знаками. Они относятся к орфографическим правилам написания.

Одним из основополагающих аспектов в пунктуации русского языка является синтаксическая структура предложения: существуют строгие правила выделения второстепенных членов предложения и т. п. Английская пунктуация в свою очередь теснее связана со смыслом предложения и интонацией. Знаки препинания могут свидетельствовать о наличии логического ударения, показывать границу ритмической группы, являться сигналом паузы и могут

отсутствовать там, где они должны быть в соответствии с требованиями синтаксиса. Кроме того, что они необходимы для понимания письменной речи, они также служат для выражения оттенков значения, настроения, характера [4, с. 215].

Известное выражение «казнить нельзя помиловать» указывает на необходимость тщательного изучения пунктуации. От правильно расставленных знаков препинания зависит многое: выделение смысловых групп, указание на грамматические и логические связи между словами в предложении и тексте. Знаки препинания призваны передавать эмоции и чувства. Они облегчают зрительное восприятие и понимание текста, придают ему интонационную окраску при воспроизведении вслух [3].

Следует добавить, что изучающим иностранный язык необходимо не только знать основные правила употребления знаков препинания, но и изучать их в сравнении с соответствующими правилами употребления в родном языке. Особый акцент должен быть сделан на те случаи использования знаков препинания, которые отсутствуют в родном языке учащихся. В противном случае нарушается основная функция знаков препинания - служить средством общения между пишущим и читающим и знаки препинания могут стать препятствием для правильного членения и понимания высказывания. При изучении и описании системы пунктуации в иностранном языке в методических целях необходимо, как и в отношении прочих аспектов и уровней языка, учитывать интерференцию языков.

Поскольку использование знаков препинания в английском языке представляет трудности для российских учащихся, появилась необходимость разработки серии уроков, направленных на формирование пунктуационного навыка и развитие внимания учащихся к знакам препинания на письме. Разработанные нами учебные материалы ориентированы как на аудиторную, так и на самостоятельную работу, включают теоретический материал и упражнения на тренировку и закрепление изученного материала. Также прилагается электронное пособие, выполненное в программе AutoPlayMenuDesigner. В дальнейшем учитель английского языка сможет воспользоваться практическими материалами для планирования и проведения уроков, направленных на повышение пунктуационной грамотности учащихся.

Можно выделить три этапа, которые структурируют деятельность учителя и учащихся по формированию пунктуационных навыков:

- введение, ознакомление с пунктуационным знаком;

- тренировка изученного явления;

- применение.

На начальном этапе учащиеся знакомятся с функциями пунктуационного знака, случаями его употребления. Учащимся могут быть предложены наглядные постеры, комиксы, обучающие видео, посредством которых учащимся удается самостоятельно сформулировать правила использования изучаемого пунктуационного знака.

Следует заметить, что в средних классах школы учащиеся не должны механически учить установленные правила использования знаков препинания. Скорее, следует добиваться того, чтобы сами учащиеся формулировали случаи употребления пунктуационных знаков. Это, несомненно, ускорит процесс развития понятийной структуры мышления.

Особое место в системе работы по формированию пунктуационного навыка занимают различные упражнения.

Объяснение смысловой роли знаков препинания

Ученикам предлагается задание с целью расставить знаки препинания в предложении и увидеть, как меняется его смысл в зависимости от их постановки. Цель этого упражнения - отрабатывать навык выразительного чтения, учить учащихся определять роль знака препинания.

Пунктуационный разбор

Задание предполагает объяснение расстановки знаков препинания в предложении. Цель упражнения - формировать умение правильно расставлять знаки препинания и объяснять их постановку.

Упражнение-конструирование

Важное место принадлежит конструированию предложений. Учащимся необходимо дополнить реплики диалога, употребляя пунктуационные знаки. Благодаря данному упражнению развиваются логическое мышление и речь учащихся.

Исправление ошибок

Учащимся предлагаются предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Их необходимо найти и исправить. Цель упражнения - развитие пунктуационной зоркости.

Интонирование и прописывание предложений

Данное упражнение осуществляется в парном режиме, требует от первого учащегося правильного интонационного оформления, для того чтобы второй учащийся смог грамотно расставить знаки препинания. Цель упражнения -умение распознавать использование пунктуационных средств на слух.

Упражнение на соотнесение

Задание предполагает соотнесение правила использования знака препинания и примера к данному правилу. Цель упражнения - опознавание учащимся правила употребления пунктуационного знака и умение его объяснить.

Основой заданий третьего этапа выступают аутентичные тексты, статьи, эссе, которые учащимся требуется пунктуационно оформить.

Следует отметить, что необходимо соблюдать определенную иерархию в подаче упражнений (например, от легкого к трудному). Если не обеспечивается определенная пошаговость, логическая и методическая последовательность в работе над формированием пунктуационного навыка,

200

то выйти на планируемое пунктуационного знака соответственно его правилам употребления в письменной речи трудно, а иногда и невозможно.

Некоторые упражнения созданы с помощью сервиса Learningapps, (приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей). Возможности общего доступа и интерактивности позволяют ученикам проверить и закрепить свои знания в увлекательной игровой форме.

Приведем типы заданий:

а) перекрестный выбор (matching),

б) альтернативный выбор (true-false)

в) множественный выбор (multiplechoice),

г) упорядочение (rearrangement),

д) завершение / окончание (completion),

е) замена / подстановка (substitution),

ж) ответ на вопрос,

з) клоуз-процедура (cloze procedure).

Можно сделать вывод, что необходимость обучения пунктуационной стороне речи при обучении иностранному языку бесспорна. Изучение правил пунктуации и использование пунктуационных упражнений могут предотвратить появление ошибок, следовательно, повысить уровень грамотности и способствовать более глубокому пониманию пунктуационных правил английского языка и более успешному овладению предметом в целом.

Список литературы

1. Валгина Н.С., Розенталъ Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

2. Попова Л.П. Английская грамматика и пунктуация. - М.: АСТ, 2015. -

221 с.

3. Рушинская И.С. Английская пунктуация. English Punctiation: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 118 с.

4. Салъе В.М., Мячинская Э.И., Цурикова Л.П. Письменная английская речь: Практический курс - A Course in Written English: учеб. пособие для студ. лингв, вузов. Под ред. И.А. Уолш. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство Санкт-Петерб. ун-та; М.: Академия, 2005. - 240 с.

5. Трасс Л. Казнить нельзя помиловать. Бескомпромиссный подход к пунктуации. - М.: Р. Валент, 2006. - 192 с.

© Павлюкевич Л.В., Носкова И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.