Научная статья на тему 'Методы и приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся средней школы'

Методы и приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1851
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активизация деятельности / коммуникативные (речевые) упраж- нения / эффективное взаимодействие. / stimulating work / communicative (speaking) activities / effective interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Петрикова, Т.И. Сосновцева

В данной статье описываются некоторые приемы обучения устной речи учащихся средней школы на уроках английского языка. Цель статьи — рассмотреть методы и при- емы, повышающие мотивацию учащихся на уроках английского языка. В статье предла- гаются виды заданий, которые развивают не только языковые навыки и речевые умения, но и мыслительные способности, т.е. формируют коммуникативно-когнитивные и соци- альные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES ACTIVATING SPEECH AND COGNITIVE ACTIVITY OF THE MIDDLE SCHOOL LEARNERS

Thе article focuses on the effective usage of some techniques for teaching oral commu- nication in secondary school at the English language lessons. The aim of the article is to define some methods and techniques, which increase students’ motivation for learning the English language. The article provides some types of techniques, which develop not only the language ability and conversational skills but also cognitive capacity, in other words, they form commu- nicative cognitive and social skills.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся средней школы»

Список использованной литературы

1. Смирнова А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой учёный. 2016. №11(115). С 1783-1785.

2. Авдюнина Н. А. Инновационные методы обучения английскому языку младших школьников // Просвещение иностранные языки: приложение к региональному методическому сборнику. 2017. №7. С 8-9.

3. Березнева Е. Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс её развития // Педагогические науки. 2015. №6. С. 335-338.

4. Немов Р. С. Психологический словарь. М. : Владос, 2007. 506 с.

5. Малошонок Н.Г. Учебная мотивация студентов российских ВУЗов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. №3. С 92-117.

6. Феоктистова, Е. А. Развитие познавательных УУД младших школьников техникой «зентангл» // Молодой учёный. 2016. №11(115). С 1793-1795.

7. Каленникова Т. Г., Борисевич А. Р. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. Минск.: БГТУ, 2007. - 68 с.

8. Конюхова Е. Ю., Писнова М. В. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе. Словарь терминов. Екатеринбург: Ажур, 2015. 64 с.

9. Неудахина Ю. Н. Игры на уроках английского языка с использованием ИКТ для формирования фонетических навыков в младших классах общеобразовательной школы // Научный альманах. 2019. № 3-2 (53). С. 52-54

10. Водяха Ю. Е., Водяха С. А. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие. Екатеринбург.: Урал. гос.пед ун-т, 2018. 108 с.

А.А. Петрикова, Т.И. Сосновцева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.111.1

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В данной статье описываются некоторые приемы обучения устной речи учащихся средней школы на уроках английского языка. Цель статьи — рассмотреть методы и приемы, повышающие мотивацию учащихся на уроках английского языка. В статье предлагаются виды заданий, которые развивают не только языковые навыки и речевые умения, но и мыслительные способности, т.е. формируют коммуникативно-когнитивные и социальные умения.

Ключевые слова: активизация деятельности, коммуникативные (речевые) упражнения, эффективное взаимодействие.

METHODS AND techniques ACTIVATING SPEECH AND COGNITIVE ACTIVITY OF THE MIDDLE SCHOOL LEARNERS

ТЪе article focuses on the effective usage of some techniques for teaching oral communication in secondary school at the English language lessons. The aim of the article is to define some methods and techniques, which increase students' motivation for learning the English language. The article provides some types of techniques, which develop not only the language

ability and conversational skills but also cognitive capacity, in other words, they form communicative cognitive and social skills.

Keywords: stimulating work, communicative (speaking) activities, effective interaction.

Успешное овладение иностранным языком сегодня — это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета школьной программой.

К сожалению, большинство школьных программ, за исключением программ для специализированных лингвистических школ, предусматривают 3 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка. Необходимо использовать новые приемы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. Суть различных приемов заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать их активными участниками образовательного процесса, что позволит активизировать речемыслительную деятельность

Представляется возможным отметить, что только следуя общедидактическим и общеметодическим принципам (таким как сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, прочность), а также частно-методическим положениям, можно осуществить активизацию устно-речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка в школе [1].

Активизация речемыслительной деятельности обучающихся - это целенаправленный процесс творческого взаимодействия педагога и воспитанников, при котором у последних формируется устойчивая положительная мотивация к речемыслительной деятельности, возникает потребность в прочных знаниях по предмету, возрастает самостоятельность, самоконтроль и творчество в данном виде деятельности. Структура речемыслительной деятельности включает следующие компоненты: мотивационный, содержательный, процессуально-творческий [2, с. 5-17].

К факторам и педагогическим условиям активизации речемыслитель-ной деятельности школьников можно отнести следующие: наличие устойчивой положительной мотивации на осуществление активизации речемыс-лительной деятельности, выраженной в стремлении школьников к самостоятельной творческой речемыслительной деятельности; создание педагогом доверительной образовательной среды; предоставление возможности каждому школьнику реализовывать творческие идеи, осуществлять самоконтроль и самооценку речемыслительной деятельности [3, с. 181].

В современном понимании урок - это образовательное событие, акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников. Выученность и обученность обязательны, но это всего лишь средства, суть дела - целостный акт самостроения личности в ходе взаимодействия с учителем и товарищами, отсюда - необходимость системно-деятельностного подхода [4, с. 35-37].

Одним из способов активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроке является способ создания проблемных ситуаций. Например.

1. Преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений учащихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Такое столкновение можно обеспечить с помощью: опыта; рассказа об опыте; различных наглядных средств, ТСО; практических заданий, в которых учащиеся обязательно допускают ошибки, или невыполнимых заданий.

2. Обнаружение несоответствия известного и требуемого способа действия, когда учащиеся пытаются выполнять новые задания старыми способами.

3. Сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых: фактов, явлений, данных; суждений, мнений великих ученых, писателей, критиков, политиков; мнений самих учащихся; различных вариантов текстов художественных произведений, документов, различных видов искусств.

4. Использование типичных ошибок учеников или одностороннего подхода к явлениям. Побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений.

В ходе учебной деятельности представляется эффективным использовать следующие методы: беседы, опросы, задания и упражнения с целью установления характера изменений в речемыслительной деятельности школьников.

Для активизации речемыслительной деятельности учащихся средней школы предлагается использовать такие приемы работы, как «Карусель» ("Merry Go Round"), «Ассоциативный ряд», «Стань учителем», «Согласен-Не согласен», Mindmap, Синквейн для любого этапа урока, проектная деятельность и прием «Закончи предложение».

Прием «Карусель» ("Merry Go Round") может быть использован на организационном этапе. Этот прием позволяет задействовать образное мышление и память учащихся. (Обучение устной речи и активизация речемысли-тельной деятельности проводилась с опорой на учебник «Английский в фокусе» Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 8 класса). Так, например, в работе над темой «Socialising» учащимся предлагается назвать свои ассоциации со словом "communication". Например: uncomfortable, shy, positive, interesting, conversation, unsociable, palms sweat, unsure, worried, sen-

sitive, etc. Ответы учащихся записываются на доске с тем, чтобы они могли быть использованы в работе над ассоциативным рядом.

Прием «Ассоциативный ряд» используется для актуализации знаний. При изучении каждого понятия на доске записываются в столбик слова-ассоциации. Далее учащимся предлагается, используя эти слова, дать определение тому или иному понятию. После обсуждения всех вариантов в тетради записывается итоговый вариант. Таким образом, ассоциативный ряд учащихся пополняется новыми словами.

Прием «Синквейн» можно применять на любом этапе урока. Он помогает сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Синквейн может состоять из следующих этапов: 1 строка - тема, 2 строка - 2 прилагательных, 3 строка - 3 глагола, 4 строка - предложение, 5 строка - эмоция, выражающая личное отношение. Так, после прочтения текста "Breaking the Ice " и выполнения упражнений, данных после него, обучающимся предлагается в тетрадях и на доске составить синквейн. Например: Socialising: rnnfusing, uncomfortable; арргоаch, benefit, develop; don't avoid being around new people; оptimistic.

Далее учащиеся, используя синквейн, составляют текст с помощью указанных слов. Например, I haven't really been in the mood for socializing. That is why it was confusing and uncomfortable.

Прием «Mindmap» - это графическая организация материала. Данный прием помогает систематизировать материал по изучаемой теме. Этот прием может быть использован для закрепления прилагательных, характеризующих личность человека. В середине доски записывается тема Character adjectives. (Учащиеся дублируют все в своих тетрадях). Далее, от заголовка указанной темы рисуют лучи, на которых записывают прилагательные по теме, а под ними записывают дефиниции. Например: stubborn - she always wants to do things her own way.

Перед использованием приема «Стань учителем» учащимся объявляют, что на уроке каждый ученик испытает себя в роли преподавателя. Это означает, что на одном из этапов занятия будет проводиться самостоятельная работа: словарный диктант, тестовые задания или другой вид деятельности по осуществлению контроля усвоения знаний, который завершится взаимопроверкой работ. К примеру, предлагается провести диктант на проверку знания прилагательных, описывающих характер человека. Задача подобных заданий состоит в том, чтобы учащиеся поняли, насколько хорошо они запомнили слова и, на что обратить внимание дома.

В качестве домашнего задания предлагается использовать прием «Творческая деятельность учащихся». Проект «Be yourself». Учащимся раздаются листочки, на которых даны слова, описывающие различные черты характера человека, например: shy but kind, selfish but reliable... Используя данные характеристики, нужно составить рассказ с моралью «Будь собой». Учащимся предлагается доказать, что не стоит во всем подражать другим,

нужно быть самим собой, и даже если человек вспыльчивый, то это не значит, что у него нет положительных черт.

Прием «Закончи предложение» хорошо подходит для этапа рефлексии. Данный прием помогает учащимся подвести итоги урока, сконцентрировать свое внимание на главных вопросах дня. Учитель заранее заготавливает начало предложений, например: Today I have learned аЪоШ..., was interesting to me., was difficult for me и т.д., которые учащиеся должны закончить.

Одним из условий активизации речемыслительной деятельности учащихся является наличие устойчивой положительной мотивации, выраженной в стремлении учащихся к самостоятельной творческой речемыслитель-ной деятельности.

Список использованной литературы

1. Шакирова А.А. Принципы обучения иностранному языку. Современные проблемы науки и образования. № 1- М., 2015.

2. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии. №4 - М., 1982.

3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград,

2001.

4. Мурашев А.А. Речевое мастерство учителя. - М., 1999.

В.В. Рыжова, Г.А. Никитина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.111.1

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены некоторые методы активного обучения иностранным языкам. Авторы уделяют особое внимание развивающей парадигме обучения. Актуальность подобного рода исследований обусловлена как последними тенденциями в развитии современного общества, так и инновациями в системе образования. Необходимость развития продуктивного образования и переход на компетентностную основу определяют значимость активных методов обучения в современной школе. В статье представлены промежуточные результаты применения рефлективной деятельности, включая метод синк-вейна, и индивидуальных маршрутов школьников при обучении иностранному языку. Одним из наиболее важных результатов подобного обучения стал рост мотивации обучающихся.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, продуктивное обучение, активное обучение, индивидуальный маршрут обучающегося.

ACTIVE FOREIGN LANGUAGE LEARNING WITHIN THE FRAMEWORK OF DEVELOPMENTAL TEACHING

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.